это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1212883
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Одной из важных задач нынешнего этапа государственно-правовых реформ является становление новой модели российской судебной системы. Важнейшее место в процессе демократизации политической системы, коренной реорганизации форм и методов деятельности правовых институтов, связанных с защитой прав и законных интересов граждан, занимают органы конституционной юстиции.[1]
Согласно ст. 118 Конституции России правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.[1]
Кроме того, имеется ряд законов, регламентирующих деятельность вполне конкретных судов и институтов. К ним относятся: Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» 1 Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г.
Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, который самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Для ученых, рассматривающих Конституционный Суд РФ как судебную ветвь государственной власти, власть Конституционного Суда носит характер, присущий судам как органам самостоятельной судебной ветви государственной власти.[3]
Конституционный Суд является, наряду с Верховным Судом, высшим органом судебной власти. Его компетенция, носящая специфический, по сравнению с компетенцией других судов, характер, предусмотрена Конституцией и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» (далее - Закон «О Конституционном Суде»).
Классификация участников конституционного судопроизводства
На основании анализа Конституции и Закона «О Конституционном Суде» можно определить круг дел, подведомственных только Конституционному Суду, а все остальные дела должны быть закреплены за соответствующими судами общей юрисдикции и арбитражными судами в соответствии с действующим законодательством.[3]
Поскольку конституционное судопроизводство представляет собой урегулированный нормами судебного процессуального права порядок рассмотрения и разрешения дел, отнесенных к компетенции Конституционного Суда, то необходимым его условием является выделение круга субъектов и иных участников конституционного судопроизводства. Таким образом, участник конституционного судебного процесса - это лицо, участвующее в деле, которое, независимо от степени и мотива, непосредственно юридически заинтересовано в разрешении дела по существу, выступающее в процессе от своего имени и влияющее на его ход в силу обладания процессуальными правами, дающими ему такую возможность.[4]
В частности весь круг субъектов принято классифицировать на три группы:
Сам КС как главный участник осуществления конституционного судопроизводства, без которого невозможно отправление конституционного правосудия.
Стороны и их представители в качестве лиц, заинтересованных непосредственно в рассмотрении и разрешении дела по существу.
Участники, деятельность которых направлена на обеспечение и содействие осуществлению всего конституционного судопроизводства.
Главным или основным субъектом осуществления конституционного судопроизводства выступает сам Конституционный Суд, наделенный в полном объеме комплексом процессуальных прав и юридических обязанностей по рассмотрению и разрешению конкретных дел, отнесенных к его юрисдикции.
Фактически вся компетенция по отправлению конституционного правосудия реализуется через соответствующие процессуальные полномочия КС, проводимые в судебных заседаниях, через полномочия председателя КС, его заместителей, судей КС и судей докладчиков, а также через деятельность секретариата КС РФ. При этом необходимо иметь в виду, что КС РФ в любом случае является обязательным субъектом конституционного судопроизводства и от него, в конечном счете, зависит дальнейшее развитие всего конституционного судопроизводства. [5]
Другим важнейшим субъектом осуществления конституционного судопроизводства выступают стороны и их представители, обратившиеся в КС с заявлениями и иными видами обращений по поводу рассмотрения и разрешения возникших конституционно-правовых вопросов. [6]
Как правило, в теории конституционного правосудия все стороны конституционного судопроизводства принято классифицировать на несколько групп:
Стороны, являющиеся заявителями, в качестве которого выступают государственные органы и иные уполномоченные лица, обратившиеся в КС за рассмотрением и разрешением возникших конституционно-правовых ситуаций. Обычно государственные органы, граждане и их объединения обращаются в КС путем внесения обращений в формах подачи запроса, ходатайства либо жалобы.
Государственные органы и должностные лица, которые подписали либо издали нормативно-правовые акты, конституционность которых оспаривается другой противоположной стороной в КС.[6]
Государственные органы и должностные лица, компетенция которых может оспариваться в связи с изданием ими нормативно-правовых актов либо совершения действий правового характера.
В целом необходимо отметить, что главной особенностью участия в конституционном судопроизводстве сторон является наличие у них соответствующих конституционно-правовых интересов при рассмотрении и разрешении конкретных ЮЛ, отнесенные к юрисдикции КС. [6]
Причем наличие таких публично-правовых интересов является характерным не только для тех субъектов, которые прямо обратились в КС с теми или иными видами обращения, но также и для других уполномоченных субъектов, имеющих право подавать обращения в КС. В том числе для Генерального прокурора, уполномоченного по правам человека в порядке осуществления ими процедуры конкретного судебного конституционного контроля. Следует также констатировать неотъемлемую черту осуществления конституционного судопроизводства, что у каждой из сторон, обратившихся в КС, должны присутствовать противоположные материальные конституционно-правовые интересы. [7]
В качестве официальных представителей сторон может выступать следующий круг таких представителей:
Представители сторон по должности. На практике в качестве таковых обычно являются руководители соответствующих государственных органов, должностные лица, подписавшие либо издавшие оспариваемый нормативно-правовой акт либо совершившие действие правового характера. Кроме того, только в Конституционном судопроизводстве в качестве представителей сторон могут являться по должности постоянные либо полномочные представители в КС высших органов государственной власти РФ, включая Президента России, палат ФС, правительства, ВС, ВАС.[7]
Представители сторон по поручению. В качестве таковых на практике выступают адвокаты по доверенности, либо иные лица, имеющие ученую степень в области права. При этом их полномочия на ведение дел в КС должны быть удостоверены, выданы доверенностью либо иными специальными правовыми актами.
У каждой из сторон, участвующих в производстве, может быть не более 3 представителей по должности или по поручению.
Факультативными участниками Конституционного судопроизводства являются, так называемые, лица, содействующие осуществлению конституционного судопроизводства. Например, эксперты, свидетели, переводчики, специалисты и иные лица, участвующие в производстве.[8]
Эксперт – обычно привлекаются такие лица, которые обладают специальными познаниями в отдельных отраслях РП и их знания подтверждены наличием ученой степени кандидата либо доктора юридических наук. Кроме того, экспертами могут привлекаться лица, имеющие познания в других областях общественных наук. В отличие от иных участников конституционного судопроизводства эксперт, привлекающийся к разрешению и рассмотрению дел, обязан дать письменные ответы на вопросы, постановленные КС РФ, а также в случаях необходимости ответить на вопросы судей докладчиков и иных судей КС РФ, присутствующих на заседании КС.[8]
Свидетелями чаще всего бывают лица, принимавшие участие в подготовке, рассмотрении и принятии нормативно-правовых актов, либо лица, которые могут дать дополнительную информацию КС о фактических обстоятельствах дел, являющихся предметом разбирательства в КС. Однако участие свидетеля носит лишь эпизодический характер, т.к. считается, что КС оценивает только вопросы права, а не дает юридическую оценку фактическим обстоятельствам дел, входящие в компетенцию других судебных и правоприменительных органов.
Переводчики приглашаются в тех случаях по инициативе КС, когда стороны, участвующие в конституционном судопроизводстве не владеет русским языком и им требуется предоставление субпереводчика.
Специалистами в конституционном судопроизводстве могут быть привлечены лица, которые обладают специальными познаниями по различным вопросам, представляющий интерес для судей КС, кроме знаний в области права. Могут привлекаться специалисты в социальной психологии и т.д.
Особым участником осуществления конституционного судопроизводства являются, так называемые, приглашенные представители заинтересованных государственных органов и ведомств по отдельным категориям дел, рассматриваемых и разрешаемых в КС РФ.
Обычно, перед проведением голосования на заседании КС и заключительными выступлениями сторон, предоставляется слово для изложения своих позиций представителям заинтересованных государственных органов и ведомств.[8]
Рассмотрев классификацию участников конституционного судопроизводства, сделаем краткие обобщающие выводы по первой части представленной работы.
Участники – субъекты конституционно процессуальных правоотношений. Классификация проводится по роли в судебном процессе: Конституционный суд (именно он осуществляет конституционное правосудие; участвует в различных формах–коллегиальная, индивидуальная). Стороны и их представители (сторонами являются заявители; органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке; государственные органы, компетенция которых оспаривается). Участники, содействующие правосудию. Это эксперты, свидетели, переводчики, специалисты, приглашенные представители заинтересованных ведомств. Иные субъекты (органы и лица, которым адресовывается требование КС РФ, граждане (публика), судебный приставы).
Процессуальное положение участников в конституционном судопроизводстве.
Сторонами в конституционном судопроизводстве являются лица и органы, которые обращаются в КС РФ для снятия возникшей неопределенности в конкретной конституционно-правовой ситуации. Сторонами являются: заявители; органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке; государственные органы, компетенция которых оспаривается. Согласно ФКЗ круг заявителей носит конкретный характер.[5]
Заявитель – орган или лица, направившее обращение в КС РФ. Стороне заявителю противостоит другая сторона, защищающая интерес, отличный от стороны заявителя (это орган или должностное лицо издавший либо подписавший акт, подлежащий проверке или противостоящий орган). В некоторых категориях дел противоположной стороны нет (о толковании конституции, о проверке инициативы проведения референдума). В качестве сторон в законе указаны и представители.
Процессуальное представительство предполагает выполнение процессуальных действий одним лицом от имени и в интересах другого лица или органа.
Закон устанавливает два вида судебного представительства в КС: по должности (руководитель органа, подписавший обращение в КС; руководитель органа, издавшего оспариваемый акт или участвующего в споре о компетенции, должностное лицо, подписавшее оспариваемый акт; любой член Совета Федерации и Госдумы из числа обратившихся с запросом) и по поручению (могут быть адвокаты или лица, имеющие ученую степень по юридической специальности, что должно быть подтверждено документально, а их правомочия по участию в деле от имени стороны оформляются доверенностью.[5]
В одном деле могут одновременно участвовать и представитель по должности, и представитель по поручению. Каждая сторона может иметь не более трех представителей.
Права и обязанности сторон урегулированы ФКЗ. Стороны или их представители обязаны явиться по вызову КС РФ, дать объяснение и ответить на вопросы. Неявка стороны или ее представителя в заседание КС РФ не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием и подтверждает уважительную причину своего отсутствия. Стороны обладают равными правами: знакомится с материалами дела; излагать свою позицию по делу; задавать вопросы другим участникам процесса; заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи; представлять на обращение заявителя письменные отзывы; знакомится с отзывами другой стороны.[2]
Согласно ФКЗ участниками процесса так же являются эксперты, свидетели, переводчики, специалисты. Их назначение в отличие от сторон и их представителей состоит в содействии осуществлению конституционного правосудия. Они привлекаются в процесс по инициативе КС, судьи-докладчика и сторон. Главная задача этих лиц состоит в том, чтобы сообщить КС РФ информацию, необходимую для истинного решения вопроса.
КС РФ вправе воспользоваться услугами эксперта, т.е. лица обладающего специальными познаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела.[8]
Эксперты могут привлекаться на стадии подготовки и непосредственно во время заседания. Экспертиза в КС отличается от других процессов, так как проводится, прежде всего, по вопросам права. В качестве экспертов обычно назначаются специалисты-юристы по наиболее сложным дискуссионным и новым правовым проблемам. В редких случаях, в КС эксперт может быть лицом, обладающим специальным познанием в вопросах, не касающихся права.
В обязанности эксперта входит: дача заключения в письменной форме, которое должно содержать данные о лице, производившем экспертизу, с указанием его специальности, ученой степени и звания, названия дела, в связи с рассмотрением которого проводилась экспертиза; дача ответов на вопросы, поставленные перед экспертом в требовании судьи-докладчика или Конституционного Суда РФ.
В качестве участников конституционного судопроизводства могут быть вызваны свидетели, т. е. лица, располагающие сведениями или материалами о фактических обстоятельствах, установление которых входит в компетенцию Конституционного Суда РФ.
Свидетель обязан сообщить Конституционному Суду РФ обстоятельства, касающиеся существа рассматриваемого дела, которые известны ему лично, и ответить на дополнительные вопросы судей и сторон.
При необходимости он может пользоваться письменными заметками, а также документами и другими материалами. В ФКЗ нет упоминания, однако в настоящее время свидетелей заменили приглашенные представители заинтересованных ведомств, которые дают суду пояснения о правоприменительной практике оспариваемого акта. [6]
Участниками КС являются так же и переводчики, которые назначаются КС РФ для обеспечения права участников КС пользоваться родным языком. КС ПФ обеспечивает участие переводчика в конституционном судопроизводстве по ходатайству сторон или их представителей либо по собственной инициативе. Переводчик несет ответственность за заведомо ложный перевод. При подготовке дела к слушанию судья-докладчик вправе обращаться к специалистам, под которыми имеются в виду лица, обладающие специальными знаниями и выступающие в рассматриваемом судопроизводстве в качестве консультантов по тем или иным вопросам, представляющим интерес для судей.[4]
Заключение
Сделаем основной вывод. Судебная система как механизм государственной защиты имеет большое значение в любом правовом государстве. Исполняя роль общественного арбитра, она защищает одновременно все сферы деятельности, регулируемые правом. Система судебных органов обеспечивает незыблемость основ конституционного строя, охраняя правопорядок, единство экономического пространства, имущественные и неимущественные права граждан и юридических лиц, а также гарантирует свободу экономической деятельности [2]
Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ (ст. ст. 118, 125-128) и Федеральным Конституционным законом от 31 декабря 1996 года №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». [1]
Судебная власть обеспечивает неукоснительное соблюдение основного закона страны – конституции, совершенствование текущего законодательства, защиту законных интересов человека и общества, компетенцию институтов государственной власти. В демократическом государстве суд является независимым, что обеспечивает беспристрастное, справедливое правосудие.
Библиографический список
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
Конституция Республики Карелия (принята ВС КАССР 30.05.1978, изложена в новой редакции Законом РК от 12.02.2001 N 473-ЗРК) (ред. от 31.05.2016) // Собрание законодательства РК. – 2001. – N 2. – Ст. 106.
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 23.06.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – N 30. – Ст. 3012.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – N 46. – Ст. 4532.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2015. – N 10. – Ст. 1391.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 06.07.2016) ) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – N 1 (ч.1). – Ст. 1.
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – N 52 (ч.1). – Ст. 4921.
Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 14.12.2015) "О Конституционном Суде Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. – 1994. – N 13. – Ст. 1447.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!