это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1029699
300 руб.
Ознакомительный фрагмент работы:
Человек постигает все вокруг, и имеет глубокий интерес, прежде всего, к самому себе. На протяжении многих веков он представляется сложно организованным, многосторонним, загадочным существом. Не одно столетие самые светлые умы волнуют проблемы человеческой личности. Ни один труд посвящен динамике ее роста и развития.
Существует целый раздел науки, позволяющий понять суть человеческой натуры и индивидуальности - психология личности. Сегодня нет единого общепринятого определения личности, и связано это с тем, что центральное звено вышеупомянутого раздела науки представляет собой сложное и разнообразное явление. Существует множество различных концепций, взглядов и гипотез о природе и механизмах развития личности, которые, в свою очередь, объединены в теории личности и изучаются психологическими школами.
Идеи школы глубинной психологии получили широкий резонанс в годы «открытого кризиса». Основные направления и взгляды на личность в глубинной психологии, как самостоятельного направления, заключаются в следующем:
1. Психика и сознания не зависимы друг от друга, и два эти феномена человеческой природы четко разделены;
2. Бессознательное является основой всей психической жизни, управляет человеческим поведением – именно это понятие составляет предмет изучения глубинной психологии. Такая интерпретация психики человека противоположна традиционной эмпирической психологии сознания;
3. Глубинная психология, действуя как научная школа, основной своей задачей ставит стремление доказать существование феномена Бессознательного, основным путем избирая практическое изучение его специфики, а так же механизмов действия на психику человека;
4. Сознание, как и вся психика, подчинено Бессознательному, и рассматривается как психический феномен, который не является центральным и руководящим звеном в психике человека, хоть и свойственен каждому индивиду;
5. Так же, от Бессознательного зависит процесс формирования и развития личности.
Как научное направление, «глубинное направление» обогатило психологическую науку новым набором понятий, большим количеством проведенных опытов и исследований, и, как следствие, не меньшим количеством полезных практических рекомендаций. На базе теории Бессознательного основано невероятное количество различных теоретических ответвлений и концепций.
К школам глубинной психологии в первую очередь относят психоанализ 3. Фрейда. Именно эта школа во многом обусловила дальнейшее развитие глубинной психологии и появление новых теоретических концепций. К. Г. Юнг и его аналитическая психология, индивидуальная психология А. Адлера, социогизированный психоанализ В. Райха, эгопсихология Анны Фрейд и Э. Эриксона - так же имеют прямое отношение к глубинной психологии. Теории неофрейдизма так же представляют собой школу глубинной психологии, и в их число входили концепции, созданные учениками Фрейда К. Хорни, Э. Фроммом, Г. Салливаном;
Идеи школы вершинной психологии противопоставлены психологии глубинной. И если последняя утверждает, что именно Бессознательное управляет процессами развития личности, то психология вершинная обращена не к глубинам человека, а к вершинам его личности. На таких противоположных взглядах двух знаменитых школ психологии разыгрывает своего рода противостояние проекций на личность, в котором вершинная психология выступает как, своего рода, оппозиция глубинной психологии.
Основными деятелем и родоначальником вершинной психологии принято считать советского психолога Л. С. Выготского. В. Франкл, австрийский психолог и психиатр, независимо от мнения советского ученого, выражал свои взгляды схожим образом.
«Вершинная психология – это психология смысла, атрибут психического, наивысшая ступень личностного развития»[3, с. 256]. Основатель вершинной психологии Л. С. Выготский, определяет свой собственный подход к личности. Основные взгляды школы вершинной психологии заключаются в следующем:
Вершинная психология отождествляется с психологией высших психических функций и произвольной активности;
Человек представляет собой многоуровневую систему, в которой нижние уровни обусловлены неконтролируемыми психологическими и физиологическими механизмами, а уровни высшие отвечают за овладение и контролирование собственного поведения;
Центральная проблема вершинной психологии заключается в способности личности управлять собственным развитием и благополучием;
Сознание в вершинной психологии не подчинено Бессознательному, как в глубинной психологии, а рассматривается как форма, которую можно и нужно развивать.
Область исследования вершинной психологии (психологии сознания) противостоит психологии «поверхностной» (теории поведения), и психологии глубинной (психоанализ).
Известно, что приоритет в развитии вершинной психологии по праву принадлежит советской науке. Именно Л. С. Выготский сформулировал свою неклассическую специфику позитивной психологии, как психологии возрастающего овладения собой, и назвал ее вершинной психологией: «Наша психология - вершинная психология, определяет не «глубины», а «вершины личности» [1, С. 166].
В. Франкл свои взгляды на психологию личности выражал схожим образом: «Экзистенциальный анализ - это нечто противоположное так называемой глубинной психологии. Глубинная психология забывает, что ее противоположность—это не поверхностная, а вершинная психология «Лишь вершина человека—это человек» (Парацельс)» [4, P. 86].
Подход Франкла и Выготского обращен к «вершинам» человека, к его «духу», самому «человеческому в человеке», а не к его «глубинам», как это происходит в различных направлениях психоанализа, не к его телу, что являете я предметом анализа и соответствующих манипуляций в различных направлениях «телесно ориентированной терапии». Встает задача интеграции всех подходов к человеку, которая нужна для того, чтобы «лечить больного, а не болезнь», то есть подходить к человеку как к некой целостности.
Иначе есть вероятность попасть в плен фельдширизма, то есть уподобиться фельдшеру, который знает лишь некоторые приемы лечения и соответствующие лекарства, но совершенно не представляет, что ему делать с человеком как целым, не видит механизмов его сознания и поведения.
В общем методологическом пафосе подхода к личности Франкл оказывается единомышленником Выготского. Оба буквально одними и теми же словами выдвигают лозунг построения вершинной психологии как оппозиции психологии глубинной.
Таким образом, противопоставлены две великие психологические школы: вершинная психология человека, оперирующая категориями «дух», «вера», «совесть», «соборность» и т.п., а с другой - глубинная психология, уходящая корнями в психоанализ и служащая основанием для психотерапевтической практики.Список использованной литературы:
1. Выготский Л. С. (1982) Проблема сознания // Выготский Л. С. Собра- ние сочинений: в 6 т. Т. 1. М.: Педагогика. С. 156–167.
2. Выготский Л. С. (1983b) Собрание сочинений. Т. 5. Основы дефектоло- гии. М.: Педагогика.
3. Слотина Т. В. Психология личности. Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. – СПб.: Питер, 2017. – 448 с.
4. Frankl V. Е. (1987) Logotherapie und Existenzanalyse. München: Piper.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!