это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1256512
Ознакомительный фрагмент работы:
Идеология обозначает уровень общественного сознания и
представляет систему политических, правовых, нравственных, эстетических,
религиозных и философских взглядов. В системе этих воззрений осознается
и оценивается отношение людей к социальной действительности.
Идеологические формулы эстетизируют критерии стратификации и
тем самым структурируют социум, определяя каждому его служение и его
роль в общем деле. Идеология немыслима без пропагандистских лозунгов, а
лозунг – без яркости изложения. Убедительность лозунгов идеологии
заключается не в количестве и не в академичности доказательств, а в красоте
сказанного, за которой – оригинальность мышления и опыт идеологов.
Формируемая под воздействием идеологических установок
нормативность бытия имеет определяющее значение в институализации
жизни граждан России. Доминирующая в обществе идеологическая
установка форматирует не только политические и культурные основы
повседневности, но существенно меняет аксиологические приоритеты,
воздействует на модели поведения, а также на моральные, этические
аспекты совместного бытия. 1 Например возрождение религиозной жизни в
новой России в отличии от СССР показывает рост духовности народа нашей
страны. При этом в России за всю ее историю власть сама не была
заинтересована в политпросвещении масс. Роль индикатора нравственности
власти и одновременно катализатора духовного развития народа выполняла
церковь, имевшая и моральное право, и достаточное гражданское мужество
брать на себя оценку проблем и поиск их решения (митрополит Алексий при
Иване Красном, Филипп – при Иване Грозном, патриархи Иов и Гермоген в
Смутное время). После Петра I церковь была интегрирована во власть, и
«третья сила» в России исчезла, дабы воскреснуть позже в миссии русской
интеллигенции. 2
Современные методы формирования идеологических установок в
Российской Федерации начала третьего тысячелетия обусловлены условиями
международной напряженности и западных санкций. В силу этого
методология формирования идеологических установок в Российской
Федерации является важной и неотъемлемой частью стратегии
национальной безопасности нашего государства и его граждан. Это особенно
важно в условиях разворачивания информационной войны стран запада
против России, когда угрозы направлены на подрыв национальных
культурных ценностей нашей страны являющихся достоянием мировой
цивилизации. Как показывает отечественная и мировая практика культурного
развития в мире третьего тысячелетия для обеспечения культурной
безопасности страны необходимо формирования идеологических установок в
целях сохранение и развитие национальной идентичности. Это в полной мере
обеспечивается принятием в 2014 году «Основ государственной культурной
политики» и в 2015 году «Стратегии национальной безопасности Российской
Федерации».
В декабре 2014 г. президентом России был подписан документ
под названием «Основы государственной культурной политики (Основы
ГКП)». В.В. Путин обозначил уникальность документа, в котором, по
его словам, обозначено «всеобъемлющее понимание культуры». 3 Этот
документ заложил основу того, что государственная культурная политика
является неотъемлемой частью стратегии формирования идеологических
установок Российской Федерации.
Государственная политика в свете формирования идеологических
установок исправляет сложившееся в последние десятилетия впечатление,
что культура рассматривалась лишь как сфера досуга и развлечений. В
непростых условиях ХХI века для Российской Федерации необходимо
сохранение, производство, распространение духовных ценностей.
Соответственно в Основах ГКП появляется положение о «духовной сфере»
культуры как «системе представлений о мире и человеке», о «ментальности
российского народа», и о «нематериальном культурном наследии». 4
Для данного документа характерно то, что он отражает содержание
стратегического направления развития отечественной культуры как
важного элемента формирования идеологии России. Великий русский
философ И.А. Ильин писал «Мы должны освоить волею наше прошлое и
волею замыслить наше будущее». 5 Государственная культурная политика
должна служить практическим обоснованием реализации этого направления
развития нашей страны, причем в контексте обеспечения формирования
идеологических установок.
В число основных политических идеологий современной России
входит демократия как идеология. Наш народ имеет давние традиции
Новгородского вече и Земских соборов. Однако в современном понимании
идеологии в российской политической науке эта идея постепенно
трансформируется в идею всеобщих выборов, на которых граждане России
решают важнейшие вопросы – a именно вопросы власти.
В процессе демократизации России первостепенной задачей идеологии
является увеличение политической активности населения страны,
формирование гражданского общества и др. В этой связи в новом свете
предстают вопросы эффективности выстраиваемых политических
коммуникаций власти и общества.
Пункт второй 13-я статьи Конституции РФ гласит «Никакая
идеология не может устанавливаться в качестве государственной или
обязательной». Следовательно, идеология не может быть назначена властью.
В условиях вакуума наибольшую популярность в обществе идея о том, что
патриотизм - основная русская национальная идея. Фактически современная
идеология русской демократии включает в себя, прежде всего систему
ценностей, политическую доктрину, и экономическую доктрину, то есть
устойчивые представления о том, какое для носителей данной идеологии
желательное предпочтительное, политическое и экономическое устройство
общества.
Демократическая идеология нужна России для консолидации
нации. Она должна содержать в себе базовую систему ценностей, и
приоритетной ценностью должен быть человек, с его естественными
правами, данными ему от рождения. В Конституции РФ записано, что
приоритетными в построении политической системы России являются права
человека. 6 Демократия означает, что государство и власть должны быть
направлены на защиту этих прав человека.
Демократическая идеология – это не декларирование лозунгов, а
цели и ценности. Это то, чего человек хочет достичь, и то, чем в этом своем
стремлении он не может поступиться. В России в неё входят такие понятия
как духовность, суверенитет народности, свой национальный путь. Именно
эта основа сегодня, как мне кажется, и должна лечь в фундамент
демократической государственной идеологии нашей страны.
При этом нужно учитывать тот факт, что как показывает отечественная
и мировая практика общество для ХХI века создает особые условия для
проявления идеологии, выражающиеся в диверсификации информационного
пространства, снижении роли политических партий, имиджевой
дискредитации многих фундаментальных идеологических установок. В
Российской Федерации это проявляется в аполитичности большинства
населения, низкой явке на выборы и т.п.
Свою роль в этот процесс внесла идеология либерализма. Это и
интеллектуальная, и нравственная установка, которая признаёт политические
и экономические права в пределах, ограниченных действием законов;
создание государства на основе консолидации с целью реализовать
естественные права человека; верховенства закона в осуществлении
социального контроля; и абсолютная ценности человеческой личности;
защищенность от государственного вмешательства, в частную жизни
человека; автономия индивидуальной воли; ограничения объема и сфер
деятельности государства и др.
Либерализм является противником любой формы деспотизма в
обществе, в том числе и большинства над меньшинством граждан. Давая свое
определение гражданского общества как общества равноправных людей
нужно помнить, что в равном обществе ни равенство, ни большинство
голосов не определяют, что должно быть предпринято всеми для цели
общества; иначе большая часть членов имела бы верховную власть над
меньшею, что противно понятию равного общества.
Современным либерализмом провозглашён девиз: максимум
притязаний при минимальных усилиях. Т. е., если раньше «главным
ресурсом цивилизации теория прогресса признавала творческую
способность человека», то ныне акцент сместился в духе пассивного
экономического потребительства. Человек уже – не творец, а потребитель.
А поскольку планетарные ресурсы признаны раз и навсегда
ограниченными, то дальнейшая человеческая история стала мыслиться
как безжалостная конкуренция потребителей. Рынок выступает как
процедура выбраковки человеческой массы, отлучённой от дефицитных
благ цивилизации. Эта идеология России не подходит.
Напротив наибольшую силу, особенно, во властных структурах России,
консерватизм — это постоянно развивающаяся сила идеология призванная
сохранять заведенный порядок, сопротивляющаяся резким переменам. За
это ее порой критикуют, но с этой идеологией необходимо считаться. Власть
сегодня не хочет перемен, это учитывает новый российский консерватизм,
который набирает силу среди граждан старшего поколения. Развитие
консерватизма основано на том что эта сила в состоянии защитить и поэтому
она — самое ценное для стабильности. За это консерватизм ценят те кто у
власти и не хотят воспевать те кто не имеет доступа к ресурсам. Молодежью
консерватизм не принимается. Он оценивается как сила не всегда
положительно, чаще представляя собой препятствие, которое нужно
преодолеть. Консерватизм как идеология для России это нечто устаревшее,
но надежное, качественное, связанное с разумным эволюционным развитием
и движением вперед. Все указанные признаки включаются в структуру
многократно описанного варианта современного русского консерватизма, что
позволяет расширить его содержания для решения насущных задач
государственной идеологии России.
Однако идеологи либерализма, консерватизма не учитывают тот факт
что мир изменился. Современное общественное развитие приводит к
умножению количества информационных потоков и диверсификации того
коммуникативного пространства, в котором и возможно формирование
идеологий. 7 В политическом процессе общества оказалась снижена роль
традиционного создателя и ретранслятора идеологий — политических
партий. Специфика экономического и политического процесса общества
привела к снижению классовой конкуренции, всегда рассматривавшейся
политиками учеными в качестве базовой для развития идеологий. При этом
на политические идеологии современной России сильно повлиял тот факт
что сама идея всеобъемлющих, масштабных проектов переустройства
общества сильно дискредитировала себя в ХХ веке и потому
жизнеспособность подобных масштабных систем убеждений в современном
обществе оказалась под сомнением.
Признавая определенную убедительность и справедливость
перечисленных аргументов, мы тем не менее в своих рассуждениях пришли к
выводу, что ни один из них не доказывает однозначно факт исчезновения
идеологий из жизни современного общества. Все это лишь свидетельствует о
том, что режим функционирования идеологических систем меняется.
Своеобразная мимикрия идеологии в российском обществе может
проявиться в трех взаимосвязанных тенденциях.
Во-первых, в диверсификации пространства формирования идеологий.
Во-вторых, в их концептуальной гибридности.
В-третьих, в локальности вопросов, которые ложатся в основу их базовой
риторики.
Рассматривая современное российское общество можно видеть, что
такие трансформации феномена идеологии действительно имеют место. В
силу интернетизации общества в России произошла отчетливая
диверсификация того коммуникативного пространства, в котором
происходит конкуренция видений развития общества: все более активную
роль в этом пространстве начинают играть рядовые граждане, выражающие
свое мнение в Интернете.
Сегодня патриотизм составляет главный «державный» компонент
идеологии; его нужно культивировать, но разговоры о нем, обсуждение и
мероприятия по развитию патриотизма ведут к его «забалтыванию». Важно
отметить: идеология не тождественна национальной идее, которая есть
тактика на основе стратегии. Но сегодня в России нет и национальной идеи и
поэтому все нужно создавать вместе.
Вся риторика политических дискуссий в России является
принципиально гибридной и строится на хрупком балансе идей социализма,
консерватизма, либерализма. Все ценности, служившие базой социализма,
либерализма и консерватизма в российском социуме подверглись ревизии:
значимые в текущем времени вопросы получили большое внимание, тогда
как другие, не имеющие сиюминутной значимости, оказались отброшены. 8
При этом идеология способна не только создать образ будущего, но
также и воспитывать нетерпимость, неприятие отталкивающего, не-
красивого, в первую очередь – нравственно уродливого, пошлого. Таким
образом, наличие в стране идеологии означает еще и привитый гражданам
идеологический иммунитет, обеспечивающий политическую и социальную
стабильность. Исходя из сказанного, нетрудно догадаться, насколько
разрушителен потенциал мыслей об отсутствии или запрете идеологии в
качестве государственной или общеобязательной.
Идеология всегда государственная потому, что представители власти
обязаны служить примером ответственности и компетентности. Государство
через идеологию реализует свою миссию которая заключается в ясном
обозначении перспективы национального развития. История не раз
показывала примеры когда власть никуда не ведет или упрямо тянет народ в
прошлое, люди рано или поздно почувствуют, что из граждан превратились в
заложников государства, и раз за разом будут пытаться освободиться от гнета
бесперспективной, архаичной догмы
Можно сделать общий вывод, что сегодня России для сохранения
национальной и государственной идентичности нужна идеология. В пользу
демократической идеологии говорят все факты из многовековой истории
нашей Родины. В современных условиях идеологию можно рассматривать
как целенаправленную, сложную, наделенную свойством
институциональности систему, имеющую постоянно совершенствующуюся
внутреннюю среду, кардинально влияющую на повседневность
человеческого существования.
Список источников и литературы
Источники:
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Юрайт, 2018.
2. Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 г. № 808.
Об утверждении Основ государственной культурной политики.//
[Электронный ресурс] http://kremlin.ru/acts/bank/39208
Литература:
3. Бызов Л. Г. Динамика политических ценностей россиян // Горшков М.
К., Петухов В. В. (ред.). Российское общество и вызовы времени. Книга
пятая. М.: Весь мир. 2017.С. 235–252.
4. Валлерстайн И.После либерализма / Пер. с англ. М. М. Гурвица, П. М.
Кудюкина, П. В. Феденко под ред. Б. Ю. Кагарлицкого. М.: УРСС.
2017. 344 с.
5. Грачев М. Н. Политическая коммуникация: теоретические концепции,
модели, векторы развития. – М.: Прометей, 2014.- 337 с.
6. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Ильин И.А. Собр. соч.: Т. 1.
М.: Вече, 1993. 344 с.
7. Кара-Мурза С. и др. Лекции по политологии. М.: Научный эксперт,
2014. - 304 с.
8. Орлов И.Б. Патриотизм в истории России: государственная идеология
и ценностный потенциал // Государственная идеология и современная
Россия: материалы Всероссийской научно-общественной конференции.
М.: Наука и политика, 2014. -355 с.
9. Путин В.В.Основы государственной культурной политики.//Культура.
26 декабря 2014.С.1.
10. Сересова У.И. Социальная политика и левая идеология в России: от
революции и советского патернализма к современности //
Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2018. №2
.С.28-32.
11. Симашенков П. Д. Идеология и идеологический иммунитет // Концепт.
2018. № 5.С.2-4.
12. Соловьев А.И. Политическая идеология: логика исторической
эволюции.//Политические исследования. 2015. № 2. С. 5-23.
13. Фролова С.М. Идея соборности и ее кризис в период советской
действительности // Известия Саратовского университета. Новая сер.:
Философия. Психология. Педагогика. 2017. С.110-115.
14. Честнейшин Н.В. Соотношение универсальных и относительных
ценностей в аксиосфере консерватизма и либерализма // Манускрипт.
2018. №1.с.80-87.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!