это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1225652
Ознакомительный фрагмент работы:
Человек на протяжении всей своей жизни несет на себе след детства:
события, фобии, первые обиды, разочарования и радости остаются такими же
свежими и яркими, как в момент их рождения. «Осенняя соната», созданная
Ингмаром Бергманом, повествует именно об этом. Этот фильм рассказывает
о случае переноса от матери к дочери психологических проблем на
протяжении двух поколений.
С первых минут просмотра «Сонаты» становиться ясно – впереди
сложная картина, требующая от зрителя глубоко эмоциональной внутренней
работы.
Эва, жена деревенского пастора Виктора, живет мирной
провинциальной жизнью. Мечтая о встрече с матерью, с которой не
встречалась уже семь лет, Эва решает пригласить ее к себе в гости, случайно
узнав о смерти любовника матери.
Эва занимает по отношению к матери абсолютно подчиненную роль.
Уже первые фразы указывают именно на это: «Ты привезла свои
партитуры?», «Ты дашь мне несколько уроков?». Эва, вместе с тем,
провоцирует соперничество с матерью на той территории, где она,
несомненно, потерпит фиаско. Материнское первенство должно быть
подтверждено.
О чем говорит Шарлотта, не видевшая дочь семь лет? Шарлотта
говорит о себе, не задавая вопросов о жизни дочери и своем погибшем
маленьком внуке, в то время, когда Эва жаждет сострадания и проявление
эмпатии в данном случае было бы абсолютно обыденным.
Шарлотта – человек, имеющий трудности в выражении чувств и
способности переживать их в полном объеме. Вопрос, задаваемый Эве
Шарлоттой, демонстрирует ее нарциссизм – «Ты не находишь, что я сильно
изменилась?» Эта брошенная реплика не что иное, как жажда подтверждения
еще одного превосходства матерью над дочерью, теперь еще и как женщины.
Шарлотта использует Эву в качестве зеркала, которое обязано
подтверждать ее значимость. Мать истошно нуждается в одобрении дочери,
это дает ей возможность нейтрализовать собственное чувство вины.
Быть виртуозной востребованной пианисткой - главная страсть
Шарлотты, что, по ее мнению, освобождает ее от материнских обязанностей.
Для Шарлотты нормально быть вдали от дочери, которая потеряла в
результате несчастного случая своего малолетнего ребенка. Эмоциональная
черствость сохраняет Шарлотту от чувства вины. Шарлотта борется с
чувством вины, прибегая к защитным маневрам: утверждение собственной
женственности («Оденусь ка я получше к обеду»); бегство («Я пробуду тут
меньше, чем предполагала»); сублимация («Это - плохо, плохо, плохо. Так же
плохо, как последний пассаж в сонате Бартока»).
Эва в этом смысле противоположность своей матери – она продолжает
сохранять эмоциональную привязанность к своему ребенку, которого уже нет
в живых. Эва не столь талантлива, как мать, главное её призвание — быть
хозяйкой дома, женой, матерью и сестрой. Эва забирает из больницы свою
больную сестру Хелену, страдающую параличом, которую мать когда-то
отправила в клинику для душевнобольных. Муж Эвы Виктор находится где-
то сбоку, за дверью; он, скорее, выполняет те функции, которые не может
выполнить мать Эвы. Эва не способна на любовь к мужу, зная лишь ту
формулу любви, которую она испытывает к матери. Шарлотта не смогла
создать для своей дочери образ женщины, любящей мужа.
Мать узнает, что в доме находится ее младшая дочь Хелена. Известие
ее шокирует: «Зачем ты взяла ее?», — спрашивает она у Эвы. Хелена далека
от услужливости Эвы. Отрезанная от мира ввиду паралича, она выполняет
функцию искаженного зеркала матери. Болезнь сделала ее совершенно
недоступной к контакту для всех, кроме тех, кто ее любит. Шарлотта не в их
числе, так как она неспособна принять такую «дефектную» дочь, которая
способна только что и напоминать матери о ее собственной эмоциональной
дефектности.
Испытав шок от известия, Шарлотта переходит в наступление: «Всю
жизнь я с трудом выносила людей, не способных осознавать мотивацию
собственных поступков». Тем самым Шарлотта дает понять Эве, что
последней не удалось ее провести. Действительно, Эва сообщением о том,
что больная сестра у нее в доме, стремится уличить мать в ее равнодушии.
Эта интерпретация Шарлотты дает понять Эве, что только мать может
направлять ситуацию при помощи собственной проницательности. Каждая
фраза и жест выражает психологию героев. Чрезвычайно выразительна в
этом отношении Шарлотта, чья фальшивая театральность даже не старается
ввести кого-то в заблуждение: «Я так часто думала о тебе, просто целыми
днями!». Все осознают, что она врет, разыгрывает комедию.
А вечером Эва играет для матери на пианино. Мать рассыпается в
похвалах, но потом играет эту же прелюдию Шопена сама. И тем самым не
оставляет камня на камне от скромной интерпретации дочери. Эта сцена
потрясающа: жалкая Эва и великолепная Шарлотта. Страшная правда этих
отношений. Эва наполнена отчаянием и бессильной злобой. «Я поняла» -
произносит совершенно раздавленная Эва. А чего она собственно ждала? Что
поняла, чего не знала раньше? Это единственная формула их отношений:
царствует только лишь мать. Шарлотта заявляет об этом с жестокой
откровенностью: «Не обижайся, ты сама этого хотела». Шарлотта не
допускает никакого шанса для соперничества и уничтожает надежду на
равенство.
Диалог, состоявшийся ранее, раскрывает то же самое. Эва говорит
матери: «Я часто играю в церкви. В прошлом месяце я провела целый
музыкальный вечер. Я играла и комментировала то, что играю. Получилось
очень удачно». На что Шарлотта парирует незамедлительно: «В Лос-
Анжелесе я дала пять концертов для школьников, в концертном зале дворца,
каждый раз перед тремя тысячами детей. Я играла и комментировала.
Невообразимый успех. Но это так утомительно!». Речь не идет даже о
скромном месте дочери на территории, где господствует лишь мать.
Поражает кульминационная часть фильма. Шарлотте снится кошмар;
она встает и идет в гостиную. Эва, услышав ее шаги, также спускается вниз.
И тут прошлое врывается в настоящее, срываются маски, происходит
разоблачение.
Возвращение прошлого иллюстрирует следующая сцена: Шарлотта
играет на фортепиано. Маленькая Эва слушает за дверью. Наконец музыка
утихает, Эва решается войти, чтобы принести Шарлотте чашку кофе. Мать
бросает на нее мимолетный взгляд, удобно усаживается на диване и
открывает журнал, за которым не видно ее лица. Эва, снятая со спины, сидит
на полу на коленях и смотрит на мать. «Иди, поиграй на улице» - говорит ей
мать. Это все.
Этот материнский холод погружает Эву в глубочайшее переживание
своей неполноценности и даже больше - заставляет ее усомниться в
собственном существовании.
Бергман открывает зрителю, какие приведения прошлого мучают мать
и дочь, и что скрывается за дверями их детских. Эти ужасающие истины
открываются не только зрителям, но и самим главным героиням, которые не
знают, что с этой правдой делать и как можно с этим всем жить.
Этой ночью Эва решается высказать матери все. По мере того, как Эва
говорит о своей боли, любви и ненависти, она утрачивает вид нелепой,
неуклюжей, состарившейся девочки, превращаясь во взрослую женщину.
Своей ущербностью Шарлотта обязана своей неспособной к эмоциональному
контакту матери:«Я не живу, я даже не родилась, я была изъята из
материнского тела…». Если Эва взрослеет на глазах, то Шарлотта на глазах
становится меньше, утрачивает позиции: «Мне хотелось, чтобы ты обняла и
утешила меня». Мать перемещает дочь на место собственной матери и
ожидает недополученную любовь. Результат – у нее не будет ни матери, ни
дочери. Эва и Шарлотта переживают глубокое потрясение, и Шарлотта
сбегает, как обычно.
Горечь от истории матери и дочери лишь отчасти скрашивает
двусмысленный финал, открывающий просвет тем, кому без него просто
никак, и оставляющий в безмолвии тех, кому, как говорится, истина дороже.
Письмо Эвы матери — очередной обман и самообман, или луч надежны?
Очищение нервного срыва оказывается химерой, конец закольцовывает
начало?
Впервые на экране я вижу такой невербальный конфликт, создаваемый
всего двумя героями – матерью и дочерью. Мы все родом из детства.
Там рождаются все наши фобии на дальнейшую жизнь. Стоит матери чего-
нибудь недодать ребенку, то можно в будущем пожать очень горькие плоды.
Бергман нарисовал довольно четкую картину — постепенное вырождение
семейных ценностей у отдельных слоев общества. Безразличие и эгоизм
только усиливаются. Родители становятся не в состоянии передать какие-
нибудь ценности детям. Они сами их не познали.
Однако, некоторые, что делает им честь, стараются исправить ошибки
и понять другого человека. Отыскивая грань соприкосновения,
не отсиживаясь каждый в своем углу до самой смерти. Шанс на понимание
в этой семье есть — сделан первый, но очень важный шаг. Но за ним надо
сделать еще и еще один. Мать и дочь, не имея верных спутников, должны
найти счастье именно друг в друге, но для этого необходимо переступить
через ненужные амбиции и гордость. Они должны научиться прощать.
Прощать даже то, что причинило так много горя. Возможно излечить
ту болезнь, чтобы она больше не передавалась дальше. Это тяжелое
испытание, но оно соединит этих людей.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!