это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1020178
Ознакомительный фрагмент работы:
ВведениеРаспад СССР привел к огромным геополитическим утратам для России. Стремительное изменение геополитической ситуации на постсоветском пространстве требовало соответствующих изменений в стратегии развития страны. Однако сделать правильные выводы, произвести корректировку геостратегического курса России оказалось непросто. Страна несла многочисленные геополитические потери. Поэтому сейчас необходимы тщательный анализ современных мировых тенденций, выработка взвешенных решений по утверждению геостратегических направлений развития страны. Современные международные отношения представляют собой во многом поле борьбы наиболее мощных и ярких геополитических образов - стран, регионов, политических и военных блоков. В новом геополитическом пространстве ведется противоборство ведущих игроков.
Интенсивные процессы глобализации требуют новых подходов к формированию геостратегии страны. Актуальность данного исследования в том, что геополитические отношения имеют приоритетное значение для современной России, определяют перспективы ее развития.
Цель исследования: изучить глобализацию и геополитические перспективы России. Задачи исследования:
- охарактеризовать современное положение и геополитический статус России.
- выяснить проблемы и перспективы интеграции России и бывших республик постсоветского пространства.
- определить глобализацию и положение и перспективы России на геополитической карте мира.
Объект исследования: процессы глобализации и геополитическое положение России. Предмет исследования: геополитические аспекты отношений и перспективы России.
Структура работы: работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
Современное положение и геополитический статус РоссииГеополитическое положение Российской Федерации за последние 20 лет приобрело совершенно другой облик, нежели тот, который был некогда в годы существования Российской империи и Советского Союза.
Перекройка политической карты мира, переориентация интересов Запада и ее усиление привели к потере значительных, стратегически важных территорий, которые некогда считались союзниками бывшего СССР.
Распад Советского Союза был самым небывалым скачком назад, которое впоследствии стало точкой невозврата того высокого уровня, которое создавалось долгие века, оно привело к большим экономическим, идеологическим, социальным и геополитическим потерям для России и для постсоветских стран в целом. После окончания «холодной войны» и распада СССР Россия понесла большие геополитические потери: утрачено более 5 млн кв. км территории (по сравнению с СССР); потеряны многие выходы к морям, прямые сухопутные выходы к Центральной и Западной Европе; за пределами России остались этнические русские меньшинства; страна получила необустроенные границы. На территории ряда республик бывшего СССР остались крупные предприятия (в том числе военно-промышленного комплекса), с которыми российские производители были непосредственно связаны технологическим циклом. В то же время Россия сохранила выгодное географическое положение, оставаясь уникальным транзитным коридором через Евразию; в пределах РФ остались лучшие по качеству, составу и конкурентоспособности на мировом рынке естественные ресурсы; в России сконцентрированы самые мощные научные силы бывшего СССР.
Что касается геополитического статуса России, то слабое экономическое положение РФ, тревожная демографическая ситуация, отсутствие идеологических и духовных основ развития общества и т.д. не
позволяют в настоящее время России претендовать на статус сверхдержавы,
каковым в свое время обладал Советский Союз.
Согласимся с мнением группы экспертов по вопросам национальной безопасности А. Буркина, А. Возженникова и Н. Синеок о том, что России, в силу ее геополитического положения и многонационального населения, просто нельзя не быть великой державой. В то же время вряд ли с полной уверенностью можно утверждать, что Россия сохранила за собой статус великой державы. Реальное воздействие России на мировые процессы пока еще не слишком весомо. Некоторые эксперты считают, что хотя Россия сохраняет определенное влияние на ход мировых процессов, перспективы восстановления ею былого могущества и превращения в мировой «центр силы» пока остаются неясными. Однако ряд последовательных внешнеполитических шагов российского руководства в последнее время позволяет с определенным оптимизмом воспринять провозглашенный в новой Концепции внешней политики Российской Федерации статус России, как одного из ведущих государств мира. По нашему мнению, сейчас Россию можно представить как региональную (евразийскую) державу, способную оказывать определенное воздействие на ход решения некоторых мировых проблем, сохраняющую влияние на ряд государств постсоветского пространства, которое, однако, все больше превращается в зону столкновения интересов различных государств.
Таким образом, налицо изменение геополитического статуса России по сравнению с СССР. Изменение геополитического статуса страны делает актуальным выработку новых геополитических ориентиров, определяющих характер отношений с государствами ближнего и дальнего зарубежья, оценку новых угроз национальной безопасности России и разработку механизма нейтрализации этих угроз, определения геополитических интересов страны и
способов реализации этих интересов, противодействия геополитическим противникам и укрепления отношений с геополитическими союзниками.
2. Проблема и перспективы интеграции России и бывших республик постсоветского пространстваПервостепенное значение для геостратегии России имеет периметр границ бывшего Советского Союза. Во-первых, по историческим и географическим причинам ближнее зарубежье более значимо для безопасности России, чем для других великих держав. Во-вторых, положение миллионов людей русской культуры в странах ближнего зарубежья является естественным основанием для пристального внимания Российского государства.
Национальные интересы России во взаимоотношениях с независимыми государствами постсоветского пространства заключаются:
в их дружественной позиции независимо от того, кто находится у
власти;
2) в предотвращении «транзитных» угроз своей безопасности, возникающих за пределами постсоветского пространства;
3) во внутренней стабильности и отсутствии конфликтов между этими странами, чреватых включением в них России.
Сотрудничество со странами ближнего зарубежья как направление
внешней политики России перспективно потому, что открывает перед ней возможность стать одним из мировых центров интеграции. Реализация этой возможности в существенной степени будет зависеть от притягательности самой России, ее способности решать внутренние проблемы на основе экономики нового, постиндустриального типа. Россия, имея стратегические и иные интересы на постсоветском пространстве, не хочет, чтобы политическая ситуация в этих странах вышла из-под ее контроля. Но события
последних лет показывают, что политика, проводимая Россией по отношению к бывшим союзным республикам, имеет множество изъянов.
С Белоруссией, считающейся самым близким партнером России, тоже
сложные взаимоотношения. По мнению российского политолога Сергея Черняховского, проблемы, которые Россия постоянно создает в ходе объединения с Белоруссией, в значительной степени тормозят распространение процессов государственной реинтеграции и с другими республиками. Они видят, что Белоруссия прямо высказалась за объединительный процесс, но элита России всемерно пытается извлечь из этого процесса односторонние выгоды, по сути, настояв на поглощении Белоруссии. И из этого они делают вывод: нет у них резона воссоединяться с Россией, потому как она не то что не заплатит этим республикам за любое проявление доброй воли, но и, наоборот, попытается взыскать с них политическую и экономическую плату за воссоединение. Вполне логично, что, осознав все это, они начинают искать других союзников и другие центры интеграции, - считает эксперт. Сотрудничество с Республикой Белоруссия в значительной мере позволяет реализовывать приоритетные направления России в национальной экономической безопасности.
Помимо Союзного государства еще одним интеграционным объединением, являющимся одним из важнейших во внешней политике Российской Федерации, является Евразийский экономический союз. ЕАЭС – это международная организация региональной экономической интеграции,
учреждённая Договором о Евразийском экономическом союзе в 2014 году.
Посредством участия в ЕАЭС Россия имеет возможность обеспечить национальную безопасность в экономической сфере. В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, и проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики. Благодаря своему геополитическому положению Казахстан и Киргизия выполняют роль так называемой «блок-линии», которая защищает границы Российской Федерации от угроз национальной
безопасности, исходящих от Афганистана и иных горячих точек азиатского региона, в частности, это касается распространения исламского экстремизма и наркотиков. Создана новая стратегическая линия «Новый шелковый путь»,
которая предполагает участие Афганистана в проекте «Большая Азия».
По мнению эксперта из ОБСЕ Л. Заниера, открытость границ Центральной Азии и Афганистана упростит процедуру торговли и даст свободу передвижению людей. Это в свою очередь может негативно отразиться на России, так как «Большая Азия» приведет к дестабилизации региона и усложнит обеспечение безопасности страны от наркотрафика и «нежелательной миграции экстремизма».
Таможенный союз (ТС) ЕАЭС – это межгосударственное соглашение в рамках ЕАЭС, созданное в 2010 году. Для России главный интерес представляют условия взаимной торговли с участниками союза.
Ученые неоднозначно оценивают эффективность функционирования ЕАЭС. А. Мигранян, руководитель отдела экономики Института стран СНГ, считает, что Россия в целом четко не представляет, каковы её стратегические интересы с точки зрения экономических выгод участия в ЕАЭС и предлагает
следующую формулировку интересов Российской Федерации в ЕАЭС:
1. Создание общего рынка, в частности, рынка энергоносителей;
2. Интеграция по принципу «сообщающихся сосудов», т.е. экономическая интеграция должна дополняться особыми отношениями, например, в сфере безопасности, политики;
3. Создание единой валюты;
4. «Прозрачное» (полностью прослеживаемое) движение товаров на территории ЕАЭС.
В целом, не все интересы России в ЕАЭС реализованы в данный момент. Однако существуют будущие перспективы от сотрудничества.
8 апреля 2016 года состоялось заседание Совета министров
иностранных дел стран СНГ. СМИД принял ряд решений, направленных наразвитие гуманитарного сотрудничества по проектам в области здравоохранения. Представители стран также договорились способствовать
повышению обеспечения безопасности, противодействовать угрозам терроризма. Были рассмотрены предложения Казахстана, Туркменистана, Азербайджана и Молдавии по расширению экономического и социального взаимодействия стран, что может способствовать решению проблем большей
вовлеченности стран, не входящих в Евразийский экономический - союз, в
процесс экономической интеграции ЕАЭС. Подобный шаг позволит создать условия для расширения экономических связей и развития социальной инфраструктуры стран СНГ. Интерес России заключается в том, что расширение вовлеченности стран в процесс экономической интеграции ЕАЭС может также расширить единый рынок государственных закупок.
Россия всегда была стратегически заинтересована в Южном Кавказе, особенно этот регион был важен для сферы безопасности нашей страны, так как это приграничный регион, который примыкает к наиболее сложной в этнополитическом плане части Российской Федерации – Северному Кавказу.
Россия жизненно заинтересована в нормализации ситуации на Южном Кавказе. Включение небольших государств Южного Кавказа в различные
интеграционные объединения могут дать им новые возможности развития, но
могут принести с собой и новые проблемы.
В настоящее время идеи независимости и суверенитета стали доминирующими в соседних с Россией странах. На смену представлениям об исторической и цивилизационной общности пришли концепции собственной национальной уникальности и стремление дистанцироваться от России.
Возвращение Крыма в состав России воспринималось правящими
элитами и определенной частью общества с точки зрения «сакрального характера» собственной независимости и суверенитета.
Россия пытается сохранить то, что осталось от прежних геополитических плацдармов в ближнем зарубежье, но нет достаточных средств, чтобы самостоятельно разрабатывать богатства Евразии, и в то же время, Россия недостаточно сильна политически, чтобы иметь возможность закрыть постсоветское пространство от влияния внешних сил.
Избранный президент Южной Осетии А. Бибилов объявил о начале
консультаций с российским руководством о возможности вхождения Южной
Осетии в состав России. Были проведены работы по делимитации границы,
есть и пропускные пункты на границе между Россией и Южной Осетией.
Идеи интеграции и союзничества с Россией остаются, но практических шагов по прямому вхождению Южной Осетии не предполагается, по крайней мере, в ближайшем будущем. Однако это не значит, что дорога на этом направлении совершенно закрыта. В данной ситуации будут играть роль контекстуальные факторы — возможное размещение мощных группировок НАТО в Грузии, вступление Грузии в Североатлантический Альянс, действия западных союзников Грузии, которые могут быть расценены как
угроза российским интересам и др. Скорее всего, до возникновения
подобных ситуаций вопрос об объединении будет заморожен.
В других сферах взаимодействие России и Южной Осетии останется.
Россия является традиционным партнером государств Центральной Азии (в области обеспечения безопасности). На сегодняшний день существуют очаги напряженности, опасные не военными действиями, а непредсказуемостью развития. Главное опасение России состоит в возможности серьезного обострения конфликтов в регионе, так как оно может привести к потере Россией своих позиций в регионе. Однако, особое
положение России, как партнера данных стран в области обеспечения
безопасности, может позволить ей стать своеобразным «мировым судьей», который может начать процесс согласования интересов сторон. Данная потенциальная ситуация вполне способна перерасти в реальную, с учетом того, что для некоторых государств Центральной Азии, Россия все ещё остается гарантом политической стабильности.
Санкционные ограничения со стороны третьих стран дают импульс для развития российских отношений с постсоветскими республиками. В финансово-экономической сфере Россия эффективно взаимодействует и может взаимодействовать в будущем в рамках интеграционных объединений.
Инновационная сфера в настоящее время является важным аспектом сотрудничества многих постсоветских государств. Данные мероприятия запланированы к реализации в 2017-2020 годах.
Главной проблемой при реализации национальных экономических интересов России является нестабильная геополитическая ситуация на постсоветском пространстве. При развитии геополитических противоречий в постсоветских странах может произойти один из двух сценариев:
1. Идея реинтеграции постсоветского пространства будет реализована;
2. Победу одержат враждебно настроенные к России силы.
При любом варианте Россию ждут негативные последствия.
Наиболее дееспособными постсоветскими интеграционными проектами стали Евразийский экономический союз (ЕАЭС) и Организация
Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Однако и в них проблема согласования интересов и преодоления внутренних противоречий еще далека
от своего решения.
Таким образом, главным итогом деятельности СНГ стало то, что на его территории удалось сохранить единое экономическое пространство. Однако, стоит отметить, что дальнейшее развитие как СНГ, так и ЕАЭС, Таможенного союза во многом зависит от двусторонних отношений России с другими постсоветскими государствами.
3.Глобализация и положение и перспективы России на геополитической карте мираПо мнению А.Лосева, глобализация – является многолетним процессом преобразования национальных экономик и политических отношений стран в единую геоэкономику.
Анализ современного геополитического положения Российской Федерации говорит о том, что, при всех потрясениях и потерях, которые сопровождали страну в XX в., у нее достаточно прочное положение на геополитической карте мира. Имеются реальные предпосылки возрождения России, как развитого демократического государства, способного повлиять на характер и направленность глобальных процессов в следующих сферах: политической, экономической, социальной и культурной. На это указывают колоссальные ресурсы России, в числе которых также и не поддающиеся учету трудовые, культурные, конфессиональные традиции населяющих его людей. Кроме этого, Россия – является единственной страной от Атлантики до Тихого океана, через которую может пройти коммуникация трех мировых полюсов экономического и технологического развития в Западной Европе, Восточной Азии и Северной Америке. Очевидно, что на пересечении этих транспортных коридоров в XXI в. на Дальнем Востоке и Китае будет сформирован крупнейший мировой коммуникационный узел, поэтому будущее России значительно будет определять ее способность «обустройства» евразийского пространства. Формируется азиатская политика, устраняющая односторонний прозападный уклон. Повышение внимания к Азии ведет к формированию общих позиций с Китаем, Индией,
исламским миром по вопросу о формировании многополярного мира.
Интеграция с ближним зарубежьем приобретает осмысленность и целенаправленность, сопровождается усилением влияния на постсоветском пространстве, однако такая политика сталкивается и будет сталкиваться с
противодействием ряда южных соседей России, США.
Российско-американские отношения в обозримом будущем будут сохранять одно из приоритетных мест в нашей внешней политике. Это связано не только с вопросами двустороннего взаимодействия как экономического (торговля, инвестиции, обмен технологиями), так и военного (поддержание паритета ядерных вооружений) характера, но и со стремлением США придать системе международных отношений однополярный характер, играть доминирующую роль в решении глобальных и региональных проблем.
Ключевое направление российской внешней политики -европейское. Но, Россия не может и не хочет раствориться в «общеевропейском доме», это не позволено ей в силу географических масштабов и культурного своеобразия. Поэтому, ею будет проводиться активная азиатская политика, направленная на поиск новых партнеров и союзников, с обновлением и развитием как двусторонних отношений (например, усилением российско-китайского сотрудничества в торгово-экономической, военно-технической, культурной и других сферах, российско-индийских связей в научной, космической, военно-технической и других областях, российско-иранское взаимодействие по вопросам военно-технического, экономического, геополитического характера), так и с расширением и оптимизацией многосторонних связей России и стран ближнего и дальнего зарубежья в рамках международных организаций (например, ШОС который основан на оси Москва – Астана – Пекин, с включением Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана и перспективно расширяющийся при возможном участии Пакистана, Индии, Ирана и т.д.). Такая политика России будет способствовать сохранению статуса евразийской державы, созданию экономически единого пространства на Востоке в перспективе адекватного
ЕС. У России имеются все возможности проявления себя в качестве Великой
державы, которая имеет большое влияние на решение проблем международных отношений и вопросов безопасности.
ЗаключениеВ связи с изменением геополитического статуса России, первостепенной задачей становится формирование геостратегии государства. Стратегия развития России в условиях существенных геополитических и экономических потерь, интенсификации процессов глобализации и т.п. требуют новых подходов к формированию геостратегии страны в создаваемом новом геополитическом пространстве, разработки современного геополитического статуса России как ведущего государства мира. Ближнее зарубежье, или постсоветское пространство, является неотъемлемой частью внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности России.
Главной проблемой при реализации национальных экономических интересов России является нестабильная геополитическая ситуация на постсоветском пространстве. Расширение и углубление сотрудничества между государствами- участниками СНГ в различных областях и сферах (политика, экономика, военная сфера) позволит и дальше развивать интеграцию в рамках Содружества, что является основным фактором положительных геополитических перспектив России. Эта интеграции не только улучшит экономическое и политическое положение России, но и позволит ей стать ведущим государством не только на постсоветском пространстве, но и в мировом масштабе.
Во втором десятилетии 21 века происходит формирование новой многополярной системы мироустройства и этот процесс еще далек от своего завершения. Уже очевидно, что важную роль в этой системе будут играть не только наиболее крупные и успешные государства, но и объединения различных государств. На роль одного из полюсов многополярного мира претендует Россия, которой удалось возвратить себе роль одного из основных мировых игроков и у нее есть перспектива проявить себя в качестве Великой державы, которая имеет большое влияние на решение проблем международных отношений и вопросов безопасности.
Список литературыБуркин А., Возженников А., Синеок Н. Национальная безопасность России в контексте современных политических процессов. - М. ИнфраМ, 2015. – 497с.
Колосов В., Мироненко Н. Геополитика и политическая география. – М.: Аспект Пресс, 2016. – 319с.
Куняев Н. Н. Правовое обеспечение национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере / Н. Н. Куняев. – М.: Логос, 2016. – 348 с.
Стратегическая ситуация и основные узлы противоречий в Восточной Евразии. /Отв. редактор Г. Агафонов. - М.: Мир, 2017. - С. 177.
Доклад Премьер-министра Беларуси Михаила Мясниковича [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал Президента Республики Беларусь // URL: http://president.gov.by. Дата обращения: 24.04.2018.
Реформирование СНГ: новый этап развития организации? [Электронный ресурс] / Российский совет по международным делам. – URL: http://russiancouncil.ru. Дата обращения: 24.04.2018.
СНГ приоткрывает рынок госзакупок? [Электронный ресурс] / Евразия.
Эксперт – аналитический портал о евразийской интеграции. – URL:
http://eurasia.expert. Дата обращения: 24.04.2018.
Крамаренко М. Казахстан: на перекрестке геополитических интересов
мировых держав [Электронный ресурс] / Интернет-журнал «Военно-политическая аналитика». – URL: http://vpoanalytics.com. Дата обращения: 24.04.2018.
9.Лосев А."Неомеркантилизм, неомодернизм или неоимпериализм?. Что делать России?" / "Россия в глобальной политике". Фонд исследований мировой политики[Электронный ресурс]
http://www.globalaffairs.ru/number/Neomerkantilizm-neomodernizm-ili-neoimperializm-18804Дата обращения: 24.04.2018.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!