это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1092913
Ознакомительный фрагмент работы:
1. «Пир» Платона: проблема любви в различных ее проявлениях
«Мне кажется, – начинает свою речь Аристофан, – что люди совершенно не сознают истинной
мощи любви, ибо, если бы они сознавали ее, они бы воздвигали ей величайшие храмы и алтари и
приносили величайшие жертвы, а между тем ничего подобного не дела- ется, хотя все это следует
делать в первую очередь» Аристофан (из диалога Платона «Пир»)
Древнегреческая философия на рубеже V–IV вв. до н. э. приобретает такие
черты, которые позволяют считать ее классической. Прежде всего, это создание
завершенных философских систем, в которых получили достаточную разработку все
основные проблемы философии, все те разделы философского знания, что составляют
содержание современной философии. Философия этого периода времени активно
опирается на данные современного ей естествознания, взаимодействуя также с
политикой, правом, искусством и другими сферами духовной жизни общества.
Создаются учебные заведения (платоновская Академия и аристотелевский Ликей), в
которых осуществляется подготовка философских кадров.
Конечно же, общепризнанными классиками античной философии являются
Платон и Аристотель.
Платон (428-347 до н. э.) — древнегреческий философ, родом с острова Эгина
вблизи Афин. «Настоящее его имя — Аристокл. Прозвище «Платон» означает
«широкоплечий»» [5; с. 101]. Философ происходил из известной аристократической
семьи, где его готовили в будущем к политической карьере. Встреча с Сократом
полностью изменила планы Платона на жизнь, и он решил полностью и всецело
посвятить себя философии. Полностью из произведений Платона до нас дошли 34
диалога, «Апология Сократа» и 13 писем.
Платон являет собой одну из самых грандиозных фигур в истории философии и
человеческой культуры вообще. Вряд ли можно найти мыслителя, который может
сравниться с ним по степени влияния на всю последующую философскую,
политическую и религиозную мысль, мыслителя, который и в наши дни становится
предметом жарких дискуссий, касающихся самых злободневных вопросов
общественной жизни. Влиянием Платона затронуты наиболее значительные философы
и ученые Античности, Средневековья, Ренессанса и Нового времени.
Способом выражения своей мысли Платон, последовав за другими сократиками
(Антисфеном, Эсхином, Эвклидом, Федоном), выбирает диалог - жанр, который был
наиболее распространен среди учеников Сократа, жанр, позволявший передать черты
личности и учительства Сократа.
«Не все диалоги Платона в равной степени диалогичны, многие из них стремятся
к монологу («Софист», «Парменид», «Тимей»), другие представляют собой речи
(«Менексен», «Пир»)» [3; с. 66].
В данной работе мы более подробно остановимся на характеристике и анализе
диалога Платона «Пир». «Пир» — диалог Платона, написанный в 385 – 380 гг. до н. э.,
посвящен проблеме любви. Название диалога происходит от места, где происходил
диалог, а именно на пиру у драматурга Агафона, где присутствовали комедиограф
Аристофан, философ Сократ, политик Алкивиад и другие (Федр, Павсаний,
Эриксимах).
«На протяжении более двух с половиной тысяч лет диалог Платона «Пир»
остается в центре внимания читателей. Животрепещущая тема любви, прекрасный
философско-мифологемический язык, сменяющие друг друга жанры обусловили
великое значение «Пира» как для истории философии, так и для западной и мировой
культур» [1; с. 168].
По своей популярности «Пир» не имеет себе равных среди остальных диалогов
великого мыслителя. Чем же можно объяснить данный факт? А тем, что тема диалога –
это любовь, земная и небесная, а также Эрот – низменный и возвышенный.
Сотрапезники живо и ярко говорят о любви, обсуждая ее со всех сторон и аспектов,
задавая друг другу разнообразные вопросы: Как же возникло влечение любящих друг к
другу? Что же такое Эрот? Кто же его отец и мать?
Любовь – прекрасное и возвышенное чувство, доступное каждому живущему на
Земле. Тема любви издревле интересует людей, а, следовательно, проблема любви не
теряет своей актуальности с древних времени до наших дней. Практически каждый
философ, мыслитель размышлял на тему любви, давая этому понятию свое личное
определение.
«Так, Аристотель в своем труде «Риторика» определяет любовь: «любить значит
желать кому-нибудь того, что считаешь благом, ради него (то есть этого другого
человека), а не ради самого себя, и стараться по мере сил доставлять ему эти блага» [4;
с. 42]. Платон тоже раскрывает свое видение и ценность истинной любви: ««А умереть
друг за друга готовы одни только любящие, причем не только мужчины, но и
женщины»» [4; с. 42]., ведь преданность и самоотверженность это главные
составляющие любви.
В диалоге Платона «Пир» можно выделить следующую структуру того, как
происходил диалог между мыслителями: Вступление; Речь Федра: древнейшее
происхождение Эрота; Речь Павсания: два Эрота; Речь Эриксимаха: Эрот разлит по
всей природе; Речь Аристофана: Эрот как стремление человека к изначальной
целостности; Речь Агафона: совершенства Эрота; Речь Сократа: цель Эрота –
овладение благом; Речь Алкивиада: панегирик Сократу; Заключительная сцена.
Начинается, таким образом, диалог с рассуждений о происхождении и сущности
Эрота. Каким же представляют себе Эрота величайшие умы древности? Для Федра
Эрот – это древнейший бог, первоисточник всяческих благ, способный наделять людей
доблестью, храбростью и даровать им блаженство. Для Павсания существует два
Эрота, а именно пошлый (который дает любовь людям ничтожным) и небесный
(прежде всего, это любовь к юношам, к созданиям более умным и возвышенным, чем
женщина). Также Павсаний настаивает на том, что бессмысленно любить лишь тело,
ведь стоит ему «отцвести», как твой поклонник тут же упорхнет. А вот тот, кто ценит и
любит другого за высокие нравственные качества, останется верен ему до конца своих
дней. За Павсанием свое видение Эрота представляет Эриксимах, рассуждающий о
двойственной природе Эрота и говорящий об Эроте Умеренном и Разнузданном,
которые просто должны находиться всегда в гармонии друг с другом. Особо
интересной для меня стала речь Аристофана и его видение Эрота. Гениальный философ
рассказывает миф об андрогинах— древних людях, состоящих из двух половинок: двух
современных людей. Андрогины были очень сильны, за решение напасть на богов Зевс
разрезал их пополам. И вот именно тогда, когда тела андрогинов оказались
рассеченными пополам, каждая половинка начала устремляться к другой, желая
сплестись и срастись с ней, не желая ничего делать порознь. И с тех пор, как
следствие, половинки андрогинов ищут друг друга, желая слиться воедино. Благодаря
соединению мужчины и женщины продолжается человеческий род. Агафон,
следующий по ходу диалога мыслитель, представляет своего Эрота. Эрот у Агафона –
это совершенный бог и носитель лучших качеств: красоты, храбрости,
рассудительности, мастерства в искусствах и ремёслах. И вот, наконец-то, в диалог
вступает величайший Сократ, начинающий свою речь с диалога с Агафоном. Каков же
Эрот в представлении Сократа? Сократ описывает Эрота, основываясь на рассказе
одной мантинеянки, Диотимы: Эрот не прекрасен и не безобразен, не добр и не зол, -
он находится посередине между всеми крайностями. Таким образом, раз Эрот не
прекрасен и не добр, его нельзя назвать богом. И Диотима называет Эрота гением. Эрот
— сын Пороса и нищей Пении, поэтому он олицетворяет середину между своими
родителями: он беден, но тянется к прекрасному и совершенному. Пьяный Алкивиад
признает речь Сократа неоспоримой и сравнивает ее с игрой сатира Марсия на флейте:
«Когда я слушаю его, сердце у меня бьётся гораздо сильнее, чем у беснующихся
корибантов, а из глаз моих от его речей льются слезы; то же самое, как я вижу,
происходит и со многими другими» [7].
Таким образом, любовь – это проявление человеческой сущности, а бог любви
вызывает у людей чувство блаженства. Ведь каждый человек пытается найти в жизни
близкую себе по духу вторую половинку, что бы обрести истинное счастье от любви.
Так Платон в своем диалоге «Пир» раскрывает проблему любви, ее олицетворение в
Эросе, доброго и злого, небесного и пошлого. Незаметно для людей бог любви
вселяется в каждого из нас. Будет ли это свойства телесного или духовного Эроса,
главным останется получение удовольствия от такого прекрасного чувства как любовь.
2. «Экзистенциализм – это гуманизм? Почему? (по статье Жана – Поля
Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм»)
Человек обречен быть свободным
Жан – Поль Сартр
«Экзистенциализм, или философия существования — современная форма
иррационалистической философии» [5; с. 265]
К самым ранним проявлениям экзистенциального философствования относятся
возникшие накануне Первой мировой войны учения русских философов Л.И. Шестова
и Н.А. Бердяева. После Первой мировой войны экзистенциальная философия получила
развитие в Германии в трудах Мартина Хайдеггера и Карла Ясперса.
В период Второй мировой войны экзистенциальные идеи получили воплощение
в произведениях французских мыслителей Жан Поль Сартра, Альбера Камю, Габриеля
Марселя.
Различают религиозную (Ясперс, Марсель) и атеистическую (Хайдеггер, Сартр,
Камю) формы экзистенциализма.
Жан Поль Сартр (1905-1980) — французский философ, писатель и критик,
воевавший во время Второй мировой войны и принимающий самое активное участие в
движении Сопротивления. В 1964 году ему была присуждена Нобелевская премия по
литературе, которую он отказался принять. Основные философские сочинения Сартра:
«Бытие и ничто», «Экзистенциализм — это гуманизм», «Критика диалектического
разума». Огромной популярностью пользуются и его художественные произведения:
«Тошнота», «Мухи», «Взаперти», а его трилогия «Дороги к свободе» считается
классическим произведением литературы ХХ века.
Чем же обусловлена такая популярность экзистенциальной философии в XX
веке? Конечно же, мировыми войнами, неустойчивостью и хрупкостью всего
человеческого бытия, а также использованием достижений техногенной цивилизации,
антигуманной природой окружающего мира, страхом перед будущим и
неуверенностью в завтрашнем дне. Экзистенциалисты обратились к внутреннему миру
человека, переживающего трагичность современной эпохи, акцентировав свое
внимание на индивидуальности и неповторимости каждого человека. Призывая своими
трудами искать человеческое в человеке, своей основной задачей они видели
постижение человеческого бытия и достижение свободы для человека.
Экзистенциализм, по словам Сартра, есть гуманизм.
«Гуманизм (от лат. humanus — человеческий) — в широком смысле
философское, научное и нравственное мировоззрение, утверждающее ценность
человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявления своих
способностей, считающее благо человека критерием оценки социальных институтов, а
принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений
между людьми» [6; с. 20].
Значительным событием в развитии философии экзистенциализма становится
появление работы Ж.-П. Сартра «Экзистенциализм - это гуманизм» (1991г.), в которой
автор относит себя к экзистенциалистам-атеистам, а важнейшую задачу своей
философии видит в критике атеизма.
В этой своей работе Сартр подчеркивает, что, выбирая себя, человек не
выбирает свое существование, оно уже дано, и поэтому каждый должен существовать,
чтобы выбирать.
Свобода, по Сартру, — это выбор человеком сути своего бытия, где он
поставлен перед выбором: либо согласиться с абсурдом этого мира и тем самым
умереть как личность, либо найти в себе силы и формировать себя как личность.
Человек таков, каким он себя сам выбирает. Герой не потому герой, что он таковым
родился, а потому, что он сделал себя героем. Необходимость выбора Сартр выразил
утверждением: «Человек обречен быть свободным». Свобода — это тяжелое бремя;
весь мир всей своей тяжестью лежит на плечах человека. Человек, конечно, может
отказаться от своей свободы, но только ценой отказа от себя как личности. Быть
свободным значит быть самим собой.
Поэтому, делая свой выбор и принимая то или иное решение, человек
непременно испытывает чувство сомнения, тревоги, поскольку он осознает и огромное
бремя ответственности за свой выбор.
««Человек, обремененный свободой, по словам Сартра, «всегда натыкается на
свою ответственность». Заброшенный в чуждый ему мир, человек несет
ответственность не за этот мир, а только за подлинность своей свободы. При этом он
ответствен как за собственную индивидуальность, так и за всех людей. Выбирая себя,
человек выбирает для всего человечества» [5; с. 273].
«Экзистенциализм, с точки зрения Сартра, – это такое философское учение,
которое утверждает, что человек ответственен за то, что он есть» [2; с. 67].
Также, по Сартру, человек ответственен не только за свои рациональные
поступки, но и за свои страсти. То есть, человек представляет собой, следовательно, не
что иное, как совокупность своих поступков, не что иное, как собственную жизнь.
В соответствии с экзистенциализмом Сартра, «человек находится в
организованной ситуации» и что бы он ни делал, он несет полную ответственность за
принятое решение.
Нередко Сартра упрекали за саму постановку вопроса - Является ли
экзистенциализм гуманизмом? Чтобы самому же ответить на этот вопрос, философ
рассматривает смысл слова «гуманизм» с разных позиций. В одном из них он
представляет человека как цель и как высшую ценность: здесь идет уже формирование
культа человека, и такой гуманизм Сартр называет абсурдным. Сам же он предлагает
рассматривать гуманизм в другой интерпретации: «Его проект гуманизма включает в
себя представление о деятельном характере человека, для которого «нет другого
законодателя, кроме него самого». По Сартру, человек сам «в ситуации
заброшенности» решает свою судьбу, обращаясь к поиску целей, находящихся вне его»
[2; с. 71].
Мне представляется особенно важным в рассуждениях Сартра о гуманизме тот
факт, что он предлагает фактически определенную систему организационных правил,
которые должны определять личное поведение, конкретную деятельность человека и
его ответственность за результаты этой деятельности. Именно эти правила, так
описанная деятельность соответствуют проекту гуманизма, по Сартру. В то же время,
на мой взгляд, сартровское понимание гуманизма в его деятельной части вполне
соответствует исходному, базовому представлению о гуманизме.
По Сартру, человек сначала существует, встречается, появляется в мире, и
только потом он определяется. Таким образом, нет никакой природы человека, как нет
и Бога, который бы ее задумал. Человек просто существует, и он не только такой,
каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать. Заброшенность, отчаяние и т.
д. имеют особенное значение, и, по Сартру, вовсе не толкают к пессимизму. Например,
что касается отчаяния, то этот термин имеет чрезвычайно простой смысл. «Он
означает, что мы будем принимать во внимание лишь то, что зависит от нашей воли,
или ту сумму вероятностей, которые делают возможным наше действие» [8].
Но стремление к свободе - это и стремление к свободе других. Свобода целиком
зависит от свободы других людей, и свобода других зависит от нашей свободы. В этом
мире человек и решает, чем является он и чем являются другие.
Таким образом, Сартр возвращается к сущности традиционного гуманизма.
Человеческая свобода восстанавливает закон, на основе которого может быть
достигнуто соглашение между людьми. Поэтому, делая вывод, я с полной
уверенностью могу согласиться с постановленной перед нами задачей в интерпретации
вопроса: «Экзистенциализм – это гуманизм?». Да, я считаю, что экзистенциализм
совпадает с понятием гуманизма, со свободой выбора каждого человека и с важностью
принятия нами того или иного решения для нашего дальнейшего комфортного развития
и становления.
Список литературы
1. Гобечия Л., Мудрагей Н. О форме и содержании диалога «Пир»
Платона//Вопросы философии. – 2013.- № 5. С. 168 – 172.
2. Иванова С.В. Дискуссия о гуманизме: Ж.П. Сартр и М. Хайдеггер//
Преподаватель XXI век. – 2007. - № 2. С. 67 – 74.
3. История философии: Учебник для вузов / Под ред. В.В. Васильева, А.А.
Кротова и Д.В. Бугая. — М.: Академический Проект: 2005 — 680 с.
4. Медведева Д.Д. Любовь в философии Платона// Гуманитарные ведомости ТГПУ
им. Л.Н. Толстого. – 2016. - № 2(18). С. 41 – 44.
5. Пронина Е.Н. Философия. - М. : МГУП им. Ивана Федорова, 2011 — 612 с.
6. Философский словарь: Пособие для самостоятельной работы студентов всех
специальностей и всех форм обучения / Национальный минерально-сырьевой университет
«Горный»; Сост. Б.Я. Пукшанский. А.В. Рыбчак. СПб., 2012 77 с.
7. http://www.e-reading.mobi/bookreader.php/73540/Platon_-_Pir.html
8.http://www.div.ukma.kiev.ua/ukmalib/UKRAINE/fil_sar.htm, Ж.-П. Сартр.
Экзистенциализм - это гуманизм.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!