это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1252109
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Говоря об отношениях между людьми, многие психологи, педагоги и философы готовы констатировать: современный мир испытывает дефицит любви. Однако Э. Фромм продвинулся в исследовании этой проблемы куда дальше. Он понял, что противоречие лежит в искажении или утрате способов, которыми любовь как многогранное явление продуцируется каждым человеком в отдельности и обществом в целом. В данном эссе я постараюсь разобраться, каковы же ключевые выводы Фромма, и насколько они актуальны сегодня, в XXI веке.
Эрих Фромм неспроста назвал свою книгу «Искусство любить», а не «Искусство любви». Дело в том, что разница между глаголом «любить» и существительным «любовь» такая же, как между динамичным процессом и статичным результатом. [3] В этой разнице таится, пожалуй, главная идея книги: любить значит не добиваться и достигнуть чего-то, а постоянно практиковать что-то. Любовь как чувство, как взаимоотношение, как состояние бытия не является, по мнению Фромма, чем-то застывшим, напротив, это живой процесс во всём богатстве его проявлений.
Задумываясь о том, как мы любим, кого мы любим, как эта любовь проявляется, довольно трудно что-то выразить вербально. Получаются одни междометия, ведь это такое непростое, такое комплексное переживание! Когда парень признается в любви девушке, он обычно просто говорит: «Я тебя люблю» и этого уже как бы достаточно, большего объяснять уже и не нужно.
Но великий гуманистический философ, автор рассматриваемой книги умозрительно рассмотрел любовь как коренной феномен человеческого бытия, как важнейший фактор повседневной, творческой, половой, социальной жизни. Поэтому его книга даже спустя 60 лет актуальна и её стоит изучать даже как пособие для молодожёнов. Вместе с тем, философская глубина отраженных в книге мыслей настраивает на более серьезное к ней отношение.
1. Распад любви
Книга «Искусство любить» написана в 1956 году. Спустя десятилетие после II мировой войны, в США и в целом в западном мире капитализм набирал обороты. Именно в условиях рыночных отношений, конкуренции и битвы за прибыль написана эта книга, которая долгие годы просто не могла быть понята целостно советскими читателями. И только после развала СССР мы, россияне, стали свидетелями развития капитализма, причем с самыми странными и причудливыми формами, близкими к феодализму, «совку» и криминальной субкультуре.
То есть понять те условия, в которых писалась эта книга, гражданам России на собственной шкуре было дано только после 1991 года. Конечно, советские апологеты пропагандировали эту книгу и использовали её в своих целях, но массовую актуальность она приобрела только со становлением социальных институтов капиталистического общества. То есть тех же институтов и тех же отношений между людьми, о которых Фромм написал главу «Любовь и ее распад в современном западном обществе».
Поняв условия, в которых написана книга, можно понять смысл книги. И сейчас условия в России очень близки к 1956 году. Мы начали отстраивать страну после лихих 1990-х также, как цивилизованный мир восстанавливался после мировой войны, и мы преуспели в этом, рыночные отношения проникли повсюду, обмен превалирует над взаимовыручкой.
Однако кроме материальной жизни, как известно, есть жизнь социальная и духовная. Её капитализм коверкает очень сильно. Об этом процессе Э. Фромм, развивая дискурс о кризисе любви, пишет так: «…человеческая энергия и навыки не обладают обменной ценностью, если при существующих рыночных отношениях на них нет спроса. Владелец капитала может купить труд и заставить его приносить себе прибыль. Обладатель труда должен продавать его капиталисту по существующим рыночным условиям, если он не хочет умереть с голоду. Эта экономическая структура отражена в иерархии ценностей. Капитал господствует над трудом; масса вещей – то, что мертво, имеет более высокую ценность, чем труд, человеческие силы – то, что живо». [4, С.174]
То есть Фромм тут выступает как отъявленный коммунист, как марксист. Это занятно, потому что коммунисты никогда не делали любовь объектом научного исследования и не связывали это чувство с капиталистическими противоречиями.
Казалось бы, зачем в исследовании любви писать про капитал и труд?! Однако, только абстрагируясь от частностей, обладая философским мышлением, можно понять эту связку: «экономика – социальная жизнь – практика любви». Как правило, люди разграничивают эти сферы и понятия, не давая им выступать единым целым.
Понимая взаимосвязь экономики и личной жизни, Фромм, утверждает: «Капитализм заинтересован в людях, которые чувствуют себя свободными и независимыми, не подвластными какому-либо авторитету, принципу или совести и в то же время готовы подчиняться приказу, делать то, что от них требуют; они без конфликта прилаживаются к социальной машине. Ими можно руководить без применения силы, вести без ведущих, заставлять двигаться без какой-либо сознательной цели, за исключением цели делать товар, быть в движении, идти вперед». [4, с.172]
И всё описанное сегодня, в 2018 году, как нельзя точно описывает ту систему, в которой социализируются будущие и настоящие российские влюблённые. Около половины браков в России распадается, и это та реальность, в которой мы живём. И на мой взгляд, ведущим тезисом «Исследования о природе любви» Э. Фромма выступает утверждение, что «люди-автоматы» не способны любить, поскольку их способ бытия нацелен на то, как убить время через развлечения, потребление зрелищ, товаров и услуг... Фромм прямо заявляет: «Человеческое счастье сегодня состоит в том, чтобы развлекаться». [4, с.173]
Таким образом, ключ к пониманию причин искажения практики любви, по мнению философа, в социокультурной среде, которая отчуждает способность любить и быть любимым. Если вдуматься, это очень и очень грустный вывод. Фромм, вслед за другими диалектиками, критикующими капитализм, провозглашает, что подавляющее большинство населения не способно в существующих условиях полноценно любить…
Это такой сильный тезис, что приходится поёжиться, когда до тебя доходит, в каком обществе ты живешь. Поэтому наряду с интересом, книга Фромма порождает грусть: она наводит на мысль, как непросто сейчас построить полноценные отношения с противоположным полом. И тут важно различать отношения, которые мнятся как полноценные, и отношения, которые таковыми являются. [1]
Ведь есть бытие и есть сознание, которые бытие оценивает как таковое. Если развлечения семьи заключаются только в шопинге, а покупки совершаются бесполезные и не жизненноважные, то, наверняка, данная семья будет и любовь свою мыслить как нечто правильное по меркам общества. Как говорится, «Лучшие друзья девушек – это бриллианты»…Фромм критикует фрейдизм как учение о сексуальности, делая выводы о том, что «изучение наиболее часто встречающихся сексуальных проблем (фригидность у женщин и более или менее острые формы импотенции у мужчин) показывает, что причина здесь не в отсутствии знаний специфической техники, а в психологических торможениях, приводящих к неспособности любить». [4, С.180] Действительно, в любых выводах касающихся секса, не надо путать причину и следствие. Любовь – источник и причина, а сексуальные практики и техники – это уже следствие.
2. Интересные моменты
Гуманистический подход к любви как искусству Э. Фромма достаточно последователен, с ним трудно не согласиться, хотя для провозглашения тезисов книги требовалось несколько десятилетий научных поисков и развития всего западного мира. [2]
Кроме того, Фромм довольно подробно и качественно описывает братскую, материнскую, эротическую любовь, а также любовь между родителями и детьми, любовь к себе и любовь к богу. То есть для него любовь возможна в самых широких проявлениях.
И рассуждая о природе любви во всем ее многообразии, Фромм касается самых разных смежных тем, например, одиночества и поведения толпы, индивидуальности и стереотипизации личности. В этих рассуждениях автора можно встретить много интересных аналогий, одной из которых я хочу поделиться, так как она очень яркая.
Фромм пишет: «Большинство людей даже не осознают своей склонности к приспособленчеству. Они живут с иллюзией, что следуют своим собственным идеям и взглядам, что они оригинальны, …Рекламируемый лозунг «это отличается» (it is different) не более как патетическая декламация неординарности, тогда как в действительности она весьма невелика». [4, С.18]
И тут мне пришла в голову потрясающая, один в один аналогия с главным слоганом компании «Apple», которая уже много лет диктует моду на цифровые устройства и позиционирует себя именно как «отличающуюся»:
То есть Фромм за несколько десятилетий до того, как «Apple» стала всемирной корпорацией предвосхитил, предсказал, рекламируемый лозунг «это отличается»! Конечно, это не касается напрямую проблемы любви как таковой, однако косвенно, именно такие лозунги, слоганы и девизы современного общества вызывают духовную импотенцию у влюбленных, вызывают ссоры и конфликты, разводы и порочный замкнутый круг эгоизма личности.
В своей книге Фромм также отмечает широко распространенное словоупотребление понятия «любовь» без искренних чувств. Это действительно так. Вспомнить хотя бы телевизионное шоу-рекорсмен «ДОМ 2». Оно длится уже более 10 лет и главным девизом, рекламной маркой его является призыв «построить любовь»:
INCLUDEPICTURE "https://images.stopgame.ru/games/logos/6463/dom_2_postroj_ljubov.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "https://images.stopgame.ru/games/logos/6463/dom_2_postroj_ljubov.jpg" \* MERGEFORMATINET
Ясно, что на шоу вместо любви мы наблюдаем только сплетни, ссоры, ругань, драки, обманы, измены, коварство и всяческие подлости и прочие девиации. Никакого отношения к любви это не имеет, однако само слово «любовь» крайне обесценивается, в том числе и этим шоу.
Таким образом, исследование любви у Фромма, по сути, становится изучением целого ряда социальных явлений: культа потребления, удовольствий, развлечений, власти, денег, карьеры, успеха, славы, обладания, деструктивности, бегства от свободы, стадного конформизма, эгоизма, мифологизации сознания, господства псевдоценностей, псевдокультуры, этического релятивизма.
Все эти приметы времени таковы, что молодые семьи зачастую оказываются приговорены страдать не по собственной вине. Цель человека – быть самим собой, а условие для достижения этой цели в том, чтобы быть для самого себя, - считает в конечном счете Фромм, но люди ищут цели и смыслы собственной жизни в чем угодно внешнем по отношению к личности, но только не в себе самом.
Жизнь – это искусство, любовь – это искусство. Но современный человек забывает об этом, понимает любовь как нечто само собой разумеющееся, не требующее особого отношения. [5] Учиться следует только тому, что делает его специалистом, профессионалом, работником. Общество приучило человека к мысли, что вовсе не его счастье является целью его жизни, а служебный долг или успех. Для обывателя важно всё, кроме его собственной жизни и искусства жить. Он живет для чего угодно, только не для себя, - полагает Фромм.
Это означает, что корни «человеческого» в человеке следует видеть не в его особой предметной природе, а в сфере самих условий человеческого существования в мире. Э. Фромм выдвигает идею об изначально противоречивой природе человека. Человек определим только через процесс, а не через признак результата.
Поэтому философ стремится найти способы разрешения дихотомий человеческого существования, ликвидации различных форм отчуждения человека, определить пути оздоровления современной культуры и цивилизации с ее потребительскими ценностями, деперсонализацией, дегуманизацией социального характера, показать перспективы свободного и творческого отношения к любви.
Подлинной ценностью Фромм считает способность к любви, ибо любовь в его понимании, служит критерием бытия и дает ответ на вечную проблему человеческого существования.
Любовь – это искусство, требующее опыта и умения концентрироваться, интуиции и понимания, словом, его надо постигать.
Заключение
Итак, обыденные представления современного общества о любви не соответствуют реальности данного феномена. Несмотря на всеобщую потребность в любви, люди часто не вдаются в детали этого чувства и оценивают его значимость довольно поверхностно.
Это позволило Фромму выделить самое распространенное представление, согласно которому, основная проблема любви как искусства заключается в том, чтобы все хотят быть любимыми, но мало кто готов развивать личную способность любить. Указанный стереотип неправильно расставляет приоритеты жизненных устремлений, в результате чего человек прибегает к способам обольщения или замещения.
Овладеть искусством любви означает понять себя, принять другого и постоянно самосовершенствоваться во взаимоотношениях. Однако общество навязывает нам другое понимание любви как взаимовыгодного симбиоза, как форму товарного обмена, как наслаждение от потребления.
Любовь как желаемое обладание или как постоянное бытие – вот ключевое противоречие личной жизни современного человека, которое или подавляет и губит или даёт силы для новых свершений.
Список использованных источников
Дорофеева Е.В. Любовь как искусство «быть» // Актуальные инновационные исследования: наука и практика. 2015. № 2. С. 7.
Колосова К.А. Философия любви Эриха Фромма // Новая наука как результат инновационного развития общества. Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2017. С. 97-100.
Паклина М.А. Постижение искусства любить // Мировоззренческие основания культуры современной россии Сборник материалов VIII Международной научной конференции. Под редакцией В.А. Жилиной. 2017. С. 274-276.
Фромм Э. Искусство любить. М., АСТ, 2010. 223 с.
Чёрный Ю.Ю. Фундамент мирозданья: искусство любить - способность зрелой личности // Библиотечное дело. 2015. № 19 (253). С. 2-8.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!