это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1249235
Ознакомительный фрагмент работы:
Актуальность тематики представленного эссе обусловлена рядом существенных факторов.
Во-первых, хотелось бы сказать о том, что понятие ценовой дискриминации имеет место быть только лишь в условиях чистой монополии. А чистая монополия является противоположностью чистой или, как её ещё называют, совершенной конкуренции. А как известно, совершенной конкуренции в чисто виде не существует, это абстрактная модель. Чистая конкуренция, если говорить кратко, подразумевает соперничество между значительным числом продавцов аналогичного товара (имеющих небольшие рыночные доли), реализующих товар по одной и той же цене. Нельзя не согласиться, что ситуация практически не реализуемая в современном мире. Тем более, что в разных отраслях народного хозяйства уровень конкуренции различается в зависимости от их специфики. Нельзя, конечно, забывать и об естественных монополиях, но это уже тема отдельного исследования.
Во-вторых, не следует забывать и о том, что в рамках каждого отдельного взятого государства существует антимонопольная политика, которая препятствует воздействию монопольной власти производителей на потенциального потребителя. Существует данное законодательство и в Российской Федерации. Ведь наша страна провозглашается государством с социально ориентированной рыночной экономикой. А именно рыночная модель хозяйствования подразумевает наличие конкуренции, которую ещё Адам Смит называл «невидимой рукой рынка».
Однако обратимся непосредственно к теме исследования. И начать хотелось бы, в соответствии со всем вышеизложенным, с раскрытия понятия чистой монополии.
Под монополией как такой подразумевается прерогатива относительно права на производство, торговлю, а также иных видов работ, которые находятся в собственности одного лица, группы лиц либо государству [5].
Если говорить о государстве, то в данном ракурсе очевидно, что во времена существования СССР государство выступало в роли монополиста: всё находилось в его собственности и под его контролем. Им регулировались все отрасли народного хозяйства. К слову, тогда не существовало понятия банкротства – в случае необходимости государство просто «вливало» в дефицитное предприятие дополнительный объем средств.
Представим определение чистой монополии.
Чистая монополия позиционируется как такая разновидность рыночной структуры, в которой организация выступает в роли одного производителя какого-то типа продукции, не характеризующегося наличием аналогов.
Перечислим характерные черты чистой монополии [2]:
а) понятия «фирма» и «отрасль» тождественны;
б) у покупателей нет возможности выбирать;
в) чистый монополист, реализуя контроль над всей совокупностью выпуска товаров, может управлять ценой, трансформируя ее в любом направлении;
г) кривая спроса на продукт монополиста имеет классический вид, а также совпадает с кривой рыночного спроса;
д) чистая монополия ограничена от конкуренции существенными входными барьерами.
Охарактеризуем понятие барьеров для входа в отрасль.
Под ними понимаются препятствия, существующие на пути попадания в какую-либо отрасль новых фирм. Вся совокупность барьеров дифференцируется на два основных типа:
а) естественные, формирующиеся по объективным причинам экономического характера, таким как экономия от масштабов производственной деятельности, контроля относительно основных ресурсов. А также искусственных, которые, формируются посредством институционального пути, то есть, к примеру, из-за воздействия правительства (патенты, лицензии либо неправомерные действия монополиста).
Таким образом, чистую монополию можно позиционировать как крайнюю разновидность структуры рынка, которая полностью противоположна совершенной (чистой) конкуренции [4].
В ряде ситуаций чистая монополия обладает возможностью реализовать стратегию ценовой дискриминации. Под ней подразумевается создание цен разного уровня на аналогичную продукцию, которая равна по критериям качества, а также степени издержек. Этот процесс реализуется относительно разных категорий покупателей.
Надо заметить, что ситуация также довольно необычная, так как условия совершенной конкуренции, действующие в рамках рыночной системы хозяйствования, это, как правило, исключают. И относительно российской действительности это вряд ли применимо. Ведь никто в процессе приобретения товаров не может точно узнать, к какой именно категории относится покупатель [1].
Перечислим условия реализации ценовой дискриминации.
1. Отсутствие возможности у покупателя осуществить перепродажу приобретенного товара. Условие надо сказать, чисто гипотетического плана, так как никто не запрещает перепродажу приобретенного товара тому, кто его приобрел. Соответственно, у него никто не отнимает возможность продать товар по более высокой цене. И как показывает опыт Российской Федерации, повторная перепродажа товара – явление отнюдь не редкое. Не даром же в нашей экономической системе между производителем товара и его потребителем, фиксируется самое большое количество посредников относительно развитых государств.
2. Возможность разграничивать всю совокупность покупателей по параметру их возможности оплатить. В данном случае ситуация ещё более сложная, так как возможность оплатить товар у той или иной категории весьма субъективна. Нельзя в данном случае опираться даже на критерий объема получаемых средств – человек может довольно много зарабатывать, но практически всё отдавать по кредитам и ипотеке. А потому реализация данного критерия ценовой дискриминации представляется нам довольно условной.
Позиционируется тот факт, что если организация осведомлена какую максимальную цену потенциальный потребитель имеет возможность оплатить, то имеет место быть совершенная, или как её ещё называют, идеальная ценовая дискриминация.
Обозначим сразу последствия использования политики ценовой дискриминации.
1. Реализуется процесс производства большего количества продукции. Это фактор, без сомнения, позитивный, если не учитывать см смысл ценовой дискриминации. Ведь социальной составляющей в ней нет. Всё нацелено только лишь на максимизацию прибыли.
2. Фиксируется рост прибыли продающего субъекта за счет потребительского излишка. Данный фактор также не особо благоприятен, так как рост прибыли производителя не пропорционально влияет на рост благосостояния потребителя.
3. Фиксируется рост благосостояния социума по той причине. Что товар позиционируется как более доступный для преобладающего количества потребителей. Зададимся вопросом. А что если ценовая дискриминация идет в обратном направлении, то есть товар становится как раз недоступным для большей части общества.
Вот в данном случае как раз и проявятся все недостатки ценовой дискриминации. И вообще сомнительно, что политика ценовой дискриминации по большей части направлена на рост благосостояния общества. Как уже было сказано, целью каждой отдельно взятой фирмы является максимизация свое прибыли. И несмотря на то факт, что в настоящее время позиционируется, что каждая отдельно взятая фирма несет в той или мной степени ответственность за свою деятельность перед социумом (тут нельзя не вспомнить о понятии корпоративной социальной ответственности), но всё таки её деятельность направлена на максимизацию результатов своей финансово-хозяйственной деятельности [3].
Обобщая результаты проведенного исследования, хотелось бы сказать, что политика ценовой дискриминации представляется слабо реализуемой в масштабах Российской Федерации на данном этапе развития её экономики.
Список использованных источников
Балашов, А.И. Экономическая теория: Учебник. / А.И. Балашов и др. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 527 c.
Войтов, А.Г. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / А.Г. Войтов. - М.: Дашков и К, 2015. - 392 c.
Кочетков, А.А. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / А.А. Кочетков. - М.: Дашков и К, 2016. - 696 c.
Николаева, И.П. Экономическая теория: Учебник для бакалавров / И.П. Николаева. - М.: Дашков и К, 2015. - 328 c.
Салихов, Б.В. Экономическая теория: Учебник / Б.В. Салихов. - М.: Дашков и К, 2016. - 724 c.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!