это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1175092
300 руб.
Ознакомительный фрагмент работы:
«На западном фронте без перемен»-одно из самых известных произведений немецкого писателя Эриха Марии Ремарка. Данный антивоенный роман повествует о судьбе Пауля Боймера - вчерашнего школьника, отправленного на поля Первой Мировой Войны. Он, как и все его одноклассники записывается добровольцем в армию и с этого и начинается повествование от лица Пауля.
В данном случае роту, в которой служил Пауль, можно назвать социальной группой, так как эта группа людей обладает признаками социальной группы. В данном случае она является уникальной: одновременно формальная (т.к. создание этой группы обусловлено необходимостью выполнения определенных целей и задач, а конкретно – защита государства) и неформальной (среди солдат роты сильно развиты неформальные отношения, нет строгой формализации и иерархии. Причем неформальные отношения касаются не только рядовых солдат, но и старших офицеров, среди которых и командир роты-Бертинк, поведение которого будет рассмотрено позже). Таким образом, наиболее актуальной проблемой можно считать поведение индивида в группе.
Также в рамках социальной группы существуют референтные группы*, это понятие было введено Г. Хайменом, американским психологом. Референтной группой можно назвать одноклассников Пауля поскольку они попали в большую социальную группу и приняли по собственной воле нормы, принятые в армии и далее следовали им.
Далее есть некоторые примеры, когда у новобранцев происходило психологическое принятие норм социальной группы, в данной ситуации они тоже являлись референтной группой, поскольку еще социализировались в неформальной группе, т.е. «воинском братстве» . Ярким примером служит эпизод, когда Пауль и его сослуживцы меняли новые штыки новобранцев на ножи старого образца, так как среди солдат и немецкой, и других армий новые штыки с зазубренным лезвием считались негуманным оружием и с теми, кто их использовал, жестоко расправлялись в бою. Или же приобщение новобранцев к сбору наконечников от снарядов в качестве талисманов. Эти и другие неписанные правила, принятые за норму, солдаты, попадавшие неформальную группу, принимали и в последствии это помогало им влиться в большую социальную группу.
Также рота, в которой служил Пауль обладает еще несколькими признаками социальной группы. Во-первых: социальное взаимодействие между индивидами, во-вторых: сигнификация, т.е. использование особых символов ил сленга для коммуникации между индивидами, в-третьих: самоидентификация каждого индивида как члена данной социальной группы, есть осознание «я» и «мы». Также немаловажным признаком является идентификация через внешние и формальные признаки такие как форма и воинское звание, ведь когда Пауль был в отпуске, все его знакомые и родственники признавали в нем солдата благодаря форме.
Также помимо формальной функции охраны государства армия имеет еще социальные функции*. В данном случае мы рассмотрит функцию с точки зрения Роберта Кинга Мертона. Он рассматривает функцию как наблюдаемые следствия, которые служат для саморегуляции системы или приспособлению ее к среде, а также соответствие ожиданий и последствий.
Явной функцией армии, как говорилось ранее, служит охрана государства, а также социализация, так как армия является одним из каналов социальной мобильности.
Латентной функцией служит возможность индивида к самоутверждению в обществе, для демонстрации приведу цитату из книги: «Но он все-таки поддался уговорам, - иначе он закрыл бы для себя все пути. Быть может, еще кто-то думал, как он, но остаться в стороне тоже никому не улыбалось, - ведь в то время все, даже родители, так легко бросались словом «трус».» Речь идет о военном призыве, и хотя многие записывались добровольцами, делали они это, как правило, для того, чтобы не показаться окружающим трусами и также поддержать соотечественников.
Дисфункцией такого института как армия можно считать то, что служба армии деморализовала многих солдат. В романе приводится множество рассуждений Пауля по этому поводу, например, «они все еще твердили, что нет ничего выше, чем служение государству, а мы уже знали, что страх смерти сильнее». С одной стороны, служба, как принято считать, должна помочь в дальнейшем карьерном росте и социализацией в обществе, но на деле происходит обратное, многие юноши теряются в жизни и не знают ничего, кроме войны, не могут нормально жить в обществе, пример этого продемонстрирован во время отпуска Пауля. Сам автор пишет в предисловии: «Это только попытка рассказать о поколении, которое погубила война, о тех, кто стал её жертвой, даже если спасся от снарядов».
При анализе данного произведения сложно не упомянуть такое явление, как конфликт социальных ролей. Социальная роль- это модель поведения, следование которой ожидает общества от индивида в соответствии с его социальным статусом. Конфликты социальных ролей часто возникают тогда, когда социальная группа сочетает в себе формальные и неформальные взаимоотношения между индивидами. Здесь мы рассмотрим отношения между Капралом Химмельштосом и компанией, состоявшей из Пауля и его фронтовых друзей, у которых Химмельштос вел военную подготовку. С одной стороны, капрал-старший по званию, а они-его подчиненные, так и происходило до отправки на фронт. Но Химмельштос слишком часто злоупотреблял полномочиями и издевался над солдатами, чем и заслужил их нелюбовь к себе. С другой стороны, попав на фронт, солдаты решают под покровом ночи избить его.
После этого инцидента Химмельштос не наказывает солдат, а пытается извиниться перед ними за свои издевательства. А позже, и вовсе во во время одного из боев Пауль заставляет капрала идти с ним в атаку. Казалось бы, подобное поведение никак не соответствует формальным правилам группы, но в той ситуации неформальные правила группы оказались сильнее. На лицо явный конфликт социальных ролей.
По ходу развития сюжета почти все друзья Пауля погибают, а в конце концов погибает и сам Пауль.
Эмиль Дюркгейм в своей работе «самоубийство»* выделил четыре типа самоубийств, а именно: эгоистическое, альтруистическое, аномическое и фаталистическое. Рассмотрим более подробно второй тип, а именно альтруистическое самоубийство. Альтруистическое самоубийство совершается индивидом ради интересов других людей, в данном случае – для спасения своей Родины. Ярким примером альтруистического самоубийства можно считать подвиг Бертинка: во время атаки он спас находившихся в копе солдат, среди которых был и главный герой, он в одиночку отбил атаку огнеметчика при этом пожертвовав собой. На лицо признаки альтруистического самоубийства, так как выжить шансов у Бертинка не было, но своим поступком он действовал в интересах своей социальной группы.
Заканчивается роман тем, что Пауль погибает в бою. С первого взгляда это выглядит, как альтруистическое самоубийство, он погиб во имя своей страны, но если рассмотреть его размышления до смерти, то это самопожертвование можно отнести и к остальным двум типам самоубийств:
Аномическое- Пауль, как и остальные, уже не верит в победу и разочаровался в своей стране и обществе, которое поддерживало войну в первые ее годы, разочаровался в собственной семье.
Фаталистическое-он уже не надеялся на то, что выживет, ведь все его друзья на тот момент погибли или тяжело ранены, он уже не имел цели и просто проживал жизнь, полагаясь на судьбу: «Когда его перевернули, стало видно, что он, должно быть, недолго мучился, - на лице у него было такое спокойное выражение, словно он был даже доволен тем, что все кончилось именно так.»
Таким образом, в произведении Эриха Марии Ремарка представлена очень неоднозначная и насыщенная социальная группа, в которой представлено огромное количество различных социальных отношений и множество ролей у каждого индивида.
Список использованной литературы:
-Эрих Мария Ремарк «На Западном фронте без перемен»
-Мертон Р. К. «Социальное время: опыт методологического и функционального анализа» и «Американская социологическая мысль »-Эмиль Дюркгейм «Самоубийство»
-wikipedia.org
-http://ulfek.ru/sotsialnaya-psikhologiya-lichnosti-i-gruppy/1937-klassifikatsiya-grupp.html
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!