это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1262166
Ознакомительный фрагмент работы:
В настоящее время в России происходят большие перемены в условиях формирования полноценной личности. Личность – это сущность человека, то есть самое главное в нем, то, что отличает человека от прочих биологических видов. [6] Личность в человеке формируется в процессе социализации, то есть в ходе включения индивидуума в социальные отношения.
Проблема социализации всегда актуальна. Обязанность психологов, педагогов и родителей создать для ребенка социальную сферу развития, поле деятельности, среду общения, приспособить подростка к нынешним условиям жизни, создать чувство коллективизма и умение работать и жить в коллективе, воспитать гражданина-патриота, воспитать самостоятельность, инициативу, профессиональную ориентированность, организовать плодотворный и интересный досуг, и развить творческие способности подростка. [1]
Социализация – это процесс формирования социального «Я». [7] Она заключает все виды присоединения личности к культуре, воспитания и обучения, с помощью которых человек находит нужную социальную природу. Самой эффективной социальной силой, которая оказывает влияние на становление личности, считается система образования, в ее состав входит и подсистема дополнительного образования.
Процесс социализации подростков в настоящее время происходит в условиях ослабления политического и идеологического давления, самостоятельности подростков и увеличения социальной инициативы. Социализация сопровождается критическим осмыслением опыта старших поколений, переоценкой ценностей и новыми представлениями о будущем общества и о своём личном профессиональном будущем. Другими словами, с одной стороны подрастающему поколению нужно принять объективные условия жизни общества, а с другой – выработать свою позицию в условиях, когда происходят активные социальные образования, которые изменяют субъективные установки в сознании подростков. [8]
Так отрочество считается границей перехода из детства во взрослый период жизни и сопровождается разнообразными радикальными психическими и физиологическими изменениями. Но главными считаются перемены, которые модифицируют отношения подростка с обществом и его институтами. При однообразии биологических процессов данные перемены очень различаются друг от друга в разных социокультурных условиях.
Для общего рассмотрения социализационных процессов в нынешнем российском обществе стоит привести ряд факторов, которые оказывают влияние на процесс социализации.
Факторы социализации в общем виде можно выделить в трех группах:
Макрофакторы – государство, общество, окружающий мир.
Мезофакторы – Интернет, СМИ, тип поселения, этнос.
Микрофакторы – школа, подростковые группы, семья. [3]
Так, на самом деле, социализация личности проходит в содействии с большим числом разных условий, которые в той или иной степени активности оказывают влияние на ее развитие. Однако степень изученности данных условий очень мала. Указанные выше факторы социализации тоже имеют разную степень изученности. Но те данные, которые все же имеются, позволяют сделать оценку нынешнего состояния социализации.
По данным статистики на 01.01.2018 г. в Российской Федерации проживает около восьми миллионов подростков в возрасте от 10 до 15 лет. Это 6 процентов от общего населения страны. Так за последние двадцать лет численность подросткового населения в России заметно снизилась, еще в 2000 году в Российской Федерации насчитывалось около 10 миллионов подростков. Поэтому следует считать, что социальная структура современного общества находится в состоянии нестабильности. [13]
Если же описывать социализацию именно как сам процесс, то можно отметить то, что такой процесс берет свое начало в семье, и только потом подросток усваивает все нормы и ценности, заложенные в обществе. Если же в семье первичная социализация проходит не гладко, то это показывает на наличие некоторых проблем, которые оказывают значительное влияние, то в будущем у такого ребенка могут появиться другие проблемы с усвоением общественного опыта и норм. [2] Дальнейшая социализация также влияет на подростка, но не так сильно, как влияет на него семья.В неблагополучной семье в основном лидирует низкая социализация ребенка, что означает наличие проблем социализации у большего количества подростков. [4] (Рис. 1).
Рисунок 1. Определение социализированности подростков
В настоящее время доказано, что у детей из неблагополучных семей наблюдаются проблемы в познавательном, ценностно-ориентированном и деятельностном аспектах. Также это проявляется и в нарушении усвоения значимых в социальной жизни умений и знаний, именно поэтому важно принимать во внимание особенности социализации ребенка в подростковом периоде. [9] Подросток особенно сильно подвергается воздействию группы, поэтому у него проявляется выраженная настойчивость, повышенная самоуверенность, импульсивность, центральные новообразования: абстрактное мышление, самосознание, чувство взрослости и половое созревание.Особенностью такого возраста считается наличие «человека-идеала», который играет роль некого морального эталона, на чье поведение равняется подросток. [5] Идеал присущ больше подросткам и детям как некоторый цельный образ. В процессе становления личности, взросления индивида роста области ее самореализации, идеал разделяется на ценностные ориентиры и теряет часть своей образной целостности.
В решении вопроса: «Кому мне подражать и каким мне быть», 41,6% подростков хотят быть похожими на самих себя (быть ни на кого не похожими), 21,6% назвали своим идеалом маму, 16,8% - папу, 13,9% - назвали героя фильма, книги, певца и 12,6% выбрали знаменитого спортсмена. Меньшее число подростков хотят быть похожими на своего сверстника – 5,1%. Разные представители неформальных групп стали идолом для 5,1% детей. Учителю хотят подражать лишь 4,8%, космонавту – 1,7% а государственному деятелю – 1,6%. Наглядно представим это в диаграмме. [12] (Рис. 2).
Рисунок 2. Идеалы для подростка
Если же рассматривать данное распределение по половому признаку, то можно отметить то, что мальчики отдают предпочтение бизнесмену – 26,4%, папе – 21%, музыканту (певцу) – 20%, спортсмену – 28,6% панку, хиппи и пр. – 9,7%, гос. деятелю – 3,24%. Девочки же выбрали в качестве идеала себя – 48,4%, маму – 25,5%, ровесницу – 8,65%, учителя – 5,6%. [12] (Рис. 3)
Рисунок 3. Распределение по половому признаку.
Круг людей для ориентации и самосовершенствования в социальной жизни повествует о разнообразности жизненных и личностных стремлений подростков. Число выборов показывает самостоятельность и неоднозначность оцененных ими личных качеств и действий людей.
Невзирая на значимость изменений в обществе, стоит обратить внимание на то, что подростки существенно легче и быстрее адаптируются в постоянно меняющихся социальных условиях, так как они принимают это как данность. Все это способствует росту автономии подростков от взрослого поколения. Разница между взрослым и подростковым восприятием, самореализацией и стилем жизни становится все заметнее. [11] Это обуславливается тем, что много нормы, которые еще не приняты у взрослого поколения, уже наблюдаются у подростков.
Поэтому можно смело говорить о том, что динамичность пермены сознания подрастающего поколения – это главная особенность этой социально-демографической группы. Молодое поколение это сложный, но особо интересный объект для изучения. Обязательной и неотъемлемой частью их жизни является стадия перехода во взрослую жизнь, то есть в мир сложных политических, экономических и социальных отношений. [10] Однако, не взирая на то, что подросток находится в этом периоде в состоянии неопределённости, ему необходимо активно усваивать модели и образцы поведения, основные нормы, получать новые знания и полезные умения, присоединяться к традициям и ценностям, которые присущи его внешнему социальному окружению.
Результаты исследований дают возможность сделать вывод о том, подрастающее поколении современной России – это в основном молодые люди, настроенные позитивно, имеющие большое количество ума, желаний и сил для жизни в социуме, строящие планы на будущее и умеющие ценить свое настоящее. Такое поколение нельзя назвать потерянным, так как подростки знают чего хотят, на что надеются и во что верят. Социальные ориентиры подрастающего поколения в основном позитивны. Подростки в современном мире принимают и понимают гражданскую и социальную ответственность через личную ответственность за свои поступки и самого себя.
Таким образом, главная цель процесса социализации подростка заключена в том, что необходимо перевести человека из биологического состояния в социальную самостоятельную личность, которая обладает собственным самосознанием. Подросток, осознающий свой образ и понимающий свою индивидуальность, и в конечном итоге находит свое место в жизни и играет значительную роль в обществе.
Социализация личности подростка в обществе вечных перемен зачастую не проста, подросток не успевает за активном ходом событий в современном мире. Поэтому прослеживается достаточная область дезадаптации подростков. Однако подростковый период является главным периодом в психологического и социальном развитии личности. Уже не ребенок, но еще не взрослый, человек сталкивается на своем пути с разными социальными нормами и новыми ролями, это составляет сущность задачи, которая стоит перед подростком. Поэтому основание дальше продолжать работать над социализацией подростков никогда не перестанет быть актуальным.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
"Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) [Электронный ресурс] // Портал Организации Объединенных Наций. Режим доступа: http://www.un.org/russian/documen/ convents/childcon.htm (Дата обращения: 28.11.2018).
Абраменкова В.В. Социальная психология детства: Учебное пособие. М.: Персэ, 2010. С. 247-249.
Выготский Л. С. Педагогическая психология/ под ред. В. В. Давыдова — М.: 2014. С. 189-190.
Дети в России. 2017: Статистический сборник / ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2017. С. 121.
Заславская Т.И. Современное российское общество: Проблемы и перспективы // Общественные науки и современность. 2014. № 5. С. 64-70.
Кон И.С. Междисциплинарные исследования. Социология. Психология. Сексология. Антропология. Ростов н/Д: Феникс, 2016. С. 162.
Мудрик А.В. Социализация человека: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2016. С. 20-28.
Павленок П.Д. Социология: Избранные работы 2013—2016 гг. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. С. 471-476.
Пидкасистый П. И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ П. И. Пидкасистый. — М.: Эксмо, 2010. С. 78-80.
Анчакова Е. С. Особенности восприятия подростком окружающего мира // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 19-20.
Свенцицкий А.Л. Социальная психология. М., 2014. С. 180.
Митичева Т. И., Соловьева А. В. Особенности социализации современных подростков в неблагополучных семьях // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 739-742. — [Электронный ресурс] Режим доступа: https://moluch.ru/archive/105/24891/ (Дата обращения: 28.11.2018).
Федеральная служба государственной статистики / Официальный сайт [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/# (Дата обращения: 28.11.2018)
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!