это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1163470
Ознакомительный фрагмент работы:
Психологическое консультирование является одной из самых востребованных областей психологической практики. Эта дисциплина выделилась в самостоятельную область в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, но ищущих психологическую помощь.
Спектр проблем психологического консультирования достаточно широк: трудности на работе (неудовлетворенность работой, конфликты с коллегами и руководителями, возможность увольнения), неустроенность личной жизни и неурядицы в семье, плохая успеваемость в школе, недостаток уверенности в себе и самоуважения, мучительные колебания в принятии решений, трудности в завязывании и поддержании межличностных отношений и т. п. Однако психологическое консультирование, будучи относительно молодой областью психологической практики, пока не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают разнообразные проблемы, вопрос о решении которых до сих пор является дискуссионным.
В практике психологического консультирования могут возникать различные проблемные ситуации, зависящие от личностных особенностей клиента, его характера, возраста, социального статуса, норм поведения, переживаемых им состояний, жизненных трудностей и др.
Одной из таких проблемных ситуаций является консультирование плачущих клиентов. С этим сталкивается каждый практикующий психолог. Исходя из личного опыта, заметим, что начинающий психолог-консультант испытывает чувство вины перед клиентом. Однако специалист не должен относить слезы клиента на свой счет, ведь это не он «довел» клиента до слез
По мнению большинства специалистов, слезы мешают общению во время консультативных встреч, и очень важно с первых же минут беседы подобрать правильный подход к таким клиентам. А для этого, на наш субъективный взгляд, даже начинающий консультант должен уметь распознавать разные "лики" плача, ведь…
Слезы делятся на виды.
Свой слезам приходит срок.
Слезы ревности и горя,
Слезы боли и тоски,
Слезы вечной бабьей доли,
Слезы – ярости ростки.
Слезы от дурного слова,
Поражений и обид,
Слезы, от которых снова
Сердце женское болит.
Слезы гнева, страсти слезы,
Слезы – лука аромат,
И ушедшей нежной грезы.
Слезы – нож и автомат.
Как оружье, как спасенье,
Как лекарство, как борьба.
Слезы горького веселья,
Флаг восставшего раба.
Мы разделяем точку зрения тех специалистов, которые считают, что «в феноменологии должен существовать не плач сам по себе, а «плач, потому что...». Как и ритуал (обряд) в культуре эта деятельность подчинена определенному порядку, который обусловлен целями, задачами, принципами психологического консультирования, и обеспечена соответствующим психологическим инструментарием» [Менделевич 2017, с. 64].
Как показывает практика, клиенты нередко плачут преднамеренно, с целью вызвать жалость, расположение к себе, заставить консультанта утешить себя, добиться исполнения консультантом определенной роли (например, материнской, опекунской), чтобы переложить на него ответственность за себя и др.
Многие клиенты на консультативной встрече рассказывают о неразрешимых трудностях своей жизни, трагедиях и не могут говорить без слез. Слезы способствуют воспоминаниям о трудных ситуациях и возвращению к ним.
Некоторые специалисты, характеризуя особенности консультирования «плачущих клиентов» отмечают два аспекта. Первый аспект предполагает работу с плачем клиента как запланированный (незапланированный) этап в процессе интервью, который имеет свои структурно – содержательные характеристики, требующие от психолога определенных знаний и умений. Второй аспект – плач характеризует проблему клиента как субъективно значимую, которая, нарушая целостность внутреннего мира человека, может быть связана с фрустрацией экзистенциальных потребностей [Мельникова, Русина 2017].Истерическая личность, когда ей не удается понравиться окружающим, готова использовать все возможные маски. Слезы могут служить инструментом манипуляции психологом со стороны пациента. На подсознательном уровне каждый клиент изначально не намерен впускать никого (даже квалифицированного специалиста) в свое личное пространство. Как нам кажется, для пациентов, систематически плачущих на консультативных встречах, слезы являются своеобразным механизмом защиты от «вторжения» в личную зону.
Большинство психологов-консультантов старается удержать клиентов от плача и направляет на это большую часть своих усилий. Однако, на наш взгляд, это неправильно. Ведь при попытке обойти болезненные переживания и не спровоцировать слезы, можно пройти мимо важных аспектов жизни клиента, обнаружение которых могло бы послужить ключом к разгадке многих психологических проблем личности. В этой связи мы не считаем действенным подход, направленный на предотвращение плача. Наоборот, нужно дать пациенту возможность выплакаться, справиться со своим эмоциональным состоянием и взять себя в руки. Ведь, как говорил Жюль Верн, «Ты плачешь, значит, ты снова становишься человеком». Иногда, чтобы взять себя в руки, пациенту достаточно изменить тему беседы, чему не следует противиться. После этого самое время начать разговор. Консультанту не следует настаивать на продолжении обсуждения темы, вызвавшей слезы. Предпочтительнее вернуться к ней позже. Возможно, при продолжении беседы в необходимом для клиента направлении он начнет как-то себя «оправдывать», объяснять причину своих слез.
Для профессионала позволить пациенту плакать – значительно достойнее, нежели успокаивать: "Пожалуйста, не плачьте..." Этим и отличается высококвалифицированный специалист от простого человека, склонного к эмпатии.
Таким образом, профессиональный психолог-консультант на начальных этапах работы с плачущим клиентом должен установить причину его слез. Это поможет определить наиболее точную тактику дальнейшей работы.Клиенты могут плакать по разным причинам: фрустрация, злость, потрясение, раздражение, обида, нервозность. В некоторых случаях слезы могут свидетельствовать об облегчении и снятии эмоционального напряжения, что нередко переходит в радость, в других случаях плач может свидетельствовать о наличии замедленной реакции горя.
В каждом отдельном случае психолог-консультант стоит перед выбором: обойти болезненные переживания, чтобы не провоцировать слезы, или позволить клиенту «выплакаться»; сопереживать, утешать или успокаивать.
По мнению Р. Кочунаса, большинство людей, в особенности женщин, плачут от злости. Тем, кто плачет от злости, просто-напросто нужно позволить выразить свои чувства. Клиенты могут плакать в состоянии фрустрации, а иногда от радости.
Немало клиентов, особенно женщин, волнуются, рассказывая о нерешенных сложностях своей жизни, трагедии и не могут говорить без слез. Слезы являются воспоминаниями о сложных ситуациях и возврата к ним [Кочунас 1999].
Мы полностью разделяем мнение Р. Кочунаса о том, что клиентам, испытывающим злость, а это, как правило, женщины, утешение ничем не может помочь. Им просто-напросто надо позволить выразить свои чувства.
Не следует также стараться излишне сопереживать плачу. Это чревато тем, что клиент начнет испытывать жалость к самому себе, в то время как усилия психотерапевта должны быть направлены на развитие волевых качеств личности.Хотелось бы обратить внимание на тот факт, что в научной литературе практически не встречаются исследования, выявляющие гендерные особенности плачущих клиентов. Наш небольшой опыт в области психологического консультирования позволяет заключить, что слезы клиентов-мужчин вызваны другими жизненными обстоятельствами, и среди чувств здесь превалирует обида: «Мальчишка плачет, когда он побит, он маленький, он слез своих не прячет… Большой мужчина плачет от обид. Не дай вам Бог увидеть, как он плачет…». В таких случаях консультанту во многом приходиться опираться на собственную интуицию, на свой жизненный опыт, на свои способности постигать внутренний мир других людей.Таким образом, обобщив вышеизложенное, можно прийти к следующим выводам:
Психологическое консультирование призвано помочь человеку стать более цельной личностью, выработать собственную жизненную стратегию и тактику, стать социально успешным, вырасти как личность и, в конечном счете, прожить свою, а не чужую жизнь.
В научной литературе представлен «обобщенный образ плачущего клиента» без учета жизненной ситуации и личностных особенностей человека. Единичные публикации, в которых описаны рекомендации по работе, имеют характер «универсального набора» знаний психолога и не отражают специфики проявления этого феномена на разных этапах консультирования и в связи с уникальностью жизненного мира клиента.
Таким образом, плач клиента может иметь разные смысловые контексты и разные методы работы с ним. На наш взгляд, область консультирования «плачущих» клиентов сегодня нуждается в широком научном освещении с позиций практикующих психологов.Психологическое консультирование «плачущих клиентов» имеет свою специфику. Феномен плача может рассматриваться как дополнительная возможность стабилизировать эмоциональное состояние клиента, опираясь на уникальность его внутреннего мира.
В рамках консультативной встречи совместная деятельность «психолог-клиент» должна способствовать не только снижению эмоционального напряжения и предотвращению плача человека, но и прояснению причин, которые его породили.
При разработке возможных подходов к эффективной работе с постоянно плачущими клиентами необходимо учитывать также гендерные особенности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВКочунас Р. Основы психологического консультирования / Р. Кочунас // Пер. с литовского. – М.: Академический проект. – 1999. – 240 с.Мельникова Ю.А., Русина С.А. К вопросу об особенностях психологического консультирования "плачущих клиентов" //Актуальные вопросы психологии и педагогики в современных условиях сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2017. С. 154-156.
Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: Учебное пособие / В.Д. Менделевич. – 6-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2008. – 432 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!