это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1154146
Ознакомительный фрагмент работы:
«В толпах нет ничего хорошего, даже когда они бегут вслед за тобой.»
Ф.Ницше
Одной из новых форм социальной организации в современных условиях
глобализационного развития является толпа - массовое общество, в отличие от
других исторических типов своего функциорования подвергается воздействию
стандартизации, вестернизации и объективно процессов массовости принципов
и технологий управления общественным развитием. Проблемы массового
человека общества и массовогоо бщественного развития не являются новыми,
ведь начиная с XIX в. они выступали предметом специального анализа в
трудах таких ученых, как В. Шпенгелер, X. Ортега - и - Гассет, М. Бердяев, К.
Мангейм, X. Арендт, Т. Парсонс, Д. Белл, С. Московичи и др. Однако понятие
массового общества как новой формы социальной организации сегодня еще
недостаточно разработано, а соответствующие научные исследования
массового общества в контексте влияния толпы и "массового человека" на
розвитие современных глобально - политических процессов ведутся медленно.
Одним из первых, кто раскрыл сущность массового общества и указал на
его риски, был Ф. Ницше, по мнению которого, оно опустошает человека, а
потому приводит европейскую культуру к катастрофе. В соответствии с этим,
выражаясь словами Г. Лебон, массовое общество "приводит к замене
сознательной деятельности индивидов бессознательной деятельностью толпы"
[2]. В свою очередь, это свидетельствует о том, что характерно для эпохи
глобализации, - наступает возрастание толпы, стандартизации и омасовлення
стилей жизнедеятельности, технологии организации и осуществления
государственной власти.
Вполне современным является сегодня мнение М. Шелера о том, что
массовое общество приводит к "уравнивание условий жизни, формирование
гомогенного общества, человек превращается в часть толпы, избавляясь
индивидуальных черт» [3, с. 112], что вполне характерно для современных
процессов глобализации. Именно поэтому в узкометодологическом смысле
приемлемым является отождествление категорий "массовость" и
"глобальность" (все во всем). Исходя из этого О. Шпенглер рассматривает
массовость, как нечто "лишенное формы и преследует какие – либо формы,
какую - либо упорядоченность" [4]. Согласно этому массовость является
внутренним врагом какого - либо общества.
Достаточно интересной в контексте рассмотрения данной проблемы
является концепция массового общества К. Мангейма [5], в рамках которой он
выходит из отождествления индустриального и массового общества. Однако
связывать особенности становления и функционирования массового общества
исходя из понимания индустриального типа общества совершенно
неправильно, скорее всего оно соответствует современным глобализационным
условиям сплошного развития, хотя это в основном субъективные видением
исследователя.Поэтому в первую очередь целесообразно ставить вопрос о
функциональной составляющей глобального массового общества, то есть то,
насколько оно способно реально регулировать и контролировать систему
общественных отношений в современных условиях.
Наиболее детализировано изложение содержания концепции массового
общества и его структурных элементов предложено Г. Ортега - и - Гассетом
[6]. Важным фактом при этом является то, что приведено ним понимание
массового общества в 30 е гг. ХХ в. вполне соответствует содержанию
глобального массового общества начала XXI века. Фактически ученый
методологически угадал возникновение и развитие новых тенденций
социальной организации конца прошлого века и начала нового. Так, в
частности, он указал на прирост населения земли, небывалое скопление
больших городов, кардинальное увеличение спектра человеческих
возможностей, расширение пространственных и временных границ, рост
уровня жизни и образованности человека. Это все свидетельствует о том, что
глобальное массовое общество в отличие от классического массового общества
конца XIX - ХХ вв. не претерпит реальной внутренней трансформации, а лишь
подвергается влиянию внешних условий и факторов, которые привели его
видоизменение. Исследуя специфику возникновения и функционирования
массового общества, необходимо исходить из понимания сущности и функций
массового человека как главного субъекта формирования нового глобального
пространства. То есть здесь непременно возникает вопрос: массам присущ
объективно - организованный характер, или же они представляют собой
определенные искусственные конструкции, совершенно нетипичные для новых
условий глобального пространства. Также целесообразно выяснить, насколько
структурированным или аморфным является характер их объединения и
функционирования. Важная проблема в данном контексте возникает с
идентификацией принадлежности человека к глобальному массовому
(стандартизированного и четко регламентированного новыми глобальными
условиями) пространству. В свою очередь, это связано с тем, что в условиях
глобализации принципиально меняются формы деятельности современного
человека, с наступлением периода массовости, а точнее так называемой
"дикарской моды на массовость" люди вынуждены согласовывать свои
потребности, желания, стремления, чувства и формы действий с другими.
Если ты хочешь выжить в глобальном пространстве - ты должен стать
массовым человеком, открытым к каким - либо общественно - политических
условий и ментальных традиций. На этом, в частности, сосредоточивал свое
внимание еще Е. Дюркгейм, который доказывал, что "люди, оказавшись в
толпе (а именно это в определенной форме происходит в условиях
глобализации) согласовывают свои чувства и представления, так сказать,
исходя из своих ментальных организаций" [7, c. 378]
Фактически речь идет о том, что в современных условиях действуют
неконтролируемые механизмы объединения людей, которые не поддаются ни в
какой мере каким - либо формам регламентации. И именно эти механизмы
представляют собой одну из форм коллективного сознания, что приводит к
осознанию необходимости интегрированности путем реализации глобальной
солидарности. Под последней понимается внутреннее желание всех субъектов
объектов глобального пространства достичь паритетных условий
взаимодействия в процессе решения общих проблем. Таким образом, в рамках
глобального массового общества главная роль принадлежит реализации
принципа солидарности. Анализируя процессы массовости, которые
привносятся временем глобализма ции, целесообразно отметить, что первичной
формой объединения людей в массовое пространство является эмоциональный
критерий. Благодаря этому толпа становится способным исходя из концепции
Дюркгейма на интеллектуальную и религиозную творческую деятельность.
Такая эмоциональная зависимость между людьми приводит к осознанию
необходимости объединения в глобальное пространство с целью реализации
общих интересов, а главное - общей веры в возможность общественного
прогресса. Это свидетельствует о том, что наиболее адекватной формой
социальной организации в условиях глобализации является массовое общество,
которое приводит к возникновению массового человека, массовой идеологии,
которая формируется ним, и массовых социальных технологий управления,
которые, которые в свою очередь, призваны обеспечить жизнедеятельность
общественных институтив в целом. Особенно рискованным такая форма
социальной организации становится сегодня, ведь, по мнению К. Ясперса,
"массовое общество болезнь ХХ в., А собственно массы - род существования и
разложения человеческого бытия, когда мир попадает в руки
посредственностей. Масса нерасчлененная, однофонова, не имеет своей
базовой основы и лишена самосознания "[8, c. 412]. В результате этого, по
мнению ученого, массовое общество, приводит к стандартизации всех сфер
общественной жизни, порождает тоталитарный режим с его принципом
"стадного существования". Это свидетельствует о том, что гражданин в
условиях глобального массового общества теряет фактически свои
стратегические ориентиры, тем временем главный и единственно возможный
выход из такой ситуации - эффективно включиться в новые социальные
структуры.
Одним из рисков существования человека в структурах глобального
массового общества, по мнению российского ученого М. Хевеши, является то,
что "с появлением значительного количества людей, выброшенных из своих
стран, лишенных гражданства, оказались вне национальных и социальными
группами, без глубоких корней в земле, на которой они проживают ... поэтому у
них нет законопослушности и обязанности "связей по отношению к
государству» [9, с. 6]. Это, в свою очередь, свидетельствует о потере
человеком своих реальных прав, а затем "человек оказывается без профессии,
гражданства, без собственного мнения, без дела, по которому можно узнать и
выделить себя среди себе подобных »[9, с. 6]. Именно такие обстоятельства и
создали ситуацию социальной и политической интеграции, появились новые
жизненные стандарты человека в зависимости от того, насколько они
согласуются и делятся между всеми членами сообщества, а в соответствии с
этим сформирована новая модель общественной структуры. Такая модель
разрушила традиционную социальную иерархию, по мнению Х. Аренд, она
положила конец "классовой системе, которая была единственной системой
социальной и политической стратификации европейских национальных
государств» [10, с.404]. Именно это породило привычку современного
"человека рассуждать в масштабах континентов и чувствовать веками» [10, с.
420].
Именно массовость как идеология массового общества сегодня способна
породить затянувшийся кризис в Западной Европе; чтобы противостоять этому
на арене мировой истории должен появиться человек как активный субъект
трансформации объективной реальности, как тот, кто легко и мобильно
способен адаптироваться к каким - либо условиям и социаль ным катаклизмам,"
чтобы везде чувствует себя своим среди своих ". Полностью соответствует
современной ситуации концепция Ортега - и - Гассета, поскольку "восстание
толпы скорее всего направлено на бунт против интеллекта и моральных основ
общества» [6, c. 386]. То есть речь идет о возникновении нового типа
человека, который не может существовать, если не относится к
соответствующей глобальной общности, и поэтому ради этого, считает Е.
Фромм, он способен идти на какие-угодно жертвы.
Таким образом, человек, хотя и способен к протестным формам поведения,
но в условиях массового общества толерантно относится к вызовам
постиндустриальной культуры с ее уравнением и стандартизацией, ведь он
понимает, что это объективная реальность, выйти за пределы которой ему не
удастся. Именно поэтому глобальное массовое общество задает "стандарты
поведения, обеспечивает эмоциональные переживания, дает описание мира и
выступает своеобразным руководством к действиям» [13, c. 98]. При этом
следует также отметить, что в условиях глобализации происходит
своеобразный диктат социальных, политических, государственно -
управленческих и культурных стандартов, приводит к невозможности
выработки собственной стратегии общественного развития. Это и является
главным риском возникновения глобального массового общества. В условиях
глобального массового общества говорится о навязанной единой концепции
мира, лишает возможности разработки собственных альтернатив
общественного развития.
Итак, глобальное массовое общество, которое полностью соответствует
реалиям современного мира, приводит к формированию "единого экспертного
пространства". То есть речь идет о создании единой концепции мира, к
созданию которой привлекаются все субъекты глобального пространства, и им
удается создать трансцендентную целостность. массовое общество
преимущественно более модернизированное, а потому активно реагирует на
вызовы глобального мира, доминирующим принципом которого остается
"потребительская демократия". Именно последнее, по мнению современных
теоретиков массового общества, соответствует условиям цивилизационного
развития. В этом плане целесообразно учитывать необходимость сохранения
национального цивилизационного сегмента развития. Это принципиально
важно, ведь в условиях существования глобального массового общества такой
сегмент может быть потерян, а вместо него будет выстроена другая формула
развития. Таким образом, в условиях глобального массового общества крайне
важно найти оптимум между европейским принципом развития и собственным
национальным, отвечающим реалиям отдельного сообщества. По этому поводу
Ортега - и - Гассет указывал, что "каждый человек имеет свою перспективу
жизни, свой собственный спектр мотиваций", выделил "северную
душу"(немцы, англичане), которая отличается ясностью, замкнутостью,
очевидностью мысли и собственного "я", и "южную душу" (испанцы,
итальянцы, французы), характеризующееся общительностью, социальностью,
опорой на обстоятельства жизни [19, с. 11].
Итак, массовое общество сегодня приводит к реальной потере
единственного своего первоначального социального статуса, а происходит это
из-за того, что оно проявляется в неспособности к налаживанию новых, четко
структурированных коммуникативных связей, отдавая предпочтение массовым.
Это свидетельствует о том, что в современных условиях сплошного развития
происходит эволюционное изменение форм социальной организации, которая
приводит к возникновению мироустройства, основанного на принципах
стандартизации форм межкоммуникативного взаимодействия.
Список литературы
1. Ницше Ф. Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей. - М., 1995. - 489
с.
2. Лебон Г. Психология масс. - М., 2000. - 689 с.
3. Шелер М. Положение человека в космосе // Проблемы человека в западной
философии. - М., 1989. - 674 с.
4. Шпенглер О. Закат Eвpопы: Оче p ки мо p фологиы мы p овой исто p ии. -
М.: Мысль, 1993. - Т .1. - 587 с.
5. Мангейм К. Диагноз нашего времени. - М.: Юристъ, 1994. - 567 с.
6. Оpтега - и - Гассет Хосе. Восстание масс / Пе p. с исп. С. Л. Воpобьева и
дp. - М., 2001. - 509 с.
7. Дюркгейм Е. Оразделении общественного труда. - М., 1999. - 456 с. є
8. Ясперс К. Духовная ситуация времени // Смысл и назначение истоpии: Пеp.
с нем. - 2-е изд. - М., 1994. - 527 с.
9. Хевеши М. Массовое общество в XX в. // Социс. - 2001. - No 7. - С. 3-12.
10. Аренд Х. Истоки тоталитаризма. - М., 1996. - 718 с.
11. Сыров В. Н.Поправко Н. В. Генезис массового сознания // Соц. журн. -
1998. - No 1/2. - С. 66-78.
12. Хабеpмас Ю. Демокpатия. Разум. Hpавственность: Московские лекции и
интеpвью. - М., 1995. - 244 c.
13. Канетти Элиас. Масса и власть: Пеp. с нем. - М., 1997. - 527 с.
14. Giner S. Mass society. - London, 1996. - 246 г. 1
5. Kornhauser W. The Politics of Mass Society. - London, 2000. - Р. 288.
16. Московичи С. Век толпы. - М., 1998. - 368 с.
17. Марков С. Люди не хотят жить в мире, где нет разницы между добром и
злом ... // Электронный ресурс: http: // www.evrazia.org /modules.php? name=
News&file=article&sid=1051
18. Ортега - и - Гассет Х. Век элитного искусства и массового общества //
Человек. - 2002. - No 6. - С. 10-23.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!