это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1029328
Ознакомительный фрагмент работы:
В Российской Федерации ХХI века проводится массовое внедрение
инноваций во всех сферах, в том числе и в образовательный процесс высшей
школы.При этом возникают трудности и основным в настоящее время
становится противоречие между необходимостью перехода на современные
рельсы жизни в цифровую эпоху, в век «цифровой экономики», в условиях
беспрецедентных скоростей развития всего нового и наличием объективных
факторов, ограничивающих это движение.
Актуальность работы заключается в том, что в ней с учетом
современных научных подходов психологии высшей школы в новых
социокультурных условиях рассматриваются психологические аспекты
сопротивления инновациям и намечаются возможные пути
преодоления сопротивления этому процессу.
Целью работы было рассмотреть, какие трудности встречает
внедрение нового в психологии людей и как это преодолеть.
Переход на новые стандарты обучения в высшей школе (ФГОС)
обозначил в качестве одной из важнейших задачу разработки и внедрения в
образовательный процесс электронной информационно-образовательной
среды. Это является необходимой составляющей, призванной обеспечивать
современный образовательный процесс. Как показывает отечественная и
мировая практика современные студенты – первое поколение, выросшее в
эпоху Интернета. Они не знают времени, когда его не существовало. С
первых лет жизни их взаимодействие с миром связано с использованием
различных технических устройств, поэтому, обсуждая особенности этого
поколения, ученые используют такие определения, как «поколение Z». 1
Уверенное использование многомерного мультимедийного контента, умение
действовать совместно здесь и сейчас, одним «кликом» делиться
информацией – всё это характеризует современного обучающегося. Это
позволяет реализовывать трансляцию знаний с использованием современной
технологической платформы, позволять эффективно взаимодействовать всем
участникам образовательного процесса посредством синхронной и
асинхронной коммуникации.
Как отмечают исследователи, проявление сопротивления инновациям
может обнаруживаться как «неприятие нового, боязнь нововведений,
открытый или завуалированный скепсис по отношению к новому, нежелание
сойти с наезженного пути». 2
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИСТОКИ И ПРИЧИНЫ СОПРОТИВЛЕНИЯ
ИННОВАЦИЯМ
Как показывает отечественная и мировая практика внедрение
инноваций обычно делит педагогическое сообщество как минимум на две
группы: тех, кто готов включиться в этот процесс, и тех, кто по разным
причинам не готов, не будет, не хочет, не может и, скорее всего, не перейдет
на противоположную сторону и не вступит в ряды своих коллег,
разделяющих другую позицию, ни при каких условиях. Возникновение этих
двух полюсов вполне объяснимо.
При этом особого внимания заслуживает психологическая сторона
вопроса требующая выделить психологические причины сопротивления
инновациям.
В психологической литературе этому вопросу уделено значительное
внимание. В качестве истоков сопротивления инновациям чаще всего
выделяют объективные и субъективные основания.
К субъективным причинам относят: нежелание перестраиваться и
отсутствие мотивации, нежелание «сойти с протоптанной дорожки», жёсткий
консерватизм, доминирование сложившихся стереотипов, убеждение в
2 Загвязинский В.И., Строкова Т.А. Инновационное утомление. // Экономика образования. 2015. № 2.С.67.
3
том, что реформы не приведут к улучшению, к нужным результатам,
убеждённость в бесполезности и бесперспективности начинаний, страх
изменений и др.
К объективным причинам можно отнести отсутствие у вузов
достаточной материальной базы для внедрения инноваций, недостаточное
научное и методическое обоснование внедрения новшеств в практику.
Немаловажное значение имеет и возрастной фактор. В условиях
«цифровизации» образования это явно прослеживается. Понятно, что
молодёжь гораздо легче и быстрее овладевает всеми техническими
новшествами по сравнению со своими более старшими коллегами
(профессорско-преподавательским составом).
Исследователи объясняют сопротивление внедрению инноваций в том
числе «инновационным утомлением», когда многолетние реформы и часто
недостаточное научное обоснование содержания и способов внедрения в
практику инноваций, а также отсутствие убедительных результатов приводят
к сопротивлению. 3
Сопротивление и отторжение новшеств может проявляться на любом
из этапов внедрения инноваций: на стадии обсуждения идей, на начальном
этапе их освоения, в процессе реализации новаций.
В работах психологов подробно описаны различные виды такого
сопротивления. Так, на начальном этапе проявление сопротивления
можно определить по фразам «у вас ничего не получится», «мы так работали
всегда», «это все бесполезно» и др. 4 На этапе включения в инновационный
процесс, столкнувшись со сложностями, наиболее распространены способы
сохранения собственной самооценки: «мой предмет не предполагает этого»,
«моим студентам это не подходит, это слишком сложно для них»
и др.
3 Крамаренко Н.С., Квашнин А.Ю. Психологические и организационные аспекты введения
цифрового образования, или как внедрение инноваций не превратить в «цифровой колхоз»// Вестник
Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2017. № 4.С.3.
4 Сморудова О. В. Псіхалагічнае забеспячэнне ўкаранення інавацый у арганізацыі // Веснік БДУ. 2013.
№3.С.5.
4
На этапе реализации инноваций, когда процесс уже запущен и отказ
от инновации невозможен, а открыто своё негативное отношение к ней
проявить нельзя, наступает фаза «смирения» и адаптации при внутреннем
сопротивлении. В результате это выливается в формальную реализацию
новшества, реализацию нового старыми привычными «традиционными»
способами (что искажает смысл и суть инновации). Здесь и проявляется
то, что когда сопротивление инновациям и возможность уйти в сторону от
них становятся по разным причинам невозможными наблюдается
имитирование их внедрения, что возвращает ситуацию в рамки своих
«традиционно существующих» реалий, прежнего состояния.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС
Исследования проблем, тем или иным образом связанных с внедрением
инноваций, не являются малочисленными в психологии и других отраслях
науки. Хорошо изученными являются вопросы управления инновационными
процессами, вопросы организации внедрения инноваций в различные сферы
народного хозяйства, вопрос психологических аспектов их внедрения, а
также вопросы психологических барьеров, возникающих в этом процессе.
Психологический барьер понимается как совокупность действий,
ожиданий и эмоциональных переживаний работника, у которого скрыто
или явно выражаются негативные социально-психологические состояния,
вызванные инновацией. 5
Исследователями осуществлена типизация психологических барьеров.
Так, например, выделяются организационно-психологические, социально-
психологические, когнитивно-психологические типы психологических
барьеров и предлагаются направления работы по преодолению каждого
5 Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Инновационные обучающие технологии в профессиональной
подготовке специалистов [Электронный ресурс]. URL: http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.fi
les/innov/Part1/chapter1/1_1.html (дата обращения: 20.04.2018).
5
из них. Все эти аспекты, безусловно, необходимо учитывать.
Однако важнейшей, по нашему мнению, рекомендацией по преодолению
психологического барьера любого типа на пути инноваций является оказание
профессиональной помощи преподавателю. 6
Прежде всего, речь идёт о тех педагогах, которые поддерживают их
внедрение, стремятся реализовывать инновации, но по разным причинам
(психологическим, техническим, организационным), нуждаются в
сопровождении и профессиональной помощи. Действительно,
профессиональная помощь – важнейший аспект этого вопроса (внедрения
инноваций).
Да и любой новатор на пути продвижения своего новшества
сталкивается с трудностями разного рода. Поэтому в качестве одного из
важнейших факторов, обеспечивающих реализацию инновации на всех её
этапах, на наш взгляд, следует выделить именно её профессиональное
сопровождение (психологическое, техническое и другое специальное
сопровождение, требующееся для реализации той или иной новации). 7
Практика внедрения инноваций в образовательный процесс показала,
что необходимо учитывать огромное количество факторов, каждый из
которых может послужить неким барьером для реализации указанных
новшеств. И на каждом этапе необходимо определённое сопровождение
внедрения инновации в практику.
В заключение эссе можно выделить следующие главные положения.
Как показывает отечественная и мировая практика при внедрении нового
возникают различные аспекты сопротивления инновациям. В силу этого
важно не упустить из виду и психологической стороны вопроса: при
возникновении трудностей возможно проявление проблемы психологических
барьеров, которые могут возникать на каждом из этапов реализации
6 Каратаева Н.Г. Психологические барьеры преподавателей на пути педагогических инноваций
[Электронный ресурс] // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2013. №
3.С.4.
7 Варзанова М.А. Педагогические условия подготовки работников профессионального образования к
преодолению сопротивлений инновационной деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2016.
№1.С.55.
6
инноваций и привести к отказу от реализации новшества. По материалам эссе
можно сделать вывод, что имеющиеся психологические аспекты
сопротивления инновациям вполне преодолимы. Вступая на этот путь, важно
продумать вопрос профессионального сопровождения процесса внедрения
инноваций соответствующими службами, специалистами и сотрудниками.
Иными словами, продумать все стороны командой работы. В этом случае
изначальная направленность инновационного курса на открытость и
массовость будет соответствовать своему предназначению, может быть
реализована в полной мере и принесёт необходимый значимый результат.
7
Литература
1. Варзанова М.А. Педагогические условия подготовки работников
профессионального образования к преодолению сопротивлений
инновационной деятельности // Ярославский педагогический вестник.
2016. №1.С.55-59.
2. Загвязинский В.И., Строкова Т.А. Инновационное утомление. //
Экономика образования. 2015. № 2.С.67.
3. Каратаева Н.Г. Психологические барьеры преподавателей на пути
педагогических инноваций [Электронный ресурс] // Вестник
Воронежского государственного технического университета. 2013. №
3.С.2-6.
4. Крамаренко Н.С., Квашнин А.Ю. Психологические и организационные
аспекты введения цифрового образования, или как внедрение
инноваций не превратить в «цифровой колхоз»// Вестник Московского
государственного областного университета (электронный журнал).
2017. № 4.С.2-7.
5. Лаврентьев Г.В., Лаврентьева Н.Б. Инновационные обучающие
технологии
6. в профессиональной подготовке специалистов [Электронный ресурс].
URL: http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.fi
les/innov/Part1/chapter1/1_1.html (дата обращения: 20.04.2018).
7. Сморудова О. В. Псіхалагічнае забеспячэнне ўкаранення інавацый у
арганізацыі // Веснік БДУ. 2013. №3.С.5-8.
8. Millennials & K-12 Schools. Eaton: Lifecourse Associates, 2008.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!