это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1055850
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация научной статьи:
В статье рассмотрены основы управления системой общего образования в различных странах, в сравнении с российской организацией общего образования; даны обоснования преимуществ тех или иных системообразующих принципов, спрогнозировано дальнейшее развитие системы управлений системой общего образования в РФ.
Ключевые слова: управление, система, общее образование, централизация, децентрализация, федеральная структура.
Система общего образования – это важная сфера, имеющая большое значение для развития социума. Следовательно, управление такой системой находится под пристальным вниманием всего общества. По уровню развития регуляторных функций государства в сфере образования судят, в том числе, и о развитии страны в целом.
Принято считать, что систему управления образованием характеризует степень централизации государственной власти. Если в стране установлена федеративная система управления, то роль центральных органов власти не является определяющей, и наоборот. Рассмотрим, насколько справедливо данное утверждение, на примере управления системой общего образования в Российской Федерации и некоторых зарубежных странах.
Прежде всего, нам предстоит выяснить, какие факторы оказывают влияние на развитие системы общего образования. Справедливо заметить, что исторические условия формирования, геополитическая ситуация, современные преобразования, происходящие в экономике страны, являются определяющими для национальной системы образования.
Так, на развитие отечественного образования, в первую очередь, оказали влияние социальные процессы, происходившие в российском государстве, начиная с 2017 года, а также в продолжение этапа становления советской государственности. Время революционных изменений сделало возможным коренное преобразование дореволюционной, царской системы управления, национализацию и полное подчинение всех образовательных организаций новой власти. Образование в России, благодаря декретам советского правительства, стало всеобщим и бесплатным (и остается таковым в течение вот уже 100 лет). Это было главное и поистине революционное изменение во всей системе образования огромной страны. Можно уверенно сказать, что подобного переворота за столь короткий срок Россия никогда не смогла бы совершить путем мирных реформ.
На протяжении многих лет образовательная система Советского Союза сохраняла принципы доступности и бесплатной основы общего образования, утвержденные Конституцией. При этом система образования продолжала быть централизованной, целиком и полностью контролируемой государством. Благодаря самоотверженной работе многих поколений ученых, методистов и педагогов, советская система общего образования была признана одной из лучших в мире. В то же время, единовластие и однопартийная система диктовали жесткие условия, не позволяющие образованию развиваться на демократической основе, с использованием новых технологий. В период застоя устаревшая система общего образования существенно тормозила и ограничивала развитие образовательного и воспитательного процесса.
Современное состояние образования характеризуют происходящие в России и во всем мире процессы совершенствования национальных систем управления, а глобализация информационного пространства позволяет рассматривать данные процессы в диалектическом единстве.
Сегодня в системе общего образования Российской Федерации нет единовластия; отсутствует прямое влияние централизованной власти на политику учебных заведений. Более того субъектами, участниками образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, согласно российскому законодательству, признаны «обучающиеся, педагогические работники общеобразовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся». Таким образом, на уровне государства принято важное решение: личность учителя, ученика и родителя перестает быть объектом образования, но становится его «активным субъектом, самостоятельно определяющим свой выбор из широкого спектра образовательных программ, учебных заведений, типов отношений» [1].
Реформирование системы образования вывело образовательные отношения на новый уровень, применив вариативный подход в выборе учебных программ, указав на необходимость интеграции образовательных факторов, личностно-ориентированное взаимодействие педагога с учениками, духовно-нравственное воспитание личности ребенка как основу образовательного процесса.
Главные принципы российского образования остались прежними и получили развитие в соответствии с сегодняшними требованиями. Это, в первую очередь, бесплатное и доступное образование для всех категорий граждан, утвержденное Конституцией РФ, а также гуманистический подход, единство федерального образования при сохранении права выбора национального или регионального компонента. «Эти принципы определяют основные направления, приоритеты образовательной политики и, следовательно, характер образования и специфику образовательных организаций в стране» [2].
Государство также сохранило за собой право проводить единую государственную политику в области образования через выполнение требований, установленных Федеральным законом об образовании, а также соблюдение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Образование остается приоритетной областью, поэтому существует его организационная основа – Федеральная целевая программа развития образования.
Централизованную функцию управления системой общего образования выполняет Министерство образования и науки Российской Федерации, а на местах – региональные и муниципальные органы (департаменты, управления). Данные ведомства устанавливают общие правила следования образовательным программам, регулируют соблюдение ФГОС, регламентируют общую организацию учебного процесса. Тенденция в развитии системы образования в нашей стране такова, что органы управления образования не должны препятствовать осуществлению образовательного и воспитательного процессов в учреждениях общего образования, не могут напрямую влиять на педагогический процесс, деятельность родителей и школьное самоуправление.
Итак, главной особенностью современного периода в управлении системой образования является переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного управления образованием состоит в том, чтобы объединить усилия государства и общества в решении проблем образования, предоставить учителям, учащимся, родителям больше прав и свобод в выборе содержания, форм и методов организации учебного процесса, в определении различных типов образовательных учреждений.
Общественность становится силой, способной влиять на процессы в образовании через общественные органы управления (родительские и попечительские советы, конференции и др.). Иными словами, происходит разгосударствление системы образования и диверсификация образовательных организаций.
Для более объективного анализа сопоставим рассмотренные выше принципы управления отечественной системой общего образования с аналогичными системами в зарубежных странах. Как осуществляется регулирование образовательной сферы в таких развитых странах, как США и Германия?
Известно, что Соединенные Штаты Америки – страна с «децентрализованным государственным управлением»[3]. Система управления образованием в США диверсифицирована. Показатель данного явления – существование свыше 50 региональных органов управления образованием, советов или департаментов штатов. Они определяют образовательную политику на местах, регулируют использование средств федерального бюджета, которые выделяются на те или иные нужды образовательных учреждений в регионах. Государственный департамент образования США при этом управляет и контролирует целевое использование средств госбюджета. Механизм управления по такому принципу можно назвать финансово-правовым, тогда как в России подобный механизм носит административно-правовой характер.
Большинство школ на местах не обладает достаточным объемом собственных финансовых ресурсов. Таким образом, федеральная власть, предоставляя дополнительное финансирование, требует от его получателей соблюдения федеральных стандартов и свода правил, регламентирующих различные стороны образовательных отношений. Базовые правовые нормы, регулирующие общее образование, устанавливают централизованные органы в целом по стране и региональные – в определенном штате.
При этом основную роль в координации образовательных процессов играют участники рынка образовательных услуг, чья деятельность регулируется местным законодательством.
Ежегодно Президент США и его администрация выдвигают на утверждение Конгресса проект федерального бюджета, который определяет федеральные образовательные программы и объем их финансирования. Президент также может вносить для утверждения федеральные программы, затрагивающие область образования. Это могут быть стратегические программы, например, «Борьба за лидерство», программа модернизации школ или грантов образовательным учреждениям по обучению детей с ограничениями здоровья и другие.
Вопросы управления образовательной системой также регулируются специальными федеральными законами, которые собраны в основном Своде законов, в разделе, посвященном образованию. Соответственно, вопросы организации и деятельности органов управления народным образованием на местах регулируются законодательством каждого штата, которое собрано в его своде законов.
Что касается Германии, то ее образовательная система является также децентрализованной в плане управления, так как страна представляет собой федеративное образование, объединяющее 16 земель. Такая структура позволяет рассматривать образовательную область на общефедеральном уровне, уровне местных органов власти, внутришкольного управления и ученического представительства. В начале 2000-х гг. в Германии были приняты меры по обновлению традиционной системы управления образованием ФРГ. Был учтен и опыт ГДР в управлении системой образования, находившейся под значительным влиянием советской образовательной системы. В целом же, управление образованием в объединенной Германии остается весьма консервативной областью, отличающейся особой приверженностью историческим традициям, что «в значительной мере сдерживает процесс ее обновления и тормозит оперативное решение ряда сложных проблем в области менеджмента» [4].
Сегодня в национальной системе управления «тесно взаимодействуют субъекты управления разного уровня: федерация, земли и общины (местные органы власти), выполняющие различные законодательные, исполнительные, координирующие и финансово-бюджетные функции». Право генерального решения, согласно Основному закону, сохраняют земли, как обладатели законодательной и административной компетенций во всех вопросах управления и политики в сфере просвещения (в том числе школьного, профессионального и вузовского образования). Исследователи национальной системы образования считают, что такое положение в образовании можно объяснить наследием и традициями так называемого культурного федерализма (или культурной автономии земель), уходящего своими корнями в историю самостоятельных германских государств. Все 16 земель, вне зависимости от территории и численности населения, влияния на экономику, равноправно участвуют в законодательной деятельности объединенной Германии через бундесрат (орган представительства земель) и имеют каждая свою Конституцию. По сравнению с землями, федерация обладает ограниченной законодательной и финансовой властью, но может воздействовать на принятие решений по наиболее важным проблемам.
Согласно основному закону, все школьное дело находится под постоянным контролем государства. Особо подчеркивается, что школы и независимые учебные заведения подконтрольны непосредственно государству, которое может регламентировать деятельность системы школьного образования в целом.
Подводя итоги, отметим тот факт, что на управление национальной системой образования оказывают влияние многие факторы, среди которых наиболее значимыми являются традиции и система правления, а также сфера реформирования образования и геополитические процессы. В свете последних тенденций, нельзя рассматривать управление системой образования односторонне. Прямой закономерности между вышеназванными условиями и современным взглядом на образование в условиях национальной системы управления не наблюдается.
Как показывают примеры таких развитых стран, как США и Германия, управление системой общего образования строится, прежде всего, на тех принципах, которые сложились исторически. В обеих странах во главу угла поставлен принцип федеративного устройства, а управление системой образования считается децентрализованным, хотя государство сохраняет за собой приоритетное право влияния на сферу образования. Можно также отметить, что право принятия решений, сохраняемое за властью штата в США, в том числе, в области образования, гораздо больше, нежели в Германии. Здесь многие вопросы образования весьма жестко регламентируются государством.
В управлении образовательной системой России присутствуют и те, и другие тенденции. С одной стороны, во многом сохраняется принцип централизации в управлении системой общего образования: выстроена вертикаль власти от высших органов управления к низшим. При этом наша страна сделала большой шаг вперед относительно общественного участия в развитии системы образования, которое сегодня становится более открытым, доступным и демократичным.
Список литературы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – [Электронный ресурс]. – URL: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.htmlМикерова Г.Г. Современные тенденции управления системой образования в России// Современные технологии управления. – №4 (76). – Электронный ресурс]. – URL: https://sovman.ru/article/7603/Ялбулганов А.А., Корф Д.В. Современные тенденции развития систем управления образованием в зарубежных странах. – [Электронный ресурс]. – URL: https://docplayer.ru/64451479-Sovremennye-tendencii-razvitiya-sistem-upravleniya-obrazovaniem-v-zarubezhnyh-stranah-1.html
Писарева Л.И. Новые исследования в образовании. Управление образованием в Германии: традиции и инновации. – [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-obrazovaniem-v-germanii-traditsii-i-innovatsii
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!