это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1146699
Ознакомительный фрагмент работы:
ВведениеРелигия является мощнейшим инструментом управления как человеческого сознания отдельно, таи и народными массами в целом. Средние века и Инквизиция тому являются ярким примером. Есть разница и в конкретной религии: если буддизм, к примеру, склоняет к спокойствию, то ислам отличается своей нетерпимостью.
Актуальность тематики данного эссе обусловлена рядом факторов.
Во-первых, огромной ролью православия как такого, которое является хотя и наименьшим по объему, но всё-таки одним из трех основных течений христианства в мире наряду с католицизмом и протестантизмом, насчитывая 225 миллионов верующих.
Во-вторых, ролью православной церкви в развитии России в течение более чем тысячи лет, начиная с крещения Руси в 988 году князем Владимиром.
В-третьих, немалым ростом религиозности и роли православно церкви в Российской Федерации в ХХI веке, на особенностях чего в представленном эссе отдельно будет акцентировано внимание.
И, в-четвертых, важностью самого вопроса роли и места женщины в православной церкви, который огромное количество раз поднимался в течение всего периода существования православия, и изучение которого представляется автору данного эссе весьма интересным.
Целью данного эссе является исследование места женщины в православной церкви.
1 Общая характеристика роли православной церкви в современной РоссииПервым шагом в рамках данного эссе автору представляется объективно важным ответить на вопрос о роли православной церкви как таковой в современной России для более полного раскрытия темы.
Обозначенный интерес обусловлен тем, что в России в течение длительного периода православие не признавалось официально, а в отдельные интервалы времени оно открыто подвергалось гонениям.
После распада СССР Россия перешла на «рельсы» рыночной экономики. Статья 14 Конституции Российской Федерации говорить о том, что Россия позиционируется в качестве светского государства, то есть никакая религия не может позиционироваться в качестве государственной либо обязательной.
Таким образом, российским гражданам предоставлена свобода вероисповедания, а также проявления приверженности к той или иной религии, конечно, в рамках закона. Во времена СССР было, как минимум, не модно демонстрировать свою приверженность к религии даже в самые спокойные времена. Гораздо важнее было демонстрировать приверженность к идеалам коммунистического строя и КПСС.
Конечно, православие никуда не девалось, но в определенные периоды развития СССР доля верующих значительно сокращалась, а то, что продолжали верить, достаточно тщательно скрывали свою веру, скрывая иконы, не проявляя свою веру. Особенно важным это было в первые десятилетия после образования СССР. Последние десятилетия перед распадом СССР к данному вопросу уже относились гораздо терпимее.
Рост религиозности, роли православной церкви в России в 21 веке всячески поощряется государством: наглядным примером того является посещение храмов Президентом Российской Федерации. Православие не является государственной религией, но демонстрация приверженности к ней высших государственных деятелей уже говорит о многом. И тоже время как бы ни о чем не говорит – государство у нас светское, так что это личный выбор каждого.
И рост религиозности в России в 21 веке коррелируется с падением уровня образования и также уровнем жизни населения. С одной стороны, малограмотными людьми гораздо прощу управлять, а с другой стороны взор обираемого государством человеке легче затуманить проповедями, молебнами, рассказами о рае, прелестях загробного мира после испытаний в жизни текущей и т.д. Всё время приходит на ум выражение «агнец Божий», то есть по существу сын овцы. И российский народ постепенно превращают с какой-то стороны вот такое огромное «стадо». Наши пенсионеры радуются повышению пенсии на пару сотен рублей, но все мы забываем, что живем в одной из богатейших стран в мире, а доходы от продажи наших ресурсов уходят в карманы олигархов. К примеру, в ОАЭ государство платит компенсацию каждому гражданину за то, что продает его национальное достояние – нефть. Работают, поэтому и них там, в основном, приезжие. И вера, в том числе, помогает ограждать российских граждан от этих «ненужных» мыслей.
При урезании школьной программы до самого минимум бесплатных предметов, которые дадут возможность лишь получить какие-то базовые навыки, в список обязательных предметов не лишним считают включить православие. Или взять вообще банальный пример: 1-ое сентября – на школьном крыльце стоит поп и брызгает школьников святой водой. Вот тут уже возникает вопрос о том, насколько Россия является светским государством. И напрашивается ответ, что оно настолько же светское насколько является правовым государством с демократически обществом и социально-ориентированной экономикой.
Популярность православия у нас в стране используется, если так можно выразиться, не совсем по назначению. Иными словами, материальные ценности вовсе не чужды большинству представителей православия у нас в стране.
Имеется четкая направленность на получение щедрых пожертвований, что позиционируется в качестве далеко не последней цели, а отследить направления расходования получаемых средств, как правило, нельзя. На территории храмов и церквей ведется торговля освященными свечами, иконками и прочими атрибутами православия, что, в принципе, противоестественно с моральной точки зрения.
«Батюшки» ходят с золотыми крестами на немалых золотых цепях, и стоимости их автомобилей можно только позавидовать. Случаи с их участием регулярно освещаются в средствах массовой информации. Особого внимания заслуживает патриарх Кирилл, передвигающийся на роскошной машине с сопровождением, и считающийся одним из самых богатых людей России. И это несмотря на примеры того, как, например, один из видных европейских представителей христианства пожертвовал подаренные ему золотые часы на восстановление храма, имеющего скорее местное значение. Кстати, тема дорогих часов патриарха Кирилла, которые где-то в публикации СМИ стерли в фотошопе, но забыли удалить при этом их отражение на полированной столешнице, тоже довольная актуальна была длительное время.
Предпринимательство как таковое не чуждо самим представителям православной церкви, а вот тут уже возникает ряд сомнений о позитивности их воздействия на умы прихожан, этичности их действий. Решение указанной проблемы, то есть подробное изучение различных её аспектов представляется интересным широкому кругу лиц. Это обусловлено как сравнительно небольшой степенью изученности проблемы, так и огромным количеством православных христиан в Российской Федерации.
И если часть из них действует без особого осмысления создавшейся в масштабах православной церкви ситуации, то многие задумываются о том, насколько непогрешима деятельность представителей церкви, насколько этически обоснованной является их деятельность.
2 Место и значение женщины в православной церквиНачать хотелось бы с того, что место женщины в религии представляет одно из наиболее противоречивых вопросов в течение все истории человечества. Если говорить о духовных аспектах, то в данном случае женское началу отводится довольно важная роль, в ряде отдельных случаев оно позиционируется как основополагающее. Ведь именно сочетание мужского начала с началом женским обуславливает возникновение всего сущего.
Наряду с этим нельзя не признать, что практически все религии мира позиционируют женщину в качестве существа второго плана. Из-за этого она не может выступать в роли священнослужителя, хотя, стоит отметить, что ей отведено какое-либо место в храме, а сама она осуществляет перечень определенного рода функций.
Если говорить конкретно о православии, то рамках данной религии она принадлежит своей семье, мужу, детям и только затем уже самой себе. И то при условии, что у неё на это остается какое-то время, а также силы. Иными словами православная церковь предопределяет судьбу женщины как таковую: ей суждено рожать в муках детей и добросовестно слушаться своего мужа. То есть православные взгляды характеризуются чисто патриархальной линией, когда ответственность за женщину в семье и социуме лежит целиком и полностью на мужчине [1].
Имеется тоска зрения, которая говорит о том, что, несмотря на неравенство ролей мужчины и женщины в православной церкви, это не является проблемой как таковой по причине того, что и в обычном мире мужчина и женщина не являются равными: женщина позиционируется как «слабый пол» со всеми вытекающими последствиями. Как кажется, в контексте православия основное предназначение женщины заключается в том, чтобы быть матерью. Однако на данном этапе развития ситуация несколько иная: в моде такие понятия как «феминизм», «эмансипация» и т.п. Современная женщина стремится уподобиться мужчине, то есть работает, делает карьеру, нередко и просто живет для своего удовольствия, рождение детей отодвигается у неё на неопределенное «будущее». Можно было бы выдвинуть гипотезу, что женщина много работает для того, чтобы потом растить детей в достатке, но зачастую это обусловлено лишь амбициями. Однако в лоне церкви женщины о детях, как правило, не забывают: об этом говорить тот факт, что православные семью очень часто бывают многодетными [5].
В социуме, для которого нормой является восприятие априори женщины в качестве подчиненного существа, мужчины, хотя на разного рода уровнях и в различных сферах, неизменно находятся в верхнем сегменте «пирамиды» власти и ответственности, в виде которой большинство людей и воспринимает церковь. Соответственно, женщина находится в основании указанной конструкции, то есть хотя и не вне церкви, но низменно ниже в ней, чем мужчина.
Обозначенная «пирамидально-патриархальная концепция» церкви скопирована со структур, обеспечивающих в рамках античного общества мир как в рамках отдельно взятой семьи, так и в государстве, в общем и целом. Надо заметить, что она в течение сотен лет оказывала негативное воздействие на образ мышления, а также психологию христиан. В рамках их сознания она уживалась с другим мировоззрением и опытом, а именно опытом церкви, находящимся в «почве» Нового завета, позиционирующего церковь в качестве единения во Христе посредством Святого Духа отдельно взятых людей, а также самостоятельных церквей местного значения. Единение заключалось в слиянии единосущной Троицы – мужчин и женщин, неизменно разных, однако равных в своем достоинстве; не устраняя, но нивелируя различия пола и культуры, Святой Дух властно изливает на них разнообразные дары для создания общего «дома духовного» [2].
С одной стороны церковь, основываясь на содержании учения Иисуса Христа, провозглашает равенство мужчин и женщин в духовном плане. Но с другой стороны, участие женщины в церковном служении, в апостольстве церкви (в особенности публичного рода) ограничивалось разного рода запретами, которые «эволюционировали» в рамках различных культур со сменой исторических эпох. Помимо всего прочего к этому прибавлялись различные страхи и вымыслы, воспринимаемые людьми как осознанно, так и неосознанно. Женщина позиционировалась как слабой, так и опасной. Если говорить о сфере духовной, где безбрачие добровольного плана отождествлялось с наивернейшей дорогой к совершенству, то здесь женщина вообще воспринималась как воплощение соблазна. Поэтому, начиная с момента появления церкви, существует вопрос о роли в ней женщины в рамках двух чуть ли не противоположных концепций. Именно это обуславливает неоднозначность и даже напряженность исследуемого вопроса [4]
Обращаясь к истории, стоит отметить, что в обществах патриархально-земледельческого уклада характера, которые под влиянием византийской миссионерской экспансии и в особенности после распада Византийской империи стали в Средиземноморье, а также в Восточной Европе оплотом православной церкви, антропология Евангелия и святых отцов и далее продолжала жить в глубинных уголках церковного сознания. Православная церковь осуществляла канонизация новомучениц, великих монахинь, княгинь. К последним, например, можно отнести Ольгу Киевскую. Она почиталась, как и её сын Владимир в качестве «равноапостольной». Нередки были случаи канонизации и простых мирянок. В качестве примера можно привести Иулианию Лазаревскую, которая была канонизирована на заре нового времени. Это произошло после того, как её «житие» было изложено её сыном. Оно является ярким примером милосердия и самопожертвования [3].
Таким образом, роль женщины в православной церкви является довольно противоречивой, о чем говорят и дальнейшие исследования в данной области, и непрекращающиеся дискуссии по данному вопросу.
ЗаключениеВ заключение представленного эссе можно сделать ряд выводов.
Рост религиозности и роли православной церкви в России в 21 веке является неоспоримым фактом, более того, как нам кажется, растет интенсивность веры отдельного верующего, а когда данный показатель зашкаливает, то стирается тонкая грань между разумной верой и фанатизмом. А на что способны религиозные фанатики, всем давно известно – ради веры они готовы пойти на всё, вплоть до самоубийства в процессе того же теракта.
Рост религиозности происходит на фоне снижения уровня образования и уровня жизни населения. Малообразованными людьми легче управлять, так как здравый смысл в их сознании подменяется канонами веры. Также религиозными обещаниями очень легко успокоить беднеющее население, которое к тому же несет последние свои деньги на пожертвования в храмы. Не будем забывать, что в Российской Федерации при всем её ресурсном богатстве чудовищная дифференциация доходов населения: за чертой бедности находятся более 10% населения, а преобладающая часть доходов оседает в карманах менее 1% от численности российского населения. И опять же – из малообразованных и бедных, но верующих людей легче всего сделать фанатиков.
Несомненно, следую в своей жизни заповедям православия, человек может жить гораздо достойнее, чем без них. Однако специфика детальности служителей РПЦ (торговля на территории храмов и церквей, целые прайс-листы с далеко не символическими ценами, наличие у представителей РПЦ различного рода предметов роскоши и т.п.), ставит вопрос о том, действительно ли православие в Российской Федерации соответствует той роли, которая провозглашается, которая преподносится российскому народу.
Таким образом, можно сделать общий вывод о том, что мнения о росте религиозности в России в 21 веке довольно противоречивы, затруднена объективная оценка эффективности как таковой роста значения православия, а ситуация в указанной сфере характеризуется рядом проблемных моментов. Вопрос же роли и места женщины стоит, начиная с основания церкви, отличаясь определенным дуализмом в течение всего периода своего существования, что является основанием для разного рода исследований и дискуссий.
Список использованных источниковАбачиев С.К. Православное введение в религиоведение. Курс лекций. - М: РОХОС, 2015. - 472 c.
Зеленков М. Ю. Мировые религии. История и современность. - М.: Феникс, 2016. - 368 c.
Ильин В.В., Кармин А.С., Носович Н.В. Религиоведение. Краткий курс. - СПб.: Питер. 2014. - 240 с.
Павловский В. П., Эриашвили Н. Д., Щеглов А. В. Религиоведение. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 320 c.
Роль женщины в церкви // Православный журнал // https://foma.ru/rol-zhenshhinyi-v-czerkvi.html
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!