это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1212442
Ознакомительный фрагмент работы:
Свобода – это одно из самых вульгаризированных понятий, которые когда-либо использовались человечеством. Наряду с любовью, равенством и демократией это понятие подверглось множеству трактовок, множеству исторических коллизий. Термин действительно стал приторно «сладким».
Настолько приторным и фальшивым, что под лозунгом восстановления «свободы» США под ложным предлогом уничтожили режим Саддама Хусейна и обрекли народ Ирака на многолетние страдания, как и многие другие страны. Или другой пример: понятие «свобода» стало часто использоваться как рекламный слоган. Купи и выпей «Пепси-колу» и сразу обретешь «свободу»!
Примеров можно привести много, но суть остаётся одна и та же: борьба за свободу в современном нам обществе превратилась зачастую в борьбу за успех, за наслаждение товаром, за мнимые ценности. За что борются люди, не понятно. Для одного свобода – это одно, для другого – другое. В итоге, в открытом противостоянии могут схлестнуться люди, оба борющиеся за свободу в собственном понимании, и оба варианта будут ложными.
Поэтому, чтобы лучше разобраться, что такое свобода, как она в современном мире распространена и какие её формы бывают, надо понять её истоки.
Мне кажется, что свобода предполагает в первую очередь ответственность. В самом деле, без ответственности и неких рамок свобода превращается в произвол, вседозволенность. То есть свобода как всеобщая абстракция отношений между людьми означает прежде всего ту границу, когда свобода что-то делать или как-то высказываться прекращается. Например, мы можем сколько угодно высказываться о свободе женщин на аборт, однако свобода на убийство нежелательного ребенка в чреве матери так или иначе ограничивается обществом через законодательство и соответствующие социальные институты и иначе в обществе не получается. Целый ряд свобод человека как гражданина приходится государству и обществу сильно ограничивать, создавать «коридор», в котором те или иные свободы не будут попраны: свобода собраний, свобода вероисповедания, свобода любви, свобода вести политическую работу.
Бороться за что бы то ни было всегда имеет смысл, если оно того стоит. Если некая ценность, материальная или духовная, важна для человека, то за неё стоит бороться. Но свобода – это крайне неоднозначная ценность.
Примеров попыток обретения свободы как неоднозначного качества жизни можно привести множество и в политической, и в социокультурной сфере. Главное, что следует понять – это то, что выражаясь словами Маркса, философы до сих пор только объясняли мир, а дело заключается в том, чтобы его изменить. Борясь за свою свободу, какой бы он её ни мыслил, человек так или иначе выступает за изменение мира к лучшему в соответствии со своим мировоззрением и ценностными ориентациями. Выступая таким образом, под лозунгами борьбы за свободу, философ или рядовой обыватель способствует столкновению противоположностей и, в конце концов, общественному прогрессу.
Например, борьба женщин в развитых странах за свои избирательные права в XX веке стала мощным фактором общественного развития. Получив право избирать и быть избранной, женщина обрела большую степень политической свободы, чем существенно изменила мир к лучшему. Конечно, рассуждая строго социологически, можно найти и обратные примеры, когда борьба за свободу оборачивается для целого народа усугублением проблем (например, Майдан на Украине стал ярким образцом того, какие последствия порой возникают после уличных революций). Поэтому в вопросе о свободе и поиска этой свободы лучше отталкиваться всё-таки от философского взгляда на вещи.
В этом плане мне очень нравится работа Э. Фромма «Бегство от свободы». Написанная уже около полувека назад книга и по сей день актуальна. В ней автор обосновывает мысль о том, что большая свобода современному потребителю в общем-то и не нужна. Он страшится взять на себя ответственность, потому что получать удовольствие от потребления, быть винтиком в капиталистической системе намного удобнее, спокойнее. Как полагает Фромм, зона комфорта современного человека – это то место, где не идёт речи о борьбе за свободу. Телевизор, размеренный потребительский образ жизни, товарно-денежные ценности предполагают только один вид борьбы – за материальные ресурсы, за деньги, за количество потребляемого. Остальные виды борьбы капитализм нивелирует, то есть сводит до ранга второстепенных.
Да и вообще, понять, что такое свобода многие сейчас уже не в состоянии. Культ удовольствий, потребления, власти, денег, карьеры, успеха, славы, обладания, стадного конформизма, эгоизма и господство иных ложных ценностей пронизывают современный западный мир, да и российский социум тоже. Эти приметы времени дают нам в сумме факт того, что общество приучило человека к мысли, что вовсе не его свобода и счастье является целью его жизни, а успех, служебный долг, тщеславие. И Фромм как философ очень хорошо разбирает этот ключевой вопрос: современный человек живет для чего угодно, только не для себя, он потерян и страшится обрести подлинную свободу.
В ситуации, когда массам борьба за свободу представляется пустой тратой времени, для отдельно взятой личности обладание свободой становится особенно ценным онтологическим свойством. Вопрос заключается лишь в том, какими средствами можно обрести свободу, почувствовать её не только как внешние рамки, но и как внутреннее качество.
Так, например, буддизм предлагает очень нестандартный путь: обрести просветление и навсегда отвлечься от привязанностей, тем самым погрузившись в океан свободы. Именно непривязанность к вещам и эмоциям трактуется восточной буддистской философией как путь обретения свободы. Именно такой путь мне кажется самым правильным в нынешних условиях, однако поиски своего пути и обретения личной свободы через просветление – это уже немного другая тема.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!