Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Формирование основ знаково-символической деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психологического развития

Тип Статья
Предмет Дефектология, педагогика

ID (номер) заказа
1033270

300 руб.

Просмотров
942
Размер файла
71.32 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Формирование основ знаково-символической деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психологического развития.
Использование знаково-символических средств, без которых неосуществимо современное дошкольное обучение, считается важнейшим компонентом в структуре общепознавательных умений детей (Л.A. Венгер, П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Н.Г. Салмина и др.). [1, 6, 7, 14]
Замещение, удерживание «алфавита» условных значений заместителей, установление отношений между ними составляет ориентировочную основу сложных действий кодирования-декодирования, моделирования, схематизации (Н.Г. Салмина, Е.Е. Сапогова и др). [14, 15]
Значимость исследования данной проблемы для практики - связана с тем, что дети с задержкой психического развития (ЗПР), обучаясь в дошкольном учреждении, а также, приходя в школу, испытывают существенные трудности в понимании наглядных моделей, графических схем и других видов знаково-символических средств.
В данной статье, мы  выделим особенности использования знаково-символических средств у дошкольников с задержкой психического развития и предложим пути развития их способности осуществлять действия с такими средствами.
Важно изучать данное направление в связи с тем, чтобы еще в детском возрасте иметь возможность развивать и корректировать способности к символизации, что имеет большое значение в решении творческих задач, в сложных эмоционально-насыщенных ситуациях, при смене ведущего вида деятельности. Важно развивать те психические функции, без которых ребенок не сможет успешно обучаться (память, внимание, воображение, мышление, речь и т. д.). А одним из способов формирования этих функций как раз и является развитие знаково - символической деятельности дошкольников.
Овладение знаково - символическими средствами представляет собой сложный процесс, в котором решающее значение приобретают социальные условия и образовательные среды, в которых находится ребенок. Н.Г. Салмина пришла к заключению, что даже при нормальном интеллекте у детей, находящихся в социально развивающих средах, где преобладающим оказывается фактор стихийности, семиотическое развитие детей происходит медленно и не достигает уровня, необходимого для овладения основами наук в школе.
Н.Г. Салмина указывает, что умению использовать знаково - символические средства надо учить детей еще в дошкольном возрасте и что знаково - символическое развитие дошкольников должно стать одной из важных задач в дошкольном образовании, в отношении детей с особыми образовательными потребностями, проблема знаково - символического развития оказывается еще более актуальной. [14].
Предлагаем следующую, коррекционно - развивающую модель обучения, существенное место в которой отводится формированию знаково - символической деятельности в процессе обучения ролевой игре, драматизации, конструированию, рисованию и речевому общению. 
Основные условия проведения коррекционно - развивающей работы следующие: 
• применение на одном занятии (в рамках одного содержания) различных знаковых алфавитов с целью формирования способности переводить это содержание из одной знаковой системы в другую; 
• обеспечение тематических и программных межпредметных связей (разделов программы и программных задач); 
• использование различных символов, векторов при формировании пространственных ориентировок, составлении пиктограмм, наглядных моделей; 
• организация обучения на коммуникативной основе, моделирование ситуаций общения, формирование у детей коммуникативной компетенции; 
• сотрудничество взрослого и ребенка, развитие у них различных форм совместности (кооперации) в продуктивной деятельности и игрового партнерства; 
• отсутствие критического анализа детской продукции и доминирования в обучении требований к операциональнотехнической стороне выполнения; 
• организация обучения на основе социального содержания. 
Социальная действительность, таким образом, является объектом специального познания ребенка в ходе психокоррекционной работы. 
Ведущее место в обучении занимает обучение замещению и моделированию, овладению различными знаково - символическими средствами. 
Методические приемы и виды работ, используемые в процессе обучения: 
• проведение специальных игр и упражнений, направленных на формирование перцептивных действий и развитие анализирующего восприятия; 
• формирование социальной направленности восприятия, деятельности, поведения, личности ребенка в целом; 
• обучение различным видам замещения и моделирования как основы познавательных способностей в процессе действий с неструктурированным материалом в специальных играх и упражнениях, при обучении рассказыванию и т. д.; 
• применение сотворчества педагога и ребенка, совместное выполнение изображений, особенно в самом начале обучения рисованию; 
• использование приема подвижной аппликации с целью обогащения содержания рисунка на этапе, когда графический знак еще не освоен; выполнение сюжетных изображений на всех этапах обучения, что достигается подвижной аппликацией, речевым сопровождением и реальным игровым действием; 
• развитие всех видов словесной регуляции деятельности (объяснения уже готового результата, речевого сопровождения рисунка в ходе выполнения, элементарного планирования предстоящего выполнения); 
• изготовление серий последовательных изображений для составления рассказов (серии иллюстраций к сказкам, специально составленным рассказам нравоучительного характера и т. д.), использование приема превращения, т. е. принятия на себя роли изображаемого объекта, а также элементов психогимнастики; 
• введение в структуру занятий элементов драматизации с придумыванием словесного текста роли: использование приемов быстрого рисования – моделирования целостного образа, основанного на выделении главного, существенного признака. 
Этот прием используется и в лепке – дети создают поделки не из частей путем конструктивного соединения их в целое, а скульптурно, из целого куска пластической массы (делают и тут же играют с фигурками); 
• обучение использованию таких техник рисования, которые дают удовлетворение уже на самых ранних этапах, например сочетание восковых мелков и акварели, гуаши и фломастеров или мягких цветных карандашей, рисование «по мокрому» и т. д; использование детских сюжетных изображений как материала на занятиях по развитию речи; 
• обучение технике игрового перевоплощения (мимическим, пантомимическим, изобразительно -  жестовым, коммуникативно - речевым и интонационным средствам в зависимости от характера и намерений поведения персонажей); 
• обучение действиям воображения (опредмечивания, дополнения по заданному началу, включения на изобразительном, конструктивном, речевом материале).
В итоге, следует отметить, что возрастной период дошкольного детства считается благоприятным для развития познавательных способностей, даже если у ребенка отмечается их недостаточность. 
Способность к использованию знаково-символических средств необходима не только для дошкольного, но и для школьного обучения, что также связано с перспективой преемственности.
Значимость рассмотренной нами проблемы связана с тем, что дети с ЗПР, существенно затрудняются в усвоении этих средств. Мы  установили, в чем заключаются у детей этой категории особенности их использования. 
Предложили определенные методические рекомендации, которые основаны на выявленных возрастных сроках появления способности использовать символические и знаковые заместители, индивидуальных различий в процессе их становления, а также зависимости успешности использования знаково-символических средств от различных факторов. 
На этой основе, были сформулированы и определены возможные пути формирования основ знаково-символической деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психологического развития.
Список использованных источников:
1.    Венгер A.Л. Обучение детей шестилетнего возраста: Метод, рекомендации для учителей и руководителей школ / Под ред. A.Л. Венгера. М.: АПН СССР, 1985. - 104 с.
2.    Веракса А.Н. Роль символического и знакового опосредствования в познавательном развитии // Вопросы психологии. - 2006. - №6. - С. 14-24.
3.    Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 15-22.
4.    Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. в 6 т. Т.З / Под ред. A.M. Матюшкина М.: Педагогика, 1983. - С.6- 328.
5.    Выготский Л.С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте / Умственное развитие детей в процессе обучения. М.-Л.: Учпедгиз, 1935. - С. 20-32.
6.    Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий // Вест. Моск. ун-та. - сер. 14. - Психология. - 1979. - № 4. - С. 54-61.
7.    Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. - 316 с.
8.    Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2005. - 207 с.
9.    Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 144 с.
10.    Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. - 584 с.
11.    Лосев А.Ф. Знак, символ, миф. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 480 с.
12.    Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера - М.: Педагогика, 1988. - 135 с.
13.    Пепик Л.А. Использование моделирования в коррекционно-педагогической работе по формированию пространственной ориентировки у дошкольников с отставанием в умственном развитии: Дисс. .канд. пед. наук.-М., 2000. - 190 с.
14.    Салмина Н.Г. Знаково- символическое развитие детей в начальной школе // Психологическая наука и образование. 1996. №1.16
15.    Сапогова Е.Е. Ребенок и знак. Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1993. - 264 с.
16.    Стребелева Е.А. Наглядно-действенное мышление у умственно отсталых детей дошкольного возраста // Дефектология. - 1991. - №3. - С. 77-82.
17.    Ульенкова У.В. Психологические особенности дошкольников с ЗПР и коррекционно-педагогическая работа с ними: Автореферат дисс. . докт. психол. наук - М., 1983. - 38 с.
18.    Эльконин Б.Д. Роль знакового опосредствования в процессе решения задач «на соображение»: Автореферат дисс. .канд. психол. наук. - М., 1982. - 26 с.

©
 


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
48 597 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Санкт-Петербургская академия Следственного комитета
В принципе работа сделана хорошо, все замечания были исправлены, исполнитель угодила почти...
star star star star star
СПбГУТ
Спасибо, очень коммуникабельный исполнитель, на сообщения отвечает, на замечания и коррект...
star star star star star
СЗИУ РАНХиГС при Президенте РФ, ЛГУ им. А. С. Пушкина
вообще все супер! Елена быстро выполнила задачу (написать статью), учитывая все критерии. ...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.