это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1212922
Ознакомительный фрагмент работы:
В современном мире, в связи с глобализацией экономических,
политических, культурных связей под угрозу попадает существование
индивидуально-национального начала в человеке. Тем не менее, осмысление
исторического опыта прошлых столетий, анализ причин этнических и
межнациональных конфликтов, переоценка внешнеполитических реалий
современности возродили интерес к проблеме языка и национального
характера, которая волнует сегодня как зарубежных, так и отечественных
исследователей, опирающихся в своих работах и дискуссиях по этому поводу
на философское и культурное наследие прошлого.
Можно с уверенностью сказать, что с изменением социально-
политических условий могут меняться и отдельные структурные
составляющие национального характера, но константа социального бытия и
культурного мировоззрения, заложенная изначально в фундаменте
национальной самобытности, остается неизменной.
Как мы видим, в современных условиях сегодня наблюдается процесс
видоизменения социально-культурных моделей, и идентификация личностей
происходит в гораздо более сложных условиях. Если ранее достаточно
устойчивая национальная культура считалось базой для формирования
мировоззренческих установок и традиционных норм, то современная
социальная ситуация предлагает индивиду самостоятельный выбор
ориентиров.
О взаимосвязи языка и национального характера, нрава человека много
было написано С.Г. Тер – Минасовой, Н.А. Бердяевым, Н.А. Ерофеевым,
С.М. Арутюняном и другими.
B отечественной научной литературе крупные монографические
исследования национального характера русского народа появились к
середине сороковых годов в работах Д. С. Лихачева, П.И. Кушнера, где
обосновывалась консолидирующая; роль национального характера в
исторической памяти народов.
Таким образом, и на сегодняшний день тема изучения национального
характера народов и особенностей их языка остается актуальной и
необходимой для повышения результативности межкультурной
коммуникации.
Первый тезис работы можно сформулировать следующим образом:
«Язык – это зеркало культуры». И это, действительно, правда, ведь
современная жизнь сегодня предъявляет нам особые требования, важнейшим
из которых является активное участие в межкультурной коммуникации, а
значит более глубокое и всестороннее изучение иностранных языков и их
характерных особенностей и нюансов. Сегодня, не зная культурного и
исторического прошлого, не понимая социального и политического
устройства, не обладая специальными знаниями в сфере традиций и обычаев
других стран, практически невозможно овладеть иностранным языком как
средством общения на высоком уровне и, как следствие, раскрыть и понять
особенности национального характера людей других стран.
«Необходимо помнить о том, что язык - это не просто средство
общения, это культурно-историческое наследие каждой нации. Это
национальная память, отражение национального самосознания нации, ее
культуры и специфических отличий». 1
Не будет преувеличением сказать о том, что язык – это зеркало
культуры, которое отображает в себе действительность и сложившуюся
картину мира, являющуюся особой и уникальной для каждого народа,
этнической группы и, соответственно, для каждого языка. И, действительно,
сравнение языка с зеркалом это так точно и правомерно, ведь за каждым
словом стоит какое-то явление реальной окружающей действительности. В
языке все находит свое отражение: и географическое положение каждой
конкретно рассматриваемой страны, и ее климатические особенности, и ее
история, политическое, экономическое устройство, социально-культурное
наследие, сложившиеся традиции нации, а также ее быт и условия жизни.
«Вспомним знаменитый, ставший хрестоматийным образцом
лингвистического фольклора пример с многочисленными (по разным
источникам от 14 до 20) синонимами слова белый для обозначения разных
оттенков и видов снега в языке эскимосов. Или наличие нескольких
обозначений для слова верблюд в арабском языке (отдельные наименования
для уставшего верблюда, беременной верблюдицы и т. п.)». 2
Хотя, впрочем, следует помнить и о том, что языковая картина
различна у разных народов. С самого рождения язык «навязывает» человеку
сложившуюся и сформировавшуюся еще задолго до его рождения
определенную картину мира.
«Усваивая родной язык, англоязычный ребенок видит два предмета:
foot и leg там, где русскоязычный видит только один — ногу, но при этом
говорящий по-английски не различает цветов (голубой и синий), в отличие от
говорящего по-русски, и видит только blue». 3
Таким образом, язык – это средство общения между людьми, и он
неразрывно взаимосвязан с жизнью и особенностями развитиями того
коллектива, который использует его в результате общения.
Второй тезис данного эссе звучит следующим образом: «Роль языка
играет первостепенную роль в формировании личности его носителей». Язык
и человек неразделимы в своем единстве: как язык не может существовать
вне человека, так и человек не живет вне его.
Язык отражает для человека окружающий его мир, культуру,
созданную его предками, хранит ее для человека и передает ее от человека к
человеку, от родителей к детям.
Язык — это орудие, при помощи которого мы познаем окружающую
нас действительность.
То есть, язык – это орудие культуры, формирующее человека, а также
предопределяющее его образ жизни и мыслей, его поведение, менталитете,
национальное самосознание и идеологию.
«В каком-то смысле человек раб своего родного языка: он с
младенчества попадает под влияние и власть языка родителей и вместе с
языком усваивает хранящуюся в нем культуру того речевого коллектива,
членом которого он совершенно случайно, не имея никакого выбора,
оказался». 4
Человек не рождается ни русским, ни украинцем, ни немцем, ни
японцем, ни австрийцем и т. д., а становится им в результате пребывания в
соответствующей национальной общности людей. То есть, воспитание
ребенка и становление его личности проходит через воздействие
национальной культуры, носителями которой являются окружающие люди.
С самой первой минуты после своего рождения человек уже слышит
первые звуки и слова языка, который должен стать его родным.
Одновременно через овладение этим языком человек одновременно получает
представление о мире и обществе, в котором ему предстоит расти,
развиваться и взаимодействовать с другими его представителями, о культуре
и правилах своего поведения в этом обществе, о морально-ценностных
ориентациях, принятых в этом обществе и многое другое.
Таким образом, можно с полной уверенностью говорить о том, что
язык формирует своих носителей. К тому же, формируя своего носителя,
каждый национальный язык формирует и его национальный характер. Иначе
говоря, если язык формирует представителя народа — носителя языка,
причем формирует его как личность, то он должен играть такую же
конструктивную роль и в формировании национального характера.
И последний, третий, тезис работы будет раскрыт через следующую
фразу: «Язык – это основная форма выражения национального характера и
нрава человека».
Как уже было неоднократно отмечено выше, язык является
сокровищницей духовной культуры народа, в которой собраны и хранятся
все общие знания людей и их традиции.
«… язык выступает живым выражением характера народа, энергичной
связью с мировой культурой». 5
Каждый национальный язык несет в себе ряд основных функций:
Во-первых, он служит важным элементом формирования групповой
идентичности.
Во-вторых, он выступает в роли посредника для человека, при
восприятии им большинства черт мировых явлений и представляет собой
главное орудие, при помощи которого он оказывает обратное воздействие на
внешний мир.
В-третьих, в нем сконцентрирована возможность убеждать,
принуждать, обращать в свою веру,- заключенная в умении выражать многое
в немногих словах.
Таким образом, отражая действительность и создавая уникальную и
неповторимую картину мира, фиксируя традиции, ценности сложившиеся в
определенной культуре язык формирует человека через реализацию своих
функций, определяет его поведение, образ жизни, мировоззрение,
национальный характер. В языке фиксируются сущностные черты
национального характера, принимая различные формы выражения.
Язык любого этноса давно считается составной частью национальной
культуры; это признаётся многими исследователями. Реформатский писал:
«Национальный язык есть форма национальной культуры. Он связан с
культурой и немыслим вне культуры, как и культура немыслима вне языка». 6
То есть язык – это фактор, формирующий национальные черты
определенного народа и отражающий их в речи.
Итак, делая выводы по работе, можно сказать, что язык – это зеркало
любой культуры, через которое мы воспринимаем не только все то, что
происходит вокруг нас, но и проникаем в самосознание определенного
народа, его менталитет, систему ценностей и национальный характер.
Современный лингвист сегодня ясно осознает тот факт, что, чтобы
оставаться на уровне в сегодняшнем, постоянно меняющемся мире
информации, необходимо как можно более глубоко и детально погружаться в
мир изучаемого языка, активно участвовать в межкультурной коммуникации
и обладать полной и исчерпывающей информацией о культурном и
историческом наследии носителей.
Поэтому я абсолютно согласен со словами выдающегося философа
Пифагора о том, что, чтобы понять человека, необходимо окунуться в мир, в
котором он родился, рос, формировался как личность, а язык – это то
уникальное средство, которое помогает нам ознакомиться с нравами и
культурно – историческими традициями того или иного представителя
отличной от нас национальности.
Язык, отражая действительность, создавая уникальную и
неповторимую картину мира, фиксируя традиции, ценности сложившиеся в
определенной культуре, формирует человека через реализацию своих
функций, определяет его поведение, образ жизни, мировоззрение,
национальный характер. В языке фиксируются сущностные черты
национального характера, принимая различные формы выражения. Не мы
живем в языке, а язык живет в нас. Он хранит в нас нечто, что можно было
бы назвать интеллектуально-духовными генами, которые переходят из
поколения в поколение посредством механизма, который мы представляем
как систему глубинно-психических установок в историческом пространстве.
Список использованных источников
1. Лютова О.В., Бадиан А. Национальный характер и язык//
Проблемы лингвистики и лингводидактики. – 2017. – С. 78-
82.
2. Перевалова С.Г. Повышение результативности
межкультурной коммуникации посредством изучения
французских фразеологических единиц
нетерминологического происхождения, связанных с
историческими фактами и цитатами известных людей. -
Москва.: МГЛИ, 2014. 83с.
3. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация:
(Учеб. пособие) — М.: Слово/Slovo, 2000. — 259 с.
4. Четвертакова Ж.В. Язык как форма выражения
национального характера// Аналитика культурологи. –
2008. - № 12. С. 154 – 156.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!