это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1204651
Ознакомительный фрагмент работы:
Проблема обучения и развития находится в центре исследования педагогической психологии, а также других отраслей психологической науки. Решение данной проблемы служит фундаментом для методики обучения и воспитания и дидактики. С.Л. Рубинштейн, рассматривая взаимосвязь обучения и развития, писал, что «Каждая концепция обучения, которую сформулирует педагог, включает в себя (сознает он это или нет) определенную концепцию развития. Точно так же концепция психического развития, которую сформулирует психолог (сознает он это или нет), заключает в себе и определенную теорию обучения».
Прежде, чем перейти к детальному рассмотрению понятий «обучение» и «развитие», дадим определение данным понятиям. Так, обучения представляет собой организованный, управляемый процесс взаимодействия учителя и ученика с целью усвоения знаний, умений, навыков, формирования мировоззрения и т.д. Процесс обучения, по сути, – это процесс передачи опыта.
Развитие, в свою очередь, – это процесс формирования и изменения внутренних качеств человека. Развитие может быть физическим (изменение тела человека), физиологическим (изменение функций разных систем и органов), психологическим (усложнение психических процессов), социальным (вхождение в различные виды отношений), духовным (осмысление своего предназначения в жизни, понимание сложности мироздания). Развитие человека происходит в течение всей жизни под влиянием внутренних и внешних факторов.
Перейдем к анализу соотношения обучения и развития. Существует несколько подходов к объяснению взаимосвязи данных понятий.
Согласно первой точке зрения, обучение и развитие – это независимые процессы. Здесь обучение представляется как внешний процесс, не способный активно влиять на психическое развитие ребенка. Обучению должно предшествовать созревание определенных функций. Таким образом, обучению предшествует развитие, и первое просто надстраивается над вторым. В рамках данной концепции не рассматривается проблема коррекции дефективного развития ребенка.
Сторонники второго подхода считают, что обучение и развитие – это синонимы (У. Джемс, Э. Торндайк, Дж. Уотсон, К. Коффка). То есть развитие равно обучению. У. Джемс и Э. Торндайк рассматривают развитие и обучение как совпадающие по времени процессы, а ребенок – объект пассивный, личностно не включенный в процесс обучения.
В рамках третьего подхода указывается, что только внешние условия становления являются обучением, т. е. «развитие создает возможности – обучение их реализует». Таким образом, «обучение идет в хвосте развития» (В. Штерн).
Согласно четвертому подходу, обучение идет впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования (Л. С. Выготский, Дж. Брунер). Сторонники данного подхода указывают на сложную, меняющуюся в течение жизни взаимозависимость между обучением и развитием. Л.С. Выготский обосновал ведущую роль обучения в развитии. Так, исследователь утверждал, что обучения должно идти впереди развития, будучи источником «нового развития». Таким образом, обучение, согласно Выготскому, – движущая сила развития, побуждающая к развитию те процессы, которые без него невозможны.
В отечественной психологии наибольшее число исследователей разделяет точку зрения Л.С. Выготского, поэтому рассмотрим ее более детально. Так, Лев Семенович утверждал, что «обучение может иметь в развитии отдаленные, а не только ближайшие последствия, обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования».
Анализируя взаимосвязь обучения и развития, Выготский выделяет два уровня развития ребенка:
актуальный (проявляется в самостоятельной деятельности),
зону ближайшего развития (проявляется в сотрудничестве с другими людьми).
Положение о зоне ближайшего развития имеет принципиальное значение для успешного процесса обучения и диагностики индивидуального развития, поскольку ребенок в сотрудничестве может сделать намного больше, чем самостоятельно. Таким образом, один из параметров социального окружения, являющийся источником развития – это сотрудничество. Сотрудничество может быть и в форме подражания, но только потому что последнее лежит в «зоне ближайшего развития» ребенка, делает возможным «культурное развитие ребенка», формирование у него высших психических функций.
Опора на зону ближайшего развития позволила выработать стратегическое направление в процессе организации обучения, то есть развивать только обучение, ориентированное на «зону ближайшего развития» ребенка. Таким образом, данная концепция утверждает, что обучать ребенка возможно только тому, чему он уже способен обучаться, опираясь при этом на достигнутый уровень развития.
Однако положение, согласно которому обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка, является кардинальным не только для отечественной педагогической психологии, но и для принявшей его когнитивной психологии Дж. Брунера в США. Исследователь утверждает, что «Преподавание может стать ведущим фактором познавательного развития ребенка, предоставляя ученику заманчивые и вполне осуществимые возможности самому форсировать свое развитие».
Таким образом, в педагогической психологии обучение и развитие рассматриваются и как тождественные процессы, и как несвязанные между собой, а также обучение как идущее в хвосте развития. Однако наиболее распространен среди отечественный педагогических психологов взгляд, согласно которому обучение идет впереди развития. Из этого следует, что обучение, опережая развитие, стимулирует его, и в то же время само опирается на актуальное развитие. Следовательно, современное обучение должно ориентироваться на завтрашний день детского развития. Это положение является принципиальным не только для организации обучения, но и педагогики в целом.
Список литературы
Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия. – М.: Academia, 2012. – 368 c.
Выготский Л.С. Проблемы развития психики. Собр. соч. в 6 т. Т.3. / Л.С. Выготский; под. ред. А.М. Матюшкина. – М., 1983. – 368 с.
Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. – М.: Педагогическое общество России, 2013. – 512 c.
Ситаров В.А. Дидактика / В.А. Ситаров ; ред. В.А. Сластенин. – М. : Академия, 2004. – 368 с.
Есина Е.В. Педагогическая психология: конспект лекция [Электронный ресурс] / Е.В. Есина. – URL: https://psy.wikireading.ru/5752
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!