это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1043456
300 руб.
Ознакомительный фрагмент работы:
В данном случае протестант склоненхорошо есть, тогда как католик предпочитает спокойно спать».Чтобы дать определение «духу капитализма», Вебер ссылается наБенджамина Франклина, который считает, что высшее благо заключается внаживе, в чём и есть смысл капитализма. Бенджамин Франклин являетсяприверженцем «философии скупости». Идеальный человек Франклина–«кредитоспособный, добропорядочный, долг которого рассматриватьприумножение своего капитала как самоцель».Вебер отмечает, что если рассматривать капитализм с точки зрениямарксизма, то все его характерные черты можно обнаружить в ДревнемКитае, Индии и Вавилоне, но всем этим эпохам не хватало именно духасовременного капитализма: там всегда была жажда к наживе, деление наклассы, но не было нацеленности на рациональную организованность труда.Вебер видит связь между религиозным убеждением и духомкапитализма. Он считает, что религия содействовала утверждениюрационализма.«Можно считать характерным, что среди прозелитов французскихгугенотских церквей преобладали монахи и представители торгово-промышленных кругов (купцы, ремесленники), причем это положениесохранилось и в период преследований гугенотов. Уже испанцам былоизвестно, что нидерландский кальвинизм способствует развитию «торговогодуха».Вебер много рассуждает о слове «призвание». Это слово впервыепоявилось в Библии и далее оно обрело свое значение во всех светских языкахнародов, исповедующих протестантизм. Суть заключается в том, чтовыполнение своего профессионального долга и является главной задачейжизни человека, по мнению протестантов. Тем самым обязанность становитсяего призванием, тем самым декларируется равенство всех профессий передБогом.Протестантская церковь отменила выкуп грехов. ВзаимоотношенияБога и человека были определены предельно ясно – есть избранные инеизбранные. Разные религии по-разному трактуют теорию избранности, нопротестантизм, как мы видим, является наиболее лояльным: если тыисполняешь свой долг, то ты и есть избраннВ 1905 году выходит в свет работа М. Вебера «Протестантская этика и дух капитализма», в которой немецкий социолог дает анализ социально-психологических истоков капиталистической системы.
Зачастую идеи М. Вебера противопоставляются теории К. Маркса,
который в фундаментальной работе «Капитал» также дает полный
анализ эволюции капитализма. Однако К. Маркс осуществляет этот
анализ, опираясь на социально-экономические предпосылки. М. Вебера
же интересует, прежде всего, то, кáк зарождалась не столько сама
экономика капитализма, сколько его «дух». Иными словами, его
интересует философия рыночного человека.
На современном этапе развития социально-экономической мысли
теория М. Вебера вызывает ожесточенные споры среди ученых.
Марксисты отвергают методологию «понимающей социологии»,
полагая, что выводы, получаемые последователями веберовской
парадигмы, не могут быть объективными, поскольку основываются на
таких умозрительных категориях, как «идеальный тип», «социальное
действие», слабо поддающиеся рационализации. Однако нетрудно
заметить, что, несмотря на ожесточенную критику, теория М. Вебера не
утрачивает актуальности, о чем свидетельствуют многочисленные
исследования творчества немецкого социолога. Так в чем же состоят
ценности среднестатистического представителя делового мира и каковы
истоки этих ценностей?
В «Протестантской этике» М. Вебер высказывает свои наблюдения
о том, что именно протестанты являются преобладающей прослойкой
среди владельцев бизнеса. Причину этого М. Вебер усматривает в
своеобразной психической организации протестантов, обусловленной
воспитанием и религиозной атмосферой.
Основную задачу своей работы он видит в определении различия в
вероисповеданиях c тем, чтобы определить истоки возникновения
капитализма. Так, в частности, М. Вебер полагает, что если протестанты
представляют собой тип «людей действия», то католики предпочитают,
скорее, созерцательный, спокойный образ жизни.
«Дух капитализма» М. Вебер определяет на примере проповеди Б.
Франклина, которая, по мнению немецкого социолога, является
квинтэссенцией философии янки.
В своей проповеди Б. Франклин обосновывает картину мира
рядового американца. Согласно его представлениям, преумножение
капитала – основная цель каждого человека. В связи c этим, честность,
аккуратность, пунктуальность являются добродетелями, поскольку
внушают доверие в деловой среде и обеспечивают преуспевание. Таким
образом, идеальным социально-психологическим типом представителя
капиталистического общества является кредитоспособный, честный и
добропорядочный гражданин, цель которого состоит в преумножении
прибыли. При этом М. Вебер делает важное замечание: деньги,
приобретаемые в ходе такого рационального и умеренного образа жизни,
не являются источником наслаждения.
Важной составляющей характера рыночного человека является
профессиональный долг. Стремление и умение подчиняться канонам
существующей социально-экономической системы является необходимым
условием интеграции c ней и выживания в конкурентной среде. В связи c
этим, «бунтарство» не является социально приемлемым способом
поведения, поскольку создает условия для исключения человека из
системы социальных связей
Таким образом, в качестве основного условия возникновения
капитализма как самостоятельной социально-экономической системы М.
Вебер рассматривает формирование особого мироощущения у
значительной группы людей.
Противоположностью «духа капитализма», характеризующего
поведение и мироощущение рыночного человека, является
«традиционализм», существующий в среде рабочих. Возможность
зарождения традиционализма именно в рабочей среде объясняется М.
Вебером тем, что среднестатистический рабочий, в целом, не
заинтересован в увеличении прибыли: ему гораздо важнее сохранить
привычный уклад жизни, и труд является для него не более чем
средством для этого.
М. Вебер отмечает тот факт, что сложившуюся тенденцию не
способно «переломить» ни повышение оплаты труда рабочих, ни
понижение. Так, при повышении зарплаты рабочий не трудится c
большей производительностью, чем ранее, поскольку сложившаяся
степень трудового вклада обеспечивает ему требуемый уклад жизни. C
другой стороны, при понижении зарплаты интенсивность труда также не
возрастает, так как рабочий едва сводит концы c концами. Эти
наблюдения неизбежно наводят на мысль о том, что прирост капитала
имеет естественные ограничения не только финансовые, но и
человеческие.
На современном этапе развития капитализма, полагает М. Вебер,
не существует зависимости между образом жизни капиталиста и его
вероисповеданием. Сформировавшись первоначально в протестантской
среде, мировоззрение капиталиста, укрепившись в благоприятных
социально-экономических условиях, продолжило свое существование,
опираясь уже исключительно на интересы торговли и промышленности.
В результате религия превратилась в «тихую гавань» - верное средство
отвлечения от труда. Такая роль религии объясняется, прежде всего,
тем, что стремление к преумножению богатства ни в одной религиозной
системе не является приемлемой и одобряемой моделью поведения.
Таким образом, подводя итог, можно заключить, что философия
современного рыночного человека мало отличается от той, контуры
которой очертил М. Вебер. Сейчас, как и прежде, основными
ценностями представителя делового мира являются жажда наживы,
власть и принуждение. Все эти тенденции мы можем наблюдать на
примере экспансионистской политики США и стран Запада. Безусловно,
такая политика в долгосрочной перспективе не приведет ни к чему,
кроме дальнейшей поляризации мира. Единственным способом
изменения сложившейся ситуации является повышение духовности и
самосознания граждан, их совместная нацеленность на интеграцию и
диалог, желание слушать и умение слышать друг друга.
Список литературы:
1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. - Ивано-
Франковск : Ист-Вью, 2002. - 350 с.
2. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. - М. :
Политиздат, 1991. – 366 с.
3. Давыдов Ю. Н. Макс Вебер и современная теоретическая социология
: Актуальные проблемы веберовского социологического учения. - М. :
Мартис, 1998. - 509 с.
4. Зарубина Н. Н. Социокультурные факторы хозяйственного развития:
М. Вебер и современные теории модернизации. - СПб. : Изд-во РХГИ,
1998. - 287 с.
5. Каубе Ю. Макс Вебер: жизнь на рубеже эпох. - Москва : Дело, 2016.
- 596 с.
6. Кравченко Е. И. Макс Вебер. - М. : Весь Мир, 2002. - 221 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!