Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Эссе на тему: «Необходима ли агрессия человеку в современном обществе?»

Тип Эссе
Предмет Психология

ID (номер) заказа
1026417

300 руб.

Просмотров
1301
Размер файла
32.29 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Одной из основных проблем современного общества является высокий уровень агрессивности и насилия. К такому феномену, как агрессия, человечество проявляет интерес еще с древних времен.
Является ли агрессия исключительно поведенческой характеристикой? Или же агрессией могут быть и мотивы, установки, эмоции? Следует ли говорить об агрессии только применительно к ситуациям взаимодействия живых существ? Всегда ли агрессия является деструктивной или же она может носить конструктивный характер? Ответы на данные вопросы противоречивы.
Мир сегодня стал крайне опасным во многих отношениях и на первом месте, в ряду дестабилизирующих мировых факторов, стоит эскалация агрессии в СМИ в разнообразных формах. В новостях, в различных телевизионных передачах и сериалах, художественных фильмах все чаще показывают сцены убийства, агрессии, насилия. Смотря на это у зрителя, обычного человека, складывается мнение, что проявления агрессии является нормальным поведением, что так и должно быть, поэтому люди и начинают вести себя агрессивно в обычной жизни, копируя «экранное» поведение.
Современное общество в двадцатом веке можно охарактеризовать общество войн. Человечество пережило две огромных смертоносных разрушительных войны, унесших жизни миллионов людей. Еще больше жизней уносят локальные войны, которые не прекращаются и по сегодняшний день. В том числе, Россия переживает переоценку нравственных ценностей и находится на этапе кризиса. По определению Л.П. Гримака [5], кризисом общества является такое состояние, когда вставшую перед обществом проблему не только невозможно разрешить в короткое время и привычными способами, но и невозможно от нее уйти, что образовывает состояние фрустрации. В обществе, где утрачены нравственные ценности, на первое место выходит агрессия.
Тревожным симптомом в современном обществе также является рост числа несовершеннолетних с агрессивным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях, например, в хулиганстве, вандализме и других нарушениях общественного порядка. «Появляются новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в террористических и преступных группировках» [6, с.127]. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, конфликтов и фактов агрессивного поведения подрастающего поколения.
В связи с этим необходимо познакомиться с феноменом «агрессии и агрессивности», с причинами и факторами возникновения агрессивного поведения у людей и понять, действительно ли необходима агрессия человеку в современном обществе.
Проблеме агрессивного поведения посвящено большое количество работ в отечественной и зарубежной психологии. В работах З. Фрейда, К. Лоренца, Л. Берковица, рассмотрены классические и современные представления о природе и механизмах агрессии. Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов [9] выявляют особенности и истоки детской агрессивности, а также их работы содержат в себе методы профилактики и коррекции агрессивного поведения подростков. В работах Р. Бэрона и Д. Ричардсона [4] рассматривается роль семьи и семейных отношений в формировании агрессивного поведения.
Начнем с того, что же такое агрессивное поведение. В Большом психологическом словаре представлено следующее определение: «Агрессивное поведение (от лат. aggressio — нападение) - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический, моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт» [3, c.16].
Обязательными признаками агрессивного поведения считаются:
— устойчивое стремление к доминированию над людьми, манипулированию ими и использованию в своих целях;
— деструктивная направленность (тенденция к разрушению);
— причинение вреда или ущерба окружающим людям;
— склонность к насилию (причинению боли) [6, с.86].
Спецификой агрессивного поведения в подростковом возрасте является зависимость подростка от референтной группы сверстников. У подростков быть агрессивным означает «быть сильным». Агрессия, проявляемая по отношению к не членам референтной группы, рассматривается как преданность своей группе, ее защита. Также прибегают к агрессии подростки-аутсайдеры с целью самоутверждения.
На сегодняшний день предложено множество определений агрессии. Л. Берковиц [2, с.18] даёт следующее определение: «Агрессия как форма поведения нацелена на причинение физического или психологического ущерба кому-либо». Е.В. Змановская [6] определяет агрессию как любое стремление в реальном или даже воображаемом поведении с целью подчинения себе других.
Во многих исследованиях часто смешиваются понятия агрессии и агрессивности. Склонность к частому применению насилия по отношению к другим людям для решения конфликтов называется агрессивностью [7]. Различается ситуативная (неустойчивая, эпизодическая) и личностная (устойчивая личностная черта, проявляется всегда). Личностная агрессивность в свою очередь подразделяется на гетероагрессивность (направленность на других) и аутоагрессивность (направленность на себя). К действиям гетероагрессивности можно отнести брань, угрозы, нанесение побоев, убийства, к аутоагрессивности - все психосоматические заболевания, самоубийство.
На сегодняшний день существует ряд базовых теоретических представлений об истоках и функциях агрессивного поведения [1]. Каждая теория отражает различные аспекты проблемы агрессии и агрессивности. Рассмотрим поподробнее их.
Теория влечений. З. Фрейд, основоположник этой теории, считал, что в человеке присутствуют два мощных инстинкта, влияющих на его поведение: эрос (инстинкт жизни) и танатос (инстинкт смерти). Эрос представляется в качестве стремлений человека к любви, близости; танатос обладает разрушающей энергией, это чувства злобы и ненависти.
В этологоческом подходе К. Лоренца агрессия является биологически целесообразной для выживания и адаптации человеческого вида, то есть инстинкт жизни вызывает борьбу за выживание, проявляющуюся в агрессивном поведении.
В противопоставление этим концепциям, где агрессивное поведение рассматривается как эволюционный процесс, возникла фрустрационная теория Дж. Долларда. По его мнению, агрессия — это реакция на фрустрацию: попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению своих потребностей и достижению эмоционального равновесия.
Позже в схему «фрустрация-агрессия» Л. Берковиц ввел поправки: а) фрустрация стимулирует, но не обязательно реализуется в агрессивном поведении; б) агрессия не может возникнуть без надлежащих условий; в) тенденция постоянного выхода из состояния фрустрации с помощью агрессии воспитывает у человека привычку к подобной стратегии поведения [2].
Далее возникла теория социального научения А. Бандуры: агрессивное поведение усваивается индивидом в процессе социализации через наблюдение и социальное подкрепление. Источниками агрессии выделяются семья, субкультура и символические вознаграждения (через СМИ).
Даже такой краткий обзор базовых теорий агрессии дает представление о многофакторности ее происхождения. Теперь перейдем к рассмотрению известных классификаций видов и форм агрессии и агрессивного поведения.
Известная классификация принадлежит Э. Фромму, который выделил два основных типа агрессии: доброкачественную и злокачественную. Доброкачественная агрессия представляется им как биологически адаптативная агрессия, способствующая поддержанию жизни, так как возникает в качестве реакции на угрозу витальным потребностям индивида. Она носит взрывной характер и затухает при исчезновении опасности. Злокачественная агрессия является биологически неадаптивной и заключается в желании разрушать, истязать для получения лишь удовольствия. Она заложена в филогенезе, но является исключительно человеческим феноменом. Позже Фромм выделил еще несколько видов агрессии. Это псевдоагрессия - действия без злых намерений, нанесшие ущерб: непреднамеренная агрессия (случайный выстрел, ранивший человека), игровая агрессия, агрессия в целях самоутверждения. Также выделяется оборонительная агрессия, возникающая при угрозе жизни, лишении благополучия или свободы.
Зильманн выявил агрессию, обусловленную раздражителем и агрессию, обусловленную побуждением [3, с.29]. Первый вид описывает действия, которые предпринимаются для устранения или ослабления неприятной ситуации (сильный голод, плохое обращение окружающих). Второй же вид описывает действия, которые предпринимаются с целью достижения различной выгоды.
Таким образом, рассмотрев основные теории и известные классификации агрессии и агрессивного поведения, можно сделать обобщающее определение агрессии: это коллективное или индивидуальное, мотивированное поведение, направленное на нанесение вреда объектам нападения, физического или психологического ущерба вплоть до полного уничтожения другим людям или группе людей.
Агрессивное поведение обусловлено многими причинами. К социально-психологическим причинам относятся обстановка в семье (качество детско-родительских отношений, стили воспитания родителей, степень сплоченности семьи), влияние ближайшего окружения, влияние СМИ на подростка. Также существуют личностные факторы, связанные с возможностью развития агрессивности у подростка. Это когнитивные, эмоциональные, волевые качества личности, а также особенности её бессознательной сферы [8].
Среди когнитивных факторов рассматривают агрессивные убеждения, то есть определённый способ мышления, опосредующий агрессивное поведение. Это сознательные представления индивида о нормативности или ненормативности деструктивного поведения. Они тесно связаны с формированием стратегии и тактики поведения, интерпретации различных воздействующих стимулов и ситуаций, а также самого себя в контексте социальной коммуникации. Также к когнитивным факторам агрессивного поведения относят неадекватно завышенную самооценку индивида.
К эмоциональным факторам относят склонность к эмоциям злости, ненависти и гнева, мотивирующим агрессивное поведение; тревожность, различные аффективные расстройства (например, манию, депрессию), эмоциональную неустойчивость и чувствительность, а также повышенную аффективную возбудимость в фрустрационных ситуациях.
Волевые качества личности обеспечивают определённый уровень контроля эмоциональных реакций и поведения в целом, способность противостоять стрессовым ситуациям. Факторы бессознательной сферы личности определяют агрессивные установки индивида и агрессивные стереотипы. Агрессивные установки представляют собой неосознаваемое состояние готовности индивида к проявлению агрессивного поведения в определенной ситуации, а агрессивные стереотипы - устойчивое повторяющееся поведение, характеризующееся враждебностью и лишенное рефлексивности.
Личностные факторы могут быть как нормотипическими, то есть присущими в целом здоровому человеку без каких-либо явных психических отклонений (акцентуации характера), так и патологическими (психические, психопатические, поведенческие расстройства, алкоголизм и наркомания).
Еще одной причиной агрессивного поведения является влияние средств массовой информации и воздействие сцен насилия на подростка. Ввиду того, что сегодня сцены насилия, проявления агрессии показывают постоянно, люди привыкают к агрессивному поведению и считают, что это нормальное явление. Усваивая агрессивные сценарии с экранов, подростки убеждены в том, что применение агрессии — это обычный способ решения межличностных конфликтов.
Л. Берковиц в своих исследованиях [2] выделил факторы, влияющие на формирование агрессивной реакции: а) увиденное на экране насилие кажется зрителю проявлением агрессии; б) зритель неосознанно отождествляет себя с агрессором на экране; в) потенциальный объект агрессивного поведения ассоциируется с жертвой агрессии в фильме.
Индивидуальные детерминанты агрессии имеют постоянный характер, они устойчивы. Человек склонен «тиражировать» удачные модели поведения, что в последствии закрепляется в довольно устойчивые черты личности, поэтому склонных к насилию лиц редко удается переделать с помощью широко используемых средств: усиления мер, увеличения срока наказания. Агрессия для них является средством достижения целей, она приемлема и глубоко укоренилась в их личностной структуре как эффективная модель поведения.
Таким образом, сила, направленность и продолжительность проявлений агрессивного поведения зависит от целого спектра социально-психологических, личностных и ситуативных факторов.
Вот мы и разобрались с феноменами агрессии и агрессивности, рассмотрели основные причины и факторы возникновения агрессивного поведения у людей. Теперь попробуем ответить на вопрос «Необходима ли агрессия человеку в современном обществе?»
Нашей культурой проявления агрессивности не поощряются, обществом устанавливаются моральные и правовые запреты на ее проявления. Современный человек редко оказывается в ситуации физической угрозы, но довольно часто испытывает психологическую и агрессия помогает ему отстоять свои права, свою ценность. Если оставлять безнаказанным проявление враждебности других людей к вам, то это может привести к страданию и саморазрушению. Но, к сожалению, многие современные люди, используя «экранные» паттерны насильственного поведения, вымещают свой гнев именно путем деструктивного агрессивного поведения (побои, драки).
Давайте разберемся в причинах агрессии в современном обществе.
Не секрет, что уровень агрессии в обществе выше при наличии высокой плотности населения. Например, в мегаполисах наблюдается очень высокий уровень агрессии. Это связано с тем, что человек, следуя своим инстинктам защиты, вынужден постоянно оберегать свое личное пространство, когда «чужие» люди регулярно вторгаются в интимную зону (равна расстоянию длины вытянутой руки), особенно в общественном транспорте. Нарушение личного пространства, теснота вызывают у человека состояние стресса.
Исследователями обнаружены, что изменения климата могут влиять на поведение человека. Отвратительные запахи, табачный дым, загрязнённый воздух – это может послужить причиной для возникновения агрессивного поведения человека. Например, наиболее массовые беспорядки имеют место в жаркие дни, в жару также повышается количество насильственных преступлений. Даже водители автомобилей, не оснащенных кондиционерами, чаще сигналят в пробках во время жарких периодов.
Также нас с детства учат принципу «око за око», «зуб за зуб», поэтому, когда другой человек сознательно причиняет нам боль, атакует нас, мы возбуждаемся и проявляем агрессию. Замечено, что чем больнее нам было, тем более изощренно мы проявим свой акт агрессии.
Приведенные примеры показывают нам, что возбуждение, ведущее за собой агрессию, преследует современного человека чуть ли не везде. С каким-то возбуждением человек в состоянии справиться сам, но, например, пропаганда насилия в СМИ действует подсознательно, накапливая в нашем мозгу определенные паттерны поведения, и в течение времени они закрепляются как эффективные, а главное, правильные модели поведения.
Также исследователями выявлены гендерные различия проявления агрессивного поведения. Девушкам свойственно использовать агрессию, когда они нуждаются в разрядке. Для них это всего лишь метод снятия напряжения, выражение скопившегося гнева. Мужчины же используют агрессию как один из механизмов поведения, которое помогает им достичь конкретной цели. Агрессивность помогает мужчине самоутвердиться, реализовать свою потребность во власти и доминировании.
Но именно контролируемая злость и агрессия могут помочь занять среди людей лидерские позиции, и стать самодостаточной, уверенной в себе личностью. Доказано, что человек, управляющий своей агрессивностью, может достичь значительных побед за максимально короткий отрезок времени, особенно хорошо эта тенденция прослеживается в спорте. Стоит прибегать к агрессии только в случае, когда другие методы не возымели никакого эффекта.
Таким образом, разобравшись в данной проблеме мы можем ответить на поставленный вопрос так: агрессия человеку в современном обществе необходима, так как полное подавление гнева приведет к возникновению психосоматических заболеваний, а также к нарушению адаптации человека в обществе. Человек, лишённый агрессии и способности к сопротивлению, не сможет противостоять и жизненным трудностям. Столкнувшись с проблемами, такие люди замыкаются и хотят уйти от реальной жизни, «спрятаться», прибегая к алкоголю и другим наркотическим веществам, что является еще более разрушительным для человека. Итак, нужно научиться проявлять агрессивность в конструктивных социально приемлемых формах: современный человек должен уметь искренне выразить свои чувства, сохраняя достаточный контроль над негативными эмоциями и чувствами (вербальная агрессия). Адекватное выражение гнева и агрессивности способствует социальному, личностному и физическому благополучию человека.
Список литературы:
Агрессия у детей и подростков: учебное пособие / под ред. Н.М. Платоновой. – СПб: Речь, 2004. – 336 с.Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб: Прайм-Еврознак, 2001. – 510 с.
Большой психологический словарь / Сост. Б. Мещеряков и В. Зинченко. - Олма-пресс, 2004.
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб: Питер, 1997. - 336 с.
Гримак Л.П. Гипноз и преступность. – М.: Республика, 1997. – 304 с.
Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288 с.
Кон И.С. Что такое буллинг и как с ним бороться? // Семья и школа 2006, № 11. - 15-18 с.
Личко А.Е. Подростковая психиатрия. - М., 1985.
Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / -Минск: Ильин В.П., 1996. - 192 с.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
154470
рейтинг
icon
3197
работ сдано
icon
1385
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
150429
рейтинг
icon
5996
работ сдано
icon
2715
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105464
рейтинг
icon
2100
работ сдано
icon
1312
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
47 436 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
МБОУ СОШ №7
Лилиана,доброе время суток. Вы молодец, знаток своего дела. Я заказывала эссе по предмету ...
star star star star star
РГРТУ
Замечательный исполнитель, идет на контакт, уступки, выполнено все как и запрошено, во вр...
star star star star star
АлтГУ, АГАУ
Спасибо Александру, работа выполнена профессионально, раньше срока, рекомендую
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

только что

сделать две таблицы по экономике организации

Решение задач, экономика организации

Срок сдачи к 11 апр.

10 минут назад
11 минут назад
11 минут назад

Процедура голосования в государственной думе рф

Поиск информации, конституционное право

Срок сдачи к 10 апр.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени: 10 апреля 2025 г. 07:33

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Press the down arrow key to interact with the calendar and select a date. Press the question mark key to get the keyboard shortcuts for changing dates.

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.