это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1257529
Ознакомительный фрагмент работы:
В сегодняшних условиях предпринимательская деятельность компаний и особенно граждан осуществляется на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, которые определяются организационно-правовой формой компании. При этом государство не несет ответственности за результаты производственно-хозяйственной деятельности.
Вместе с тем, изменчивость внешних условий (периоды нестабильного состояния экономики, сопровождаемого инфляционными процессами, сверхдорогими кредитами) приводит к тому, что практически любой предприниматель работает в условиях неопределенности. Именно неопределенность выступает в качестве источника риска. Неполнота и недостоверность информации характерны для большинства плановых задач.
Так что же такое предпринимательский риск? Риск – понятие сложное и многоаспектное. В специальной литературе нет единого мнения относительно определения сущности предпринимательского риска, но в одном специалисты однозначны: предпринимательство – это та деятельность, которая всегда связанная с риском.
Классическое определение риска заключается в том, что риск – это в люьом случае, ущерб и возможные потери.
Основные моменты, которые являются характерными для рисковой ситуации, такие как:
случайный характер события, который определяет, какой из возможных исходов реализуется на практике;
наличие альтернативных решений;
известны или можно определить вероятности исходов и ожидаемые результаты;
вероятность возникновения убытков;
вероятность получения дополнительной прибыли.
Таким образом, категорию «риск» можно определить как опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, который рассчитан на рациональное использование ресурсов в данном виде предпринимательской деятельности.
Хотя предпринимательский риск чаще всего приравнивают с возможностью финансовых потерь или невозможности получения ожидаемой прибыли, иногда он рассматривается и как вероятность превысить ожидаемую прибыль.
Предпринимательский риск - это опасность потенциальной потери ресурсов или отклонение от нормативного варианта, ориентированного на рациональное использование ресурсов.
Фактор риска заставляет предпринимателя экономить финансовые и материальные ресурсы, обращать особое внимание на расчеты эффективности новых проектов, коммерческих сделок и т. д.
Классификация предпринимательских рисков весьма немаленькая. Приведем несколько видов рисков, которые присущи компаниям, осуществляющих деятельность, направленную на извлечение выгоды из своей деятельности.
Все существующие предпринимательские риски можно разделить на две большие группы в зависимости от сферы их возникновения: субъективные и объективные.
Причиной объективных рисков является внешняя относительно бизнес-проекта среда - экономическая ситуация в стране, спад спроса на предложенный товар/услугу, инфляция и т.д. Логично, что на объективные риски предприниматель повлиять не может, единственное, что может сделать он в этом случае – переформатировать свой бизнес-план под новые условия.
Субъективные риски возникают в рамках самой компании и могут быть вызваны неэффективным управлением, безграмотной маркетинговой политикой и т.д. Наличие и последствия рисков, возникших внутри предприятия, напрямую связано с деятельностью предпринимателя и его команды.
Исходя из условия возникновения, можно выделить три разновидности предпринимательских рисков:
связанные непосредственно с личностью предпринимателя;
возникающие ввиду недостатка информации о внешних факторах, оказывающих влияние на бизнес;
вытекающие из хозяйственной деятельности субъекта.
Также предпринимательские риски можно классифицировать на: кратковременные и постоянные. Кратковременные риски возникают в течение определенного ограниченного промежутка времени, а затем исчезают (риск утраты товара при его транспортировке или возможность неплатежа контрагентом по сделке).
К постоянным относят риски, вероятность возникновения которых имеется на всем протяжении деятельности предприятия. Часто постоянные риски зависят от географического положения предприятия и являются объективными.
Статические и динамические риски. Статические предпринимательские риски всегда несут убыток бизнесу, в то время как последствием динамических рисков можно управлять. Примерами статических рисков могут выступать стихийные бедствия, преступные действия, неблагоприятное законодательство. Динамические – это риски непредвиденных изменений, которые возникают вследствие управленческих решений и политических или экономических изменений в обществе.
Страхуемые и нестрахуемые риски. Страховые риски – события или совокупность событий, последствия наступления которых целесообразно застраховать. К страховым рискам относятся риски, связанные с целенаправленной деятельностью человека и риски, возникающие вследствие природных катастроф. Потери, возникшие в результате страховых рисков, покрываются страховщиком.
Отметим, что по законодательству РФ могут быть застрахованы только определенные виды предпринимательских рисков, остальные относятся к нестрахуемым, и результаты их возникновения предприниматель покрывает из собственного кармана.
Оправданные и неоправданные риски классифицируются в зависимости от прогнозируемого результата, который может возникнуть после их преодоления. Оправданные риски имеют высокую степень эффективности для компаний в момент принятия решения о вероятности их возникновения, однако тут следует учитывать динамичность риска и постоянно контролировать его развитие. Неоправданные риски имеют низкий коэффициент пользы для предприятия и могут принести неблагоприятные финансовые последствия.
Риск в сфере туризма – характеристика деятельности, осуществляемой предприятием туристского бизнеса в ситуации неизбежного выбора при вероятности благоприятных или негативных последствий предпринятых действий.
В самом начале мы обозначили, что риск непосредственно связан с неопределенностью. Если ранее неопределенность в сфере туристских услуг была связана с ассортиментом предлагаемых услуг, величиной затрат, то в реалиях современной жизни различные неопределенности создаются с приходом многочисленных новых технологий, изменениями в предпочтениях туриста, выбор которого стал намного шире и диктуется существующими базовыми потребностями.
В данном случае можно предположить некоторую идентичность понятий «неопределенность» и «риск» для туризма. Однако ситуации, связанные с риском, и обстоятельства, возникшие в результате неопределенности, разные. Речь идет о риске, означающем ситуацию, в которой предприниматель не знает точно, что произойдет, но предполагает вероятность каждого из возможных исходов, в то время как неопределенность означает недостаток информации о вероятных будущих событиях. Риск может возникнуть и как результат непрерывно меняющихся условий деятельности компании и изменения поведения субъектов рынка, что требует быстрой переориентации деловой активности.
Предпосылками к повышению риска при принятии решений предприятиями сферы туризма могут стать мотивации и желания туриста, увеличение конкуренции в этом сегменте рынка. Эти причины возникновения рисков являются первичными.
Повлиять на развитие ситуации могут неблагоприятные и непрогнозируемые факторы, возникшие в результате случайности. Спланировать случай невозможно. Одинаковые услуги туристских компаний могут удовлетворять или не удовлетворять потребительский спрос в различных сегментах, регионах и в разное время.
Следующим фактором, создающим экономическую неопределенность, можно считать антагонизм, т. е. деятельность других субъектов туристской сферы, стремящихся уменьшить возможности наступления благоприятного для предпринимательской работы конкретной фирмы развития событий, что также ведет к отрицательному результату. Можно говорить об открытом противодействии организаций в рамках одной сферы деятельности, ибо все туристические компании заинтересованы и в клиентах, и в опытных менеджерах.
Наблюдающаяся экономическая нестабильность в России влечет неустойчивость спроса практически во всех сферах предпринимательской деятельности, в том числе и в сфере туризма. Это в свою очередь способствует возможному риску снижения цен конкурентами, а за ним и вероятному риску отказа покупателя от туристской путёвки и от оплаты тура, вследствие чего может возникнуть конфликтная ситуация и привести к риску утраты благоприятного имиджа туристского предприятия.
Например, сейчас в связи с ростом котировок на рынке иностранной валюты в туристских компаниях возрастает и валютный риск. При покупке туристского продукта клиенты туристских компаний, как правило, производят оплату тура в два этапа. В момент бронирования туристской услуги заказчик тура оплачивает аванс в размере не менее 30% от стоимости приобретаемого турпакета. После подтверждения туристской брони, в течение указанного в договоре срока, клиент обязан заплатить оставшуюся сумму. Окончательный расчет происходит по курсу валют, существующему на день оплаты оставшейся суммы. Поскольку при конвертации валют разница в стоимости может оказаться существенной, заказчики могут не согласиться оплатить ее. В итоге во взаимоотношениях с ними происходит конфликт.
Как утверждают многие специалисты, в большинстве случаев деятельность туристских компаний носит стихийный характер. Этому способствуют следующие факторы.
Во-первых, проблемы организационно-структурного характера. Штатное расписание организаций, как правило, не предусматривает наличия структурных единиц (подразделений или отдельных должностных лиц), в обязанности которым была бы вменена специализированная предпринимательская деятельность, например, служба или отдел маркетинга, отдел по развитию, коммерческая служба и т. д.
Во-вторых, потребность туристских компаний в активной предпринимательской деятельности делает актуальной необходимость разработки его руководством инновационных решений. В подавляющем большинстве случаев организация предпринимательской деятельности является зоной ответственности высшего менеджмента предприятия.
Таким образом, происходит выявление и реализация факторов предпринимательских рисков в туристско-рекреационной сфере. Они напрямую связаны с тем, что конкретное лицо или группа лиц производят оценку рисковых ситуаций, проявляющихся в ходе реализации хозяйственной деятельности предприятия, и формируют целый ряд вероятных исходов их осуществления, совершая при этом свой выбор из большого количества альтернатив. Восприятие рисковой ситуации зависит от склада ума, особенностей характера, психологической устойчивости, уровня образования личности и др.
В-третьих, взаимодействие индивидуальной и коллективной ответственности при работе с риском. Индивидуальнее навыки принятия решений в рисковых ситуациях, связаны с личностными особенностями работника. Исключение составляют некоторые крупные туристские компании, в которых применяется коллегиальная ответственность.
Как показывает практика, коллективная ответственность не является оптимальным способом принятия решения, т. к., с одной стороны – снижается уровень психологического необходимого напряжения работника, с другой – разделение ответственности резко снижает их эффективность.
В-четвертых, услуги, оказываемые туристским компаниями специфичны, их особенность заключается в глубокой социальной направленности, целью которой является удовлетворение человека в одной из его главных потребностей – потребности в отдыхе.
На основании вышеуказанных факторов можно сделать вывод о противоречивости предпринимательских рисков в сфере туризма. С одной стороны, риск побуждает предпринимателей к поиску новых актуальных для общества идей развития собственного бизнеса. Неординарный подход дает возможность для развития новых предпринимательских направлений деятельности, способствует преодолению негативных консервативных, догматических, психологических барьеров, позволяет осваивать новые горизонты.
Список литературы
Александрова А.Ю.: Международный туризм-М.: Аспект-пресс, 2015; - 597 с.
Гонца Е. А. Бизнес и предпринимательский риск // Экономическая наука и практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 145-147.
Давыденко И.Г. Дефинициальная определенность и типологизация туристских финансовых рисков. // Теория и практика общественного развития. 2015. № 22. С. 48-51.
Зобова Е.В., Яковлева Л. А., Косенкова Ю. Ю. Специфика рисков в туризме в Российской Федерации //Социально-экономические явления и процессы. – 2017 - № 5(12) 12. – С. - 62-69.
Кабаков В.С. Предпринимательские риски: сущность, виды, возможности управления//Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. – 2015. - № 6 – С. 81-86.
Кречмар М.: Книга путешественника, или Дзэн-туризм / Михаил Кречмар. - Москва: Огни, 2016. - 963 c.
Подлобошникова Е. М. Управление предпринимательскими рисками //Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2013. - № 18. – С. 123-142.
Соколова С. В. Предпринимательские риски в сфере услуг // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. - 2015. - № 1. – С. 79-85.
Тэпман Л.Н. Риски в экономике: учеб. пособие для вузов / под ред. В.А. Швандера. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 380 с.
Управление рисков в рыночной экономике / В.Н. Вяткин, В.А. Гамза, Ю.Ю. Екатеринославский, Дж.Дж. Хэмптон. - М.: Экономика, 2014. - 195 с.
Шахов В.В., Миллерман А.С., Медведев В.Г. Теория и управление рисками. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 224 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!