это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1163406
Ознакомительный фрагмент работы:
АННОТАЦИЯ. В статье обосновывается эффективность применения экологического воспитания на занятиях по логопедии. Описывается специфика применения экологического материала на указанных занятиях с учётом возрастных особенностей дошкольников. Представлена сводная таблица наиболее важных практических упражнений, связанных с экологическим воспитанием, применяемых на логопедических занятиях. В заключении даются общие выводы и рекомендации, основанные на практике использования указанных упражнений.
СПИСОК КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ: экологическое воспитание, дошкольное воспитание, природа, развитие речи, логопедия.
На современном этапе воспитания у детей начал экологического сознания – одно из главных направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения. Дошкольный период является первым звеном в системе непрерывного экологического образования. Именно в этом возрасте у детей появляется большой интерес к объектам природы, легко усваивается адаптивная информация экологического содержания. Данный возраст является наиболее благоприятным для формирования осознанно-правильного, эмоционально-положительного отношения к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Дети в этот период доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную практическую деятельность, эмоционально реагируют на всё, охотно повторяют слова и действия [2].
Природа – неисчерпаемый источник форм, красок, звуков. Важно только правильно организовать чувственные восприятия у детей объектов природы, продуманно руководить занятиями, экскурсиями, наблюдениями, дающими детям массу впечатлений, которые преобразуются в конкретные и обобщенные представления, способствующие развитию речи и коррекции существующих дефектов.
По мнению В.Н. Черняковой, работа воспитателя по развитию культуры речи во многих случаях предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений [3]. Поэтому на территории детского сада представлены различные жизненные формы растений: деревья, кустарники, декоративные растения, цветы, овощные культуры – дающие возможность знакомить детей с особенностями растительного мира. Выращивая растения на клумбах своего участка, дети трепетно ухаживают за ними, наблюдают красоту окружающего мира. Немаловажную роль в экологическом воспитании играет и «живой уголок», где содержаться домашние животные.
В результате такой деятельности дети получают осознанную радость от того, что и его усилиями все живое становится и остается живым и красивым. У детей закрепляются знания о временах года, готовность помогать растениям и животным, воспитывается интерес к познанию природы, а также закрепляются умения пользоваться пословицами, поговорками, расширяется словарный запас. Близость с природой возбуждает эмоции, обостряет деятельность анализаторов, что улучшает речевую активность.
Главной задачей работы логопеда является формирование и коррекция всех сторон речи: фонетики, лексики, грамматики, семантики и просодии. Формирование правильной речи является необходимой предпосылкой успешного обучения и развития ребенка, а также непременным условием овладения любой деятельностью – теоретической и практической. Предполагается использование различных форм работы.
Опишем наиболее важные логопедические упражнения, связанные с экологическим воспитанием, применяемые на логопедических занятиях (см. таблицу).
Табл.1
Наименование упражнения Описание упражнения Результат применения
Артикуляционная гимнастика Игровая тренировка выработки правильных, полноценных движений и определенных положений артикуляционных органов.
При постановке звуков используется приём сравнения движения органов артикуляции с каким-либо живым объектом: лошадка, бабочка, комар, лягушка, кошка и так далее. Правильное произношение звуков, объединение простых артикуляционных движений в сложные.
Дыхательная гимнастика Упражнения направлены на закрепление навыков диафрагмально – речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). Например, «Как дышат рыбки». Развитие силы, плавности, длительности выдоха.
Отработка и коррекция фонетических навыков На этапе автоматизации звука широко используются слова, словосочетания, предложения, скороговорки, пословицы, где тоже отражена экологическая тематика: золотая осень, зелёные сады, сизый голубь, зимний сезон. Например:
Расшумелись на опушке сойки и кукушки.
В сосновом лесу хорошо пахнет душистой смолой.
Конь бежит – земля дрожит.
Собирала Маргарита маргаритки на дворе. Растеряла Маргарита маргаритки на траве.
Для введения нового звука в свободную речь ребёнка эффективно используются различные стихи, рассказы, тексты для пересказов с интересным экологическим содержанием, которые в свою очередь позволяют одновременно воспитывать экологическое сознание и давать эмоциональную нагрузку на ребёнка. Например, стихотворение «Март»:
«Если солнышко печёт,
Тает снег, ручей течёт
И грачи на горе, -
Значит, март на дворе»
(В. Мусатов). Свободное и парильное произношение звуков, их сочетаний в потоке речи.
Пополнение словарного запаса новой лексикой, тематически связанной природой Изучение новой лексической темы начинается с общения с природой, прогулки или экскурсии. Экскурсия является эффективным средством пополнения словаря. Она может быть посвящена походу в музей природы и зоопарк. Очень важно, чтобы каждое такое занятие с детьми было эмоционально окрашено, вызывало у них живой интерес и радостные ожидания. В первую очередь, расширение активного словарного запаса. Кроме того, так как дети часто маскируют свои дефекты, то страх перед насмешками и непониманием окружающих приводит к тому, что они упрощают и ограничивают свою речь. Поэтому процесс, сопровождающийся удивлением, радостью, искренностью, чувством удовлетворенности в полной мере раскрепощает ребенка и способствует формированию и обогащению словаря и бережного отношения к природе.
Совершенствование грамматического строя речи Работа над ошибками на неправильное согласование прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, типа: высокую дерево, красная помидор; неправильное согласование числительных с существительными, например: пять зайца, шесть яблоко; ошибки в использовании предлогов – пропуски, замены, недоговаривание, например: на заборе, а правильно – над забором и т.д. Здесь хороши вопросно-ответные формы заданий: «Чей хвост?», «Какой сок?», «Кто где живёт?», «Чьи детки?» и др.
В логопедической практике не обойтись и без наглядных методов и приёмов, так как зачастую без зрительной опоры добиться результата бывает невозможно. Поэтому активно используются различные настольные игры, такие как «Времена года», «Живое — не живое», а также показ иллюстраций, картин, игрушек, связанных с живой и неживой природой. Формирование соответствующего грамматического строя речи для возрастной нормы ребенка, включение в речь распространенных предложений и сложных синтаксических конструкций.
Работа с семантикой слова Подбор синонимов реализуется в игре «Скажи иначе» (например, вместо «лиса» - «рыжая плутовка» и т.п.), подбор антонимов в игре «Скажи по-другому» (например, лето-зима, холодно-жарко и т.д.), подбор паронимов в игре «Назови новое слово, изменив один звук». Также составление рассказов-сравнений про животных, пересказ сказок и рассказов. Формирование целостной богатой лексико-семантической системы языка.
Общее развитие речи, культуры монологического высказывания Так, планируя работу, используется тематическая основа, где темы в основном связаны с природой: овощи, перелётные птицы, съедобные и несъедобные грибы и другие.
Возможно составление рассказа по серии сюжетных картинок про природу и детей, подбор эпитетов к героям сказок (животные, антропоморфные явления), работаем с фразеологическими оборотами (медведь на ухо наступил и т.п.). Составление творческого рассказа об игрушке – не описательного, а сюжетного. Например, что случилось с медвежонком, который попал ночью в детский сад. Свободное владение всеми средствами речи, развитые коммуникативные навыки.
Практическое осознание элементов языка Для решения поставленных задач используются различные игры и упражнения. Например «Кто больше назовет названий животных со звуком…?», «Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук…», «Придумай слово про осень на заданный звук (слог)» и т.д. Подготовка к школе.
Использование указанных инновационных приемов и методов, подтвердивших свою эффективность многолетней практикой, направленных на формирование у детей представлений о временах года, приобретение новых знаний о природе, расширение кругозора, позволяют формировать у дошкольников различные интеллектуальные умения, очень важные для обучения в школе, – умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать; происходит интенсивное развитие речи – дети расширяют пассивный и активный словарь, учатся объяснять и делать выводы, слушать и воспринимать речь другого человека, участвовать в диалоге [1]. Решение этих задач – это широкая умственная подготовка к систематическому обучению, которая развивает интеллект ребенка во всех его формах.
Исходя из нашей практики, мы уверенно можем говорить о том, что любовь к растениям, животным помогает ребенку преодолеть свой эгоизм, развить такие способности как сочувствие, сопереживание, а это и есть начало формирования духовности. При общении с природой у детей возникает стремление стать лучше, что в дальнейшем может превратиться в устойчивое качество, обеспечивающее непрерывное саморазвитие, самосовершенствование.
Считаем, что данная система работы является эффективной с детьми, имеющим речевые нарушения, которым в силу их индивидуальных психических и речевых особенностей требуется неоднократное повторение. И только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно успешное преодоление имеющихся у детей речевых дефектов.
Экологическое воспитание является актуальнейшим направлением современной педагогики, его главная цель - формирование экологического сознания, экологической культуры личности. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общие гуманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры – базисного качества человеческого начала в индивидууме.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Николаева В.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. М.: Мозаика – Синтез, 2010. 112 с.
2.Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфенова Г.М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. Спб.: Изд-во «Союз», 2001.
3.Чернякова В.Н. Экологическая работа в ДОУ. Методическое пособие. М.:ТЦ Сфера, 2008.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Нормы точности червячного редуктора
Курсовая, Метрология, стандартизация и сертификация
Срок сдачи к 10 дек.
Выполнить курсовую работу по дисциплине "Теория механизмов и машин". Шифр 43.
Курсовая, Теория механизмов и машин
Срок сдачи к 11 дек.
Реконструкция зданий и сооружений
Тест дистанционно, Реконструкция зданий и сооружений
Срок сдачи к 31 дек.
тема любая из перечисленных. важно соблюдение ТЗ и получить исходники...
Курсовая, Современные технологии разработки программного обеспечения
Срок сдачи к 22 дек.
Нормативно-техническая документация в проектировании и строительстве
Тест дистанционно, Нормативно-техническая документация в проектировании и строительстве
Срок сдачи к 31 дек.
Решить задачи 5 вариант
Решение задач, Изыскание и проектирование железных дорог
Срок сдачи к 5 дек.
Конструкции из дерева и пластмасс
Тест дистанционно, Конструкции из дерева и пластмасс
Срок сдачи к 31 дек.
Нужно составить рабочее пособие по теме "формирование устной речи у...
Другое, логопедия
Срок сдачи к 10 мар.
Чем отличалась капиталистическое развитие России от западной Европы
Реферат, История
Срок сдачи к 8 дек.
Здравствуйте 1 вариант нужно выполнить , оформлять как лабораторную работу не нужно , просто развернутое решение
Лабораторная, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!