это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1186754
300 руб.
Ознакомительный фрагмент работы:
Проблема личности является одной из центральных в психологии,
которая исследует психические свойства и отношения личности,
индивидуальные особенности и различия между людьми, межличностные
связи, статус и роль личности в различных социальных условиях и
общностях, характеристики ее как субъекта общественного поведения.
Российскому современному обществу сегодня необходимы граждане,
которые могут по-новому, по-новаторски взглянуть на существующие
проблемы и предложить альтернативные способы их решения. Поэтому на
первый план выходят мобильность, стрессоустойчивость,
конкурентоспособность, умение удерживать лидерство и увлекать за собой.
И особо актуальными сегодня становятся основные качества лидера, а
именно яркая индивидуальность, инициативность, ответственность за
принятие своих решений. К тому же происходящие в современном
российском обществе социально – экономические, культурные
преобразования и их невиданный ранее динамизм также влияют на
увеличение требований к личности, обязывая ее быть творческой, сильной,
саморазвивающейся и самосовершенствующейся. Современные социально-
экономические условия развития российского общества актуализировали
проблему определения эффективных способов не только выявления,
но и способов формирования лидерских качеств и личностного развития
каждой личности.
Лидерство – это многоаспектное социальное явление. Феномен
лидерства проявляется в любых более или менее организованных группах,
стремящихся к какой-либо общей цели. Трудно дать общее определение
лидерства. Это объясняется тем, что лидерство проявляется везде и всегда,
где группе людей приходится решать какие-либо проблемы, затрагивающие
интересы всех или большинства ее членов. Наиболее заметными лидерские
отношения становятся в тех случаях, когда перед группой стоит задача
перехода из одного состояния в другое, или когда группа занимается
распределением ресурсов.
Таким образом, лидерство – это реализация оптимальной, в некотором
смысле, системы внутригруппового взаимодействия, направленного на
достижение общегрупповых целей.
При характеристике процессов, происходящих в группах, всегда
возникает множество вопросов: каким образом происходит организация
группы? кто ей управляет? как происходил выбор лидера группы?
То есть проблема лидерства является одной из важнейших проблем,
которые рассматривает социальная психология. Сам же феномен лидерства
образует проблематику, востребованную на протяжении всего
существования человечества. Еще Платон, Аристотель, Макиавелли, Лебон
занимались вопросами лидерства, ведь именно с ними были связаны все
важнейшие открытия и завоевания.
В отечественной и зарубежной психологии лидерские качества
относятся к числу ведущих характеристик личности современного человека.
Одной из самых ранних с хронологической точки зрения трактовок
лидерства считается трактовка, основанная на рассмотрении лидера
средоточием групповых процессов. Наибольший же интерес к определению
характерных особенностей лидера был проявлен в 20 – 30-е гг. XX века:
теория «великого человека», теория лидерских черт и харизматическая
теория личности. Авторы данных теорий были уверены в том, что лидерство
– это проявление индивидуальных черт и характера человека.
Популярным на сегодняшний день является определение лидерства как
искусства добиваться подчинения определенных лиц и социальных групп.
Анализ теорий лидерства позволяет делать выводы о том, что был
представлен целый ряд теорий лидерства и существует огромной количество
трактовок этого феномена. И в целом можно говорить о том, что лидерство –
это сложный, многогранный психологический процесс, образованный
единством особенностей своего субъекта, ситуации, в которой он себя
проявляет, и субъектов, на которых он воздействует.
Политолог Джордж Макгрегор одним из первых взялся за более
детальное рассмотрение роли лидера в группе (кампании, организации).
Само слово « …«лидер» происходит от англо – саксонского слова «laed», что
значит «дорога», «путь». Глагол «laeden» переводится как «путешествовать»
[2; 206].
Чтобы быть эффективным лидером, необходимо быть настроенным на
перемены, так как современное общество не дает возможности выбирать
между покоем и интенсивными изменениями вокруг. Происходят серьезные
демографические изменения, разрастаются информационные и
коммуникационные технологии, «новая экономика» меняет взгляды на
традиционные модели бизнеса, идет глобализация менеджмента. Лидер не
может игнорировать все эти перемены. Лидер хочет знать, какие последствия
могут иметь все эти изменения для его группы (организации) и он, влияя на
членов группы, направляет их усилия на достижения общей цели.
К тому же не стоит забывать о том, что лидерство не может
существовать изолированно. Лидеры не могут существовать без своих
последователей. Чтобы работа имела положительный результат и все
элементы успешно выполнялись, лучшим считается модель
«взаимодействия».
Также каждый лидер выбирает свой особенный стиль руководства.
Что же отличает хорошего лидера от плохого?
Наиболее эффективные лидеры обычно обладают набором навыков в
следующих трех областях: личные навыки: мотивация, уверенность в себе,
энергия, личная эффективность; социальные навыки: влияние, политическая
осведомленность, сочувствие; познавательные навыки: концептуальное
мышление и масштабное видение.
Также для эффективного руководства основополагающими навыками
являются: динамизм, стремление к достижениям, коммуникабельность,
восприимчивость, готовность соглашаться, надежность, аналитический
интеллект, эмоциональный потенциал. Именно сумма всех этих качеств и
навыков помогут лидеру работать с максимально положительным
результатом в современных условиях глобального рынка.
В современных условиях российской действительности особо остро
стоит вопрос разработки модели современного специалиста,
соответствующего потребностям современности. Сегодня состояние всех
сфер жизни (политика, экономика, социальная сторона, культура) диктуют
свои конкурентные условия для членов общества. Современный специалист
сегодня просто обязан обладать и задатками дипломата, аналитика и
предпринимателя, и отличаться аккуратностью, внимательностью и
щепетильностью, и обладать высокоразвитыми чувствами ответственности и
перспективного видения. То есть каждый специалист в современном мире
должен располагать задатками лидера, определенной системой ценностей и
«потенциалом». То есть лидер – это член группы с наивысшим
социометрическим статусом, наиболее авторитетная личность, за которой
признается центральная роль при принятии групповых решений и
организации совместной деятельности.
Также само понятие «лидер» представителями разных стран
рассматривается по-разному. Опираясь на опыт советского прошлого,
российские исследователи определяют лидера как неотъемлемую часть
малой группы. Зарубежные же исследователи видят в нем самодостаточного,
успешного человека, наделенного рядом положительных качеств и
стремящегося к непрерывному самосовершенствованию и саморазвитию.
И сегодня именно этот второй тип лидера является наиболее
востребованным на нашей рынке и в нашей современной жизни. Именно с
целью повышения эффективности своей деятельности, российские компании
активно приглашают зарубежных специалистов с целью получения на
наглядных примерах недостающих навыков и умений в развитие лидерства.
Изначально каждый лидер рассматривался как член определенной
группы, который был выдвинут в процессе взаимодействия всех членов
группы для достижения определенных целей и решения конкретных задач.
Естественно, что лидер – это человек, обладающий более высоким уровнем
влияния, активности, участия, нежели другие представители. Избранный
лидер принимает на себя определенные функции и обязанности. Остальные
представители группы принимают это лидерство и выстраивают по
отношению к выбранному лидеру такие отношения, из которых становится
ясным, что именно лидер будет вести за собой, и все должны следовать за
ним.
Следует понимать, что влияние лидера на группу – это не постоянная
величина. Она может изменяться в зависимости от многих условий:
возрастать либо уменьшаться.
Безусловно, лидерство – это наиболее важная составляющая
эффективного руководства. Лидер – это вождь, ведущий за собой.
«Лидер - (англ. leader - ведущий) - член группы, чей авторитет
безоговорочно признается остальными членами, готовыми следовать за ним.
Группа признает за лидером право принимать ответственные решения в
значимых для нее ситуациях» [6].
В любой ситуации, как известно, исход любого дела, мероприятия
зависит напрямую от того, под чьим руководством они выполняются.
Именно поэтому на лидере лежит огромная ответственность, и каждый лидер
должен быть профессионалом своего дела.
Личность предводителя, лидера, руководителя и его авторитет – это
базовые, основополагающие составляющие эффективного управления.
«Сущность авторитета личности определяется тем значением, какое
имеет тот или иной человек для других людей как член коллектива и как
участник социально значимой деятельности. Из этого следует, что
важнейшим фактором авторитета личности выступает объективная ценность
ее свойств, которая выявляется в ходе совместной деятельности с другими
людьми» [3; 109].
Основаниями для авторитета считаются все социально важные,
необходимые свойства личности.
Важно понимать то, что авторитет невозможно получить одновременно
вместе с должностью, его необходимо завоевать, а завоевывать его порой
приходится годами. Зато потерять можно быстро, лишь раз оступившись. В
основе авторитета лежат такие качества как одобрение других членов
группы, доверие, уважением.
То есть, авторитет – это фактор, который облегчает управление и
повышает, как следствие, его эффективность.
«Важно отметить, что при рассмотрении проблемы лидерства в
зарубежной психологии отождествляются понятия «лидер» и «руководитель»
(хотя в немецком языке, в отличие от английского, существуют оба понятия).
Для отечественных исследователей характерно выделять руководство и
лидерство как два различных явления, присущих организованным
общностям» [1; 67].
Принципиальные различия между руководством и лидерством –
следующие:
1. Руководство предполагает собой организацию всей
деятельности группы, тогда как лидерство показывает
психологический климат в коллективе (доминирование и
подчинение);
2. Руководство – это необходимая составляющая для
формирования любой официальной организации. Лидерство
же возникает незапланированно, в процессе общения людей.
То есть руководитель назначается официальным образом, а
лидер чаще всего выдвигается спонтанно;
3. Руководство - это правовой процесс управления
деятельностью организации, а лидерство – это социально –
психологический процесс, происходящий внутри организации;
4. Руководитель – это непосредственный посредник социального
контроля и власти, а лидер – это субъект ожиданий группы;
8
5. Вся деятельность руководителя является строго
регламентированной соответствующим правилами и нормами,
а деятельность лидера определяется психологическими и
моральными нормами в ходе совместной деятельности;
6. Руководитель представляет группу вовне организации, лидер
же ограничен в своей активности отношениями, которые
происходят внутри группы;
7. Руководство – это явление более устойчивое и стабильное,
которое менее подвержено изменениям по причине смены
настроений других представителей организации, нежели
явление лидерства.
В общем, управлять деятельностью организации (группы) в широком
смысле слова может не только руководитель, но и лидер. Наиболее
приемлемым вариантом, более успешным и продуктивным является вариант,
когда обе роли – и роль руководителя, и роль лидера – выполняется одним
человеком.
Лидер обладает властью авторитета, а руководитель – властью
полномочий. Власть авторитета, в отличие от власти полномочий,
представляет собой способность побуждать, мотивировать людей, убеждать
их, ободрять. В отличие от власти полномочий, власть авторитета
присваивается субъекту группой, является своего рода наградой группы.
Следовательно, лидер и руководитель могут использовать для организации
деятельности управления существенно разные источники и формы
воздействия – соответственно влияние и власть («власть авторитета» и
«авторитет власти»). Различия между ними очень существенны, а
наибольшее значение для психологической характеристики управленческой
деятельности имеет раскрытие особенностей властных отношений
руководителя и подчиненных.
В любом случае, чтобы быть эффективным лидером, руководителем,
необходимо быть настроенным на перемены, так как современное общество
не дает возможности выбирать между покоем и интенсивными изменениями
вокруг. Происходят серьезные демографические изменения, разрастаются
информационные и коммуникационные технологии, «новая экономика»
меняет взгляды на традиционные модели бизнеса, идет глобализация
менеджмента. Лидер, руководитель не может игнорировать все эти
перемены. Он всегда хочет знать, какие последствия могут иметь все эти
изменения для его группы (организации) и он, влияя на членов группы,
направляет их усилия на достижения общей цели.
Список литературы
1. Бурова Е.В. Анализ лидерства и руководства как социальных
феноменов// Психология и педагогика: методика и проблемы
практического применения. – 2012. - № 27. С. 67-71.
2. Кетс де Врис Манфред. Мистика лидерства. Развитие
эмоционального интеллекта. – М.: Альпина ПАБЛИШЕР, 2013. –
277 с.
3. Лощакова В.Д. Авторитет руководителя// Наука 21 века: вопросы,
гипотезы, ответы. – 2015.- № 1(10). С. 109 – 111.
4. https://vocabulary.ru/termin/lider.html
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!