это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1077259
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация: В статье представлены теоретические и практические аспекты в области «взаимодействия» тренера и спортсмена, рассматривается влияние тренера на эмоциональное и стрессовое состояние спортсмена, которые всегда возникают на соревнованиях, а так же степень направленности на взаимодействие представителей индивидуальных и командных видов спорта.
Abstract: The article presents theoretical and practical aspects in the field of «interaction» of the coach and the athlete, examines the influence of the coach on the emotional and stress state of the athlete, which always arise in competitions, as well as the degree of focus on the interaction of representatives of individual and team sports.
Ключевые слова: взаимодействие, активность, спортивная деятельность, тренировочный процесс.
Key words: interaction, activity, sports activities, training process.
Взаимодействие с тренером в процессе подготовки спортсмена оказывает большое влияние на его результат в соревновательной деятельности. Поэтому взаимодействие тренера и спортсмена как процесс в спортивной подготовке имеет свое содержание и характерные черты.
Проблема изучения связи тренера со спортсменом предполагает исследование такого понятия как «взаимодействие», которым занимались такие ученые-психологи как В.Л. Марищук, В.А. Лекторский, А.Н. Леонтьев, Г.Д. Бабушкин, С.Л. Рубинштейн и другие [1, 2, 8, 10].
Так, А.В. Брушлинский рассматривает взаимодействие как процесс естественного воздействия субъектов друг на друга, которые порождают их взаимную связь [4]. Таким образом, можно сказать, что взаимодействие между людьми предполагает участие в нем как минимум двух субъектов, которые влияют друг на друга, связаны и взаимозависимы между собой определенными отношениями. Поэтому понятие взаимодействия содержит в себе многочисленные связи , отношения и категории.
К числу характеристик, определяющих взаимодействие субъектов труда относится активность, системность, осознанность и целенаправленность, отношения [3, с. 7]. Рассмотрим каждую категорию отдельно.
Активность человека проявляется на всех уровнях его жизнедеятельности. Она бывает трех видов: интеллектуальная (гипотезы, стратегии, прием, обработка и оценка поступающей информации), моторно-эффективная на уровне построения модели взаимодействующего объекта и поведенческая (вербальная, невербальная) активность, которая проявляестя во всем многообразии ее поведенческих и деятельностных форм. Чем сложнее организация субъекта, тем разнообразнее формы его активности.
Системность как характеристика взаимодействия обусловлена наличием субъектов (объектов) взаимодействия во всех их связях и отношениях. Леонтьев А.Н. делает акцент на том, что взаимодействие – эээто основа и условие становления самых разнообразных связей между субъектами (объектами), включая каузальные, причинно-следственные и другие, оно является основой создания любой системы, либо «система всегда предполагает связь (в форме взаимодействия) ее элементов и компонентов» [7]. С точки зрения деятельностного подхода личность может быть понята только в системе устойчивых связей, которые опосредуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого ее участника [9].
Таким образом, взаимодействие является необходимым условием всей деятельности и существования людей, а также рассматривается как система, где в единстве выступаютется субъект – субъектные и субъект – объектные связи.
Во всяком взаимодействии людей проявляются его осознанность и целенаправленность. Цель участников взаимодействия может быть как общей , так и различной, то есть каждый участник может преследовать свои цели. Таким образом, можно выделить три основные формы взаимодействия: сотрудничество – в случае общности цели и усилий по ее достижению, конфликт – в случае различных друг друга целей каждого из участников, противоборство – когда перед участниками стоит одна цель, но достижение ее одним из них исключает ее достижение другим. Для совместного контакта тренера и спортсмена, естественно, наилучшей формой осознанности и целенаправленности будет считаться сотрудничество.
Что касается отношения как категории взаимодействия, то субъективная сторона любого взаимодействия — это уже сознательное отношение индивидов друг к другу, и оно основано на взаимном ожидании соответствующего поведения. В своих работах С.Л. Рубинштейн делал акцент на том, что личность становится тем, кто она есть в себе и то, как ее представляют другие [10]. Именно поэтому отношение стоит рассматривать как результат взаимодействия в качестве сложного личностного образования, в котором в совокупности выступаюто объективное и субъективное, социальное и психологическое.
Таким образом, взаимодействие характеризуется активностью,отношением, осознанностью и целенаправленностью взаимных действий обеих сторон – тренера и спортсмена, которые являются субъектами, согласованность действий которых определяется психологическим состоянием контакта. Иными словами, взаимодействие - это объективное условие и необходимое средство тренировочного процесса, в котором главную роль играют тренер и спортсмен.
Тренер – это связующее звено между спортсменом и спортивной подготовкой , а также соревноваельной деятельностью. Именно тренер, наблюдая со стороны, имеет возможность предвидеть не только действия своего подопечного, но и схему соперника. Поэтому задача тренера состоит в том, чтобы правильно воспитать своего спортсмена, помочь принять решение, отрегулировать действия и эмоциональное состояние.
Так же тренер обладает наивысшим уровнем прогностического понимания, нежели спортсмен. Связано это с тем, что восприятие ситуации спортсменом в соревновательном процессе не всегда адекватно, так как оно подвергается влиянию со стороны эмоциональной и двигательной активности. В свою очередь тренер, не смотря на эмоции, направляет всю и свою активность на прогнозирование замыслов соперника на создание правильной стратегии и тактики своего подопечного.
На примере взаимодействия тренера со спортсменом мы видим, при наличии высокой квалификации и большого опыта самоуправления спортсмен, попадающий в экстремальные условия нуждается в поддержке тренера. Причиной этому служит большое физическое и психическое напряжение, стресс, возникающие при неблагоприятных воздействиях на спортсмена, которые повышают вероятность ошибочных действий.
Поэтому В.Л. Марищук и Л.К. Серова в своей работе отметили, что тренер и спортсмен связаны, прежде всего, подчинительными взаимоотношениями, при которых тренер – это руководитель, который наделён административной властью, а спортсмен –исполнитель, который должен выполнять его приказы и распоряжения. Поэтому первым критерием высокого уровня взаимоотношений тренера и спортсмена выступает полное выполнение тренерских указаний спортсменом [8].
Что касается индивидуальной системы подготовки спортсмена, то здесь главным фактором выступает знание тренером личностных особенностей своего спортсмена. Это подтверждается тем, что личностные особенности спортсменов являются наиболее устойчивыми и меньше подвержены изменениям. Наиболее подвижными элементами психологии личности считаются такие качества, как волевые, эмоциональные, интеллектуальные и сенсорные психические состояния, то их контроль должен осуществляться регулярно. Посредством их диагностики можно получить информацию о степени соревновательной готовности спортсменов и спрогнозировать их поведение в наиболее ответственный момент соревнований.
Но необходимо учитывать, что какая бы не была методика, она не сможет отразить черт психологическую проведенные характеристику взаимодействие личности есть спортсмена. Главным показателем объективной характеристики будет считаться только комплексный подход, который оценит спортсмена со стороны индивида, личности , субъекта [6].
Взаимодействие тренера и спортсмена выражается в изменении (улучшении или ухудшении) психического состояния спортсмена, результативности его деятельности. Опрос спортсменов после соревнований, на которых проводилось контролируемое наблюдение за поведением тренера, показал, что то или иное воздействие тренера влияет на эмоциональное состояние спортсмена и на успешность деятельности в стрессовых ситуациях, которые всегда возникают на соревнованиях. Критериями оценки взаимодействия послужили готовность спортсмена выполнить указания тренера, наличие творческого компонента при их использовании и выраженное стремление к общению с тренером. Именно поэтому многие тренера делают акцент на качественную и успешную подготовку спортсменов как в тренировочном периоде, так и соревновательном, а деятелность спортсмена направлена на удовлетворенность в совместном общении, взаимной поддержке, дружелюбии и сотрудничестве.
Автор статьи также рассмотрел взаимодействие тренера со спротивными командами, клубами. Исходя из изученного материала можно сказать, что как в индивидуальных, так и командных видах спорта, спортсмены стремятся к всестороннему общению с тренером, к выполнению его указаний и проявлению при этом элементов творчества. В процессе совместной деятельности у членов спортивных команд вырабатываются взаимные представления друг о друге как о специалисте, человеке, товарище. По содержанию эти представления являются оценочными характеристиками различных свойств личности (характера, способностей, знаний, умений, воли и др.).
Различные исследования многих ученых, в частности Т.И. Захаровой, выявили, что показатели доброжелательности и направленности на взаимодействие (при взаимодействии тренер-спортсмен) выше у представителей индивидуальных видов спорта. Эти спортсмены проявляют более выраженную доверчивость и конформность в отношениях, гиперответственны и приносят в жертву свои интересы, ориентированы на задачу, доброжелательны по отношению к окружающим. А представители групповых видов спорта не имеют столь выраженных социально-психологических свойств, а выражена лишь личностная направленность спортсменов. Можно полагать, что в ходе спортивных состязаний у них вырабатываются качества, которые определяют результативность, успешность в условиях совместной деятельности. По-видимому, зависимость, альтруистичность и высокая доброжелательность спортсменов могут препятствовать достижению успеха в командных видах спорта, поэтому они больше настроены на задачу и на себя в большей степени.
Тренер играет главну роль в обеспечении психологического поведения и деятельности спортсмена на различных этапах соревнований. Основной целью тренера является не только спортивные достижения спортсмена, но и воспитание всесторонне развитого, образованного человека, способного к использованию культурного достояния общества и саморазвитию. Реализация этой цели требует разрешения главного противоречия - противоречия между усвоением спортивного опыта и знаниями предшествующих поколений, созданную ими культуру, научиться строить на их основе свою профессиональную деятельность и поведение, с одной стороны, и необходимостью их постоянно совершенствовать, обогащать и развивать – с другой.
Список литературы:
Агацци Эвандро Научная объективность и ее контексты. Пер.с англ. Лахути Д.Г. / Под ред. и с предисловием Лекторского В.А. – М.: Прогресс-традиция, 2017. – 688 с.
Бабушкин Г.Д. Социальная психология: учебник для вузов физической культуры / Г.Д. Бабушкин. – Омск: Изд=во СибГУФК, 2011. – 236 с.
Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 2000. – С. 137-319.
Брушлинский А.В. Проблемы субъекта в психологической науке. – М.:Академия проект, 2000. – 320 с.
Кавецкий И.Т. Основы психологии и педагогики/ Кавецкий И.Т., Рыжковская Т.Л., Коверзнева И.А., ИгнатовичВ.Г. - Минск.: Изд-во МИУ, 2010
Киселева Е.В. Формирования субъект - объективных отношений в воспитание спортсменов // Теория и практика физической культуры. № 2. 2005
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 сМарищук В. Л. Психодиагностика в спорте / В.Л. Марищук , Ю.М. Блудов, Л. К. Серова. М. : 2005. 349 с.
Развитие психологии в системе комплексного человекознания . Часть 1 / Отв.ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. – 828 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Издательство: Питер, 2002. - 720 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!