Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Психолого-педагогические особенности самоорганизации учебной деятельности обучающихся старших классов

Тип Статья
Предмет Психология

ID (номер) заказа
1198894

300 руб.

Просмотров
666
Размер файла
127.98 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Аннотация
В статье рассмотрены психологические и педагогические условия самостоятельной организации учебной деятельности обучающихся старших классов общеобразовательной школы. Представлены результаты исследования с точки зрения проблемы сформированности универсальных учебных действия старшеклассников (УУД), связанных с самоорганизацией.
Ключевые слова: самоорганизация; образовательный процесс, универсальные учебные действия (УУД), учебная деятельность; старшие классы; компетенции самоорганизации.
Введение
В Федеральных образовательных стандартах общеобразовательной школы говорится о необходимости формирования универсальных учебных действий (УУД) на протяжении всей образовательной деятельности. Цель данного требования – создание условий для развития личности и ее самореализации в системе непрерывного образования, формирования «готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению; сформированность навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования; подготовка обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору; способность к построению индивидуальной образовательной траектории» и др. [1]. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование комплекса УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, так как они порождаются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся [2].
Актуальность заявленной темы исследования обусловлена ориентацией на достижение универсальных учебных действий, что невозможно без высокой степени самоорганизации, которая, в свою очередь, является важным компонентом организации учебного процесса, особенно в старших классах.
В сегодняшних условиях особую ценность представляют личности, которые могут проявлять высокую степень ответственности и самостоятельности. Желание осуществлять самообразование, нацеленность на ценностную ориентацию, личностное развитие и постоянный профессиональный рост – те элементы, которые позволяют в результате педагогических действий позволяют получить цельную, сложившуюся личность, готовую к различным обстоятельствам и видам деятельности.
Методы и организация исследования
Анализ психологических, педагогических и методических исследований убеждает в том, что самоорганизация занимает значительное место в структуре учебной деятельности и является одним из основных звеньев системы ее самоуправления.
Психологическими вопросами самоорганизации образовательной деятельности в разные годы занимались выдающиеся специалисты, в том числе В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, Л.И. Божович. В современный период эта тема остается актуальной, в свете исследований последних лет таких авторов, как А.А. Амиров, А.Д. Ишаков, В.А. Львович, Е.В. Камалетдинова, которые изучают умения, навыки, универсальные учебные действия и возможности, проявляемые школьниками в ходе самоорганизованной учебной деятельности. Также исследования по проблеме самоорганизации актуальны не только в психологии, но и в маркетинге, менеджменте, педагогике, медицине.
Методами исследования в данной статье служили описательный метод в форме наблюдения, методы интерпретации и обобщения, сравнительно-сопоставительный анализ, статистические таблицы и другие.
Выводы данной научной статьи могут быть использованы в ходе изучения принципов формирования УУД и навыков самоорганизации, вопросов обучения старшеклассников, в процессе повышения квалификации педагогов-практиков, а также с целью организация исследования уровня сформированности по критериям самоорганизации личности старшеклассников.
Результаты и их обсуждение
Прежде всего, рассмотрим различные подходы к изучению подходов к теории самоорганизации в старшей школе. В психолого-педагогической литературе нет четко обозначенного определения самоорганизации как вида деятельности, несмотря на количество публикаций по данной проблеме. В ряде работ самоорганизация привязана к определенному виду деятельности.
Так, в работах В.В. Давыдова самоорганизация сопоставлена с самоконтролем – возможностью отслеживать оценивать собственные способности и навыки на различных этапах (прогнозирующем, пошаговом, итоговом) [3]. Согласно определению П.И. Пидкасистого, в процессе учебной деятельности, кроме усвоения предметной составляющей, происходит овладение «способами действий в отношении усваиваемого предметного содержания» [4].
В отечественной педагогике самоорганизация в образовательном процессе также рассматривается с точки зрения деятельностного подхода. Данный подход актуализирует изучение самоорганизации в процессе формирования личности с высоким уровнем активности и способностью к взаимодействию, что подтверждают труды А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, А.Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейн и других [5].
Многие исследователи рассматривают самоорганизацию также с точки зрения предпрофессиональной подготовки. Так, Е.В. Камалетдинова в своем исследовании рассматривает организационно-педагогические условия становления субъектности обучающихся старших профильных классов, в том числе, через самоорганизацию учебной деятельности [6].
Анализ исследований по проблемам самоорганизации показывает большой интерес педагогической науки к данным вопросам, при отсутствии единого подхода к их изучению, что вызывает разноречивость суждений.
Работы ряда ученых: В.И. Андреева, Т.Н. Болдышевой и др. – ориентированы на изучение различных элементов процесса самоорганизации обучающихся, с целью определения их влияния. Исследования других авторов: О.А. Конопкина, И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис и др. – посвящены системному изучению элементов самоорганизации как разностороннего явления. Наиболее верным, с нашей точки зрения, будет определение самоорганизации как многогранного вида деятельности – комплекса действий, опирающихся на имеющиеся компетенции и формирующиеся навыки личности обучающегося. Таким образом, возможно объединить оба научных взгляда на явление самоорганизации, с учетом психолого-педагогического аспекта проблемы.
С точки зрения индивидуально-личностного подхода, исследователи выделяют в системной работе по формированию самоорганизации обучающихся многие аспекты, влияющие на следующие качества: интеллектуальные способности; система самооценки; ценностные установки и мотивы действий, эмоциональные и волевые процессы; ценностные ориентации и направленность интересов, психологические, социально-психологические и морально-нравственные характеристики и др.
В связи с этим, необходимо рассматривать самоорганизацию учебной деятельности в соотношении с понятием учебной деятельности как процесса овладения знаниями и умениями, необходимыми для всестороннего развития личности. Насколько осознанным, целеполагающим, управляемым будет данный процесс – настолько высока степень самоорганизации, а значит, – личностной зрелости.
С другой стороны, при составлении психолого-педагогического портрета самостоятельного, мотивированного на развитие, организованного школьника, целесообразно обратить внимание на воспитание определенных качеств и умений. В старших классах общеобразовательной школы воспитательный процесс выстроен с целью всесторонней подготовки к самостоятельной жизни, профессионально-личностной ориентации будущих совершеннолетних граждан. В педагогической литературе данный период характеризуется как заключительный этап формирования зрелости, время выработки качеств «будущего взрослого человека», его подготовки к профессиональной деятельности. В исследованиях психологии старшеклассников самоорганизация рассматривается, в том числе, и как показатель личностной зрелости обучающегося [7]. Образование и воспитание – два взаимосвязанных процесса, поэтому способность к саморазвитию может рассматриваться как составляющая самоорганизованности старшеклассников в обучении.
В портрете выпускника школы, представленном в Федеральных государственных образовательных стандартах, названы личностные критерии, к которым необходимо стремиться в ходе воспитательно-образовательного процесса при обучении школьников старших классов. Так, ФГОС ОСО ориентирован на становление таких качеств личности выпускника, как креативность и критическое мышление, овладение основами научных знаний, способности осуществлять учебно-исследовательскую деятельность, социальная активность и др. Данные качества являются ориентирами, на достижение которых направлена воспитательно-педагогическая деятельность в работе с обучающимися старших классов.
В голографической модели процесса самоорганизации (А.Д. Ишков) выделены следующие структурные элементы:
целеполагание,
анализ ситуации,
планирование,
самоконтроль,
волевая регуляция,
коррекция [8].
Все вышеперечисленные составляющие самоорганизации проявляются в действиях старшеклассника в процессе учебной деятельности и свидетельствуют о высоком уровне самоорганизованности.
Нам представляется возможным сопоставление элементов процесса самоорганизации с личностными качествами
Таблица 1. Этапы осуществления самоорганизации учебной деятельности и
Элемент Содержание Качество личности выпускника по ФГОС
Целеполагание Осознание и постановка реальных целей, придание «вектора» действиям «активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки»
Анализ ситуации Расстановка приоритетов, выделение главных задач «креативный и критически мыслящий», «способный к учебно-исследовательской деятельности»
Планирование Формирование модели действий в обучении и самообразовании, распределение времени «способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и
информационно-познавательную деятельность»
Самоконтроль Контроль своих действий на всех этапах учебной деятельности, рефлексия «уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог»
Волевая регуляция Проявление волевых качеств при регулировании процессов обучения «осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон...»
Коррекция Способность к корректировке своих действий «мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни»
Таким образом, мы видим логическую, причинно-следственную связь между требованиями ФГОС и формированием системы самоорганизации учебной деятельности старшеклассников. С целью повышения эффективности учебы, совершенствования процесса ее организации, на основе сознательного применения накопленных знаний, умений и опыта следует использовать предложенные ориентиры.
Выводы и заключения
Ведущими психолого-педагогическими идеями современного образования являются деятельностный подход, личностно-ориентированный подход, переход от прямого типа управления образовательным процессом к гибкому косвенному управлению [8]. Современные образовательные стандарты второго поколения учитывая данные требования, предоставляют большие возможности как педагогу, так и обучающимся, с точки зрения организации процесса самостоятельного развития личности школьника при педагогической поддержке учителя.
Учебная деятельность в старших классах, с учетом современных требований, является самодостаточной педагогической системой, включающей различные, интегративно связанные элементы. Проявление самоорганизации в учебной деятельности означает следование ФГОС, а формирование необходимых качеств, ведущих к самоорганизации обучающихся в старших классах является необходимой составляющей педагогического процесса.
Библиографический список:
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / РАО; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М., 2008. – С.28.
Асмолов А.Г., Володарская И.А., Салмина Н.Г., Бурменская Г.В., Карабанова О.А. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования // Вопросы психологии. – 2007. – №4. – С.193.
Фалеева, Л.В. Организованность и самоорганизация как качество личности: сравнительный анализ понятий // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 4. – С. 266 – 274.
Андреев В.И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань: ЦИТ, 2000. 600 с.
Основы вузовской педагогики [Текст] / Под ред. Н.В.Кузьминой, И.А. Урклина. – Л.: ЛГУ, 1972. – 612 с.
Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе [Текст] / Г.И. Щукина. – М.: Просвещение, 1986. – 142 с.
Махлеева Л.В. Роль самоорганизации в профессиональном становлении старшеклассников // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2017. – №3 (76). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-samoorganizatsii-v-professionalnom-stanovlenii-starsheklassnikov (дата обращения: 10.11.2018).
Ишков А.Д. Проблема самоорганизации в условиях дистанционного обучения // Материалы Международного конгресса конференций «Информационные технологии в образовании» («ИТО-2003») – Москва, 2003. – [Электронный ресурс] – URL: http://ito.edu.ru/2003/III/2/III-2-2275.html (дата обращения: 10.11.2018).
Гульянц С.М. Сущность личностно-ориентированного подхода в обучении с точки зрения современных образовательных концепций // Вестник ЧГПУ. 2009. – №2 – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-lichnostno-orientirovannogo-podhoda-v-obuchenii-s-tochki-zreniya-sovremennyh-obrazovatelnyh-kontseptsiy (дата обращения: 10.11.2018).


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
48 597 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
Санкт-Петербургская академия Следственного комитета
В принципе работа сделана хорошо, все замечания были исправлены, исполнитель угодила почти...
star star star star star
СПбГУТ
Спасибо, очень коммуникабельный исполнитель, на сообщения отвечает, на замечания и коррект...
star star star star star
СЗИУ РАНХиГС при Президенте РФ, ЛГУ им. А. С. Пушкина
вообще все супер! Елена быстро выполнила задачу (написать статью), учитывая все критерии. ...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.