это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1200903
Ознакомительный фрагмент работы:
Античная философия и современность
Античная философия занимает исключительное место в современном
философском дискурсе. Если в XIX веке философские идеи Платона и
Аристотеля были мощным импульсом для развития теоретических
философских дисциплин (вспомним хотя бы Тренделенбурга и Брентано с их
широким кругом учеников и последователей, значение Платона для
Марбургского неокантианства и, конечно, центральную роль, что ее играл
Аристотель для католических университетов), то во второй половине ХХ
столетия стоит говорить о влиянии античного философского наследия на
возрождение практической философии. Лео Штраус, Ханна Арендт, Йоахим
Риттер, Аласдер Макинтайр – и это только хорошо известные имена. Кроме
этого в последние десятилетия было много сделано для проявления новых
связей между античностью и философией Нового времени (например, мощное
влияние стоицизма на философские течения Модерна) 1 .
Вне всякого сомнения, античная философия была и остается значимым (хотя
и не единственным) продуктивным импульсом для философии как таковой,
следовательно, в том числе и для современной. Об этом ярко свидетельствует
творчество всех великих мыслителей не только прошлых веков, но и ХХ века, и
не только неокантианцев и феноменологов, но и постмодернистов (Делез,
Дерида). Нет и не может быть философа, который не вдохновлялся идеями
античных мыслителей. Наиболее впечатляющее свидетельство влияния
античной мысли на свременность - мощный взрыв в мире философии, которым
стала в прошлом веке философия Хайдеггера, что подхватила творческий
толчок античной философии еще доплатонового и досократического мышления
о бытии
Антична философия продолжает оставаться продуктивным фактором
развития современной философской мысли. Античность - это неизменное
начало, «система координат», в отношении которого выделяется
местоположение каждого нового философского явления и направления
развития каждого нового философского течения. Однако каждый шаг вперед
дает нам возможность рассмотреть эту «систему координат» в новой
перспективе, как мы ее никогда не рассматривали ранее, - а это, в свою очередь,
позволяет получить в античном наследии новые, незаметные ранее, творческие
толчки. Важно преодолеть односторонность мировоззренческого подхода и
осознать, что без глубокого исследования методологических и
эпистемологичических концепций античной философии трудно понять не
только средневековую философию, но и философию Нового времени и так
называемую немецкую классическую философию. Через эту односторонность,
если при рассмотрении средневековой философии и философии эпохи
Возрождения влияние античной философии еще учитывается, то в курсах
философии Нового времени, немецкой классической философии и современной
философии практически полностью иґноруется. Требование обратиться к более
детальному анализу эпистемологии и методологии античной философии не
означает, что мы имеем пренебрегать метафизическими и социально-
этическими взглядами античных философов. Однако социально-этическую
проблематику следует рассматривать в комплексе всех проблем, а не только
мировоззренческих. Нужно исходить из того, что взгляд на мир античных
философов был более целостным и гармоничным, а следовательно, и глубже.
Это осознал М. Хайдеггер, а еще раньше - неотомисти. Или в начале ХХ века
А.Макинтайр, который присоединяется к полемике о добродетели человека,
которая состоялся между Аристотелем и Платоном 3 . Если же нам кажется, что
это неинтересно, то нужно вспомнить, что эта полемика опять воскресает в
произведениях Николая Гартмана или Чарльза Тейлора. И оказывается, что не
все древнее отмерло. Наоборот - ничто настоящее не умирает. Ни проблемы,
ни варианты решения их. Философия Платона и Аристотеля одинаково
актуальны для нас. Но нам трудно осознать ее актуальность по нескольким
причинам. Во-первых, мы еще остаемся носителями ценностей, сложившихся
коммунистичной идеологией, и нам чужие идеалы этих мыслителей.
Например, философия Аристотеля лежит в основе неотомизма,
официальной доктрины католицизма. Россия же себя считала наследницей
Византии, владелицей православной традиции. К тому же его философия не
соответствовала стереотипам тоталитарного сознания, культивируемым и в
Российской империи, и в Советском Союзе. Критика Аристотелем тирании,
олигархической и демократической форм правления, его учение о сущности
государства, о среднем классе - все это и многое другое остается актуальным и
сегодня, особенно для стран бывшего социалистического лагеря, которым
присущ чисто большевистский взгляд на демократию. Актуальным является
учение Аристотеля о том, что государство, в котором нет верховенства закона,
не является государством в строгом смысле.
Созданный Аристотелем категориальный аппарат, стиль научного
мышления и по сей день используется в философии. Аристотель считается
крестным отцом физики, его трактат «Физика» положил начало истории этой
науки, хотя большая часть его содержания относится к философии. Однако, он
правильно определил призвание физики - исследовать причины, начала и
элементы природы (то есть, основные законы, принципы и основополагающие
частицы). Заслугой Аристотеля было обоснование того, что физика может быть
наука о вещах, движущихся изменчивых, чувственно воспринимаемых, а не
только о неизменных, что постигаются разумом. Частью аристотелевской
физики является космология -учение о строении космоса. Космология
Аристотеля геоцентрическая. Важнейший элемент физики Аристотеля является
учение о целесообразности, телеология, примеры которой он видит в
инстинктах животных, согласованности частей тела и т 4 .
4На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и
мировоззрение / Сост. П.В. Алексеев. – М.: Политиздат, 1990. – 528 с.
4
Аристотель заложил основы для развития химии, в его учении о четырех
первоосновах - земли, воздуха, воды и огня - начался предалхимический период
истории этой науки. Древнегреческий философ допустил, что каждое начало
представляет собой состояние первоматерии, но имеет определенный набор
качеств. Эта идея стала впоследствии развиваться в средние века.
Аристотель оказал огромное влияние на логику: он занимался изучением
дедуктивных выводов, описал логические законы противоречия, тождества и
исключенного третьего. Особенно большой вклад он внес в философскую
науку, определив взгляды средневековья и нового времени. Он также повлиял
на развитие психологии, экономики, политики, риторики, эстетики и других
областей современного научного знания. Его труды переводились на
латинский, арабский, французский, иврит, английский и другие языки.
Аристотель также является основателем этики как науки. Аристотель строит ее
на основе телеологии. Цель, к которой стремятся люди, - блаженство, что
находится не в богатстве, не в удовольствиях, а в разумной деятельности.
Центральное понятие этики Аристотеля – понятия золотой середины, под
которым Аристотель понимает умение выбирать надлежащий поступок.
Например, добродетель выбирает среднее между излишеством и недостатком.
Этика Аристотеля, в интерпретации Фомы Аквинского, стала основой
моральной философии. Законы логического мышления и теория силлогизмов
излагалась в разделах рациональной философии. Большое влияние Аристотель
оказали на развитие релятивистской механики. Прежде всего, это положение о
том, что круговое движение действительно кажется наиболее
распространенным в мире и особенно значимым; все крутится вокруг чего-
нибудь и вращается вокруг своей оси - галактики и туманности, звезды, солнца
и планеты, атомы и электроны ... даже фотоны и те, кажется, не составляют
исключения. Что же касается спонтанного движения тел, то благодаря
Эйнштейну мы знаем теперь, что локальная кривизна пространства чудесным
образом вполне может вызвать движение такого рода.
Следует отметить и влияние Аристотеля на политологию. Его можно назвать
"отцом" использования сравнительного метода в политологии. Вместе с
учениками он проанализировал сто пятьдесят восемь конкретных видов
государственного устройства и создал классификацию государственных форм,
которая в течение последующих веков считалась классической. Он использовал
два критерия для выделения форм правления. Количественный критерий
указывает на количество властвующих: один, несколько, большинство.
Своеобразным качественным критерием являются принципы, лежащие в основе
власти: законность и забота об общем благе. Формы государства, основанные
на этих принципах, Аристотель признавал правильными, а соответственно те из
них, где правители нарушают законы и заботятся только о собственных
интересах, неправильными. Подобный подход уже встречался у Платона, но
Аристотель внес существенные изменения в схему своего учител 5 я. Хорошая
власть одного - это монархия, искривлением которой является тирания. Власть
немногих, основанная на благотворительности и воспитании, - аристократия,
когда "правительство сформировано из лучших людей". Ее искажением
является олигархия - власть основана на богатстве и отстранении от власти
большинства населения. Третьей правильной формой Аристотель признает
политию - правлиние большинства, на основе закона. Ей противопоставляется
демократия, где у власти преобладают бедные, не имеющие необходимого
воспитания и качеств для того, чтобы заниматься управлением. Влияние
Аристотеля на последующую политическую мысль было значительным, а его
оценка демократии как "плохой" формы правления повторялась многими
мыслителями вплоть до эпохи Нового времени 6 .
Таким образом, одно из главных значений античности – быть своеобразным
стержнем осмысленности, навеивания убеждений, что действительность
вообще имеет смысл. Она, как балласт в трюме философского корабля,
обеспечивает ему устойчивость в борьбе с волнами, уверенность движения и
спасает от попрокидывания вверх дном.
Глупо отрицать, что обращение к античной мысли было и остается важной
составляющей всех оригинальных философских поисков современности. В
качестве примера можно привести тезис античных стоиков о наличии в
чувственном опыте человека «каталептических» впечатлений, вокруг которых
явно или неявно велись все дальнейшие философские рефлексии по поводу
чувственного опыта - от Августина до Декарта и Рассела.
В целом мировоззрение современного цивилизованного человека опирается
на концептосферы, основанные на классических языках. Можно сказать, что
античная культура и античная философия является основателем духовного
богатства человеческого мира.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!