это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1262392
Ознакомительный фрагмент работы:
Главная роль в построении и функционировании всей международной финансовой системы принадлежит Международному валютному фонду. Данная организация была учреждена в результате Конференции ООН в 1944 году в американском городе Бреттон-Вудс. В настоящее время, число государств-членов МВФ составляет 189 стран. Функции, которые заложены в МВФ, направлены на создание условий для роста международной торговли, стабильности обменных курсов валют и оказание помощи в создании многосторонней системы расчётов по текущим операциям между государствами. Как и любая организация финансовой направленности, МВФ регулярно меняется и улучшается.
Решение о создании Международного валютного фонда было принято на конференции ведущих экономистов центральных банков и других правительственных чиновников из 44 стран, проходившей 1-22 июля 1944 г. в Бреттон-Вудсе в США.
МВФ, как и любая другая организация международной экономической направленности ставит перед собой вполне определенные цели:
Способствовать уровню развития сотрудничества между разными странами в валютно-финансовой сфере с целью совместного решения проблем валютно-финансового характера.
Способствовать интенсивному развитию торговли между разными странами и этим увеличивать уровень доходов и развития государств-членов.
Поддерживать необходимый уровень стабильности национальных валют и валютного режима среди государств-членов и предотвращать возможную девальвацию национальных валют.
4) Оказывать помощь в создании системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами и устранять ограничения, которые препятствуют росту мировой торговли.
5) Предоставлять общие ресурсы фонда нуждающимся странам и при этом не допускать нанесение ущерба экономикам данных государств.
Процесс финансирования государств со стороны МВФ представлена на схеме (рисунок 1).
Рисунок 1 – Механизм кредитования и регулирования МВФ
Россия является членом МВФ с мая 1992 года. С момента вступления России в МВФ сотрудничество с Фондом осуществлялось на основе регулярных программ, определявших параметры оказания финансового содействия и обязательства российской стороны по проведению конкретной макроэкономической политики. Все это подчеркивает высокую актуальность данной работы.
После развала Советского Союза остались многомиллиардные долги. По разным данным, они составляли от 65 до 140 млрд долларов. Изначально планировалось, что отдавать займы будут 12 республик бывшего Союза (кроме стран Прибалтики). Однако в конце 1992 года президент РФ (1991–1999) Борис Ельцин подписал соглашение о "нулевом варианте", при котором Российская Федерация соглашалась выплачивать долги всех республик СССР, а взамен получала право на все активы бывшего Союза.
Россия является членом МВФ с мая 1992 года, присоединившись к его Статьям Соглашения (Уставу). С начала своего членства в Фонде Россия существенным образом изменила свой статус, перейдя от роли реципиента средств Фонда к полноценному партнерству. Российская доля квот по состоянию на 2017 г. составляет 12,9 млрд. SDR (2,71%). Доля (количество) голосов России в Фонде – 2,59 %.
Управляющий от Российской Федерации в МВФ в настоящее время –Министр финансов А.Г.Силуанов, Заместитель управляющего – председатель Банка России Э.С.Набиуллина, Исполнительный директор от России – А.В.Можин.
После того, как Россия официально вступила в МВФ, она начала сотрудничать с Фондом, используя механизм различных регулярных программ, в рамках которых определялись принципы оказания финансовой помощи нашей стране и то, какие обязательства правительство должно было выполнить перед международными кредиторами. Всего, с 1992 года, Россия восемь раз использовала кредитные средства МВФ, суммарный объем которых составил порядка 22 млрд. долларов.
Первый кредит в форме стэнд-бай объемом 1 млрд. долларов был получен в июле 1992 года. Менее чем через год, в июне 1993 года МВФ предоставил транш объемом 1,5 млрд. долларов. Аналогичный транш был выдан также и в апреле 1994 года. Затем, в апреле 1995 года, МВФ выдал кредит в форме стэнд-бай, который суммарно превосходил все предоставленные ранее кредитные средства – около 6,8 млрд. долларов.
Однако, этим взаимоотношения нашей страны с Фондом не ограничились. Уже в марте 1996 года, был выдан самый крупный в истории МВФ (на тот период времени) кредит в рамках программы расширенного финансирования – 10,1 млрд. долларов. Срок, на который предоставлялись данные средства составил 10 лет с 4-летним периодом льготного характера. Из данной суммы было использовано 5,8 млрд. долларов.
После того, как в июле 1998 года, в России существенно ухудшилась финансовая ситуация, МВФ согласился увеличить объем выделяемых средств в рамках расширенного финансирования. Помимо этого, также планировался так называемый стабилизационный кредит объемом 2,5 млрд. долларов, который должен был наладить ситуацию в отечественной экономике и не допустить коллапса. Однако, после того, как случился так называемый «августовский кризис», выдача кредитных средств была приостановлена.
Наконец, в июле 1999 года, МВФ предоставил кредит в форме стэнд-бай объемом 4,5 млрд. долларов. Первый транш, который одновременно стал и последним, суммой 640 млн. долларов был выдан в этом же месяце.
Однако, с началом нового тысячелетия, наша страна перешла на принципиально другой этап сотрудничества с МВФ. В нем, разработка и внедрение экономической программы должно было осуществляться без оглядки на требования и решения МВФ, соответственно кредитные ресурсы данной организации также не должны были привлекаться.
С 2000 г. Россия ни разу не обращалась за кредитами МВФ, а ее общая задолженность перед Фондом сократилась к 2004 г. до 5,1 млрд. долларов. В январе 2005 г. в соответствии с положениями Устава МВФ о досрочном погашении кредитов членами Фонда, которые существенно улучшили сальдо своего платежного баланса и увеличили размер валютных резервов, Российская Федерация выплатила МВФ весь объем накопленной задолженности (около 3,3 млрд. долларов), полностью погасив тем самым свои обязательства перед этой организацией. Высвободившиеся в результате выплаты российского долга средства могут быть использованы Фондом на цели содействия развитию нуждающихся стран.
В настоящее время Россия участвует в различных операциях, предусмотренных Статьями Соглашения МВФ, таких как покупка и продажа SDR, участие в «Новых соглашениях о заимствованиях» и двусторонних соглашений о заимствованиях, покупка облигаций МВФ, финансирование программ помощи развитию, списание задолженности беднейших стран и т.д. С марта 2005 года Российская Федерация участвует в плане финансовых операций (ПФО) МВФ. В рамках участия Российской Федерации в ПФО Минфином России перечислено SDR на сумму более 1,2 млрд. долларов (за период 2005-2008 гг.). В конце 2010 года были одобрены изменения в законодательстве, которые касаются совершенствования механизмов участия России в деятельности МВФ. В соответствии с ними, финансирование операций МВФ будет осуществляться за счет средств золотовалютных резервов Банка России (до этого для указанных целей использовались средства федерального бюджета, в том числе, с 2008 г. – Резервный фонд).
Совет директоров Банка России 20 февраля 2017 г. согласился с пролонгацией Новых соглашений о займах на срок до 22 ноября 2022 г.
В связи с истечением срока действия двусторонних кредитных соглашений, большая часть которых была заключена во второй половине 2012 - начале 2013 гг., МВФ в августе 2016 г. продлил действия программы двусторонних кредитов до конца 2019 г., с возможностью пролонгации до конца 2020 г. В этой связи Совет директоров Банка России 20 февраля 2017 г. принял решение согласиться с заключением нового двустороннего кредитного соглашения на сумму до 10 млрд. долларов (около 7,37 млрд. SDR). 31 марта 2017 г. Банк России направил официальное письмо на имя К.Лагард, в котором сообщил о принятом решении.
Как известно, объем средств МВФ определяется специальными правами заимствования (SDR). Квоты были распределены таким образом, что страны G7 имеют возможность принять любое решение в рамках МВФ или заблокировать то, которое их не устраивает.
В качестве примера можно привести механизм голосования в МВФ. В данной организации голоса при принятии решений о действиях Фонда распределяются пропорционально взносам. Чтобы решение было одобрена нужно получить 85% голосов. США контролируют 17% голосов, конечно этого недостаточно для принятия самостоятельных решений, однако данного количества вполне хватает для блокирования любой инициативы, если она их не устраивает. Другими словами, США в МВФ обладают правом вето и это не может не вызывать критику со стороны ряда других государств, в том числе и России.
Последний глобальный мировой финансовый кризис, который прошел в 2008 году, достаточно наглядно показал все слабости существующей системы, ведь для получения необходимой помощи от МВФ государства вынуждены интенсивно развивать внешнюю торговлю в ущерб внутреннему развитию национальной экономики. Объем помощи напрямую зависит от размера квот. В результате масштабное расслоение в экономическом плане в мировом масштабе проявляется все значительнее, растет риск различных внутренних конфликтов, появления новых проблемных стран и регионов, и многие другие проблемы.
Масштабная реформа квот и управления МВФ была официально запущена еще в далеком 2010 г., однако лишь совсем недавно вступила в силу. Это должно серьезно помочь развивающимся экономикам, улучшить процесс принятия решений и дать организации принципиально новые ресурсы для более эффективного и грамотного реагирования на все будущие кризисы.
Объем квот 189 членов МВФ вырос с 238,5 млрд до 477 млрд SDR, или в эквиваленте с 329 млрд. долларов до 659 млрд. долларов. Страны БРИКС - Бразилия, Китай, Индия и Россия – впервые вошли в «десятку» крупнейших членов МВФ, в которой лидируют США, Япония, Франция, Германия, Италия, Соединенное Королевство. На страны БРИКС придется 14,7% (было 14,18%). Крупнейшая квота в 16,7% остается у США, а 15% голосов позволяют блокировать решения. Квота России после повышения составит 2,73%. В целом, несмотря на изменение квот, глубинные причины недовольства МВФ, как недостаточно открытой и эффективной для всех участников никуда не исчезли, ведь по-прежнему, США принадлежит руководящая роль.
Стоит понимать, что текущая реформа значительные дисбалансы МВФ не выровняет. Безусловно, развивающимся государствам, в первую очередь странам БРИКС, в число которых входит и Россия, будет несколько проще блокировать не отвечающие их интересам решения руководящих органов МВФ. При этом, для продвижения собственных решений, которые бы отвечали их интересам сил у по-прежнему меньше, чем у западных стран. В связи с этим, интенсивная борьба будет продолжаться как внутри МВФ, так и за пределами организации.
Подводя итоги, можно отметить следующее. Для современной мировой экономики характерным признаком является глобализация. Координация глобальной экономической политики проводится, прежде всего, национальными государствами, международными экономическими организациями и региональными интеграционными объединениями. Одним из наиболее крупных глобальных институтов является Международный валютный фонд, объединяющий 189 стран и оказывающий поддержку своим членам в самых разных областях, тем самым обеспечивая стабильность мировой валютной системы.
Если говорить про сотрудничество с нашей страной, то МВФ Фонд оказывал России и комплекс финансовых, экспертных и консалтинговых услуг. Особенно актуально это было сразу после распада СССР, поскольку в то время в России еще не умели эффективно управлять рыночной экономикой.
На сегодняшний день, Россия участвует в финансировании усилий МВФ в разных регионах мира. В свою очередь, Россия периодически проводит консультации с МВФ по всем аспектам экономического положения в нашей стране и развития экономики.
Список использованной литературы
Сидорова Екатерина Александровна, Баранова Мария Сергеевна Проблема глобального управления и роль международного валютного фонда // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. 2015. №2
Зиядуллаев Улугбек Саидкаримович Особенности финансирования экономики развивающихся стран международными финансовыми институтами // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. №11.
Хмыз Ольга Васильевна Проблемы реформирования мировой валютно-финансовой архитектуры // Экономика. Налоги. Право. 2016. №2.
Чувахина Лариса Германовна Международный валютный фонд как инструмент политики США // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2014. №4-1.
Взаимодействие России с международными финансовыми институтами [Электронный ресурс] – URL: https://csr.ru/wp-content/uploads/2017/03/Rossiya-i-MFI.pdf
Реформирование международного валютного фонда в XXI веке: основные направления и приоритеты [Электронный ресурс] – URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_21282451_96018502.pdf
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!