это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1006159
Ознакомительный фрагмент работы:
В западном средневековом обществе каждый человек остро ощущал на экзистенциальном уровне свою греховность. Надеждой на спасение от вечных мук ада обладала только небольшая группа людей, в основном служители церкви. Что касается остальных, то они находились под постоянным давлением осознания посмертного воздаяния.
Литература XVII века является важным этапом в истории мировой литературы, что связано со становлением новых взглядов на мир и место в нем человека. Переосмысление сущности человеческого бытия требовало рассмотрения влияния на него общественных законов, моральных принципов и религиозных идей.
Важным здесь стало формирование новых концепций греха и покаяния. Грех стал связываться больше не с изначальной греховностью человеческой природы, возникшей в ходе акта грехопадения, а с непосредственными поступками человека. Уже у Августина мы видим прообраз классификации грехов. Постепенно в оборот начинают входить термины грехов мелких, незначительных, повседневных, которые противопоставляются грехам смертным. «Легализация» чистилища также меняет ситуацию восприятия греха.
Концепция греховности интересовала и Данте Алигьери, и Джона Мильтона. Рассмотрим, какое решение имеет в их творчестве вышеозначенный вопрос.
В основе «Божественной комедии» лежит религиозно-нравственная идея возмездия за земные грехи. При этом данные толкования определяются христианской картиной жизни человеческой души: всё созданное Богом имеет своё место, своё предназначение в мире. Место души — Эмпирей, куда она устремляется, при условии, что она очищена от груза грехов.
За каждым пороком у Данте всегда следует наказание. Поэт отражает еще один принцип ответственности за свои поступки и мысли – индивидуализацию наказания. Это выражается в том, что наказание назначается с учетом личности грешника и порока. Поэт подбирает наказание для каждого так, чтобы оно отражало суть его порока.
В Аду существует собственная «судебная система», представленная одним судьей – Миносом, царем Крита и сыном Зевса. Минос, по Данте, изучает все грехи и преступления грешника, оборачивал длинный и толстый канат вокруг собственного тела, и число витков соответствовало кругу, на который приходилось отправляться душе грешника.
В иерархии грехов Данте следует за греческим философом Аристотелем. В первом – некрещеные, родившиеся до появления Иисуса Христа. В верхнем Аду (втором–пятом его кругах) он помещает души грешников, наказуемых за невоздержанность – сладострастие (2-й круг), чревоугодие (3-й круг), скупость и расточительность (4-й круг), гневливость и несдержанность (5-й круг), т. е. за пороки не столь тяжкие. В нижнем же Аду – души тех, кто караем за зло, совершенное сознательно и намеренно: насилие (7-й круг), обман (8-й круг) и предательство (9-й круг).
Круги Ада, рисуемые Данте, показывают нам, от чего должна душа отказаться. Уступы Чистилища демонстрируют нам, в чём она должна покаяться и от чего она должна воздержаться: у Данте, согласно католической традиции, в Чистилище пребывают души тех грешников, которые не осуждены на вечные мучения и еще могут очиститься от своих грехов. Ждут отпущения грехов гордецы, завистники, гневливые, склонные к унынию.
Например, в разделе «Чистилище» дантовой «Комедии» есть очень глубокий взгляд на двоякое понимание богатства и, соответственно, двоякое к нему отношение со стороны людей. Вергилий, разъясняя этот вопрос Данте, говорит:
Богатства, вас влекущие, тем плохи,
Что, чем вас больше, тем скуднее часть,
И зависть мехом раздувает вздохи.
А если бы вы устремляли страсть
К верховной сфере, беспокойство ваше
Должно бы неминуемо отпасть.
Ведь там – чем больше говорящих «наше»,
Тем большей долей каждый наделен,
И тем любовь горит светлей и краше.
(Чистилище. Песнь 15, 49-57)
Мнимому вещному богатству здесь противопоставляется подлинное духовное богатство человеческих связей и отношений. Те, кто не осознал этого при жизни, будут каяться за свой грех в Чистилище.
Таким образом, души Чистилища не имели «умысла» в совершении грехов, а обитатели Ада совершали свое зло намеренно, осознавая его последствия. В Чистилище основополагающим принципом является покаяние. И, вместе с тем, души там искупают свои грехи веками.
В Аду Данте торжествует справедливость. Данте чтит высшее правосудие, обрекшее грешников на мучения в преисподней, но в то же время там царит свобода воли, каждый имеет право на собственную реакцию на приговор и покаяние.
У Данте индивидуум должен совершить восхождение от непосредственного, «грешного» состояния, через очищение, испытания, к единству, тождеству с божественной субстанцией:
Но потому, что взор во мне крепчал,
Единый облик, так как я при этом
Менялся сам, себя во мне менял
(Рай, песнь 33, 112-114)
Он человек, который ото дна
Вселенной вплоть досюда, часть за частью,
Селенья духов обозрел сполна…
(Рай, песнь 33, 22-24)
Странствие Данте – это иносказательное изображение пути к спасению всего человечества, которое, невзирая на грехопадение, на все зло и мерзости, которые творились и творятся на земле, также спасено – силой Божественной любви.
Произведение Данте Алигьери вобрало в себя все лучшее эпохи, предшествующей жизни автора, новшества его времени, оно же опередило развитие литературного процесса на много веков вперед.
Острый интерес к концепции греховности в её религиозной трактовке был характерен и для Джона Мильтона. Настойчивые попытки мыслителя исследовать проблему греховности человека объяснялись переломным характером эпохи, в которую начинала формироваться новая общественная мораль. Она не отвечала тем идеалам, чьё торжество предрекали художники позднего Ренессанса. Это побуждало искать объяснение этическим и концептуальным преобразованиям в области религии. Именно это и отражалось в творчестве писателя XVII столетия.
В поэме Джона Мильтона «Потерянный рай», как и в Библии, в Эдеме происходит главное событие – совращение Сатаной первого человека. Композиционно в центре повествования также оказывается рассказ о грехопадении Человека и утрате Рая.
В поэме «Потерянный Рай» Джона Мильтона процесс сотворения мира подобен потоку созидающей энергии, исходящей от божественного создателя. Прямой противоположностью божественному созиданию является разрушительная пагубная сила, следствие первородного греха, заключенная в образе Сатаны.
Сатана, создав Грех, мнит себя равным Богу:
Ты чаще всех
Заглядывался на меня, признав
Своим подобьем верным…»
(перевод А. Штейнберга, Книга VIII)
Образ Сатаны соткан из нарциссических мотивов, напрямую соотносимых с понятием греха: гордыни, себялюбия, тщеславия и др. Дьявол становится символом темной стороны человеческой натуры, воплощает в себе концепцию греха.
Мильтоновская концепция греха (в рамках которой мы можем понимать «грех» приблизительно как неповиновение явному повелению свыше) обращена к идее о том, что он необходим для осуществления добра в рамках исполнения божественного плана.
Джон Мильтон в «Потерянном рае» изображает Адама восклицающим, после того как тот узнал Божий план для человечества:
О Благодать, без меры и границ,
От Зла родить способная Добро
И даже Зло в Добро преобразить!
Ты чудо большее того, что свет
При сотворенье мира извлекло
Из мрака. Я сомненьем обуян:
Раскаиваться ль должно о грехе
Содеянном иль радоваться мне,
Что к вящему он благу приведет
И вящей славе Божьей, вящей ласке
Господней людям и торжествованью
Над гневом — милосердья
(Пер. Аркадия Штейнберга. Книга 12, 469–478)
Мильтон признает, что Бог, если Он собирается создать действительно свободные существа, должен рискнуть, предоставив им возможность Греха. Бог не может воспрепятствовать Греху, не сведя на нет при этом природу созданных свободными существ. Созданные носители свободной воли фактически творят Грех, особенно первые люди.
Таким образом, Мильтон придерживается простой концепции первородного греха, грехопадения, совершенного первыми людьми, так называемый «грех прародителей», следствия которого воздействуют на все последующие поколения.
Главное событие поэмы Мильтона – борьба добра и зла, греха и добродетели – происходит в душах людей, то есть вечно и везде, вне времени и вне пространства.
Таким образом, у Данте и у Мильтона ад – место, где царит хаос и безысходность. Данте обращает внимание читателя на греховность людей, их пороки, за которые они в аду претерпевают мучения, Мильтон более сосредоточен на внутреннем состоянии грешников.
ЛИТЕРАТУРА
Алигьери, Д. Божественная комедия. / Данте Алигьери; перевод с итальянского и примечания М. Лозинского. М.: Московский рабочий, 1986. – 575 с.
Веселовский А.Н. Данте // Энциклопедический словарь. Брокгауз и Ефрон. Биографии. Т. 4. М., 1993. С. 535-540.
Горбунов А.Н. Поэзия Дж. Мильтона (от пасторали к эпопее) // Джон Мильтон. Потерянный рай, Возвращенный рай и другие поэтические произведения. М.: Наука, 2006.
Мандельштам, О. Разговор о Данте [Электронный ресурс] // Русская виртуальная библиотека : [сайт]. URL: http://rvb.ru/mandelstam/slovo_i_kultura/01text/01text/13.htm (дата обращения: 05.01.2017).
Мильтон Дж. Потерянный рай / Пер. А. А. Штейнберга. СПб.: Кристалл, 1999. Кн. 2. 342 c.
Самарин Р.М. Творчество Джона Мильтона. М.: Издательство Московского университета, 1964.
Черноземова Е. Н. Концепция достоинства человека в «Божественной комедии» Данте как ключ к гуманизму эпохи Возрождения //ВЕСТНИК. – 2015. – С. 22.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!