это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1163699
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Одним из важнейших атрибутов демократии являются выборы. Выборы – это волеизъявление граждан, поэтому соблюдение всех правил их [выборов] подготовки, проведения и подсчёта голосов является залогом справедливости и верного толкования воли населения. Однако в государствах с недемократическим политическим режимом или в условиях становления демократии электоральные принципы не соблюдаются в полной мере, а часто попросту игнорируются или нарушаются. Такое возможно в условиях доминирования административного ресурса, конкретных проявлений которого великое множество, но ядро которого заключается в злоупотреблениях служебными полномочиями людьми/организациями, наделёнными законом публичной властью.
После распада СССР электоральные процессы в России в целом удовлетворяли всем требованиям: свободные, альтернативные выборы с заранее неизвестным результатом. Однако в период начавшегося усиления вертикали власти в начале 2000-х годов непредсказуемый результат выборов, особенно общефедеральных, стал невыгоден и даже опасен для политической элиты страны, поэтому электоральные процессы отныне начинают строго регулироваться для получения максимально предсказуемого результата с помощью неправомерного использования должностных полномочий ради достижения личной или узкогрупповой, а не общенациональной, выгоды. Теперь все электоральные процессы, так или иначе, регулируются и контролируются с помощью административного ресурса.
В ряде российских регионов иногда ещё возможен относительно честный и непредсказуемый результат, однако на федеральном уровне такое невозможно. Действующая власть, привлекая свои должностные полномочия, полностью контролирует процесс. Административный ресурс прочно укрепился в электоральной практике современной России.
Административный ресурс: понятие, сущность, условия появления
Понятие административный ресурс в политологии приобрело отрицательный оттенок, как и само это явление, а также последствия, к которым оно приводит. При этом этимология данного словосочетания вполне безобидна, так как в менеджменте (источнике данного понятия) оно имеет нейтральное значение. Процесс администрирования – это процесс управления, соответственно администратор – это управляющий или управленец. Таким образом, административный ресурс – это управленческие возможности управляющего, которые помогают оптимизировать сам процесс управления.
Однако в российскую политику термин «административный ресурс» проник, приобретя исключительно негативный смысл. Отвечая на вопрос, почему так произошло, стоит отметить, что дело в самой системе управления в нашем государстве и в её восприятии гражданами страны. Можно предположить, что неразвитость и непопулярность института лоббирования в России объясняется и даже в определённом смысле компенсируется наличием административного ресурса у некоторых политических акторов. Реализация интересов политических игроков нередко происходит именно благодаря этому ресурсу.
Однако политическое, государственное управление – это тоже управление, которое подразумевает упорядоченность, контроль над ситуацией, владение определёнными знаниями и навыками. И когда наблюдается превышение полномочий, злоупотребление властью, тогда имеет место использование административного ресурса. Интересным также представляется то обстоятельство, что использование административного ресурса в нашей стране наблюдается с того времени, когда мы вступили в эпоху демократии при том, что административный ресурс является серьёзной помехой для демократии, тем более для только зарождающейся. Такое развитие событий в отечественной постсоветской политике объясняется тем, что авторитарное наследие Советского Союза прочно укрепилось в современности.
Тогда почему в СССР не упоминалось об административном ресурсе, раз уж советское наследие обнаружило его именно сейчас, в период демократического становления? Здесь может быть два варианта ответа: во-первых, вся политическая система страны Советов – это один сплошной административный ресурс, когда есть строгая иерархия, нет права возражать против какого-либо решения вышестоящего должностного лица/органа, молчаливое согласие большинства; во-вторых, нажить капитал для себя и своего потомства, удовлетворяя личные интересы с помощью государственных возможностей, в СССР было невозможно, так как экономика была на службе у государства, люди также были на службе у государства, вся жизнедеятельность страны подчинялась государственным интересам.
Впервые понятие «административный ресурс» употребил руководитель Центра стратегического анализа и прогнозов Дмитрий Ольшанский в 1995 году. Этим термином учёный пытался обозначить дополнительные преимущества политических партий в период избирательных кампаний, иначе говоря, уровень поддержки со стороны госаппарата и региональных властей.
На сегодняшний день в России административный ресурс чаще, чем в других областях политики, используется в избирательных кампаниях, подрывая тем самым основы демократии. Административный ресурс здесь подменяет нейтрально организованный политический менеджмент с его набором разнообразных политтехнологий.
Роль административного ресурса в современной российской политике довольно высока. Об этом свидетельствуют данные исследований, проведённых проектами Worldwide Governance Indicators и Global Peace Index. Среди стран бывшего советского пространства Россия находится в числе аутсайдеров по следующим показателям: 1) политическая стабильность и отсутствие насилия; 2) верховенство закона; 3) эффективность работы правительства; 4) качество законодательства; 5) сдерживание коррупции; 6) Индекс недееспособности государств; 7) функциональность правительства; 8) политический террор.
Что же вызывает к жизни административный ресурс и обеспечивает его живучесть? Здесь можно выделить несколько условий: субъекты связаны с государственной властью; приверженность субъектов использования административного ресурса власти и её политическому курсу; строгая иерархия в должностях и полномочиях, когда подчинённый выполняет практически любую волю руководителя и не смеет ему возразить даже в случае превышения должностных полномочий. Так у руководителей появляется вседозволенность, у подчинённых – безответственность.
Частое использование административного ресурса характерно для авторитарных/тоталитарных стран или стран с зарождающейся демократией, в которых пока не укрепились демократические традиции. Здесь процветают клиентелизм (тесные контакты элит, преобладание дружеских или родственных связей), высокий уровень коррупции, строгая иерархия в структуре власти. Если говорить о российской действительности, то следует отметить, что характерным для нашей страны в контексте применения административного ресурса является наличие так называемой партии власти, которая зачастую этим ресурсом и пользуется. Особенно это актуально в периоды проведения избирательных кампаний на различных уровнях.
Место административного ресурса в электоральной практике России
Таким образом, административный ресурс стал практически неотъемлемой частью всех российских избирательных кампаний. Можно выделить как минимум четыре вида использования административного ресурса в условиях электорального процесса: стартовый, мягкий, жёсткий, тотальный. Стартовый предполагает некие преимущества кандидата на определённую должность в случае, когда он уже занимает данную должность. Так административный ресурс активно использовался Б. Н. Ельциным перед выборами президента РФ в 1996 году: будучи главой государства, он ездил по российским регионам и активно рекламировал свою кандидатуру, хотя законом это было запрещено. Мягкое использование административного ресурса предполагает косвенное влияние на электорат, жесткое предполагает прямое влияние на исход голосования. Тотальное использование административного ресурса предполагает полный контроль над электоральными процессами, нередко с нарушением закона.
Почему использование административно ресурса в избирательной кампании делает политический режим наиболее уязвимым? Это происходит потому, что его использование нарушает демократию и все принципы демократических выборов: честность, альтернативность, прозрачность, легитимность, тайное голосование, равенство, конкуренция. Наиболее частое присутствие административного ресурса в период проведения избирательных кампаний объясняется тем, что само понятие «кампания» подразумевает мобилизацию, объединение всех имеющихся в распоряжении субъектов ресурсов для достижения определённых целей. Таким образом, получается, что политические силы, в распоряжении которых находится административный ресурс, максимально мобилизуют его наряду с другими ресурсами в электоральном процессе ради собственной победы на выборах. Иными словами, маркетинговые технологии, способные честным путём завоевать победу на выборах, попросту заменяются более эффективным – практически беспроигрышным – административным ресурсом.
Можно выделить несколько вариантов проявления административного ресурса в избирательной кампании: пиар одного из кандидатов осуществляется за счёт того, что он уже занимает тот пост, на который претендует в следующий избирательный цикл; предоставление неравного эфирного времени кандидатам (партиям), находящимся в разном «политическом весе»; неравное распределение бюджета, предназначенного на проведение избирательной кампании; фальсификации на выборах (например, вбросы); нарушения во время агитации (например, игнорирование дня тишины); завладение вниманием федеральных и иных авторитетных СМИ.
В тесной взаимосвязи с административным ресурсом находится электоральная коррупция, которая фактически является одним из элементов административного ресурса. В результате злоупотребления полномочиями нарушается закон путём создания неправомерного преимущества, в результате чего извлекается личная/групповая политическая выгода, а сами выборы становятся несвободными и нечестными.
Очевидно, что административный ресурс занимает центральное место в электоральном процессе России, его можно разделить на следующие типы (согласно данным международной организации Transparency International): силовой ресурс (с привлечением силовых структур), регуляторный ресурс (принятие управленческих решений), законодательный ресурс (формирование национального законодательства), институциональный ресурс (материальные и кадровые ресурсы), финансовый ресурс (распоряжение государственным и муниципальным бюджетом), информационно-коммуникационный ресурс (контроль над потоками информации), статусный ресурс (статус должностного положения, авторитет). Использование всех этих разновидностей административного ресурса порождает электоральную коррупцию, значительно искажает результаты голосования и на выходе даёт именно тот результат, на который рассчитывали его субъекты.
В российской действительности конкурентные выборы – это потенциально опасные результаты. Причём как для элиты, так и для самих граждан. В подобных условиях административный ресурс является определённой гарантией стабильности и предсказуемости дальнейшей политической судьбы всего государства. Очевидно, что сохранение своих позиций является первоочередной задачей политической элиты. Но почему большинство граждан стремится к тому же? Не стоит отрицать наличие административного ресурса на последних президентских выборах, проявления которого весьма многообразны: от мелких нарушений на избирательных участках до обеспечения лояльности целых регионов страны (здесь Чечня является лидером со своей практически стопроцентной явкой).
Однако также нельзя проигнорировать и тот факт, что всё же большинство из тех голосов, которые были отданы за нынешнего президента, являются добровольно отданными, не открытыми фальсификациями или вбросами. Другой вопрос, как избиратель приходит к тому, чтобы проголосовать за определённого кандидата (настоятельно «рекомендовали» на работе, из двух зол выбрали меньшее и т.д.).
На сегодняшний день политическая ситуация в нашей стране складывается таким образом, что административный ресурс в избирательных кампаниях выгоден большинству политических акторов, в том числе электорату. Это стало возможным потому, что большинство граждан (не все, это важно понимать) пока не научилось брать на себя ответственность при принятии решения, ведь голосование – это не просто «поход к урне» (по выражению В. В. Путина), это принятие решения, это политическое волеизъявление, за которое нужно нести ответственность. А если одна политическая сила с помощью административного ресурса «помогла» избирателю принять решение, то, к сожалению, большинство россиян будет ей благодарно.
С другой стороны, в сложившихся политических условиях, когда в качестве кандидатов выступают откровенно слабые фигуры, избирателю ничего не остаётся, как выбрать того, на чьей стороне сила, в том числе и административный ресурс. Нынешняя политическая реальность такова, что Россия пока не готова к честным и абсолютно непредсказуемым выборам. В подобных условиях значение административного ресурса в российских избирательных кампаниях будет только возрастать. Ситуацию способно качественно изменить только наличие развитого гражданского общества, которое, во-первых, сможет поставлять политически сильных кандидатов на выборы разных уровней, тем самым обеспечивая ротацию на государственных постах; во-вторых, создаст эффективный механизм общественного контроля и гражданских инициатив; в-третьих, научится нести ответственность за принятые решения.
При этом субъекты использования административного ресурса (то есть должностные лица) также должны двигаться в направлении постепенного отказа от практики злоупотребления своими полномочиями. Однако таким уровнем способно похвастаться не каждое развитое демократическое государство, поэтому достижимость такого политического положения нашей страной остаётся под очень большим вопросом, всё-таки административный ресурс практически стал основой политической системы России.
Заключение
Исходя из рассуждений, предложенных в основной части работы, можно сделать следующие выводы:
Любой управленец имеет административный ресурс и это нормально. Занятие той или иной управленческой должности предполагает наличие определённых полномочий и возможностей, однако цель применения данных полномочий – общественное благо, когда на первое место выдвигается личный интерес, речь идёт уже о злоупотреблениях.
В политике административный ресурс – это именно злоупотребление властью и должностными возможностями. Административный ресурс встречается во многих областях политических отношений в России, однако в электоральной практике административный ресурс максимально реализует весь свой потенциал от пренебрежения моральными нормами (например, введение в заблуждение избирателей) до откровенного нарушения закона (например, вбросы заранее заполненных бюллетеней).
Основная причина такой «востребованности» административного ресурса кроется в истоках политической культуры россиян. Она характеризуется правовым нигилизмом, отсутствием демократических традиций, клиентелизмом, патриархальностью, политической безответственностью и апатией.
Список использованной литературы
Административный ресурс – это что такое и как его использовать в бизнесе и политике? [Электронный ресурс] // Fb.ru. – URL: http://fb.ru/article/273892/administrativnyiy-resurs---eto-chto-takoe-i-kak-ego-ispolzovat-v-biznese-i-politike (дата обращения: 1.0.2018).
Епифанов А. С. Партия власти в электоральных процессах современной России [Электронный ресурс] // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). – 2015. – № 2. – С. 1-8. – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_24036080_46004617.pdf (дата обращения: 2.10.2018).
Нисневич Ю. А. Электоральная коррупция и модель участия в выборах в России // Актуальные проблемы экономики и права. – 2013. – № 4. – С. 52-60.
Словарь русского публичного языка конца ХХ века. Специальный проект Коммерсантъ-власть [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kommersant.ru/doc/390624 (дата обращения: 30.09.2018).
Федорченко С. Н. Избирательные кампании на постсоветском пространстве: политический менеджмент или «административный ресурс»? // Вестник МГОУ. Серия «История и политические науки». – 2012. – № 5. – С. 105-110.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!