это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1151791
300 руб.
Ознакомительный фрагмент работы:
Психология – наука сложная, как сложна и многогранна может быть сама личность человека. Это наука, развитие которой невозможно без расширения границ практически до бесконечности, синтеза и анализа, интеграции с другими областями научной мысли. Утверждение древних философов о том, что человек – это микрокосмос, устанавливает связь психологии с такими науками, как физика, математика, астрономия, геология, химия, медицина и многие другие. Но насколько прочны эти связи? Способна ли психология применить единые исследовательские принципы на такую уникальную сферу, как человеческая психика, душа, поведение?
В связи с бурным развитием научной деятельности на современном этапе, а также взаимопроникновением отраслей науки, их интеграцией, происходит сращивание психологии с другими науками: нейрофизиологией, генной инженерией, этикой и др. Возникают смежные области научной деятельности, на стыке наук, где происходят самые неожиданные открытия: медицинская психология, экология души, социальная психология и даже робоэтика.
Параллельно происходят процессы дифференциации, разделения в самой области психологических наук. В настоящее время в области психологии существуют две основополагающие теории, две парадигмы – естественнонаучная и гуманитарная. Первая из них определяет психологию как область знаний о природе человека и обосновывает методологию этой науки, с точки зрения всего комплекса естественных наук. Таким образом, речь идет об определенной логико-философской рефлексии психологии как научной дисциплины и социальной практики.
Сторонники использования естественнонаучных принципов в изучении психологии, начиная с К. Маркса и Ф. Энгельса, Д. Вундта и Э. Титченера, М. Сеченова и В. Бехтерева, утверждают, что всем человеческим порывам есть логическое объяснение. Человек как субъект и предмет изучения психологии является в то же время объектом влияния внешних факторов: социальных, геополитических, физиологических и других. Как физическое тело, совершая определенное движение в зависимости от своих «личных» свойств, испытывает на себе воздействие других физических тел и влияние среды (трение, столкновение, плотность воздуха и др.), так и человек не может находиться в абсолютном вакууме.
С одной стороны, это вполне справедливое суждение: психология является наукой и, как всякая наука, должна основываться на научных методах исследования, прежде всего, синтезе и анализе. Методы наблюдения, интервью, опроса, которыми во все времена руководствовались ученые-психологи в своей деятельности, не могут быть применены без обобщения данных, полученных в ходе их проведения. Поведение одного человека, в отрыве от поведения других людей, не может быть приведено в систему, а, следовательно, не станет научным знанием.
Главным способом пополнения научно-психологических знаний был выбран эксперимент, который позволяет соотносить индивидуальный жизненный опыт и поведенческие особенности человека с общими законами, выведенными в ходе наблюдения. Эксперимент ставит личность в определенные условия, фиксирует его индивидуальные реакции на предлагаемые обстоятельства. Но сам по себе эксперимент не будет значить абсолютно ничего, если не проводить его с определенной целью, не суммировать знания, не подвергать их анализу. С этой точки зрения, экспериментальная психология – такая же наука, как любая другая естественнонаучная область, где также осуществляются эксперименты, суммируются их итоги и делаются научные выводы. Научные предвидение и интуиция, прогнозирование и гипотезы свойственны любой науке, в том числе и психологии, и играют важную роль, однако без подтверждения ни одна гипотеза не станет научным фактом. Точно так же научная теория, пусть даже самая справедливая, не станет законом без ее практического подтверждения.
Высказывание А. Эйнштейна о математике: «Если теоремы математики прилагаются к отражению реального мира, они не точны; они точны до тех пор, пока они не ссылаются на действительность» – посвящено одной из самой абстрактной наук, но говорит о необходимости подтверждать опытным путем все логические умозаключения, все математические выводы. Что уж говорить о такой практической научной области, как психология?
Один из современных исследователей психологической науки В.М, Розин, говорит о различных трактовках деятельности человека и различных оценках места этой категории в познании. «С точки зрения одних исследователей, деятельность – это один из способов описания и объяснения действительности. Другие же считают, что категория деятельности задает саму реальность, что ничего, кроме деятельности, не существует». Если бы ученые-психологи выбрали только одну сторону этой дилеммы, то они бы лишь описывали то, что видят и чувствуют, но не применяли бы полученные знания для пользы людям. Если же была выбрана иная точка зрения, то психологи-практики только действовали бы, пусть из благих побуждений, но подвергая психику человека риску. Ни психология, ни одна другая наука, будь то медицина или сопротивление материалов, космонавтика или философия, не вправе действовать без опоры на законы науки и не вправе делать выводы без их практического обоснования.
Таким образом, сходство психологии с любой другой наукой доказывает объективность естественнонаучной парадигмы.
Гуманитарная парадигма ищет подходы к знаниям в области человеческой психики с точки зрения человеческой природы, как особой области исследований. Древнегреческие философы определяли суть человеческой личности, как взаимосвязи трех основных понятий: логоса, этоса и пафоса. По сути, онтологический, гносеологический и методологический принципы и есть отражение тройственной природы человека.
Как говорилось ранее, психология как наука основывается на умозаключениях, полученных в ходе эмпирических исследований. При этом человек как мыслящее и чувствующее существо составляет сложный объект психологии, которая обязательно подключает к процессу познания этические соображения. В этом смысле психология испытывает на себе сильное влияние философских наук.
Разбирая законы формирования и развития человеческой личности, ученые-психологи должны учитывать психоэмоциональную природу человека, его жизненный опыт, который формируется с рождения, его социальный, появление которого связывают с моментом осознания человеком себя как личности. Эти факторы учитывают все без исключения психологические теории.
Например, в концепции имманентного развития за основу принята предпосылка, говорящая о том, что развитие ребенка происходит под действием внутренних имманентных факторов и условий и что поэтому обучение должно лишь следовать за этим развитием, подкрепляя его. Такое развитие, замечает В.В. Давыдов, «всегда есть саморазвитие – его источники и условия коренятся в особенностях строения и структурирования самих психических образований». Так, человек как будто воспитывает сам себя, он не может «идти против своей природы». Также именно в психологии, и только в психологии, субъект и объект исследования едины (то есть ученый испытывает на себе влияние собственной личности, как и объект исследования также наделен личностными качествами). Одновременно сам процесс познания становится объектом познания как взаимодействие людей, то есть психологический процесс.
В этом смысле обычные научные методы, такие как дедукция и индукция не всегда способны действовать в столь специфической научной среде, как психология. В экспериментальной психологии всегда существует особый инструмент для измерения погрешностей, которые неизбежно возникают в условиях взаимодействия двух или более личностей. Так, уже в процессе проведения психологических экспериментов личность испытуемого (объекта исследования) меняется, то есть в конце эксперимента психолог имеет дело с иной личностью, по сравнению с начальной стадией. В этом смысле переменная – это основное понятие экспериментальной психологии.
Если классическая наука, какими нам представляются естественнонаучные дисциплины, претендует на название абсолютных, объективных знаний об окружающем нас мирке, то психология – это всегда относительные знания, но это научные знания!
Если говорить о влиянии двух различных подходов к изучению психологии, на ее развитие, то следует провести черту между самим объектом изучения естественных наук – природой и объектом исследования психологии – человеческой личности. Необходимо сказать о том, что психология – особая наука, что человек в ней как бы изучает самого себя, руководствуясь не столько формулами и нормами, но и осознанием, эмпатией. Это видимое различие было использовано В. Дильтеем для формулирования концепции, согласно которой науки о человеке имеют дело с пониманием, а науки о природе – с объяснением.
Гносеологические подходы в изучении психологии неизбежно противоречат естественнонаучным подходам. Этические и гуманные принципы психологии вступают в противоборство с объективной необходимостью учитывать социальную природу человека, его физиологические параметры. Методологические подходы к предметной области психологической науки антагонируют с способностью человека выражать себя, свои мысли, переживания. Сама природа человека двойственна, даже происхождение человека имеет и материалистическое и божественное объяснение…
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!