это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1213348
Ознакомительный фрагмент работы:
Эссе по книге Мери Дуглас «Чистота и опасность»
Непосредственность, справедливость, доброта, неравнодушие, мудрость, честность – вот те слова, которые приходят в голову, когда знакомишься со знаменитой книгой «Чистота и опасность» известного британского антрополога Мери Дуглас. Строки, повествующие о тайных, скрытых от взгляда цивилизованного человека сторонах различных верований, о ритуальных обрядах, наивном представлении о мироздании тех людей, которых мы считаем «дикарями», – никого не оставляют равнодушными. Поэтому особенно интересно бывает сравнить смысл некоторых понятий в контексте мировидения различных культур, верований, знаний и религий.
Мери Дуглас – антрополог, путешественник, писатель и философ, очень разносторонний и глубоко мыслящий человек. Она глубоко убеждена (и это ярко проявляется в книге), что племена и народности, населяющие нашу планету, имеют право на свое слово в истории и культуре. Несмотря на примитивные, с точки зрения европейцев, взгляды на окружающий мир, эти люди обладают глубинными связями с природой – они чувствуют ее всем существом.
В верованиях туземных племен, в их обрядах и ритуалах установились те жизненные принципы, которые не принимает разум образованного человека. Это принцип мирного сосуществования с природой, душевного единения с ней, когда человек воспринимает все явления природы как данность, не пытается ее переделать.
Казалось бы, всем ясно, что порядок – это хорошо, а беспорядок – не очень. Однако автор книги «Чистота и опасность» рассуждает со своей, глубоко прочувствованной позиции: «...мы не можем просто осудить беспорядок, – пишет она. – Мы понимаем, что он разрушителен для существующих образцов, но мы также признаем его потенциал» [1, 4].
В самом деле, сама природа иногда допускает беспорядочность в своих проявлениях, если этого требует гармония. На пустырях и буреломах беспорядочно начинает расти кустарник, трава, между поваленными деревьями пробиваются новые. Но постепенно пустоши зарастают, заполняются пустоты, на месте сожженного или поваленного леса появляется новый, красивый, гармоничный. Так же и в верованиях людей. Если разум человека, не обладающего какими-либо знаниями о природных явлениях, законах физики или химии не способен постичь различных явлений или проанализировать их, то «пустоты» зарастают легендами (мифами), которые впоследствии обретают черты реального, заполняются подробностями. И, поскольку так называемые дикари живут в природной среде, то эти детали несут их наблюдения за жизнью природы и человека на протяжении веков. Старики передают легенды своим детям, а те в свою очередь – внукам, и каждое поколение людей дополняет легенды своими подробностями о том, что оно увидело на своем веку. Не случайно народная мудрость, устное народное творчество – одни из самых прочных и мощных резервов для любого культурного человека.
Исследователи оценили в философских положениях М. Дуглас их непредвзятость, уважение и справедливость по отношению к миру людей, живущих в отрыве от цивилизации. Так, одна из авторов статей, посвященных книге «Чистота и опасность», пишет: «Благодаря исследованиям М. Дуглас в символических структурах примитивных обществ через понятие «грязное» и понимание правил, касающихся чистоты, становятся видны соотношения порядка и беспорядка, бытия и небытия, формы и бесформенности, жизни и смерти». В данном контексте «грязное» означает «скверное», «греховное» – то, что нарушает порядок, в понимании многих религий мира [2].
Мери Дуглас, которая воспитывалась в католической семье, смогла постигнуть (не разумом, а скорее, сердцем) то, что скрыто от глаз людских в верованиях племен. Очень многое в их обычаях не может не удивлять культурных жителей Земли, однако это не значит, что эти обряды глупы, нелогичны и абсурдны. Приведем один пример из книги «Опасность и чистота»: в сезон, когда для людей одного из племен очень важны дожди, но эти дождливая пора не наступает, из деревни выгоняют самого странного, чудаковатого жителя. Он бродит где-то один в лесах и, когда возвращается, соплеменники принимают его и прислушиваются ко всем его словам и поступкам с особым вниманием. Мери Дуглас объясняет подобные, странные действия следующим образом: бродя в лесу в одиночестве, изгнанник учится у природы, он приобретает какие-то новые знания, природные инстинкты, волевые качества, которые потом, в свою очередь, пригождаются всему племени. Таким образом, утверждает антрополог, в любом ритуале, который кажется беспорядочным и нелогичным, с точки зрения современного человека, может содержаться глубинный смысл.
Мери Дуглас размышляет таким образом, сравнивая древние религии и дикие верования: «Скверное» в книге Левит — это непонятные неклассифицируемые элементы, не вписывающиеся в структуру мироздания. Они не совместимы со святостью и благословением. Взаимодействие формы и бесформенности в ритуалах общества оказывается еще очевиднее» [1, 144]. Следовательно, в каждом церковном обряде человек видит смысл, сверяет его с источником истины: Библией, Кораном, Талмудом или книгой Левит. Но разглядеть в обрядах, которые «не классифицированы» ни в одной из этих, несомненно, мудрых книг, скрытый смысл, за беспорядком увидеть порядок может далеко не каждый. Этому нужно учиться.
Дуглас в своих рассуждениях оспаривает такие понятия, как «грязь», «страх», «нечистое», «беспорядочное», которыми обычно наделяет цивилизованное сообщество племена «дикарей» и туземцев. Все эти понятия, если разобраться, действуют и в культурных странах, в убеждениях и религиях «образованных» людей. Только все они скрыты под лакировкой, глянцем и позолотой тех могущественных религий, которыми гордятся, проживая в развитых странах, их обладатели: христиане, мусульмане, буддисты, иудеи. А «бедные дикари», на их взгляд, просто не способны создать что-то культурное, полное и идеальное. Поэтому все легенды, обряды и молитвы, которые произвели туземцы различных племен, несовершенны, глупы, нелогичны. Однако Мери Дуглас другого мнения: раз за разом она опровергает все предрассудки и поверхностные суждения о различных верованиях, будь то многобожие язычников или религиозные культы одного бога.
Следует сказать, что природа великих религий мира основана на противопоставлении «святого» и «грешного», то есть чистого и нечистого, в качестве порядка и беспорядка. Рассуждая о соотношении этих понятий, Мери Дуглас в своей книге вступает в дискуссию со многими философами и религиоведами мира, исследовавшими эту проблему: Уильямом Робертсон-Смитом, Эдуардом Бернетт Тайлором, Эмилем Дюркгеймом (представителями французской школы социологии), а также Джеймсом Джорджем Фрэзером, представителем английской мысли XIX века. Например, последний из названных исследователь считал, что различение порядка и беспорядочности (святого и нечистого) является признаком высокого развития. Мери Дуглас развенчивает данное убеждение, приводя примеры нравственных поступков так называемых дикарей, которые не рассуждают о грехе, но сами поступают мудро, сообразно природе. По мнению автора «Чистоты и опасности» дух высокой этики не является прерогативой развитых религий. Таким образом, М. Дуглас считает категорическое противопоставление первобытных и современных систем верований поверхностным и ошибочным.
При этом писатель-антрополог не говорит о том, что люди племен идеальны: нет, они просто находятся на своем уровне развития. В книге отмечено, что примитивное развитие вовсе не означает первобытную культуру. Первобытные люди жили в определенную эпоху, а так называемые примитивные племена существуют и в наше время. Их развитие обусловлено определенными законами жизни. Спрятанные от людских глаз в глубине лесов Амазонки или среди песков пустыни, в горах или на тропических островах, племена как бы остановились в своем развитии. На самом деле, эти люди живут по своим законам, отличным от законов человеческого общества в мировом масштабе, они не пользуются плодами цивилизации, не всегда подпускают к себе пришельцев из большого мира.
Верования таких племен основаны на древних обычаях, мифах и легендах. Антропологи изучают их, чтобы понять и постигнуть те законы, которые возникают в человеческих общинах без влияния большой науки, современных знаний и технологий.
Так, одним из недостатков дикой жизни, по мнению «цивилизованных» людей, считается отсутствие гигиены, физическая нечистоплотность. И здесь возникает еще один смысл понятий «чистое» и «нечистое» (в связи с понятиями порядка и беспорядочности). Прямое и переносное значение переплетены в одно, когда речь заходит об обрядах в различных религиях. Если в отношении известных во всем мире религий многие религиозные ритуалы имеют философское обоснование: например, обрезание в иудаизме предполагает принесение части человека в жертву, а погружение в прорубь – это очищение грешного тела в освященной воде, то в ритуалах различных племен такой философской подоплеки, вроде бы, нет. Но, по мудрому замечанию Мери Дуглас, в ритуалах любых религий кроется и другой, более приземленный смысл. Так, обрезание в жарких странах делается и в целях гигиены, а омовение – для избавления от грязи. Таким образом, беспорядочные, на первый взгляд, ритуалы диких племен становятся близкими по смыслу к религиозным обрядам: чистота (с точки зрения гигиены) делает их более логичными, в понимании европейцев. Порядок – это не только то, что разрешено, а не запрещено. Это еще и то, что целесообразно, но многим племенам легче принять на веру необходимость обрядов, чем объяснить их, подвергнуть анализу, с точки зрения науки.
Во обще, научные знания (как понимает их автор книги «Опасность и чистота») – стоят выше всех верований и религий. Будучи представителем целого ряда научных областей знаний: антропологии, философии, социологии – Мери Дуглас убедительно доказывает: абсолютно все верования, религиозные знания, философские теории пишутся людьми. Именно люди придумывали и обосновывали свои версии того или иного явления природы, чудесного проявления ее сил. На самом же деле «порядочное» и «беспорядочное», «святое» и «чистое», «скверное» и «божественное» – это лишь суждения, слова и образы. На самом же деле, и человек, и природа, и планета, и общество гораздо более многогранные и сложные явления, скрывающие многие смыслы, которые нам, возможно, еще только предстоит открыть. В этом и заключается, на мой взгляд, главный смысл книги Мери Дуглас «Опасность и чистота».
Библиографические источники
Мери Дуглас. Опасность и чистота. Монография / пер. с англ. Р. Громовой, под ред. С. Баньковской. — М.: Канон-Пресс-Ц; Кучково поле, 2000. — 288 с. – [Электронный ресурс]. – URL: https://www.twirpx.com/file/2297291/ (дата обращения: 02.11.2018).
Аккуратова Л.О. – Проблематизация порядка и осквернения по работе Мэри Дуглас «Чистота и опасность». – [Электронный ресурс]. – URL:
https://docplayer.ru/57809691-Problematizaciya-poryadka-i-oskverneniya-po-rabote-meri-duglas-chistota-i-opasnost.html (дата обращения: 02.11.2018).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!