это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1195600
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация: в статье рассматриваются основные воспитательные функции семьи и роль педагога в формировании и реализации ее воспитательного потенциала.
Ключевые слова: семья, воспитательный потенциал семьи, реализации воспитательного потенциала.
Семья — это личная среда жизни и развития детей, подростков и молодежи, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи. «Страдая от изменений в области эмоциональных и психологических функций, семья продолжает оставаться основным институтом социализации детей несмотря на то, что переход от некоторых социально-экономических отношений к совершенно противоположным вызывает путаницу, беспокойство и неопределенность в сложной современной ситуации» [2, с. 4].
Воспитание — это дело каждой семьи, но его успех зависит также и от педагогов и общества, что подтверждают труды В.М. Бехтерева, П.П. Болонского, М.И. Демкова, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, М.С. Лунина, А.Н. Острогорского и других [1, с. 30].
Семья представляет собой институт социализации личности. Но для ребенка, это среда, в которой складываются условия физического, психологического и интеллектуального развития. Это коллектив, определяющий в воспитании основополагающую роль. Поэтому важно донести до общественности знание о том, что семья может служить фактором как положительного, так и отрицательного воздействия на детей. Именно с родителями ребенок получает свой первый жизненный опыт, наблюдает за действиями отца и матери и реакцией на них.
В семье происходит формирование будущей личности: развиваются ее интеллектуальные, духовные и физические задатки; воспитываются определенные вкусы, потребности, наклонности; закладываются привычки человека, традиции, нравственные основы, ценностные ориентации, идеи, настроения, планы и мечты. Семья является источником нравственности, проявления любви (супружеской, родительской и детской), которая и составляет ее гуманистическую основу. Семья отражает то, что происходит в обществе, и решающим образом влияет на формирование духовно-нравственных ценностей и приоритетов ее членов.
В современных условиях понятие воспитательный потенциал семьи рассматривается как социально-педагогическая самоорганизация семьи, которая позволяет удовлетворять потребности членов семьи в личном саморазвитии и самореализации.
В.С. Торохтий рассматривает воспитательный потенциал семьи как «большую часть потенциала социума, отражающая уровень подготовленности семьи (детей и взрослых) и ей воспитательной инфраструктуры, значимой для разрешения проблем социализации личности в конкретном социуме» [5, с. 23].
В России в изменившихся условиях XXI века резко изменились, как пишет Мудрик А.В., социальные проблемы воспитания. Проблемы российского общества особенно болезненно отразились на воспитательном потенциале семьи, ухудшились отношения между детьми и родителями, часто ценности, включая и семейные, у родителей и детей оказывались разными по содержанию и целям.
В изменившемся обществе, которое не всегда положительно влияет на детей, современные родители сами стали понимать жизненную необходимость психолого-педагогических знаний и оптимизации семейных ценностей и его воспитательного потенциала с педагогической помощью учителей и школы.
Школа также, со своей стороны, стала понимать необходимость перехода от доминирующих форм работы с родителями к другим формам работы и общения, привлекая их к активному участию в деятельности образовательной организации в интересах развития личности ребенка и его социализации. На сегодняшний день перед школой поставлена задача партнерства с родителями как с полноценными участниками образовательного процесса [3, с. 29].
Педагог как никто другой в силу должностного функционала взаимодействует с семьями учащихся. Он влияет на семью как важнейший институт социализации и воспитания личности, обеспечивает положительную динамику в выполнении родителями своих обязанностей, стимулирует повышение общей и психолого-педагогической культуры семьи. Собственный положительный опыт семейной жизни педагога и воспитания своих детей в значительной мере помогают справляться со сложными профессиональными задачами, самосохраниться в профессии. Педагог должен понимать приоритетную роль семьи в воспитании и развитии школьника, иметь четкую установку на то, что семья каждого воспитанника уникальна, неповторима и самоценна.
Взаимодействие педагога и семьи является необходимым условием эффективности педагогического процесса, в котором дети, родители и учителя являются членами одного коллектива, объединенного общими заботами и проблемами. И эффективность работы зависит от следующего:
- положительный настрой всех участников на совместную работу;
- совместное планирование и проведение мероприятий, направленных на формирование коллектива;
- анализ проделанной работы и постановка новых задач на следующий этап работы.
В исследовании О.А. Щекиной предлагаются следующие пути участия родителей в совместной деятельности со школой для формирования и реализации воспитательного потенциала семьи:
- развитие диалога семьи и школы с учетом особенностей функционирования семьи;
- структурирования ценностей воспитания в семье и школе и выявления приоритетов (знания, здоровья и т.д.);
- широкое информирование семьи о деятельности образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, образовательные возможности социокультурного пространства района и города;
- психолого-педагогическое сопровождение семейного воспитания;
- учёт и использование воспитательного потенциала и личных инициатив семьи в образовательном процессе школы;
- совместная деятельность родителей, детей и педагогов в рамках общешкольных проектов, праздничных событий, социальных акций, конкурсных и игровых программ [4, с. 10].
По нашему мнению, система работы педагога по реализации воспитательного потенциала семей учащихся может включать в себя три основных компонента:
Установление форм и видов взаимодействия с семьей.
Взаимодействие педагога, родителей, детей.
Взаимодействие семьи и школы в интересах творческого развития личности ребенка.
Целенаправленное сотрудничество школы и родителей, их просвещение, усиление заинтересованности в жизни ребенка в образовательном пространстве школы, повышение педагогической культуры родителей – залог качественного образования в условиях реализации ФГОС. Тщательная работа с родителями позволит изменить их стереотипы и показать преимущества взаимодействия со школой по вопросам воспитания и обучения детей.
Таким образом, социальная основа сотрудничества школы и семьи в воспитании детей заключается в «совпадении целей школы и родителей. Педагогическое обеспечение семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросреда, образ семьи в целом» [5, с. 44].
Процесс взаимодействия между семьей и педагогом для формирования и реализации воспитательного потенциала семьи должен быть направлен на активное включение родителей в учебном процессе, во внеучебной деятельности. Школа и семья не могут существовать отдельно. Ведь и у школы, и у семьи одно желание: видеть детей здоровыми, счастливыми, успешными, таким образом и школу, и семью объединяет одно чувство - чувство любви к детям.
Список литературы:
1. Власюк И.В. Педагогическое взаимодействие школы и семьи: Учеб. пособие. – Волгоград: Издатель, 2012. – 80 с. ISBN 978-5-9233-0944-7
2. Гуркина С.В. Особенности семейного воспитания в современном мире // Гуманитарные научные исследования.- 2015. - № 11.
3. Мудрик А.В. Социализация человека. 2006. - 304 с. ISBN 5-7695-3170-3
4. Торохтий В.С. Основы психолого-педагогического обеспечения социальной работы с семьей : Учеб. пособие для студентов социальных фак. и вузов Российской Федерации / Торохтий В.С. ; Московский гос. социальный ун-т. Акад. социальной работы. Каф. социальных технологий. - Москва : Изд-во Моск. гос. социального ун-та, 2000. - 20 с. ISBN 5-7139-0145-9
5. Щёкина О.А. Семья и школа: информационное пространство взаимодействия: монография / [Н. Н. Букина и др. ; под ред. Щекиной Ольги Александровны]. - Санкт-Петербург : СПбАППО, 2010. - 93 с. ISBN 978-5-7434-0537-4
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!