это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1149559
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация
В статье рассматривается тема православной традиции в Казахстане. Проводится анализ деятельности разных епархий. Будучи в подчинении Московском Патриархату, РПЦ в Казахстане занимается поддержкой и развитием православной традиции на территории указанного государства.
Основные слова: епархия, православие, епископ, архиепископ, РПЦ.
Историческая роль Русской Православной Церкви в Казахстане заключается как в реализации стратегии социокультурной интеграции населения Казахстана «в имперское пространство России», так и в нацеленности на «собственную интеграцию в культурное пространство Казахстана»[6]. Через переосмысление огромного исторического опыта по данным вопросам, исходя из контекста современных процессов, происходящих на территориях России и Казахстана, можно выявить базовые принципы функционирования и методы деятельности РПЦ. Актуальность рассматриваемой тематики аккумулируется в показе вектора развития межконфессионального диалога, для взаимного сближения двух культур. При этом ни в коей мере речи не идёт о мультикультурализме в любых его проявлениях. Целью статьи является рассмотрение состояния православия в современном Казахстане, через фактологический анализ присутствия обозначенной конфессии в указанном регионе.
Прежде чем непосредственно рассматривать деятельность Православной миссии в Казахстане, обратимся к отношению государства к религиозным вопросам, возникшим после распада СССР и приобретения Казахстаном статуса самостоятельно державы. Надо отметить, что современный Казахстан в сфере государственно-религиозных отношений отличается уникальностью подхода к данной проблематике. Что касается модели государственно-религиозных отношений реализуемой в стране, то система государственно-религиозных отношений в Республике Казахстан в 2011 году подверглась реформированию. До этого действовал Закон за № 1128-XII «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», принятый Республикой Казахстан 15 января 1992 года.
Теперь Указом Президента Республики Казахстан от 11 октября 2011 года приняли Закон № 483-IV «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», согласно которому, акцентируется внимание на теме борьбы с религиозным экстремизмом. Введение нового Закона призвано обеспечить соответствующую правовую базу для его решения.
То, что задача должна выполняться, это понятно, тем более, Казахстан – государство с исторически сложившимся исламским менталитетом. Хотя, с другой стороны, законодательные нововведения не только предоставляют государству дополнительный инструментарий для противоборства экстремистским угрозам в религиозной сфере, но и осложняют деятельность традиционных для Казахстана религий.
Обратимся к ч.3 ст.7, в соответствии с которой запрещено «проведение богослужений, религиозных обрядов, церемоний и (или) собраний, а также осуществление миссионерской деятельности на территории и в зданиях государственных органов, организаций; Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, судебных и правоохранительных органов, других служб, связанных с обеспечением общественной безопасности, защитой жизни и здоровья физических лиц; организаций образования, за исключением духовных (религиозных) организаций образования» [5], что, безусловно, ограничивает деятельность различных конфессий на территории Казахстана, в том числе и православной традиции.
Статус религиозных объединений в Казахстане закреплен нормами ст. 12 Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», согласно которым, в стране могут создаваться и действовать местные, региональные и республиканские религиозные объединения. В силу данных обстоятельств, казахстанские приходы РПЦ МП зарегистрированы как местные религиозные организации [16].
Митрополичий округ РПЦ в Казахстане имеет центр в Астане. На сегодняшний день здесь существую такие епархии как: Астанайская и Алматинская, Карагандинская и Шахтинская, Кокшетауская и Акмолинская, Костанайская и Рудненская, Павлодарская и Экибастузская, Уральская и Актюбинская, Усть-Каменогорская и Семипалатинская, Чимкентская и Таразская, Петропавловская и Булаевская.В состав Астанайской и Алма-Атинской епархии входят приходы городов: Астана, Алма-Аты и Алматинской области. В указанной епархии имеются шестьдесят семь приходов и четыре монастыря. Окормляют епархию сто пятьдесят священнослужителей. Правящим архиереем с 5 марта 2010 года здесь служит митрополит Александр (Могилёв).
На территории Астанайской и Алма-Атинской епархии находятся два кафедральных собора: Успенский и Вознесенский (Алма-Ата), есть действующие монастыри: Алма-Атинский Иверско-Серафимовский женский монастырь, который был открыт ещё в 1908г., его закрыли в 1921 г., но он вновь заработал в 2003 г. Настоятельницей этого женского монастыря является игумения Любовь (Якушкина). В 1995 году был учрежден ещё один женский монастырь, но уже в Астане — в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Настоятельницей здесь − монахиня Рафаила (Василенко). Игумен Назарий (Марков) — наместник Есикской во имя прп. Силуана Афонского мужской пустыни, основанной в 1997 г. Есть ещё одна Серафимо-Феогностовская Аксайская мужская пустынь, открытая как монастырь в 1996 г., вместо закрытого в 1921 г. мужского скита. Наместник монастыря— иеромонах Трифон (Печковский).
Имеются в епархии и специальные учебные заведения: Алма-Атинская Духовная семинария, семь богословских курсов; восемьдесят четыре воскресные школы.
Чем занимаются епархиальные отделы и комиссии? Реабилитацией и канонизацией; миссионерской деятельностью, религиозным образованием и катехизацией, социальным служением и взаимодействием с Вооруженными Силами и правоохранительными органами. Существуют молодёжный, издательский, информационный, протокольный отделы, а также отдел по работе с общественными объединениями [1].
На территории Карагандинской и Шахтинской епархии находится женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы (Караганда). Кафедральный собор – Введенский. Всего на территории епархии двадцать пять храмов и восемнадцать молитвенных помещений[8]. Архипастырь – епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан (Осокин). Что касается епархиальных учреждений, то это, в первую очередь, епархиальное управление, информационно-издательский отдел, отдел религиозного образования и отдел по делам молодёжи, отдел по взаимодействию с Вооружёнными Силами, отдел социального служения, миссионерский и паломнический отделы, отдел по взаимодействию Церкви и общества. При Введенском кафедральном соборе г. Караганды с 2011 года осуществляют свою образовательную деятельность двухгодичные епархиальные богословско-миссионерские курсы, возникшие на базе существовавших четырёх годичных курсов «Светоч» (филиал АЕДУ). Занятия − вечерние, проходят со вторника по пятницу каждую неделю с 18:00 до 20:00 на протяжение учебного года, за исключением церковно-праздничных дней. На курсах священнослужители и миряне, которые имеют богословское образование, проводят занятия. В первый год обучения слушатели изучают Новый Завет (Четвероевангелие), Ветхий Завет, общецерковную историю, катехизис, церковно-славянский язык, литургику. Во второй год обучения: Новый Завет (Апостол), Историю РПЦ, сравнительное богословие, сектоведение, Ветхий Завет, догматическое богословие и церковно-славянский язык. Обычно на курсах обучаются пятнадцать человек, не считая вольнослушателей [3]. В епархии действует комиссия по канонизации святых, есть церковно-исторический музей.
Кокшетауская и Акмолинская епархия была создания: 5 октября 2011 года, путём выделения из состава Чимкентской епархии при сохранении города Астаны в составе Астанайской епархии. Епархия объединяет приходы в пределах Акмолинской области Республики Казахстан. Кафедральный собор во имя святого Архистратига Божия Михаила находится в городе Кокшетау. Отделы епархиального управления работают по таким направлениям, как социальное служение, катехизация, миссионерство, информация, молодежное, отдел по канонизации святых. В епархии двадцать пять приходов, двадцать три священника и диакон. 2 октября 2013 года решением Священного Синода Серапион (Колосницын) был избран епископом Кокшетауским и Акмолинским [3].
Костанайскую и Рудненскую епархию возглавляет епископ Анатолий (Аксёнов). Кроме отделов по канонизации, молодёжного, социального и миссионерского служения, информационного в епархии имеется отдел тюремного служения, который возглавляет игумен о. Максим (Бойков). На протяжении двух десятилетий о. Максим окормляет верующих, содержащихся исправительных учреждениях области. Батюшка посещает осужденных в колонии для пожизненно-лишенных свободы, г. Житикара, исправительно-трудовые колонии общего режима п. Кушмурун и г. Аркалык, колонию строгого режима, г. Костанай, следственный изолятор г. Костанай, костанайскую колонию поселения. Кроме того, о. Максим выезжает к болящим, которые проходят лечение в наркодиспансерах Костаная и Затобольска [10].
В Павлодарской и Экибастузской епархии двадцать шесть православных храмов, среди них Благовещенский кафедральный собор (г. Павлодар). Петропавловский женский монастырь находится в селе Павлодарское, расположенное в десяти километрах от Павлодара. Возглавляет монастырь игумения Агния (Иванова). В епархии осуществляется организационная и методическая деятельность в области катехизации и религиозного образования. Информационно-издательский отдел Павлодарской епархии выпускает официальные церковные печатные и электронные издания; оказывает содействие приходам в реализации информационно-издательских проектов. В отдел входит епархиальная пресс-служба, которая координирует взаимодействие Павлодарской епархии со средствами массовой информации, осуществляет информационное обеспечение деятельности правящего архиерея, епархиальной и приходской деятельности, занимается разработкой информационных кампаний, медиапланированием, проводит мониторинг СМИ и анализ информационных ресурсов. Отдел по церковной благотворительности и социальному служению занимается координацией и оказанием церковной помощи нуждающимся — сиротам, инвалидам, одиноким пожилым людям, больным, малоимущим, бездомным и др. Отдел по делам молодежи Павлодарской епархии создан с целью духовного, нравственного и патриотического воспитания молодежи, а также с целью организации и координации молодежных инициатив, работы с молодежью на приходах епархии.Епархиальный отдел по тюремному служению призван осуществлять деятельность Церкви на территории исправительных учреждений Павлодарской области. Одной из задач отдела является содержание тюремных храмов. Другая важная задача – ведение духовно-просветительской работы среди заключенных [4]. Во главе епархии стоит епископ Варнава (Сафронов).
В Уральской и Актюбинской епархии – открыто десять воскресных школ, есть действующий Покровский женский монастырь (Уральск), основанный в 1881 году как община, преобразованная в 1890 году в женский монастырь. После 1917 года обитель была закрыта, но возобновлена — в 1994 году. Настоятельница — монахиня Варвара (Морозова). Архиерей РПЦ, архиепископ Уральский и Актюбинский Антоний (Москаленко) возглавляет епархию с 1991 года.
На Востоке Казахстана находится Усть-Каменогорская и Семипалатинская епархия, которой руководит епископ Амфилохий (Бондаренко). Андреевский собор в Усть-Каменогоске является кафедральным храмом. В епархии есть вечерние школы, кроме того, в мае этого года состоялся первый выпускной слушателей Православных просветительских курсов для мирян, образованных учебно-просветительским и катехизаторским отделом епархии. Количество первых выпускников – тринадцать человек. За два года обучения на курсах учащимися были прослушаны: Библейская история Ветхого Завета, Библейская история Нового Завета, Основы православной веры, Литургика, Церковнославянский язык, История Христианской Церкви, Псалтирь в богослужении [11].
Епархиальный отделы Усть-Каменогорской и Семипалатинской епархии, помимо привычных отделов, имеют отдел по иконописи и церковному искусству, по монастырям и монашествующим, по строительству и реставрации, финансово-хозяйственный, юридический и даже службу компьютерного обеспечения и коммуникаций. Есть епархиальный Суд и епархиальный Совет.
Особым место почитания епархии является Святой Ключ, где существует традиция проведения крестных ходов, тем более, что раньше здесь находился монастырь. Надо отметить, что анализ воды в Святом Ключе подтвердил факт абсолютной её чистоты и отсутствия содержания в ней каких-либо примесей, тяжелых металлов и т.п. [11].
В Чимкентской и Таразской епархии − две православных гимназии и сорок семь воскресных школ. Два епархиальных отдела: миссионерский и благотворительный. В Шымкенте расположен Никольский Кафедральный собор.. В общей сложности здесь − двадцать восемь приходов, одна часовня, тридцать четыре священника и четыре дьякона. Правящий иерей − архиепископ Елевферий (Козорез).
Петропавловская и Булаевская епархия объединяет приходы в пределах Северо-Казахстанской области Республики Казахстан. В епархии два кафедральных собора: Вознесенский в Петропавловске и Никольский вБулаево. Всего в епархии пятьдесят три прихода, а несут послушания тридцать один священнослужитель, в том числе, двадцать шесть священников и пять диаконов, из них монашествующих — иеромонах и два иеродиакона. Правящий иерей − епископ Владимир (Михейкин) [11].
В Казахстане активно осуществляется деятельность православных СМИ, таких как газеты «Благовест» и «Православное слово», кроме специализированных изданий в светских газетах и журналах регулярно публикуются расписания богослужений в местных храмах, а также печатаются материалы, посвященные церковным праздникам и значимым событиям в жизни епархий. Широко используется возможность распространения еженедельных православных приходских листков.
Наряду с печатными изданиями, в благочиниях на местных каналах выпускаются в эфир пять теле- и радиопередач с еженедельной или ежемесячной периодичностью. Вещание длится от пятнадцати минут до получаса эфирного времени. Кроме того, священнослужители в Казахстане регулярно сотрудничают с местными телевизионными каналами.
Вообще, деятельность православных общин в Казахстане можно свести к трём основным направлениям: литургическая, проповедническая или катехизаторская и миссионерская. Литургическая деятельность является основной миссией, поскольку именно она обозначает, собственно, жизнь прихода, выражая собой, «начало и конец общины, существующей в Боге» [15].
Катехизаторская - это внутренняя сторона деятельности, заключающаяся в укреплении прихода, проявляющаяся в поддержке тех, кто переступает пороги православных храма, что не отменяет подобного отношения к обществу в целом, со стороны РПЦ.
Ведущими направлениями катехизаторской деятельности, осуществляемыми ныне являются: «оглашение (подготовка взрослых людей, уверовавших в Бога, и восприемников и родителей младенцев к Таинству Крещения), пастырская деятельность по подготовке прихожан к участию в Таинствах, проповедь Слова Божия, совершенствование пения и чтения на богослужении и разъяснение его содержания, систематическая духовно-просветительская работа с прихожанами (в т.ч. воскресная школа для взрослых, беседы, приходская библиотека, издание приходского листка и др.), православное воспитание и образование детей, подростков и членов их семей (преимущественно через церковно-приходскую воскресную школу), приходское консультирование по вопросам православной веры и церковной жизни, катехизация в процессе социального служения (центр социального обеспечения, помощь многодетным прихожанам, помощь в узах находящимся)» [7].
Что касается миссионерской деятельности, то она не ограничивается только проповедью о Христе и православии вне стен того или иного храма. Более того, мы можем для сравнения привести образец, как осуществлялась миссионерская деятельность РПЦ ранее, и каково её нынешнее целеполагание. Так, к примеру, в Российской империи шёл активный миссионерский процесс по отношению к местному кочевому населению. Кроме казахов, под миссионерский прессинг попадало старообрядческое и сектантское население Казахстана. Понятно, что основные формы и методы взаимодействия РПЦ в отношении старообрядцев и сектантов Казахстана разнились в сравнении с методами, применяемыми в отношении местного этноса.
Традиционное мнение, что казахи должны обязательно исповедовать ислам, безусловно, имеет место, тем не менее часто можно встретить казахов среди протестантов, причём, казахов-протестантов гораздо больше, чем тех, кто посещает в православные храмы. Так в Алма-Аты, порядка тридцати-сорока, крещённых в Православной церкви казахов, активно посещающих храмы [2]. Кстати, православные казахи довольно активны. Например, в Епархиальное Управление пришло письмо с просьбой о создании Казахского миссионерского православного центра, целью которого был бы перевод Нового Завета, а также основных молитв на казахский язык, в нём также велась речь о возможности проведения службы на казахском языке, понятно, что не повсеместно. Для чего предлагалось выделить один из храмов. Указанная просьба не является новоделом, в силу того, что наличествует исторический особый Указ Святейшего Синода от 15 января 1883 г., который предписывал «повсеместно совершать богослужения для неславянского населения на их родном языке, но в нём было и одно характерное ограничение: “Во всяком случае, крещеные инородцы должны смотреть на свои священные и богослужебные переводы, собственно, как на пособие к уразумению церковно-славянского текста, который должен служить для них основным и нормальным церковным и богослужебным текстом”» [2].
Сегодня, как правило, миссионерская работа ведётся целенаправленно. В том числе, она заключается к духовном окоромлении лиц, которые содержатся в учреждениях пенитенциарной системы, являются пациентами организаций здравоохранения, проходят социальное обслуживание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов.
Возможность окормления предоставляется в соответствии с просьбами родственников, когда по необходимости приглашаются священнослужители религиозных объединений. Согласно установки ч.4 ст.7, совершению любых религиозных действ не должно быть препятствий, поскольку это нарушит права и законные интересы людей. Но совершение необходимых обрядов и таинств для лиц, находящихся в заключении или на лечении в государственных организациях здравоохранения, следует каждый раз оговаривать с руководством данного заведения по факту.
Особым образом обсуждается наличие молитвенных комнат, в случае, если таковых не имеется. Важно, что, Закон Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» не содержит требования закрытия молитвенных комнат в государственных учреждениях. Однако это не говорит о том, что такого рода помещений достаточно. Для чего нужны молитвенные комнаты? В первую очередь, для возможности православным заключенным или больным участвовать в Литургии, поскольку, религиозные потребности православного христианина не ограничены, исключительно, причастием. Исповедь, причастие, соборование − этого бывает достаточно в том случае, если человек находится в критической ситуации, связанной с угрозой для его жизни. Что касается тех людей, кто в состоянии присутствовать за Литургией, участие в ней крайне важно. И если нет места, где можно её совершать, то такое положение дел следует, по возможности, исправлять.
Конечно, наличие у православного священника принесённого им антиминса способствует служению и на обычном столе, но данная мера достаточно радикальна, к тому же не всегда приемлема. Так что наиболее оптимальным вариантом в такой ситуации может служить наличие молитвенной комнаты, а в идеале – часовни. Даже если богослужения и таинства здесь будут совершаться нерегулярно, то никоим образом это не станет противоречить нормам Закона «О религиозной деятельности и религиозных объединениях». На территории Казахстана православное ведомство следит за социальными учреждения: приютами, детскими домами, интернатами, домами престарелых и инвалидов, реабилитационными центрами, с целью окормления их епархиальным духовенством. Подобная работа ведётся и среди военнослужащих, казачества и заключённых.
В Казахстане, кроме РПЦ МП, представлены старообрядческие общины, о который невозможно умолчать. Тем более, что на Поместном соборе РПЦ в 1971 году дореформенные и пореформенные обряды были признаны равноспасительными. Что касается взаимного анафемствования, то данный факт нивелировался до такой степени, что как бы и не существовал вовсе. Старообрядческая Церковь в Казахстане подчинена Московской Митрополии, предстоятелем которой является митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Титов), окормляющий старообрядческие Казахстанские приходы [6]. На сегодняшний день в Казахстане доминируют два согласия — белокриницкое, больше известное, как Русская Православная Старообрядческая Церковь и поморское.
По сравнению с другими христианскими конфессиями, такими как католическая церковь или протестантские деноминации, поддерживаемыми из-за рубежа, православными приходами, получающими от РПЦ помощь и защиту, старообрядцы пребывают в более сложных экономических и правовых условиях, что, в прочем, не мешает старообрядческим приходам в Казахстане вести достаточно активную деятельность.
В деятельность РПЦ на территории Казахстана входят летние занятия с детьми, например, по инициативе епархиальных управлений часто организуются детские лагеря отдыха, как летние, так и зимние, где ребята, в среднем по триста пятьдесят человек, занимаются спортом, участвуют в благоустройстве храмов, походах, посещают святые места Казахстана.
Таким образом, работа в Казахстане ведётся, православная миссия себя вполне оправдывает. Но те законодательные изменения, которые имели место в стране, привнесли некоторую сложность в деятельность православной миссии. Понятно, что реалии современности диктуют свои условия, поэтому не имеет смысла выделять одну конфессию из ряда других, делая для нее какие-то законодательные исключения, это, по меньше мере, не толерантно.
Православие в Казахстане, по понятным причинам, не доминирует, но среди христианских религиозный направлений занимает ведущее место, о чем свидетельствует наличие епархий во всех регионах государства. Не следует забывать, что исламская традиция изначально предполагает возможность содружества и сотрудничества с «людьми Писания», о чём было сказано еще пророком Мухаммедом, поэтому в Казахстане не может быть полного официального запрета на христианство, в принципе, и на православие, в частности.
Православная миссия в Казахстане использует любые возможности для того, чтобы быть востребованной, но открытый прозелитизм невозможен. Поэтому православные священники действуют в рамках закона, исходя из потребностей всех верующих, а не, исключительно, прихожан. Отсюда и окормление мест лишения свободы, больниц, хосписов, специальных медицинских учреждений и т.д.
Православие достаточно консервативно, особенно это относится к текстуально-языковой проблематике. Но, поскольку речь идет о Русской Православной Церкви в Казахстане, то не считается крамольным работа с прихожанами на местном языке, более того, Христос дал на Пятидесятницу возможность апостолам «говорение на языках». Ведь то, что для православных, которые исповедовали уже много веков эту традицию в России, читая Библию на старославянском, даже на ментальном уровне, является понятным, для жителей Казахстана вызывает естественные затруднения. Поэтому, рассматриваемый вариант адаптации учения – это не ересь, а необходимый элемент проповеди.
Безусловно, старообрядцы не пойдут, ни на какие изменения, но им это без надобности. старообрядцы, как показало время, предельно консервативны. У них не бывает адептов извне, а приходы расширяются за счет новорожденных и вновь прибывших. Принять старообрядчество даже более сложно, чем сделать гиюр. Тем не менее, присутствие в Казахстане старообрядчества говорит о том, что это – историческая традиция, которая существует, функционирует и вполне успешно выживает.
Мы видим, что православие в Казахстане – это не сервис по оказанию тех или иных религиозных услуг. Это, действительно, миссия. Да, исторически сложившаяся, да, не нововведенная, да, вторичная, по отношению к исламу, но именно об этом и должна идти речь, когда говорится про миссию, как таковую. РПЦ не ставит задачу сделать Казахстан православным, но это и не доживающее, как было в СССР во времена религиозных гонений и эпоху атеистической идеологии, верование, когда Хрущев ставил задачу, показать по телевидению «последнего попа». Православная Миссия в Казахстане постепенно развивается, даже в тех законодательных рамках, которые ограничили ее возможности. Она не находится в привилегированном положении, и это правильно. Есть над чем работать.
Список литературы:
Астанайская епархия. https://mitropolia.kz/info/organizations/astana-almaty.html
Владимир (Утегенов) иеромонах. О возобновлении православной миссии среди казахского народа. https://mission-center.com/islams/kasach.htmЕпархиальные богословско-миссионерские курсы. http://eparhia.kz/content/eparhialnye-bogoslovsko-missionerskie-kursy
Епархиальные отделы. http://pavlodar-eparhia.ru/info/eparkhialnye-otdely
Закон Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31439222&doc_id2=31439222#pos=7;-68&pos2=265;-60 Иванов А.А. Старообрядчество или истинное православие? http://rpsc.ru/publications/mir/ivanova_istinnoe_pravoslavieИстория Кокшетауской и Акмолинской епархии. http://pravest-kokshe.kz/index.php/eparchy/historyКарагандинская и Шахтинская епархия.
https://mitropolia.kz/info/organizations/diocese/karaganda.html
Лысенко Ю.А. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви в Казахстане. Автореф. дисс. д. ист. н. http://www.dissercat.com/content/missionerskaya-deyatelnost-russkoi-pravoslavnoi-tserkvi-v-kazakhstaneОтдел тюремного служения Костанайской и Рудненской епархии. http://kst-eparhiya.kz/otdel-tyuremnogo-sluzheniya-kostanajskoj-i-rudnenskoj-eparkhii#.W51xfJd1PMw
Первый выпускной акт Православных просветительских курсов для мирян прошел в Центральной воскресной школе г. Усть-Каменогорска. http://vko-eparhia.kz/eparhiya/voskresnaya-shkola/2342-pervyj-vypusknoj-akt-pravoslavnykh-prosvetitelskikh-kursov-dlya-miryan-proshel-v-tsentralnoj-voskresnoj-shkole-g-ust-kamenogorska.html
Петропавловско-Булаевская епархия.
http://www.patriarchia.ru/db/text/1641259.html
Православие в Казахстане. http://www.patriarchia.ru/db/text/997206.htmlСвятой ключ. http://pravsobor.kz/SVYATOI_KLUCH.html
Соловьёв Дм. диакон. Православие в Казахстане. http://www.hram.kz/statii/213-2011-05-06-19-23-07.htmlТарасевич И. А. Проблемы законодательства Республики Казахстан о религиозной деятельности и религиозных объединениях // Бизнес в законе. 2013. №2. https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-zakonodatelstva-respubliki-kazahstan-o-religioznoy-deyatelnosti-i-religioznyh-obedineniyah.Филиппов О.В. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви в Северо-Казахстанской области республики Казахстан.// Вестник Омской православной Духовной Семинарии, №1, 2016. – С. 166-173.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!