это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1225037
Ознакомительный фрагмент работы:
«Мы должны всегда стараться отыскивать не то, что нас отделяет от других людей, а то, что у нас с ними общего» (Д. Рёскин)
Удивительно простая и одновременно содержательно емкая цитата принадлежит Джону Рёскину (1819-1900) – историку искусства, философу, общественному деятелю. Его творчеством и деятельностью восхищались знаменитые соотечественники и представители других стран, такие как Марсель Пруст, Оскар Уальд, Махатма Ганди, Бернарда Шоу. Л. Толстой считал, что Рёскин – «один из тех редких людей, который думает сердцем, и потому думает и говорит то, что он сам видит и чувствует и что будут думать и говорить все в будущем» [1]. Однако нам, живущим в 21 веке, личность и деятельность этого мыслителя совсем не знакома. Кто же такой Джон Рёскин, каков его вклад в формирование мировоззрения современников, каковы были основания для рождения мудрого и простого высказывания, явившегося темой нашего эссе?
Прежде всего следует указать на многообразие интеллектуальных интересов и предпочтений Рёскина: он был теоретиком и критиком в области искусства, профессионально разбирался в геологии, был специалистом в вопросах экономики, политики, социального устройства общества; оставил значительное художественное наследие (рисунки, графические наброски, архитектурные зарисовки). Подобное многообразие интересов сближает Рёскина с представителями эпохи Возрождения, а подлинный энциклопедизм – с деятелями Просвещения.
Эстетические вкус, интерес к религии и серьезной литературе Рёскин унаследовал от отца, который дал сыну возможность получить блестящее образование в Оксфорде. Уже во время учебы Рёскин начал писать, его первые публикации были посвящены архитектуре. Тогда же он познакомился с творчеством Уильяма Тернера и увлекся им: он написал целую брошюру в защиту живописца, в то время подвергшегося значительной критике. Удивительно, что Тернеру (к тому времени семидесятилетнему члену-корреспонденту, профессору Королевской академии) поддержка начинающего критика оказала неоценимую услугу. Более поздние публикации Рёскина были посвящены творчеству художников-прерафаэлитов (У. Холмену Ханту, Дж. Эверту Миллесу, Данте Габриэлю Россетти). Ему удалось не только сформулировать и оформить теорию прерафаэлитов, но и заявить о себе как о серьезном теоретике искусства.
Статьи Рёскина всегда обращаются к вкусу читателя, зрителя, он пытается таким образом его улучшить, считая, что эстетический вкус и предпочтения являются составляющими частями нравственности человека (впоследствии эстетические работы были объединены в масштабный труд «Современные художники»). При этом он не думал, что каждый человек должен быть профессионалом в искусстве, он просто в состоянии обладать чувствительностью, непредвзятостью, гуманизмом. И эти взгляды Рёскина делали закономерными его обращения к области социального знания.
Особая чуткость Рёскина к несправедливости, несовершенству устройства современного ему общества делали его работы социального характера настоящим открытие. В своих трудах Рёскин обращался ко многим актуальным вопросам, а именно: патриархальная роль женщины (он считал, что женщина может и должна реализовывать себя деятельно, в различных сферах), негативные воздействия технический прогресс на природу, памятники искусства, человеческое сознание (Рёскин даже пытался возродить ручной труд и кустарные промыслы). Эти и многие другие мысли были изложены автором в трудах «Политическая экономия искусства» (1857 г.), «Последнему, что и первому» (1860 г.). Рёскин популяризировал свои взгляды: выпускал специальные издания для английских рабочих, ремесленников, создал общину - Гильдию Святого Георгия. Творческая деятельность Рёскина парадоксальна – создавая умозрительные общественные утопии, он не воплощал их в литературной форме, как это было принято в к. 19 века, он оставался в сфере критики искусства, архитектуры, общественного устройства. За свою долгую жизнь (восемьдесят один год) Джон Рёскин написал более 50 книг, свыше 700 лекций и статей.
В сборнике «Избранные мысли» Джона Рёскина находим цитату: «Мы должны всегда стараться отыскивать не то, что нас отделяет от других людей, а то, что у нас с ними общего» [1], которая, как мы понимаем, стала результатом размышлений автора о культуре и обществе. Это высказывание очень емкое содержательно, оно вызывает размышления различного характера.
Понимаем эту цитату следующим образом: имеется множество различий между людьми, которые отделяют их друг от друга, но объединяющие начала важнее и нужнее для человека и человечества. Рассмотрим подробнее данное высказывание.
Что разделяет людей? Во-первых, причиной разъединения людей служит, на наш взгляд, то, что каждый из нас – индивидуальность, имеющая уникальный внутренний мир, собственные убеждения и мировоззрение: «Человек и уникален, и универсален. Человек — венец природы, которому нет равных, он обладает уникальными способностями» [2, С. 139]. Эти индивидуальные особенности часто замедляют или вовсе делают невозможным полноценный контакт и взаимодействие. Например, личностям, занимающимся простым ручным трудом, и тем, кто изобретают космические аппараты, не понять друг друга в профессиональной сфере. Или человек, искренне верующий с Бога, в предопределенность собственной жизни Божьим промыслом, и человек-атеист, считающий, что его судьба в его руках, вряд ли найдут общий язык по мировоззренческим вопросам. Люди – ценители элитарной культуры и почитатели масс-медиа продукции не придут к общей точке зрения на эстетические явления. Хотя всегда найдутся исключения из правил.
Во-вторых, национальные или этнографические устои и стереотипы могут разделять людей. Каждая страна имеет свои особенности экономического и политического строя, специфику национального состава, а также свои историю и традиции. При международных отношениях часто возникают крупные и мелкие проблемы – от взаимного неприятия на политическом, дипломатическом уровне до бытового непонимания при туристских взаимодействиях. Подобные проблемы возникают и внутри страны, если она является многонациональной. Например, в России проживают более 190 национальностей, среди которых регулярно возникают идейные противоречия.
В-третьих, разъединяющими факторами для людей могут быть социальные различия. «Сложный и противоречивый клубок человеческих отношений, действий и их результатов и есть то, что составляет общество как целое [3, С. 513]». Различающиеся материальное положение или классовая принадлежность часто разъединяют людей, превращая их в непримиримых врагов, и эта проблема зародилась в глубине веков. Неслучайно существует поговорки: «Сытый голодного не разумеет», «Кому суп - жидкий, а кому жемчуг – мелкий».
Существуют и иные факторы, разъединяющие людей, но это не значит, что границы эти непреодолимы. И Джон Рёскин абсолютно прав в том, что необходимо отыскивать то, что есть у людей общего. Общие точки соприкосновения обязательно найдутся, если учитывать взаимные желания, усилия и использовать достижений культуры. Ведь, если «вся литература, все искусство, все науки бесполезны и даже вредны, если они не помогают вам быть счастливыми, и истинно счастливыми» [1].
Где же в противоречивом мире при неоднородных отношениях людей к нему и друг к другу найти нечто сближающее? Возможно, необходимо вспомнить не только об индивидуальности человека, но и об универсальности его? Поскольку человек «универсален, ничто ему не чуждо – ни космос, ни биологические, порой грубые инстинкты, ни утонченная, возвышенная деятельность» [2, С. 139]. Каждый человек и человечество в целом существует не только своими физиологическими потребностями. Им присущи еще когнитивные и коммуникативные потребности, которые предполагают желание узнавать новое, взаимодействовать с другими людьми, передавать опыт. И эти устремления людей являются фактором именно сближающим их.
Кроме того существуют и иные духовные потребности. У человека есть необходимость испытывать чувство прекрасного – смотрит ли он на понравившуюся картину или читает книгу. У людей существует необходимость в нравственном, позитивно оцениваемом обществом поведении (у жертвующего на спасение больных тысячи рублей и у спасающего бездомную кошку порой именно такой мотив). Подобные устремления и поведение людей служат условием того, что они «обретут существование, единственно достойное их высшего предназначения» [4, С.501].
Еще одним условием объединения людей, их общности может служить, на наш взгляд, толерантность. Приведем определение этого понятия из «Философской энциклопедии»: «Толерантность – это терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с др. точками зрения [5]». Именно толерантность позволяет принимать человека таким, каков он есть; другой народ как исторически сложившуюся общность, а не враждебное сообщество, иную религию – как другую самоценную конфессию.
Таким образом, высказывание Джона Рёскина имеет непреходящую нравственную ценность, позволяющую найти основы для объединения людей. На том основании, что каждый из них индивидуален, но и универсален; все народы имеют неповторимую специфику, но единые нравственные устои, а человечество, несмотря на стремление к материальным благам, выживает благодаря духовной культуре. Мне кажется, что именно эти простые, но нерушимые истины стали основой для высказывания Д. Рёскина.
Список использованных источников:
Избранные мысли Джона Рёскина. ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2015. - 110 с. Режим доступа: https://www.litres.ru/d-reskin/izbrannye-mysli-dzhona-reskina/chitat-onlayn/ Дата обращения: 12.11.2018
Канке В.А. Основы философии: Учебник. М.: Университетская книга, Логос, 2008. 288 с.
Спиркин А.Г. Философия: Учебник. М.: Гардарики, 2006. 736 с.
Философия: Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, A.B. Разина. М.: Академический Проект; Трикста, 2014. 688 с.
Философская энциклопедия. Режим доступа: https://dic.academic.ru/contents.nsf/enc_philosophy/ Дата обращения: 25.11.2018
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!