это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1272120
Ознакомительный фрагмент работы:
Вопрос организованности общества и его форм правления является сущностным для цивилизованного мира, потому о нём рассуждали и писали не только политики, но и историки, философы, литераторы. Выбранные для эссе «Анналы» Тацита, «Декамерон» Боккаччо и «Государство» Платона воссоздают модели государственного устройства с разных точек зрения: исторической, литературной и философской. Авторы этих произведений описывают процессы создания государственного строя, воссоздают модели прошлого исторического уклада или своего собственного – идеального.
«Декамерон» Джованни Боккаччо написан во времена заката Средневековья. Боккаччо полемизировал с авторами уходящей эпохи. Издававшиеся монахами «Гексамероны» описывали шестидневный процесс творения мира Богом. «Декамерон» в его идейном смысле повествует о десяти днях создания мироустройства, но не божественного, а человеческого, в котором правят пороки. Низменные желания, алчность, зависть, ложь - грехи, одолевающие человека, определяющие его связи с обществом и с миром.
Сюжеты ста новелл Боккаччо это городские анекдоты или случаи, ставшие почти легендой среди простого народа. К примеру, девятая новелла рассказывает историю об одном богатом человеке, потратившем всё своё имущество на ухаживания за дамой, не отвечавшей ему взаимностью. Лишившись всего, он подаёт ей на обед сокола, бывшего ему любимым и преданным другом. В этой новелле, как и многих других, создан персонаж раболепствующий, готовый отдать себя со всем, что у него есть. Он плачет перед дамой не потому, что изжарил свою любимую птицу, но потому, что дама захотела «иметь его в другом виде», и он «не имеет возможности услужить ей». Она намеревалась попросить сокола для больного сына, но владелец умертвил птицу до того, как дама обратилась к нему. Сын умер, а она, какое-то время не решаясь выходить замуж, всё-таки согласилась осчастливить главного героя. «Получив в жены такую женщину, которую он любил, став, кроме того, богачом и лучшим, чем прежде, хозяином, он в радости и веселии провел с ней остаток своих дней» - так заканчивается новелла, задавая двойственность смысла: в счастливом конце любовь идёт рука об руку с материальным благополучием.
Новелла символична: сокол в ней символ свободы, которую герой возлагает на алтарь своих страстей. Другие истории не символичны, но более обличительны. В них воровство, измены, лживые монахи и развратные любовники - Боккаччо задаётся вопросом человеческой несвободы пред собственными низменными желаниями. Поддаваясь страстям, человек утрачивает целостность, не может прорваться к духу – истинно свободной субстанции – и попадает в круги собственного ада зависимости и раболепства.
В начале каждой новеллы пересказана фабула, известная читателям того времени, а потом написан сам текст. Боккаччо важно не что рассказывается – а как. Он смещает фокус внимания на своих персонажей-рассказчиков. События «Декамерона» происходят во время разбушевавшейся чумы. Семь девушек и трое юношей оказываются в замке, оторванные от остального мира. Чума как смерть, забирающая всех раньше срока, изменила сознание человека средневековья. Появились идеи взять от жизни всё здесь и сейчас, пока чума не забрала тебя. Персонажи наслаждаются лучшими винами и едой, смакуют аморальные истории, подобно напиткам из погребов замка. Вложенные в их уста новеллы звучат со всеми подробностями, и эпикуреизм главное, что движет и героями рассказанных новелл, и самими рассказчиками.
Боккаччо конструирует не только мир в ста новеллах, но и мир этих изолированных от всего света десяти персонажей. Они сами организуют своё маленькое государство, распределяя, кто в какие дни будет исполнять роль прислуги, кто будет готовить, подавать обед, убирать, следить за порядком и хозяйством. Новеллы – то, что они рассказывают друг другу по вечерам в качестве развлечения, но до этого идёт жизнь в их собственно-упорядоченном мирке. Обустраивая своё государство, они приглашают мужчин, ведь, как выразилась одна из семи девушек Элиза: «Справедливо, что мужчина - глава женщины и что без мужского руководства наши начинания редко приходят к похвальному концу». И в этом Боккаччо, конечно, иронизирует, ведь «патриархами» были выбраны первые зашедшие в церковь юноши гораздо младше героинь. Но подобно богу, создающему мир, человек создаёт свой собственный, в котором каждому есть место и каждый получает социальную роль.
О человеческих страстях и пороках также рассуждает Платон. По его мнению, идеальная модель государства, которую он изложил в одноимённом философском трактате, должна упорядочить общество таким образом, чтобы страсти человеческие не разрушали его. Изначально, как пишет Платон, государство формируется с целью защиты людей от несправедливости – для этого создаются законы. Высказывается теория взаимного договора, при которой, подобно героям Боккаччо, люди согласованно распределяют силы для того, чтобы упорядочить жизнь.
Платона также интересует вопрос человеческой свободы, но он рассматривает его не с позиций субъективизма, как делал его учитель Сократ, а исходя из связи человека с государственным организмом. Демократию, как выражение свободы человеческой личности, Платон считает тем, что неизбежно приведёт к разрушению государства. «Справедливость – когда каждый в государстве занят своим делом, на которое его благословила сама природа». При таком положении не должно возникать конфликтов, ведь, находясь в строго сконструированной системе, человек всё же реализует свои способности, хотя и не имея свободы выбора, отказа или перехода из одной сферы в другую. Свобода, о которой пишет Боккаччо в «Декамероне», является мнимой: будучи свободным от нравственных парадигм, человек наоборот оказывается в плену своих страстей, лишаясь истинной свободы. Эта же мысль есть у Платона, и потому человеку не нужна свобода, но нужна иерархия.
Государство Платон сравнивает с человеческой душой и выстраивает иерархию вследствие своих представлений об идее души. Структура такова: разумная, аффективно-волевая и чувственная части. Опираясь на эту теорию, он выделяет три класса: правители, воины и ремесленники. Низшая из них – чувственная – отведена ремесленникам, желающим производить, зарабатывать и потреблять. Аффективно-волевая, или пылкая часть, состоит из воинов – защитников жителей государства от несправедливости. Они отвечают за соблюдение законов и исполнения наказаний, делая это не из чувства долга перед государством, но из тех аффектов, то есть почти биологических процессов, которые пробуждаются в них, как только в государстве совершена несправедливость. И, наконец, разум, как высшая часть, отведена правителям. А они, по мнению Платона, должны быть философами. Воспитываться исключительно на рациональных науках (математика, астрономия, логика), быть обращёнными к идеям, а не желаниям, стремиться искать истину. Такой правитель-философ лишён страстей, он руководствуется исключительно разумом.
Каждый в государстве Платона, выполняя свои функции, создаёт единый организм, в котором за преступлением всегда следует наказание и в котором преобладают не человеческие страсти, а разум.
Идею собственного государства Платон не просто прописывает, но и едет исполнять на территории Египта. У него, конечно, ничего не вышло, поскольку философские идеи оказались несопоставимы с реальностью. Об этой реальности пишет Тацит в своём двухтомном историческом труде «Анналы». Тацит, являясь древнеримским историком, без прикрас описал всю историю династии Юлиев-Клавдиев, от смерти Октавиана Августа и до последнего императора.
Рим, воссозданный Тацитом, это город упадка, разбушевавшихся страстей, овладевающих всеми – и правителями и народом. Римская республика достигла своей мощи при Юлии Цезаре, её унаследовал Октавиан Август, провозгласив себя императором, а свои бескрайние владения – от Английских островов до африканских пустынь – великой империей. После его смерти начинается период упадка, сопоставимый с тем кризисом, который описывает Боккаччо в «Декамероне». Пошатнулась вера в пантеон богов, человек поставил себя главой и руководствовался своими низменными желаниями. В этот период формируется философия эллинизма: эпикурейцы, стоики, киники, скептики. Они пишут о хаотичности жизни, о бессилии человека перед ней. Эпикур призывал брать от жизни всё, ведь жизнь одна и конечна. Мы видим схожий с «Декамероном» пафос, а события, отображённые Тацитом, словно продолжение новелл о человеческих пороках. Только этих новелл не сто, а гораздо больше.
Правители Тацита отнюдь не философы – это люди, которых Платон мог бы отнести к низшему классу государства. Это период, в который с лозунгами «хлеба и зрелищ» народ ходил в Колизей смотреть на кровожадные гладиаторские бои и звериную травлю.
Правители Рима – люди, одержимые страстями, плетущие интриги, идущие на братоубийство, предательство. Тацит описывает все их теневые стороны: «…И Тиберия он назначил своим преемником не из любви к нему или из заботы о государстве, но потому, что, заметив в нём заносчивость и жестокость, искал для себя славы от сравнения с тем, кто был много хуже». Постепенно он описывает разложение на всех уровнях, от центурионов переходя к простому народу, среди которого вспыхивают мятеж, беспорядки, совершаются преступления. Тацит проводит связь между тем, как ведут себя правители и тем, как это отражается на подчинённых. Он, подобно Платону, выстраивает целый организм, гниение в котором начинается с головы.
Главная мысль, объединяющая авторов, состоит в том, что государство неотделимо от человека, оно с ним отождествляется – со всеми его свойствами, пороками, желаниями. Государство, таким образом, не аппарат власти, не монстр, подобный левиафану в трактате Гоббса, но живой организм, жизнедеятельность которого зависит непосредственно от его граждан.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!