это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1270073
Ознакомительный фрагмент работы:
Этикет это понятие систем норм и правил, принятых в конкретное время в определенном обществе. Это свод правил касающихся всех сфер взаимодействия людей, формального и неформального общения. Своей историей этикет уходит в древность. Причина появления правил поведения, строго регламентированных, отражается, прежде всего, в отношении подданных к царю, императору.
В России большое влияние на этикет повлияло принятие христианства князем Владимиром, влияние византийской культуры, реформы Петра первого, и других российских монархов. Интересен указ Петра 1: «Подчиненные перед начальством должны иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальства»
Актуальность выбранной темы обусловлена историческим развитием этикета в России. Многие национальные черты этикета и правил поведения в современной России – наследие эпохи прошлого. Например, почему в понимании западной цивилизации Россия не Восток и не Запад?
Иностранцы всегда были поражены культурой бытия в России, правилами существующего этикета. Вспомнить хотя б русских послов, приехавших к турецкому султану. Все приходящие к султану послы-протискивались сквозь низкую дверь, и поневоле пригнулись, как бы кланялись султану. Русские послы нашли достойный выход- они протискивались в дверь задом наперед, спиной к султану. На возражение подданных султана, «что нашему султану положено лицом входить, кланяться нашему великому хану лицом». На что наши русские послы ответили, что мол, не знают правил этикета иноземного, на Руси можно послам и так входить. Конечно, исторических точных данных подтверждения этому факту нет, это более притча, Но она хорошо отражает самобытную культуру русских людей, которую так усердно искоренял Петр Первый. Ведь культура поведения, правила этикета неотделима от истории народа. культуры бытия, национальных чертами.
Рассмотрим историю этикета в России, появление, развитие в разные исторические эпохи, особенности в России, и сделаем выводы по всему рассмотренному материалу.
В эпоху Ивана Грозного(1530 -1584) в начале правления этикет как свод правил существовал, но был не совсем определенным. Пример, до введения Церковной реформы в 1551 году (принятие Стоглава), церковная служба на всей Руси происходила следующим образом .Священник (иерей) начинал службу и громко читал молитву по церковному уставу. Дьякон одновременно читал свои молитвы громко на весь храм. Вначале службы одновременно со священником и дьяком пел на византийский манер, церковный хор. Пение церковного хора, прочтение священником службы, громко чтенье дьяком своих молитв по часослову. В присовокупи обязательном громком чтении чтецов храма на нижнем клиросе -создавало громкий гулкий шум во всем храме.
В огромной толпе было невозможно ничего разобрать, услышать, всякий на перебой кричал свою молитву. В храме все занимали место согласно сословию. Бояре близко стояли к притвору, возле Царских Ворот (алтаря) чинно, крестясь, молча.
За ними (боярским сословием) находились старосты,(главы местностей из дворянского сословия) ,потом черносошные за ними по чину должны были быть посадские люди, купечество приказные. Простолюдины-холопы, простолюдины (сословие включающие понятие крестьян без земли, крепостных, находившихся в личном услужении бояр, дворянства). В дополнение всему весь народ в храме усердно молился, а некоторые, сокрушаясь о « грехах своих плакали». По нормам правил этикета того времени, норм и ценностей главным культурным центром были храмы, монастыри, сама Церковь.
Поэтому источники о правилах этикета как норм поведения и ценностей того времени можно узнать из церковных книг.
Крестьяне и весь простой люд - молились в конце, упершись любом в пол, дыбы ни видом, ни своим поведением, не смущать людей благородных. Мужчины стояли по правую сторону, женщины по левую сторону. Женщины всегда носили головные уборы, по которым можно было определить их принадлежность к сословию. Явиться женщине без покрытой головы при людях в то время - считалось верхом позора для женщины.
Это правило этикета принятого в обществе на Руси пришло с приходом Христианства.
Этот факт можно увидеть в произведении Ю.М. Лермонтова
1837 года, «Песня про Царя Ивана Васильевича, молодого опричника, и удалого купца Калашникова» Лермонтов хорошо описал быт и нравы общества эпохи Ивана Грозного. Молодая женщина потерпела позор, из за того что с нее прилюдно сняли платок, когда она возвращалась с Церковной службы. Муж женщины убивает опричника, за оскорбление своей жены.
Весь свод всех правил и норм, в том числе этикета, можно проследить в книге «Домострой» выпущенной в 1547 году под руководством протопопа Сильвестра. Книга обращена ко всему народу и звучит так: «Наставление всякому христианину, мужу, жене, детям, слугам и служанкам» .В книге подробно описан регламент правил этикета и нравственных норм ,и даны разъяснительные советы к ведению повседневного быта. Так по отношению к Церкви и церковному сословию указание не только страхом уважительным оказывать почитание, но и верою совестью, любить и признавать всю Церковную власть. Церковь стояла выше светской власти. Поэтому все знатные сословия : дворяне, бояре, царские опричники при встрече с духовенством (священником) обязаны были кланяться в пояс, чернь-до земли ,касаясь рукой.
Подходить под благословения благоговейно, не толкаясь, каждый по чину, обязательно сняв головные уборы.
Поворачиваться спиной к священникам, епископам считалось не то что нарушением правил существующего этикета, это было преступление богохульства по отношению Церкви и власти.
По отношению к Царю в домострое указано что «Царю служить со страхом и трепетом ,яко Царю Небесному». Власть царя от Бога, почитая царя ,учиться прежде всего почитать Царя Небесного. В правилах этикета того времени это выражалась следующим образом: царь единовластно владел всем ,и все знатные люди самых высших сословий ,были «рабами царя», его «холопами»
При обращении к царю или великому князю (Иван 4 был вначале великим князем) не допускалось поднимать головы, смотреть в глаза, говорить громко, или вообще говорить (давали записки-челобитные).
Надо было кланяться до земли ,а то и всем приходящим падать на пол упершись лбом в пол. Из всех обратившихся к царю, лишь одни тихо ступая и кланяясь, не смея поднимать головы, обращался к царю через секретаря-писаря, назад же шли, задом пятясь, согнувшись в пояс до земли.
Интересно было поведение на царских пирах. Так Карамзин описывает царский пир времен Ивана Грозного: « бывало утомиться царь, и выпив вина, вздремнет, тогда воцарялась кругом тишина, никто из гостей, бояр, иностранных послов не смели шевельнуться, царь же вздремнув час, другой просыпавшись, видел всех тихо сидящими.» Так ,правила этикета были регламентированы строго по сословию и чину.
В «Домострое» было описано все устройство страны: всему глава Царь и все его подданные, муж-глава жены. Допускалось мужу бить свою жену, в домострое четко прописано, что «бить жену по мягким местам, с увещеванием, и после не держать обиды ни мужу на жену, ни жене на мужа». Особое почитание ,отразилось в правилах этикета того времени по отношению к родителям, отца и мать должно почитать как на людях, так и в сердце перед Богом». Дети были обязаны во всем повиноваться родителям, сидеть с отцом за столом можно было только подросшим сыновьям.
В быту правила этикета также выражали нравы и мораль общества исторической эпохи. Во времена Ивана Грозного, несмотря на проведение церковной, земской, реформ, появлению книгопечатанья, продолжали существовать древние обычаи дохристианской Руси. Так за столом сидели только одни мужчины, везде в домах были две половины, мужская и женская. Во всех сословиях от царских домов, до крестьянских изб-быт был строго патриархальным .Бояре носили длинные бороды, чем длине борода, тем выше статус боярина, вместе с высотой шапки. Хотя в домострое прямо указывалось что бороду яко и всего себя в чистоте блюсти, на деле часто бороды не чесались должным образом, ходили косматыми, одетые сразу в нескольких шубах. Чем больше дорогих шуб, тем богаче был боярин. За столом перед употреблением пищи все на общих пирах, омывали руки в общей чаще, ели руками из общей посуды, рассчитанной на четырех, пяти человек. Простой люд имел мало посуды, в основном были деревянные изделия, ели, как было удобно, правил регламентировавших, что можно, а что не подобает делать за столом, было не так много. И если при царе высшая знать хоть как то держалась за столом, « избегая пьянства и обжорства». Но находясь дома, никто ничего не соблюдал, ели и пили досыта, жадно, показывая, таким образом, свой достаток гостям.
В эпоху Ивана Грозного, весь свод правил действующего этикета, был строго различим по сословию и чину, сохранилось древние обычаи. Раздельной культуры принятия пищи за столом.
Женщинам не допускалось сидеть рядом с мужчинами, соблюдалась гигиена-посещение бань было традицией, мыли руки перед едой, в противоположность немытой Европе, на Руси издревле была развита культура мытья, бань, купаний.
Это олицетворялось не только со смытые «физической скверны» ,но и стремлением к духовной чистоте. В основе правил этикета, была церковная книга «Домострой».
Обычаи и нравы, правила этикета принятие в эпоху Ивана Грозного просуществовали несколько столетий до времен Петра Первого.
Во время правления Петра Первого (1682-1725) во всем государстве произошли такие изменения, что изучая историю ,России принято условно выделять два периода» допетровской России и эпоха после реформ Перта Первого. Что касается правил этикета, то здесь произошли очень значительные перемены.
«Посему повелеваю, «боярам бороды стричь» «женского полу» сажать за стол», «обучаться наукам разным», в «платьях заморских ходить». Женщинам за стол рядом с мужчинами?
В глубокий патриархальный строй многовековых древнерусских обычаев, де женщины всегда закрытые, с головными уборами, не смели сидеть с отцами, мужьями, братьями за столом сидеть, и вдруг такая реформа.
Не только в заморских платьях, немецких, австрийских, без платков, с прическами на французский манер, сидеть за столом, но и вести светские беседы! Насаждение новой культуры на Руси, нашло отражение в художественных произведениях.
Так Алексей Толстой в своей книге «Петр Первый» описывает сцену посещения царем Петром своего боярина. Боярин, узнав что к нему едит царь, спешно торопиться одеться в «заморское платье», одевает парик, кричит слугам: «Баб за стол, где Настька»? Боярин, застигнут врасплох, и зовет свою дочь, чтобы за столом присутствовали женщины - как было указано в приказе Петра.
В указах того времени, касаемо этикета, хорошо можно представить общество того времени и существующие порядки. Вот пример несколько указов правил этикета придворных «Мыту старательно, без пропускания оных мест» или «Бриться тщательно, дабы щетиной не нанести урон дамам»
В указах допускается официально женщинам появляться в обществе, пользоваться косметикой, вести светские беседы, грацией и добротой, быть отличными от «грубого мужского полу».
Был указ, который советовал искоренять принятый обычай древнерусского гостеприимства-напиваться много. Так смешной для нашего понимания указ, звучит так Петром Первым: «Голодному наполовину, и пьяну быть дозволено самую малость».
Если все таки повеление нарушено, и гость не сдержался, то другой совет: « Ежели меры не знаешь — на друга положись, оный страж поболее государственных бдений имеет».
«Упитых складывать бережно, дабы не повредить, и не мешали бы танцам. Складывать отдельно, пол соблюдая, иначе при пробуждении конфуза не оберёшься.» Повеление раздельно отводить в комнаты пьяных мужчин и женщин, дает понять что «прорубив окно в Европу» женщины могли немного выпить спиртного на приеме, на что в случае непредвиденных обстоятельств был дан указ. Очень интересно в петровскую эпоху и отношения иностранных послов. Петр Первый всячески прививал боярам европейскую культуру. Боярам надо было стричь бороды, усердно мыться, носить европейские платья, парики. Женщинам делать прически, одевать платье с декольте, умеренно пользоваться пудрой, духами, косметикой. Есть предлагалось из раздельной посуды, пользоваться вилками, а при принятии пищи ни в коем случае не объедаться, ни чавкать, не грызть ногти, не плеваться за столом, и не вытираться скатертью. Все перечисленные подробные указания правил этикета, заключались Пётром Первым знаменитой фазой: «ибо так делают крестьяне». Привычки, укоренившиеся в обществе, нелегко было искоренять.
Так бояре не любили реформ, меняющим их быт и устой предков, это проявлялось к презрению ко всему иностранному. В частности один раз один русский дворянин напоил до беспамятства иностранного посла. Посол после пьянства обратился с жалобой, что у него украли вещи, и потерян парик. Русский же ответил иностранцу: «Заморских обычаев не блюдем, свои исполни веков соблюдаем». Исторического подтверждения описанному случаю нет, но можно сделать вывод об отношении к иностранной культуре. В отношении подданных царю, при Петре Первом было принято приветствовать царя поклоном в пояс, падать наземь, буквально бить челом могли только простые люди, не знавшие правил этикета.
«Увидев на ассамблее особу знатную, а хотя бы и царя, духом не падай, рот не разевай» .В отношении подданных сам царь Петр неумолимо и упорно воспитывал дух благочестиями правил этичного воспитания. Так одному боярину собственноручно отрубил бороду, на газах у всех. Другого боярина пригласил к себе в кабинет, и за вину, какую то, собственноручно бил провинившегося боярина палкой. После чего боярин вышел, пятясь задом, смущенно приговаривая: «Благодарствую». Также были интересные указы насчёт правил морали и этикета. Петр Первый развивал мореходство, строительство кораблей. Новые порядки коснулись и этой отрасли.
Читаем в указе: «Сим повелеваю, на корабли женского полу не допускать, а ежели допускать токмо по числу команды, чтобы не было распутства». В кабаки официальным указом было запрещено пускать штурманов, так как «пьяные погромы устраивавши». Все перечисленные указы не были рекомендательными, на уровне назидательных советов,это был ранг закона. Преступив закон ,провинившийся мог навсегда лишиться милости царя, если это был придворный, и даже привлечен к публичной порке.
Насаждая новый этикет, представлялась новая культура. Так указом Петра Первого от 16 января 1705 года «О бритии бород и усов всякого чина людям» «А буде, кто усов и бород брить не похотят, а похотят бродить с бородами и усами, и с тех имать, с царедворцев и с дворовых, и с городовых, и всяких служилых, и приказных людей по 60 рублей с человека».Налагался штраф на всех, кто носил усы без различия в сословиях. Еще интересно было об указе подчинённых перед начальством: «Подчиненные перед начальством должны иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумение своим не смущать начальства».
Петр Первый любил европейскую культуру, вводил просвещение, науки в массы не только знати, но и простых одаренных людей. Чтобы заставить дворянство учиться, приказом ввел запрет на чтение речи по подготовленной бумаге. Так видно из указа: «Впредь указываю господам сенаторам читать речь не по писанному, а токмо своими словами, чтобы дурь каждого была видна всем».
Введение новых праздников тоже было правилом существующего этикета. Так повелевалось, всем праздновать Новый Год 1 января, с танцами, весельем, застольем, с фейерверками. Сам царь ездил к боярам в гости, смотреть, как выполняется указ. Бояре и вообще русский люд не праздновали светских праздников, в обычаях все праздники были по церковному календарю. Был специально поставлен человек, следивший за дорогой. Если ехал царь, то слуга давал знать господам. Дом какого -либо боярина преображался: зажигался свет, накрывался стол, одевались в модные иностранные платья, все домочадцы, мужчины и женщины. Все плясали, веселились, встречая царя. После как царь уезжал ,боярин вместе с семьей переодевался, гасили свет и все ложились спать. Зачем праздновать новые праздники никто не знал, но выполнять приказ царя стремились все, хотя б показным видом.
Эпоха реформ Петра Первого ввела в бытность русской культуры правила и нормы этикета, которые можно наблюдать и в современности. Правила за столом, пользование вилками и салфетками, ведение светской беседы, введение пользование косметикой, совместный выход в свет женщин, обычай сидеть за столом обоим полам - все это пришло именно с петровской эпохи.
Мода на изучение иностранных языков ,впоследствии сделавший французский язык вторым языком дворянства-одно из наследий петровских реформ.
Во время правления Екатерины Второй(1682-1725) было завершающим этапом воцарения в русской культуре и самобытности европейских норм этикета. Екатерина Вторая была привержена взглядов «просвещенного абсолютизма». Вела переписку с Вольтером, Дени Дидро, а это были выдающиеся философы эпохи Просвещения, которая охватила на тот момент Европу. Будучи немкой по происхождению ,сама Екатерина была примером для своих подданных. Интерес к наукам, развитие искусств, живописи, музыке, покровительство поэзии - сделала эпоху культурным достоянием дошедшей до нашего времени.
Михаил Ломоносов посвятил Оду восшествию на Престол Екатерины. При Екатерине также были указы, касающиеся придворного и просто этикета, как норм правил в обществе. Это свод правил получил название «Эрмитажный этикет». Читаем: «"Есть и пить вкусно и сладко, но не такой степени, чтобы забывать свои ноги под столом, когда начнутся танцы". Опять вежливое предупреждение о том, чтобы не злоупотреблять спиртными напитками. Другой указ очень специфичный именно для русской культуры: «Дорогие фарфоровые статуэтки и прочие вещицы разглядывать глазами, а если попадут оные в руки, то по забывчивости в карманы не класть». Даже в эпоху просвещенного абсолютизма, русскому человеку приходилось напоминать нормами этикета, не забывать ставить понравившиеся вещи на места.
При Екатерине был жестко регламентирован статус всех придворных, правила этикета, согласно рангам. Так был перечень указов , регламентирующих балы. Церемония бала имела жесткую структуру, никакие вольности не дозволялись. Все было указано именно с социальными статусами придворных.
Несмотря на жесткий регламент, проявлялась мода к французской моде. На балах было дозволено развлечения, игры в карты ,фанты, лото, курение сигар. Табак в Россию был введен при Петре Первом. Все убранство Зимнего Дворца было ослеплено великолепной роскошью, архитектура, картины, убранство комнат-были произведением искусства разных эпох и культур .Мода аристократии отражена и в блюдах. Так повар удивил придворных кашей со сливками, грецкими орехами и ананасами. Мода есть экзотические фрукты, внесла в этикет множество правил пользования столовыми приборами. Для баллов императрица издала указ особого русского кроя платьев для женщин, с украшением из серебра и золота.
В целом эпоха Екатерина как просвещённого абсолютизма завершило переход на европеизацию России. Аристократия начала говорить на французском языке. Обучению и образованию отвадилась важная роль. Девочек стали обучать на домашнем обучении. Мода на платья, искусство, манеру речи было закреплено сводом правил. Многие правила этикета существовали негласно. Так, например, нельзя было приятно обращаться с людьми ниже по рангу. Или появиться в платье красивее, чем у императрицы.
С воцарением Петра вся последующая династия Романовых продолжала курс петровских реформ. Последний император Россий империи Николай Второй был женат на англичанке Алекс - внучке королевы Виктории. Но в продолжение традиции своего отца Александра Третьего, был приверженцем русской культуры.
Во времена дореволюционной России этикет существовал не только как свод норм и правил поведения в обществе, но как моральный кодекс чести. Вспомнить хотя б понятие «слово русского офицера». Одного сова дворянина было достаточно для доверия и престижа в обществе. С приходом революции, Российская Империя перестала существовать, все сословия были упразднены. В народе, самой новой советской России были новые правила поведения, этикета. Все культурное и благородное отсекалось. Как» пережиток империализма», «моды буржуазии».
В массы вливалась доступная, простая культура масс, все обращались друг к другу как «товарищ». Для крестьян и других безграмотных открывались школы «ликбеза» - ликвидации безграмотности. Всюду были брошюры санитарного просвещения. Они содержали призыв мыть руки, ходить к врачам. Женщина была уравнена в правах с мужчиной. В правило этикета входило здороваться за руку рукопожатием, а не целованием руки как прежде. В заключении хотелось бы отметить, что правила этикета-как нормы поведения в обществе, манеры одеваться, говорить, поступать были прежде всего отражением исторической эпохи развития народа. В России этикет пришел с влиянием множества культур-принятие христианства, смешение с другими народами, реформами монархов. Но этикет вбирает лучшее, как искусство бытия народа.
Список литературы
Борзаковский П. Императрица Екатерина Вторая Великая, М. : Панорама, 2012.
Боханов А.Н., Горинов М.М. История России с древнейших времен до конца XX века. В 3-х кн. - М.: АСТ, 2015г.
Емышева Е.М., Мосягина О.В. История этикета. Придворный этикет в России в XVIII в. // Секретарское дело. - 2004. - №2. - 56-57 с.
Домострой. Юности честное зерцало. Русские пословицы и поговорки о семье./ Под ред. Т.Н. Терещенко. - 2-е изд. - М.: ДарЪ, 2007. - 320 с.
Краснобаев Б. Очерки истории русской культуры XVIII века. М., Просвещение 2016г. .Карабанова С.Ф., редактор: Ильин А.А. «Основы этикета»
Карамзин «История Государства Российского» М.,Феникс,2014
Толстой А.К. «Петр 1»М.,2014г
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!