это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1246827
Ознакомительный фрагмент работы:
«Новорожденные везде плачут одинаково.
Когда же они вырастают, у них оказываются неодинаковые привычки.
Это результат воспитания».
Сунь Цзы
Традиции в воспитательном процессе складываются, несомненно, не
одним веком, претерпевая, конечно, изменения под влиянием экономических
отношений, исторических событий, культурных ценностей народов,
бытового уклада общества, развитием педагогической науки и множества
еще факторов. Надо отметить, что еще около полувека назад народные
традиции в воспитании детей были определяющими, однако сейчас, в
условиях глобализации, границы между культурными различиями не только
меняются, но и стираются.
Человек в целом становится более космополитен, «впитывает»
культуру и ценности со всего мира, и, вполне возможно привносит их и в
собственные устои воспитательного процесса. Хотя многая часть родителей
и педагогов сохраняют условия преемственности, но влияние внешних
процессов, в частности, педагогических, исключать совсем не видится
возможным.
Воспитание детей - это отражение менталитета всего народа, и в
частности – конкретной семьи и окружения, в которой она находится. Эти
факторные компоненты, оказывающие влияние на воспитательные процесс,
взаимообусловлены и взаимодействены.
Совершенно очевидно сегодня, что то, что позволено, допустим, в
японской семье ребенку, в немецкой может казаться совершенно
недопустимым. Что может быть недопустимым ребенку в русской семье,
совершенно в противоположной плоскости рассматривается в израильской
семье. Воспитание детей в разных странах различается.
Россия сегодня тоже находится в очередном переходном периоде
развития, процессы инклюзии в мировое сообщество становятся более
активными и динамичными, а потому появляются новые вызовы в
педагогике, в стандартах обучения, в подходах к воспитанию молодого
поколения. Старые принципы воспитания дополняются новыми,
актуальными, расширяется предметная область в образовании. Детей, готовя
к «взрослой» жизни, учат быть самостоятельными, уметь делать выбор из
множества вариантов выбора, брать ответственность за свои действия,
развиваться многогранно, чтобы быть творческой, деятельной, активной
личностью.
Расширяются и методы воспитания. Несомненно, что компьютеризация
и внедрение IT-технологий оказывают обширное влияние, внедряясь в
практически в каждую область воспитания – и в домашнюю, и детсадовскую,
и школьную. Любой педагог стоит перед новыми вызовами, изыскивая новые
методы обучения и воспитания, с тем, чтобы заинтересовать сегодняшнего
ребенка, развить в нем желание учиться, с тем, чтобы это желание было
стойким, насколько это возможно, с тем, чтобы сохранить и типичные для
нашей страны методы (говоря о преемственности), но и идти в ногу со
временем.
Современный родитель, в динамичных условиях, в не всегда простой и
легкой экономической ситуации, старается обеспечить ребенку «счастливое
детство». Но огромная занятость на работе, далеко не всем позволяет в
должной мере уделять достаточно ресурса в воспитании. Не хватает ни
времени, ни эмоциональной бодрости 1 . Потому эти заботы
«перекидываются» на воспитателя, затем – на педагогов в школе. Немного,
отступая от темы, заметим, что этот процесс, по нашему мнению, должен
быть обоюдным, старания по воспитанию и родительские, и педагогические,
только тогда могут иметь эффект, когда будут едиными и двигаться в одном
направлении.
В начале эссе нами не зря приведено изречение китайского мыслителя,
так как, на наш взгляд, оно совершенно четко очерчивают ключевую суть
всей работы. И действительно, дети разные и ведут себя по-разному, не
потому, что гони «разные», а потому, воспитаны по-разному, в разных
традициях и семейных обычаях.
Теперь следует рассмотреть на примере нескольких народов разницу в
воспитании.
Итак, Франция. В подавляющем большинстве французские мамы не
сидят с малышами до полутора или трёх лет, предпочитая выходить на
работу пораньше. Жизнь в европейских странах динамичная и недешёвая.
Француженки разделяют с супругами обязанность по обеспечению семьи, и
потому предпочитают возвращаться на рабочее место очень рано. Так,
декретный отпуск во Франции составляет 1,5 месяца до и 2,5 месяца после
родов.
Французские мамы полностью одобряют идею ранней социализации
детей, часто отдавая их в ясли с трёх месяцев. По их мнению, уже в таком
возрасте малыш учится взаимодействовать в коллективе, общаться с другими
людьми, приобретает бытовые навыки: владение столовыми приборами,
одевание и раздевание и т.д.
Любопытно, что во Франции бабушки и дедушки не так активно
привлекаются к воспитанию внуков, как, допустим, на пространстве бывшего
СССР.
Ясли во Франции принимают в свои стены крох, которые едва достигли
трёхмесячного возраста. Для грудничков приносят молоко или специальную
смесь, предназначенные для конкретного ребёнка. Деток постарше кормят в
учреждении. Правом отдать кроху в ясельную группу обладают те семьи, в
которых оба родителя имеют справку о том, что они учатся или работают.
Детский сад открыт для детей от 2 до 6 лет. Как и у нас, основная
задача садика – подготовить ребёнка к поступлению в школу. Дети здесь
играют, занимаются рисованием, лепкой, читают, считают и пишут. Помимо
этого, огромное внимание воспитатели уделяют общению дошкольников
друг с другом. Интересно отметить, что, например, укладывают на
обеденный сон детей не по расписанию, а в то время, в которое они
привыкли спать дома. Однако по отношению к дисциплине работает строгое
правило: с ранних лет крохи должны усвоить, что драться, кусаться,
капризничать и впадать в истерики – это совсем нехорошо.
Во французской психологической и педагогической литературе сложно
отыскать отыщешь конкретных «рецептов», советов, как «правильно»
воспитывать. Напротив, психологи рекомендуют мамам расслабиться и не
тревожиться по пустякам, обратив внимание и на собственную жизнь,
отдельную от ребёнка.
Француженки с первых дней кладут новорождённого в отдельную
кровать, желательно, чтобы она находилась в другой комнате. В итоге
ребёнок приучается спать самостоятельно, не беспокоя маму просыпаниями.
Кстати, во Франции принять отставлять грудничка прокричаться, не подходя
к нему, когда он плачет.
Физическое наказание – огромная редкость. Виновника чаще всего
просто лишают развлечений или лакомств. Поощряют же ребёнка обычно
материально. У многих малышей есть собственные копилки, куда они
складывают подаренные деньги.
Французы не станут прерывать своё занятие, чтобы выслушать детскую
претензию или побаловать ребёнка. С раннего детства детей учат выбирать
правильное время для беседы с родителями и не встревать в разговоры
взрослых. И это не прихоть или психологическая жестокость, как может
показаться, это социальная норма. Таким образом, французские дети учатся
правильно выбирать время для разговора и быть изобретательными, чтобы
привлечь к себе внимание. Так, например, Полли Плат в своей книге
«Француз или враг» приводит очень показательный пример – французские
матери не стесняются делать своим детям замечания по поводу плохого
вкуса, плохих манер, неуместного поведения и небрежности во внешнем виде
или сказанной глупости в одежде 2 .
Основная отличительная черта воспитания во французской семье –
старание воспитать примерного семьянина и законопослушного гражданина
– полноценного члена французского общества. Интересно также отметить,
что, начало образовательной деятельности происходит рано, но в
составлении семейных планов участвуют все поколения семьи, все
пожелания учитываются в равной мере и малыша и его престарелых
бабушек, и дедушек. Происходит это потому, что, наверное, во Франции, как
нигде больше, очень гордятся своими корнями.
Известно, что французский родитель может быть шокирован той
свободой, которую допускают в воспитании, например, Штаты. В семейном
воспитании характерной отличительной чертой является преемственность
поколений и их сплоченность.
Рассмотрим также традиции еще одной европейской страны в
воспитании – Германии. Народ Германии, как мы знаем, отличается особой
аккуратностью, пунктуальностью, строгостью к распорядку и т.д.
Немцы практически никогда не кричат на своих детей. Не кричат и
злобно им не выговаривают за плохое поведение. И, увы, если на ребенка
накричали в Германии, то чаще всего - это русские или мигранты из
восточных стран. В немецком детском заведении, первое, что чувствуется –
это комфортность, доброжелательное, мягкое, спокойное отношение. Правда,
стоит заметить, что так было не всегда. До шестидесятых годов здесь была
такая же строгая школа как в Советском Союзе. Дисциплина, требования,
порядок. В шестидесятых годах была проведена реформа образования, и с
тех пор школа и детский сад стали меняться. Появилось больше свободы.
Чтобы оценить то, какие изменения произошли в результате реформы
60-х годов, посмотрим, в каком состоянии находилось воспитание детей до
этого. Во времена Вильгельма II (1888-1918), последнего германского
императора, в отношении детей придерживались принципа: «Wer sein Kind
liebt, der züchtigt es!» («Кто любит своего ребенка, тот его наказывает») 3 .
Дети и женщины считались собственностью мужчины. Детьми
занимались женщины, и часто воспитанием это можно было назвать условно:
главное, чтобы ребенок был одет, обут и накормлен. В школах от детей
требовались послушание, порядок и дисциплина. Палка была обычным
инструментом учителя. Авторитет старших был непререкаем. Человек
должен был признавать власть и бояться Бога.
В начале прошлого столетия стали появляться отдельные педагоги,
которые понимали, что выросшие под палкой дети становятся агрессивными
или забитыми. «Новые» учителя пытались по-другому работать с детьми,
доверяя естественным силам ребенка и пытаясь развить в нем
самостоятельность, творческое мышление, навыки практической
деятельности, свободу в высказываниях. Все новые педагогические веяния
20 века затронули в том числе и Германию, хотя там они и не вылились в
какое-то мощное педагогическое движение или реформу. Национал-
социалисты, пришедшие к власти в 1933 году, скоро взяли воспитание под
свой контроль. Послушание, дисциплина, отсутствие собственного мнения
снова вышли на первый план.
В шестидесятых годах в ФРГ начали говорить о кризисе образования.
Он выражался в том, что очень маленький процент выпускников школ
продолжал обучение в высших учебных заведениях. Классы были
переполнены, не хватало учителей. Проблемы с получением образования
были у женщин, если они решали завести детей. В 60-е годы прошла волна
студенческих выступлений. Требования студентов касались не только
образования. Студенты выступали за преобразования в вузах, смягчение
авторитарных методов преподавания и большую свободу, что привело в
итоге к тому, что 1960-х годах в ФРГ осуществили реформу образования.
Было реформировано школьное и профессиональное образование.
Улучшено женское образование. Чтобы женщине не нужно было выбирать
между материнством и работой, было предложено продолжение обучения
после материнства. Была введена в том числе другая форма организации
детских садов. В крупных городах появился так называемый Kinderladen (от
слов Kinder — дети, Laden — магазин) 4 , который организовывался группой
родителей. Туда приходило 10-15 детей, которые воспитывались более
свободно, чем в государственных и церковных детских садах. Внимание
уделялось развитию ребенка, свободному выбору занятий. В свободных
школах и детских садах дети учились быть самостоятельными и иметь свое
мнение. Антиавторитарное воспитание вводилось не теоретиками, а
проверялось на практике созданием новых детских заведений.
После проведения в ФРГ реформ в 1960-х гг. в обществе постепенно
формировался новый взгляд на воспитание детей. Сейчас большинство
родителей в Германии уверено, что детей нужно воспитывать
демократическими методами, видеть в ребенке личность, учить детей быть
самостоятельными. Например, с 2000 г. в объединенной Германии законом
запрещено бить детей. Общение с ребенком строится на уважении и доверии.
Воспитатель не навязывает свою точку зрения, а учит самого ребенка
разбираться в ситуации и принимать решения. Детям постоянно предлагается
разнообразная практическая деятельность, в которой ребенок учится быть
самостоятельным. Большое внимание уделяется умению общаться,
взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, разрешать конфликты,
отстаивать свою точку зрения.
Школы, детские заведения, спортивные общества, молодежные
проекты в Германии сегодня в основном основываются на демократическом
воспитании.
Для того, чтобы увидеть разницу в воспитании «полярных стран»,
обратимся к крупнейшей азиатской стране – Китаю.
Невероятное трудолюбие, целеустремленность и терпение китайского
народа – во многом заслуга специфической системы воспитания, принятой в
Китае, показывающей в бурные темпы экономического роста и завидные
спортивные успехи. Россиянин, пожалуй, назвал бы эту систему
авторитарной и даже жестокой, но сами китайцы считают ее абсолютно
естественной и единственно верной.
Лозунг, печально известный в 80-х годах «Одна семья – один ребенок»,
заставил семьи с особой тщательностью подходить к рождению ребенка –
права на ошибку у них не было 5 . Женщина решала делать аборт, даже если
ее не устраивал пол ребенка (с давних лет рождение мальчика считается в
Китае большой радостью, а рождение девочки – неудачей), а о рождении
малыша с возможными отклонениями не могло быть и речи. Сейчас
государство, убедившись в неэффективности старой стратегии, выдвинуло
новый лозунг – двое детей.
Политика ограничения рождаемости заставляет родителей воспитывать
своего единственного малыша (максимум двух) очень строго для того, чтоб
он вырос самым лучшим, самым талантливым, образованным, успешным.
«Если ты не первый, то ты неудачник» - привычный лозунг китайский
родителей 6 . Это не жестокость, а трезвый расчет и забота о будущем своего
ребенка, ведь «выбиться в люди» в миллиардной стране очень нелегко.
Умение выживать в конкурентной борьбе прививается детям с младенчества.
Например, во главу угла китайское общество ставит не личность
ребенка и его гармоничное развитие, а лидерство, усердие и умение
добиваться цели, в отличие от ценностей, которые развиваются в западном
обществе. Педагоги и родители не усложняют процесс воспитания такими
понятиями, как нежная детская психика, самооценка, доверительные
отношения с ребенком и т.д. Наоброт, они считают, что это европейцы
слишком «заморачиваются» проблемами детской индивидуальности.
Китайских детей учат покорности, а проявления непосредственности и
обычной эмоциональности считаются признаком незрелости и неумения
держать себя в руках. При наличии проблем китайские родители ни за что не
поведут ребенка к психологу, а скорее накажут его.
Китайское государство ставит целью всесторонне развитие детей. С 3-
месячного возраста (как и во Франции) государство берет на себя воспитание
детей, которых уже можно отдать в ясли. С 1,5 лет ребенок начинает
получать развернутое и, надо сказать, вполне качественное образование:
детей учат музыке, рисованию, развивают умственные и физические
способности.
С 3 до 6 лет дети ходят в бесплатные детские сады, здесь без лишних
изысков детей приучают к труду и коллективному сосуществованию,
начинают обучать грамоте. С 6 до 12 дети посещают начальную школу,
следующие три года посвящены обязательному среднему образованию. А вот
в старшую школу попадают только те, кто достойно учится, и конкуренция
очень высока.
В школьном учебном заведении дети находятся весь день, дабы дать
родителям возможность полноценно работать. Официально они учатся до 5-6
часов вечера, но на практике после кружков и дополнительных занятий
приходят домой после 22:00. Но, что интересно, нервные срывы и
переутомления при таком ритме жизни детям Китая не свойственны.
Итак, как можно заметить, китайский стиль воспитания – абсолютная
противоположность европейскому, но ведь и трудолюбивые и
дисциплинированные китайцы – абсолютная противоположность, к примеру,
достаточно ленивым испанцам. И будет справедливо приметить, что если
снизить уровень авторитарности и сделать поправку на культурные
особенности, мы увидим в китайском воспитании старое доброе советское
воспитание.
Обратимся также к традициям другой восточной страны – Японии.
Здесь, в отличие от Китая, маленьким детям не запрещают ничего, но…
строго до пяти лет. От взрослых дети слышат только такие
предостережения, как «грязно», «плохо», «опасно», но если ребёнок всё
же ушибся или обжёгся, мать просит прощения у ребёнка и считает
виноватой себя за то, что не уберегла его. Японцам свойственно быть
рядом со своими детьми в младенчестве постоянно, поэтому в этой
стране даже развиты групповые игры, в которую включены не только
дети, но и мамы.
Надо отметить, что устои народа таковы, что мальчиков и девочек
воспитывают японцы по-разному. Девочек учат выполнять домашнюю
работу -з готовить, шить, стирать. После уроков в школах мальчики
обязательно посещают разные кружки или секции, и, чаще всего – это
секции боевых искусств.
Японские родители никогда не повышают голос на детей, не
ругают, не читают нотации, не пугают телесными наказаниями. Так, для
японского ребенка самое большое наказание – моральное, отлучение от
дома. Во время конфликтных ситуаций мамы показывают, что поведение
ребенка ее огорчило, но не отдаляясь при этом от ребенка, а наоборот,
стараясь всеми силами устанавливать теснейшую эмоциональную связь
с дитем. В японском обществе принято боготворить мать, а потому
любое расстройство мамы взывает к чувству раскаяния у ребенка 7 .
Является безусловным в этой стране тот факт, что общественное
тут всегда стоит над личными. Но, вместе с тем, детей рано в детский
сад отдавать не принято. Японская мама воспитывает ребенка до 3 лет,
как минимум. В стране есть ясли, но отдавать туда детей обществом не
приветствуется.
В детских садах дети находятся не более шести часов, обычно с
девяти утра до двух часов дня. По нашим пониманиям, японские детские
сады весьма скромны: одно помещение – комната, является и спальней,
и игровой площадкой и местом для занятий. Зато огромное значение
придается детскому питанию, тщательно разрабатывается меню. На
прогулки мамы могут приготовить сами коробочку с обедом, при этом
отельное влияние уделяется эстетике: еда должна быть приготовлена
самостоятельно и красиво разложена.
Любопытно отметить, что в японских детских садиках группы
весьма малочисленные – 6-8 человек. Кроме того, каждые 6 месяцев их
состав меняется, с тем, чтобы дать детям больше возможности для
социализации. Также меняются и воспитатели, чтобы исключить
привязанность и зависимость.
Итак, как мы отметили, детей в Японии не ограничивают, но при
этом учат выражать предельное почтение к людям вне дома, поэтому
даже самых маленьких в детских садах знакомят с ритуальным аспектом
жизни и обучают манерам
В Японии очень развиты свои собственные традиции, в том числе
на воспитание откладывает отпечаток и празднование народных
праздников. Ну, а основная специфика японского воспитания, это, все же
зависимость японского сознания от группового и коллективизма.
Итак, в нашей работе, ограничиваясь объемом, не представляется
возможным рассмотреть традиции в воспитании других народов. Потому для
сравнения были выбраны две европейские страны, и две – азиатские.
Как понятно, на европейское воспитание накладывает отпечаток
«европейское сознание», которому свойственен демократический и
либеральный стиль. Эти определения в России сегодня, хоть и начинают
сдвигаться в сторону понимания, но сказать о полном принятии мы не
можем. Демократический стиль ругают потому, что воспитатель якобы идет
на поводу у ребенка, потакает его желаниям или его лени. Однако такое
понимание не совсем верное, что приводит к тому, что воспитатель
действительно позволяет ребенку все, в результате вырастает эгоист, не
замечающий других людей.
Современные педагоги указывают на то, что дети обязательно должны
знать свои границы (что можно делать и что нельзя) и уметь подчиняться
разумным требованиям. Но демократический, «европейский» стиль
воспитания требует от родителей и воспитателей постоянного творчества.
Воспитатель действует в соответствии с ситуацией: в некоторых случаях с
ребенком нужно что-то обсудить, в других необходимо предъявить строгое
требование (когда дело идет о безопасности или вреде для других людей).
Воспитание в азиатских странах носит скорее авторитарный характер,
особенно в Китае, и, по нашим меркам, весьма строг для «наших детей», что
обусловлено спецификой самой страны, ее развитием и историческими
предпосылками.
Представляется, что российские традиции сегодня, соблюдает некий
баланс между западом и востоком, вырабатывая при этом, совершенно
очевидно, абсолютно свой, индивидуальный стиль воспитания.
Подытоживая, заметим, что на сегодня есть огромное количество
педагогической, психологической литературы представителей всех народов.
Но, вместе с тем, наверное, даже ни одна энциклопедия не даст верного
ответа на вопрос как правильно воспитывать ребенка. Каждый родитель
искренне хочет вырастить достойное поколение себе. И, наверное,
единственно верный метод, сходный для людей – представителей различных
народов, - это воспитание из и с чувством любви.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!