это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1270092
Ознакомительный фрагмент работы:
Италия, XVI-XVII века после Рождества Христова. Католический монах, философ и богослов Томмазо Кампанелла пишет утопический трактат «Город Солнца». Первоначально нужно отметить, что Томаззо Кампанелла и его «Город Солнца» посвящено истории человеческих попыток построить рай на Земле. Не один и не два раза человечество в своей истории «штурмовало небо», пытаясь здесь, на Земле построить замену Небесному раю. Таких попыток в истории было на самом деле множество. Всякий раз из этого ничего не выходило, но каждая попытка по-своему поучительна.
Доминиканский монах Томмазо Кампанелла (1568–1639) считается одним из главных представителей утопического коммунизма. Название его самого известного сочинения - «Город Солнца» - в советское время практически стало крылатым выражением, синонимом будущего счастливого общественного устройства, словно залитого солнечным светом гуманизма и всяческого благополучия.
Интересно отметить, что именно из этой книги Ленин позаимствовал некоторые принципы советской монументальной пропаганды.
«Город солнца» называется так не только и не столько потому, что в книге описывается идеальное и максимально светлое общество, как его себе представлял автор, а потому, что стоящий на высоком холме город управляется Солнцем, причем сразу в двух смыслах.
Во-первых, во главе его стоит Верховный метафизик, которого называют Солнце. Кампанелла в тексте просто обозначает этого верховного правителя и главного мудреца, в совершенстве знающего все науки, астрологическим значком ʘ, обозначающим Солнце.
Во-вторых, этот идеальный город управляется на основе астрологии. Для Кампанеллы, астрология как наука о связи небесных и земных явлений имела самое непосредственное практическое, политическое и хозяйственное значение.
Все важные события и мероприятия в солнечном городе — войны и переговоры, хозяйственные работы и научные исследования, даже акты зачатия людей и домашних животных, которые особо строго регулируются государством — все это осуществляется только при обязательном учете положения звезд, которое они в данный момент занимают.
А самым важным небесным светилом для Кампанеллы является Солнце. Его он называет «образом, ликом и живым изваянием Бога, от коего на все находящееся под ним истекает свет, тепло, жизнь, живительные силы и всякие блага». Поэтому Солнце пользуется у соляриев (так Кампанелла называет жителей своего города от латинского Sol — Солнце) наибольшим почетом, а небо они считают его храмом.
В каком-то смысле при помощи астрологии Кампанелла непосредственно сводит Небо на Землю. Мировая гармония, уловленная через звездные законы и воплотившаяся в единственно правильном общественном устройстве, позволит в представлении Кампанеллы уже здесь постичь рай.
Как почти во всех утопиях, в «Городе Солнца» Кампанеллы ощутимо влияние платоновского идеального государства. Основали его бывшие жители Индии, которые бежали оттуда после поражения от монголов и решили «вести философский образ жизни общиной». Управляет солнечным городом, верховный первосвященник Солнце, а помогают ему три соправителя рангом пониже - Мощь, Мудрость и Любовь. Эти соправители являются одновременно верховными священниками, философами и главными учеными Города Солнца, управление между ними разделено основными сторонами жизни.
Наука, политика и религия тут сливаются в одно целое. И, по нашему мнению, это чем-то напоминает советский проект и его вождей Ленина и Сталина, верховных теоретиков и знатоков марксизма, который во многом играл в советское время роль квазирелигии.
В Городе Солнца совершенно отсутствует частная собственность. Все у его жителей общее: дома, спальни и кровати: «Через каждые шесть месяцев начальники назначают, кому в каком круге спать и кому в первой спальне, кому во второй». Как говорит Кампанелла, жители Города Солнца — самые богатые и одновременно самые бедные люди на свете, Самые богатые они потому, что у них все есть, а самые бедные они потому, что у них вообще нет ничего своего. Однако, как добавляет автор, «поэтому не они служат вещам, а вещи служат им».
Именно благодаря отсутствию частной собственности в Городе Солнца добродетели окончательно победили пороки, о чем говорят даже названия общественных должностей: Щедрость, Великодушие, Целомудрие, Мужество, Справедливость, Истина, Благотворительность, Благодарность, Сострадание и т.д.
Все жители Города Солнца обязаны трудиться. Впрочем, продолжительность рабочего дня ограничивается 4 часами и может быть сокращена еще больше, с тем чтобы освободить время для «приятных занятий науками» и «развития умственных и телесных способностей».
Самая скандальная часть «Города Солнца» — общность жен и полное государственное регулирование отношений полов и всех рождений. И тут была своя логика (весьма жуткая). Дело в том, что общность жен нужна по мысли автора для того, чтобы отменить саму возможность частной собственности: «Собственность образуется у нас и поддерживается тем, что мы имеем каждый свое отдельное жилище и собственных жен и детей», а «отсюда возникает себялюбие». Поэтому «у соляриев жены общи и в деле услужения, и в отношении ложа, однако же не всегда и не как у животных, покрывающих первую попавшуюся самку, а лишь ради производства потомства в должном порядке». Общность жен служит тут также «научному» («согласно правилам философии») государственному контролю за деторождением. Солярии, пишет Кампанелла, «издеваются над тем, что мы, заботясь усердно об улучшении пород собак и лошадей, пренебрегаем в то же время породой человеческой».
Этот контроль «за человеческой породой» осуществляется в полном согласии с биологическими и астрологическими выкладками автора. Власти сами решают, какой мужчина сойдется для произведения потомства с женщиной и в какое время, будут ли этому благоприятствовать звезды.
С этой точки зрения, Кампанеллу вполне можно считать одним из заметных предшественников евгеники, правда, на свой, астрологический лад.
Основой социального уклада Города Солнца является общность всей жизни, осуществление которой контролируется администрацией. «... у них все общее. Распределение всего находится в руках должностных лиц».
По мнению Кампанеллы, общность вступает в противоречие и со многими другими отношениями между людьми: «... все, в чем они нуждаются, они получают от общины, и должностные лица тщательно следят за тем, чтобы никто не получил больше, чем следует, никому, однако, не отказывая в необходимом...».
Производство в Городе Солнца основано на всеобщей трудовой повинности: «Рабов у них нет».
Идея идеального государства и всеобщего государственного контроля над всеми сферами жизни людей, населяющих город – основная мысль повествования автора. Отсутствие частной собственности, унификация даже одежды мужчин и женщин ( почти все носят одинаковую одежду, различается лишь длин плаща) и частоты ее смены и стирки, детальное описание праздников, регламентированное искусство, тотальная регламентация отношений между мужчинами и женщинами, не принадлежащими себе и не имеющими право свободного выбора, воспитание детей, отсуствие родственных отношений - все эти сферы человеческой жизни находятся под управлением государства в строгом соответствии с астрологическими прогнозами .
Однако для поддержания в государстве Солнца общности жизни, – упразднение семьи, собственности, свободы труда и творчества оказывается недостаточно. В связи с этим, автор подробно описывает систему наказаний, на которых основывается прочность общественного строя соляриев.
В этой связи хотелось бы остановиться на понятии свободы и права. В современном демократическом обществе, личностные свободы и права провозглашаются величайшей ценностью, закрепленных в конституциях стран. Мы знаем, что построение коммунистического государства в нашей стране, как мы и сказали в начале, строилось по тем же принципам (если утрированно), что и в «Городе солнца». То же отсутствие частной собственности, та же унификация, ограничение права и свобод, то же стремление держать все стороны социальной жизни держать в руках власти. Без стремления дать оценку коммунистическому строю (в нем равно есть и положительных сторон, без которых бы не было существующей реальности, и негативных, осуждаемых современными историками), весьма удивительна сама идея построения такого «идеального государства», учитывая, что Кампанелла его «строил» еще на стыке 16-17 веков, и воплощения этой идеи в 20 в.
Но возвращаясь к правам, очень интересна эта столь рано высказанная мысль Кампанеллой в книге: «предоставить обвиняемому видимость прав, чтобы придать оттенок справедливости приговору». Нам кажется, что с некоторой долей погрешности, данное явление, пусть и провозглашении прав и свобод, как ценности, такое явление есть и сегодня.
В идеальном государстве важно только государство (а не общество), а раз государство сосредоточено в руках всего лишь нескольких лиц, значит они – и есть воплощение самого государства, великие управители, мудрые, научные мужи. Идеология выстроена так, что любой солярий ничего и не хочет своего, потому что идея «общего» - это то, что внушается с рождения. То есть любой солярий и рад быть под управлением верховного первосвященника Солнце, и всего трех соправителей рангом пониже - Мощь, Мудрость и Любовь.
Религия (квазирелигия в данном случае), искоренившая пороки в обществе соляриев, «приправлена» Кампанеллой должностями с такими «покупающими» названиями: Щедрость, Великодушие, Целомудрие, Мужество, Справедливость, Истина, Благотворительность, Благодарность, Сострадание и т.д. Таким образом, в одних и тех же руках соединяются и административные функции, и жреческие. То есть судьбами соляриев управляют перечисленные благодетели, но благодетели ли они на самом деле?
С иной стороны, исполнителей наказаний нет в государстве у Кампанеллы, но: «Смертная казнь исполняется только руками народа, который убивает или побивает камнями...». Таким образом, «руки» государства чисты. Однако: «Но если преступление совершено или против свободы государства, или против Бога, или против высших властей, то без всякого сострадания приговор выносится немедленно». То есть в преступлениях, покушавшихся на жизнь и здоровье простых граждан, само население устраивает самосуд, а в преступлениях против государства – отвечает государство. Что подчеркивает нам первостепенность государства перед человеком. Хотя нам ближе позиция «государство для человека», а не человек для государства. Привлекательна лишь идея, что на занятие поста «должностное лицо» определяется его грандиозными научными познаниями.
Религия Солнца представляется как поклонение Вселенной, рационалистически воспринятой как идеальный механизм. Иными словами, это синтез религии и рационалистической науки (с уклоном в астрологию).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!