это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1055743
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Конфуций (от китайского Кун-Цзы, реже Кун Фу-Цзы, к латыни приспособлено как Confucius) Жил этот великий человек около 551 - 479 до н. э. Известен всему миру, как мыслитель и философ древнего Китая. Его учение, затрагивающее множество аспектов жизни людей, крайне глубоко повлияло не только на жизнь тех, кто был с ним знаком, но и в целом на жизнь всего Китая и даже Восточной Азии. Учение Конфуция возымело на умы его современников и их потомков настолько колоссальное воздействие, что впоследствии приобрело форму основы философской системы того времени, известной как конфуцианство, которая, между прочим, и на сегодняшний день является популярной не только в Китае, но и среди многих жителей других стран.
Настоящее имя мыслителя – Кун Цю (Kǒng Qiū), однако в литературе нередко можно встретить такие наименования, как Кун-цзы, Кун Фу-Цзы, что означает дословно «учитель Кун», или же просто Цзы – собственно «Учитель». Именно так, Учитель с большой буквы. И это не случайно. Ведь будучи в возрасте, который не на много превышал 20 лет, он уже сумел прославиться в качестве первого профессионального педагога Поднебесной.
Вполне вероятно, что деятельность Конфуция была гораздо менее масштабной, в сравнении с тем, как ее описывают приверженцы его учения последовавших за великим учителем поколений. И все же, вплоть до победы легизма конфуцианство являлось лишь одним из множества направленностей в интеллектуальной жизнедеятельности Воюющих Царств, в течении исторического периода, который сейчас известен под наименованием «Сто школ». И лишь после того, как династия Цинь пришла в упадок, восставшее из тени многих лет конфуцианство приобретает положение государственной идеологии. Этот статус учение Конфуция смогло сохранить до начала XX в., на протяжении истории только на некоторое время уступая ведущие позиции буддизму и даосизму. Именно такое положение дел, несомненно, и привело к тому, что личность и фигуру Конфуция стали возвеличивать и даже включили ее в религиозный пантеон.
Краткое жизнеописание Конфуция (551 –479 г. до н. э.)
Прежде чем познакомиться с некоторыми притчами Конфуция и вникнуть в их смысл, стоит немного рассказать о жизни этого великого человека.
Китайский философ был рожден в пещере на склоне Грязевой Горы в уезде Чанпин, которое было расположено в восточной части Поднебесной, в княжестве Лу. Его семейство принадлежало к древнему роду китайских аристократов, который к моменту появления на свет Конфуция находился практически на грани разорения. Отец Конфуция был в Лу правителем уезда Цзоу.
В возрасте трех лет будущий мудрец остается без отца, а в 17 лет из жизни уходит и его мать. При рождении ребенок был наречен именем Кун Цзю. Благодаря стараниям его поклонников и последователей оно постепенно изменилось на почетное прозвище Кун Фу-Цзы, что значит Почетный Учитель Кун, а по истечении многих столетий миссионеры-иезуиты, которые приехали в Китай, превратили китайского мудреца в настоящее достояние и тогда еще сравнительно молодой европейской культуры, латинизировав его имя, как «Конфуций».
На протяжении всей своей жизни Конфуций неизменно придерживался четырех основных правил:
1) не предавался пустым размышлениям;
2) не был категоричен в суждениях;
3) не проявлял упрямства:
4) не думал о себе лично.
И уже эти правила можно было бы рассмотреть в качестве притч, но каждое из них вполне красноречиво говорит само за себя и в дополнительном истолковании данных слов нуждаться будет разве что ребенок. Или же биологически взрослый человек, который в своем развитии, увы, не много опередил младенца.
Конфуций возводил понятие такое понятие, как порядок в ранг божественности. Известен, например, факт того, что он не желал входить в какой-либо дом, если циновка у дверей лежала не так, как положено.
Плату с тех, кто желал послушать его речи, Конфуций брал скромную, а позднее и вовсе стал жить на средства нескольких богатых учеников, которые предоставили ему отдельное помещение для заведение, которое вернее всего было бы описать понятным всем словом «школы». Достоверно известно, что Конфуций имел 3000 учеников, 72 из которых были ему близки, а 12 на протяжении его жизни присутствовали при нем безотлучно.
Притчи Конфуция
Также как Пифагор и Сократ, Конфуций обучал тех, кто желал его наставлений устно и не оставил будущим поколениям ни единой записи. Все что известно человечеству на сегодняшний день – это записи его учеников. Больше того, все традиционные книги, автором которых принято считать самого великого мудреца, дошли до современности в редакциях гораздо более поздних времен.
Классические конфуцианские книги распадаются на «Пятикнижие» ("У-цзин") и «Четверокнижие» ("Сы-шу").
В состав «Пятикнижия» входят следующие сочинения:
- древнейшая книга «И-цзин»;
- сборник магических формул, заклинаний «Шу-цзин»;
- история легендарных императоров;
- «Ши-цзин» («Книга песнопений») - сборник древней поэзии, отчасти космологического и мифологического содержания;
«Ли-цзи» («Книга церемоний»)- описание многочисленных церемоний, обрядов;
- книга «Чун-цю» («Книга весны и осени»), - это краткая хроника одного из китайских княжеств.
«Сы-шу» или «Четверокнижие» состоит из таких книг, как:
- «Дао-сюе» («Великое учение») - учение о самоусовершенствовании человека, которое было изложено по словам Конфуция одним из его учеников;
- «Чжун-юн» («Книга о середине») - учение о необходимости соблюдать во всем гармонию и не вдаваться в крайности;
- «Лун-юй» - книга изречений и афоризмов Конфуция и его учеников;
- «Мэн Цзы» - учение философа Мэн Цзы, самого выдающегося из позднейших учеников Конфуция.
Несмотря на то, что философия Конфуция является основой одноименного религиозного течения, большинство его сочинений не имеют ярко выраженной религиозной направленности. Следует заметить, однако, что некоторые из перечисленных книг (например, "Книга песнопений"), содержат описание религиозных обрядов.
Основной принцип конфуцианства состоит в следующем: каждый человек желает жить и благоденствовать, однако каждому человеку необходимо жить так, чтобы не вредить, а еще лучше, помогать другим. Конфуцианство по своей сути представляет собой свод правил жизни человека в семье, государстве. При этом данные правила формулируются, как и для главы семьи, государства, так и для их рядовых членов. Если говорить иначе, учение Конфуция охватывало преимущественно вопросы этики и политики, при этом почти не касалось всего того, что является необъяснимым для человеческого разума, а подкрепляется лишь верой.
Далее стоит привести некоторые из самых известных высказываний Конфуция:
- Подлинная доброта вырастает из сердца человека. Все люди рождаются добрыми.
- Умереть с голоду – событие маленькое, а утратить мораль – большое.
- Если человек не обладает человеколюбием, к чему тогда говорить об этике и музыке?
- Тот, кто дожив до сорока лет, вызывает лишь неприязнь, - конченый человек.
- Каждый может стать благородным мужем. Нужно только решиться им стать.
- Стрельба из лука учит нас, как надо искать истину. Когда стрелок промахивается, он не винит других, а ищет вину в самом себе.
- Добродетель не останется в одиночестве. У нее обязательно найдутся соседи.
- Как на небе не может быть двух солнц, так у народа не может быть двух правителей.
- Золотое правило нравственности: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе. И тогда исчезнет ненависть в государстве, исчезнет ненависть в семье»
В изречениях Конфуция практически не рассматриваются богословские, метафизические вопросы, однако, вера в духов считается допустимой, а вера в загробную жизнь так и вовсе нравственно необходима. Такая вера нужна потому, что она способна укрепить нравственность человека. Учение Конфуция поддерживает необходимость правил выражения почтительности к своим родителям и развивает древние культовые обряды почитания умерших предков.
Далее мне бы хотелось более подробно остановиться на некоторых притчах Конфуция, которые меня заинтересовали более всего.
Но начать бы я хотел не со слов самого великого философа, а с истории, которая произошла с его учеником.
Однажды к ученику Конфуция пришли селяне и стали говорить:
- Ты такой мудрый и так хорошо и понятно говоришь, не то, что этот ворчливый Конфуций!
На что ученик великого мудреца ответил:
- Мудрость как стена. Моя стена низкая, и вы видите, что за ней происходит, а стена Конфуция настолько высока, что вам не видно, что за ней делается. Если вы желаете заглянуть за его стену, то сначала постройте свою, с которой можно будет смотреть.
Данный пример крайне точно характеризует ситуации, когда еще молодые либо телом, либо умом, либо и тем и другим воспринимают старшего человека, который умудрен жизненным опытом, как просто того, кто так и ждет первой возможности, кого-то чему-то поучить, кого-то за что-либо поругать только потому, что он старше. А ведь желание старшего человека, даже с непростым характером дать наставление младшему поколению – это и есть настоящее проявление мудрости. Не прав будет тот, кто молча смотрит на ошибки других, самодовольно считая себя умнее, хотя в еще не таком уж далеком прошлом совершал те же самые огрехи, а теперь просто не желает о них вспоминать. Ведь его достоинства теперь слишком высоки для этого.
Здесь можно перейти к следующей притче, участником которой являлся непосредственно сам Конфуций. Она словно вытекает из предыдущей истории.
Конфуций спросил одного из своих учеников:
- Ю! Ты слышал о шести достоинствах, переходящих в шесть заблуждений?
- Нет! — ответил тот.
- Присядь! Я поведаю тебе о них. Когда человек стремится к человечности, но не желает учиться, то это заблуждение приводит к глупости. Когда люди стремятся проявлять свой ум, но не хотят учиться, то это заблуждение порождает дерзость. Когда человек стремится быть правдивым, но не хочет учиться, то это заблуждение приносит вред. Когда люди стремятся к тому, чтобы быть прямыми, но не желают учиться, то такое заблуждение делает из них грубиянов. Когда человек стремиться быть храбрым, но не хочет учиться, то такое заблуждение порождает смуту. Когда люди стремятся к непреклонности, но не желают учиться, то такое заблуждение приводит к безрассудству.
Здесь стоит разобраться. Верны ли эти изречения? Если некий индивид желает быть человечным, но не хочет учиться, он глуп. На первый взгляд изречение может показаться странным. Ведь назвать глупцом того, кто желает проявлять больше любви к ближнему своему может только законченный циник. Но ключевые слова здесь – «но не хочет учиться». Чему учиться? Мере в своем стремлении к человечности. Для кого-то излишнее сочувствие и сострадание может оказаться в тягость, а в некоторых ситуациях и самого человеколюбца могут оставить в дураках. За примерами далеко ходить не нужно. Сколько мошенников нажилось за счет чересчур сострадательных и от того крайне наивных людей? Множество.
Тот же самый ключ – слова о нежелании учиться – содержится и в других предложениях, сказанных великим философом. Зациклишься на желании во что бы то ни стало всегда действовать и говорить прямо, то неизбежно превратишься в образец грубости без малейшего чувства такта. С этим также невозможно не согласиться. Ведь абсолютно прямой человек максимально честно, до зубного скрежета, скажет вам, насколько вам не идет эта стрижка, или платье полнит, а то и вообще докатится до того, что станет акцентировать внимание на природных физических недостатках людей. Такой человек прямо назовет беременную женщину толстой коровой. А самое страшное то, что он даже не будет понимать, что поступил дурно.
Слова Конфуция из данной притчи даже не намекают, а прямо указывают на то, что людям стоит быть осторожными в своих желаниях и стремлениях, что во всем необходима гармония.
Так в следующе притче говорится о том, как одного Благодетельного из Младших беспокоила вероятность быть обворованным. И он решил спросить совета у Конфуция.
Конфуций ответил ему:
- Если сами будете скромны в желаниях, то другие не согласятся воровать у вас даже и за награду.
Просто и понятно. Никто не будет красть у того, кто дает понять, что воровать у него толком нечего. Правильный вор неизменно будет тянуться к человеку, который кичится тем, что имеет, особенно роскошью. А скромный, пусть и состоятельный человек просто не будет вызывать желания его обокрасть, потому что даже излишек средств он не складирует и чахнет над ним, а пускает на благие и нужные дела. Этот же принцип действует и с внутренним миром, психикой отдельного человека. Знай меру своим достоинствам, и твои недостатки не смогут у тебя их украсть.
Так же хотелось бы отметить. насколько правильно великий китайский мудрец высказался по поводу такого вида взаимоотношений людей, как дружба.
Цзы-Гун спросил о том, что значит быть кому-то другом. Конфуций ответил:
- Будь честен с ним, когда захочешь дать ему совет, и побуждай человека к хорошему. Однако если он не желает прислушаться к тебе, то не настаивай, чтобы не быть униженным.
Считаю, что долгие рассуждения здесь излишни. Если хочешь быть кому-то другом – будь честен, поддерживай человека, когда это необходимо, но не будь навязчивым, чтобы он затем не обвинил тебя в своих же промахах.
Заключение
Из всего вышесказанного подводим закономерный итог. Изречения Конфуция обучают людей терпимости, доброте друг к другу, в них заложено правильное стремление к общей гармонии. При чем, самый, казалось бы, бытовой совет при более детальном рассмотрении превращается в универсальную заповедь, подходящую для всех уровней и слоев социальной жизни не только отдельного человека, но и целых стран. Правитель, начальник, воспитатель, по мнению Конфуция, обязан показывать своим подчиненным и воспитанникам, как нужно себя вести, быть для них примером.
А завершить работу мне хотелось бы еще одной небольшой притчей.
На вопрос правителя: «Как вы смотрите на убийство людей, которые лишены принципов, во имя приближения других к этим принципам?» великий мудрец Кун Фу-Цзы ответил: «Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ ваш будет добрым. Мораль мужа благородного подобна ветру. Мораль простого люда подобна траве. Трава клонится туда, куда дует ветер».
Список литературы.
Кант И. Критика чистого разума. – М. 1994.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!