это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1079669
Ознакомительный фрагмент работы:
Изучая любые экономические дисциплины, в первой главе учебника находим рассуждения о методах познания, используемых данной наукой. Однако, изучив разделы микро- и макроэкономики, можем ли мы утверждать, что понимаем методы, которые были использованы при познании механизма рынка, цены, товара, методах познания макроэкономических процессов. Представители различных школ используют различные методы, или они универсальны? С одной стороны, манера, стиль мышления у каждого исследователя индивидуальны, а с другой стороны, все используют анализ и синтез, индукцию и дедукцию, абстракцию и т.п.
Слово «метод» переводится с греческого как «путь познания», «способ исследования», приём научного исследования. С появлением научных течений появляется формальная логика Аристотеля. Именно ей присущи формально-логические умозаключения, основанные на наблюдении, анализе, синтезе, классификации, использовании дедуктивного метода.
В дальнейшем возникает диалектика Гегеля с её всеобщим развитием, единством и борьбой противоположностей и противоречиями как источником развития.
Параллельно развивается позитивизм. В первоначальном истолковании позитивизм означал требование отказаться от поисков первопричин, каких-либо субстанциональных начал. Эти поиски позитивисты характеризовали как бесплодную «метафизику» и противопоставили им стремление к построению системы «положительного» знания, то есть знания бесспорного и точного, опирающегося исключительно на «факты».
Это общефилософские методы познания, а следовательно, они присущи исследователям любых наук. Это подтверждается тем, что даже в конце XVII веке Ньютон публикует свой труд, заложивший основы физики, под названием «Математические начала натуральной философии».
Экономисты разных эпох, опираются на ту методологию, которая является господствующей в данный период.
Методология меркантилизма как формы познания ограничивалась эмпирическим наблюдением, сводила все экономические формы к единственной их определённости – к денежной. Физиократ Ф. Кенэ, используя методы формальной логики, предложил плодотворную аналогию между кровообращением в человеческом организме и движением товарных и денежных потоков в организме социальном. Это позволило ему обогатить методологию экономической науки использованием математических методов.
У.Петти, обобщая фактический материал, пришёл к научным определениям стоимости как основы цены. «Политическую арифметику» У.Петти можно считать родоначальницей статистических методов.
А.Смит, Д.Рикардо на основе дедуктивного метода доводят до логического завершения идею естественного закона, выводят законы стоимости, цены, определяющие движение рыночных процессов.
На наш взгляд, данный период характеризуется обогащением, развитием методов формальной логики.
XIX век – это период, когда методология экономической науки становится разнообразной, происходит процесс перерастания формальной логики в математическую и историческую.
Марксизм использует сложную, глубокую методологию Гегеля. В качестве толчка, первопричины развития, исходной клеточки капитализма К.Маркс берёт товар. Исследуя сущность и противоречия товара, К.Маркс выводит остальные категории и противоречия капитализма: деньги, как особый товар; капитал – как стоимость, приносящую прибавочную стоимость. Противоречие товара превращается в основное противоречие капитализма.
В этот же период возникает маржинализм, превративший формальную логику в логику математическую, широко использующий метод абстракции (при прочих равных условиях) и дедуктивный метод. Используется позитивизм как отказ от поиска первопричины, сущности экономических явлений. Задача учёного - исследование взаимосвязи между экономическими явлениями и процессами.
Возникшая историческая школа основным методом исследования выбирает индуктивное обобщение эмпирических наблюдений, историчность, эволюционность подхода, сравнительный анализ разных эпох и стран, анализ этических и правовых моментов.
Из этого мы заключаем, что в XIX веке индивидуальный стиль мышления исследователя накладывается на всё многообразие методов, доступных учёным, поэтому развивается понимание предмета экономической науки, возникает множество научных школ.
В ХХ веке продолжается развитие отдельных методов и их синтез.
Неоклассическая микроэкономика и кейнсианская макроэкономика, объединённые в рамках так называемого неоклассического синтеза используют функциональный подход; предельный, маржинальный анализ; количественные методы (математические методы, экономические модели), метод агрегированных показателей, субъективно-психологический подход.
А.Маршалла считают методологическим плюралистом, поскольку его склонность к синтезу проявилась в способности использовать методы классической школы, маржинализма и исторической школы.
В.Ойкен обогатил методологию исторической школы. Он считал, что экономическая действительность очень сложна, поэтому её невозможно изучить только на основе обобщения эмпирических наблюдений, необходимо использовать абстракцию, чтобы вычленить наиболее существенные моменты.
Кейнс, опираясь на предельный анализ, использует каузальный подход (подход, при котором отыскиваются причины действий и решений людей, участвующих в экономическом процессе) в отличие от функционального, типичного для лозаннской и кембриджской школы.
В конце ХХ века стал широко использоваться экономический эксперимент и моделирование, возникли новые направления экономики (например, «эволюционная макроэкономика», основанная на принципах биологической науки).
Однако использование математических методов и моделирование настолько – это всегда формализованное, упрощённое описание связей, зависимостей между экономическими явлениями, процессами, а постиндустриальная экономика становится все сложнее. Модель – это копия, а чем сложнее объект, тем труднее создать адекватную модель. В моделировании часто сам исследователь определяет, какие связи являются основными, а какие второстепенными. Отсюда следует, что модели различаются в зависимости от идеологических воззрений их носителей.
Чрезмерная формализация экономических исследований и недостатки моделирования привели к всплеску интереса к методам познания.
Из всего вышесказанного, на наш взгляд, можно сделать следующие выводы: методы познания экономических явлений и процессов в первую очередь определяются господствующей на данном этапе философской концепцией. На современном этапе преобладает позитивизм, а диалектический метод не был освоен в полном объёме.
Личность учёного, индивидуальный стиль мышления способствуют выбору тех или иных общенаучных и частнонаучных методов исследования
Какие же методы познания использовала я, работая над этим эссе?
Метод единства исторического и логического, поскольку постаралась рассмотреть эволюцию методов экономической науки в их хронологической последовательности и делать логические выводы.
Анализ и синтез. Анализ – мысленное расчленение целостного объекта на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) для их всестороннего изучения. Синтез – мысленное соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета или объекта в единое целое. Здесь сложнее, поскольку анализировала литературу по теме, чужие взгляды и мысли и соединяла, обобщала те, которые мне понятны, и на мой взгляд, являются верными.
Использовала дедуктивный метод, поскольку общие познания в области экономики позволяют выделить методы, использованные в конкретный исторический период, конкретными исследователями.
Метода научной абстракции использовался незначительно. Суть данного метода заключается в том, что при выявлении связи, зависимости между двумя какими-либо явлениями, параметрами в экономике все остальные условия, которые в реальной действительности также могут оказывать влияние на одну из рассматриваемых сторон, предполагаются постоянными, неизменными, либо от них абстрагируются.
С одной стороны, все экономические категории – это научные абстракции. Я использовала абстрактные понятия: товар, капитал; абстрагировалась от исследования предмета экономической теории, а он неразрывно связан с методом.
Не использовала статистические и математические методы, экономический эксперимент и моделирование.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!