это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1277431
Ознакомительный фрагмент работы:
Мы живем в очень интересное время, когда ежедневно и ежечасно рождаются и расходятся по миру новые и новые явления. Сегодня, в условиях глобализации, информатизации, цифровизации всех процессов, у человечества появляется множество возможностей. В то же время, насущные потребности людей, в том числе потребность в общении, остаются неизменными.
С появлением в нашей жизни глобального интернет-пространства, изменилось сама направленность медиадеятельности, изменились способы передачи информации. Люди не стали больше общаться (скорее, гораздо меньше разговаривать и делиться чувствами и мыслями), но любая информативная единица за считанные секунды может мгновенно переместиться с одного края планеты Земля на другой. Эта стремительность, скорость передачи информации делает ее важнейшей частью нашей жизни. Мы действуем под влиянием информации, думаем под влиянием информации, поступаем и планируем под этим влиянием.
С наступлением цифровой эры в человеческой жизни обнаружились и совсем необычные явления, например, мемы и интернет-мемы. Теория, обосновывающая эти понятия, появилась немного раньше, в 1976 году, в книге «Эгоистичный ген». В тем времена умами людей завладела такая наука, как кибернетика – сплав информатики, математики, эволюционной теории и других отраслей научной мысли. Автор книги, американский профессор Ричард Докинз, эволюционный биолог, обосновал теорию о том, что вся информация, рождаемая человечеством, так называемая «культурная информация» делится произвольно на блоки, единицы, мемы. За основу нового понятия было положено греческое слово μίμημα — «подобие», которое произносится в английском языке, как «мем».
Итак, мем – это единица культурной информации (не путать с битами и байтами как техническими единицами, объемом информации).
Мемом можно назвать определенную порцию любой информации, в каком бы виде она ни передавалась: в рисунке или видео, ритуале, жесте, речевой форме и так далее. Подобно тому, как биологическая информация состоит из отдельных генов, информация, создаваемая человеком и передаваемая им другим людям, может отбираться, мутировать, эволюционировать или, наоборот, вымирать. Таким же образом возникают, живут или умирают мемы. Теория Р. Докинза имела не совсем научный характер, хотя он и предложил выделить ее в отдельную науку, меметику. Но она не была поддержана научным обществом, а вот термин «мем» прочно закрепился в нашей жизни и приобрел большую популярность. Это было связано уже с появлением в 80-х годах интернета и интернет-пространства.
Из теории мемов к применению их в обычной жизни можно взять такое их качество, как способность размножаться, копироваться – то есть копировать самих себя, с целью передать информацию в измененном или искаженном виде по воле их создателя или передатчика информации. Основатель теории, Докинз назвал мемы репликаторами, обосновав это свойство как репликаторное и приведя примеры произвольного распространения мемов в виде различных комбинаций, а также их видоизменения и разделения на группы, с целью создания новых мемов и новых комбинаций. Та информация, которую содержит мем, влияет на его «мутацию» и размножение, а также на степень воздействия на умы людей – носителей и распространителей данной информации. Также мемы подвержены «естественному отбору», самым главным конкурентным качеством в этой борьбе является возможность влияния на умы людей. Поведенческие и эмоциональные реакции лежат в основе того, как долго проживет мем и будет ли он конкурентоспособен.
Все эти положения теории мемов проверяются сегодня в интернет-пространстве, в котором все процессы происходят гораздо быстрее, чем в обычной жизни. Скорость распространения интернет-мемов делает их популярными за несколько часов, а длительность их жизни порой составляет несколько минут, а порой длится годами.
Для чего же нужны мемы в обычной жизни? Что они позволяют сделать людям? Какую информацию и какие эмоции дают возможность показать? И почему этого нельзя сделать обычными средствами – словами и предложениями? Чем интернет-мем отличается от карикатуры и шаржа? Что он значит для обычного человека в его повседневной деятельности? Давайте попробуем разобраться.
Сегодня теорией интернет-мемов заинтересовались психологи и политологи, социологи и педагоги. Суть данной заинтересованности – в способности этого явления воздействовать на умы подрастающего человека, а также влиять на коллективные решения – например, в процессе политических или иных выборов. Например, в книге Д. Рашкоффа «Медиавирус. Как поп-культура тайно воздействует на наше сознание» мемы рассматриваются как уникальное явление, феномен нашего века, как своего рода интернет-вирус, учитывая скорость их распространения по каналам информации (а теперь еще и с помощью смартфонов, планшетов и других мобильных устройств) и способность воздействовать на массовую аудиторию, прежде всего, молодежную и детскую, что приводит порой к совершенно неожиданным социальным последствиям.
Приведем весьма показательный пример. Так, в детской, подростковой и молодежной субкультуре (чаще всего среди школьников и студентов) распространено слово «троллить». Оно означает насмехаться, «подкалывать», злобно шутить. Часто эти взаимодействия между подростками происходят путем интернета, но переносятся и в реальную жизнь. Если подросток обижен своими одноклассниками или чувствует давление, он может поинтересоваться: «Вы что меня троллите, что ли?» Таким образом, мем дал название особому психологическому и социальному явлению в молодежной среде.
В этой связи интересно узнать историю появления самого мема «Тролль». В отличие от многих других, безвестных и безымянных интернет-мемов, этот обладает собственной историей. В начале 2000-х годов американский студент мексиканского происхождения пытался рисовать лица с помощью планшета. Один из этих, довольно неумело сделанных рисунков, где изображены то ли досада, то ли раздражение, был выложен в сеть и по необъяснимой причине стал невероятно популярным. Появились многочисленные вариации интернет-троллей, так называемых тролл-фейсов, родились целые истории, комиксы, составленные из серии рисунков, где всегда присутствовал один персонаж – интернет-тролль. Кстати, создатель данного мема заработал, по его словам, на этом неказистом рисунке более 100 тысяч долларов США.
Смысл его появления, как я это вижу, – насмешка, выражение злобы, критики и неодобрения окружающих, травли. Этот мем очень показателен, особенно в отношениях подростков, которые склонны все вокруг подвергать критическому анализу, скептису. Пользуясь данным интернет-мемом, подрастающее поколение выражает свое пренебрежение к какому бы то ни было явлению, сомнение в доброте и справедливости целого мира! Отсюда и популярность троллей и троллинга в подростковой среде.
Один из первых русских интернет-мемов – это медвед-превед, введенный в наш обиход одним из представителей молодежной субкультуры «падонков». На картинке изображен вставший на задние лапы зверь, выходящий из кустов или прячущийся в зарослях и комментирующий происходящее каким-либо образом или пугающий своим появлением. Первоначально «медвед-превед» был просто грубым, неотесанным и смешным персонажем, но впоследствии стал символом неожиданности и непредсказуемости происходящего, какого-то взгляда под другим углом. Конечно, не обходится здесь и без пошлости, но иногда медведь отвешивает и очень меткие комментарии.
Еще один показательный пример «вирусной атаки» интернет-мема, который в обычной жизни был не слишком удачной попыткой создания произведения искусства – это Упоротый лис. Сшитое неумелыми руками чучело лиса, в процессе обучения искусству таксидермии, буквально за несколько дней заполонило интернет. После того как автор этого «шедевра» выставила его на продажу в интернет-аукционе «E-Bay», Упоротый лис обошел всю планету, каждый раз получая сотни комментариев. В конце концов его за несколько тысяч долларов купил любитель редкостей, коллекционер одежды. Но на этом история несчастного лиса не закончилась, а началось его путешествие по разнообразным сайтам и социальным сетям. Лис символизирует собой нечто нелепое, но при этом удивительно популярное и смешное – то, что проделывал в своей жизни каждый человек, когда пытался сделать то, что ему не по силам.
Так же, как и история Упоротого лиса, интересна интернет-жизнь Ждуна – еще одного персонажа, который поразил своим появлением миллионы людей, передававших его друг другу как некое послание. В отличие от двух описанных ранее мемов, Ждун создан пользователями интернета специально, по мотивам произведения искусства. Его образ был придуман голландской художницей Маргрит ван Бреворт в виде скульптуры, наверняка, поразившей создателей интернет-мема. называлась «Гомунклус Локсодонтос» (человек ожидающий) и была изготовлена для Лейденского университета. Как мы знаем из интернет-образа, Ждун представляет собой безногое существо серого цвета с головой северного морского слона, телом гигантской личинки и руками человека, которое сидит на стуле в комнате ожидания. Этот образ стал комическим интернет-мемом, означающих для огромного количества мгновенно полюбивших его людей пассивное ожидание чего-либо: любви, отношений, работы или других событий. Очевидно, что популярность данного мема связана с типичностью ситуации в человеческом обществе. Каждый из нас хоть раз испытывал такое состояние, когда необходимо что-то делать, но не знаешь, как произвести эти действия, или просто не хочется. И вот наступает такой период, который и иллюстрирует Ждун. Интересно, что этот мем используется не только в интернете, но и «выходит в люди». Так, на одном из заседаний Украинской рады депутат народной партии внес в зал пластмассового Ждуна и поставил на трибуну, заявив, что это символ безмолвного ожидания украинского народа. В одном из заявлений зарубежных политиков, напротив, Ждуна назвали символом русского народа, такого же пассивного и бездеятельного. Вот так, благодаря интернету, рождаются не только характеристики людей, но и целых национальных общностей, политических объединений, народов и стран. И все это заключено в небольшой картинке, а также подписи к ней.
В настоящее время в интернет-пространстве: различных порталах, сайтах, социальных сетях – распространяется огромное количество мемов. На наш взгляд, все мемы можно разделить на несколько смысловых групп:
политические мемы (Барак Обама, Владимир Жириновский, Ленин-гриб и др.);
психологические мемы (Ждун, Упоротый лис и т. д.);
профессиональные (для IT-специалистов, медиков, менеджеров и т. п.);
субкультурные (молодежные, подростковые, студенческие, «рокерские», «рэперские» и другие) – например, троллфейс. Его, кстати, можно отнести и к первой группе, психологических мемов.
Здесь мы привели лишь одну возможную классификацию мемов, по их смыслу и значению в обыденной жизни людей. Существуют и другие разделения интернет-мемов на группы, согласно их происхождению, использованию, количеству слов и предложений и даже длительности существования. Например, существуют, оказывается, аудио- и видеомемы, односоставные и двусоставные мемы, мемы-комиксы, мемы-мотиваторы и, в противоположность им, демотиваторы, ситуативные и компаративные (основанные на сопоставлении конкретного человека и мема – например, «Ты и тот парень»).
Основной типологией мемов является сегодня их деление на две главные, большие группы по принципу типа создателя и целей, которые он преследует. В первой, самой массовой, группе мемов значатся те, которые создает «народ», то есть обычные люди, мы с вами, делящиеся с другими посредством мемов своими мыслями, впечатлениями, эмоциями. Эта группа мемов рождается спонтанно, в процессе общения, для создания интересного и оригинального послания, с использованием символа, чтобы подкрепить высказывание или даже без него, если мем достаточно выразителен. Такой вид мема ближе всего к народному творчеству, фольклору.
Вторая группа мемов создается целенаправленно и систематически, с целью повлиять на интересы, взгляды и убеждения людей. Авторы подобных интернет-мемов – это маркетологи и политологи, реализующие определенную программу, по определенному социальному, политическому или коммерческому заказу. Примером могут служить мемы политиков, растиражированные во время их избирательной компании, с агитационной или, наоборот, провокационной целью, а также лозунги, ставшие мемами «Крымнаш!», карикатурные мемы с высказываниями реальных действующих лиц, влияющих на благосостояние народа. Также мемы могут использоваться коммерческими организациями для раскрутки своего бренда. Например, в 2017 году, одна из западных компаний сетевого питания отсудила огромную сумму у российской компании АО «Мегафон» за незаконное использование символа «Ждун» в собственных интересах. Интересный пример, когда интернет-мем становится отдельным брендом, торговой маркой и является коммерческой собственностью создавшего его лица или приобретается для дальнейшей перепродажи.
Итак, что же такое мем в обыденной жизни? Я провел небольшое исследование, опросив своих друзей и знакомых (в основном, из студенческой среди и несколько уже работающих людей) и задав им несколько вопросов:
Что вы представляете себе при слове «мем»?
Какими мемами пользуетесь в обычной жизни?
Для чего нужны мемы, на ваш взгляд?
Назовите три самых популярных мема.
Из 30 опрошенных мной молодых людей (18 – 28 лет) большинство охарактеризовало мем как картинку, изображение, передаваемое путем интернета, чаще всего – через группы в социальных сетях. Половина моих собеседников отметила наличие надписи и авторского начала в передаваемых мемах. Также одна треть (10 человек) поделилась впечатлениями от своего использования мемов. Примерно половина респондентов пользуется для создания интернет-мемов специальными программами, имеющимися на соответствующих ресурсах в глобальной сети, а также в соответствующих группах «ВКонтакте». Программы, позволяющие создать собственный мем на основе уже имеющегося, сегодня достаточно популярны, о них знают все опрошенные.
Несколько человек из числа участников опроса сказали, что использование изображения с похожими эмоциями позволяет в некоторых случаях сбросить негатив, злость, обиду, получить поддержку друзей и знакомых. По моему наблюдению, чаще всего эмоции, которыми делятся в социальных сетях люди с помощью мемов – это эмоции со знаком минус, то есть отрицательные. Практически никогда не делятся радостью, любовью, благодарностью. теплотой дружбы. Исключение среди положительных эмоций составляет юмор.
В обычной жизни опрошенные мной представители молодого поколения пользуются чаще всего мемами «троллфейс», «ты и тот парень», Фрай из рекламы «Футурама», а также мемами футболистов (в связи с прошедшим в России чемпионатом мира по футболу) и рэперов, например, ведущего программы «Тачку на прокачку» рэперу Xzibit. Вспомнили и Ждуна, и Упоротого лиса, и Медведа «в кустах». Конечно, точных подсчетов я не проводил, да и репрезентативность участников моего опроса была невелика, а выборкой служил факт знакомства со мной (недостаток исследования – наличие в нем респондентов одного круга), но сам опрос для меня лично многое прояснил. Я понял, насколько часто применяются мемы в сегодняшней жизни людей, оценил их значение и смог дать определение, опираясь на мнение моих знакомых.
Таким образом, как я выяснил для себя, наибольшее распространение мемы получили именно в интернете. Глобальная всемирная электронная сеть позволяет быстро распространять изображения, идеи, смыслы, заложенные в мемах, делает их популярными. Мемы в обычной жизни, вопреки мнению большинства, это не только «картинки» с комическим содержанием, но и тексты, лозунги, ссылки, а также подвижные изображения («гифки»). Некоторые исследователи склонны даже относить к мемами аудио и видеоматериалы, но другие не согласны с ними, поскольку «вирусные ролики» в интернете в настоящее время выделяются в особую категорию (кстати, исследователи отмечают, что вирусное видео живет гораздо меньше, чем популярный мем). Также одной из основных черт использования мемов в интернет-пространстве является возможность прибавления своего текста, будь то подпись или комментарий (с видео и аудиоматериалами это сделать затруднительно). Таким образом, между людьми в глобальной сети возникает ниточка коммуникации, происходит взаимообмен не только информацией, но и чувствами, эмоциями, переживаниями.
Механизм этого явления достаточно прост и в то же время сложен: увидев мем в интернете и восприняв смысл, который тот несет, посмеявшись над ним или удивившись ему, пользователь сохраняет изображение для себя, чтобы воспользоваться им или посылает ссылку на мем друзьям, знакомым в группе или сообществе. Далее, если мем напоминает о себе, человек может воспользоваться им для создания собственного изображения или коллажа, или нового мема на основе копированного, внеся в него элемент собственного творчества: надпись, дополнительное изображение или дорисованный, «декоративный» элемент. (Добавим, что здесь мы не рассматриваем изготовление и распространение мемов как профессиональное занятие, преследующее иные цели, чем в обыденной жизни типичного человека).
Чаще всего побудительным мотивом к применению мема становятся события личной жизни, взволновавшие индивида, возмутившие его и потребовавшие какой-то эмоциональной реакции. В подростковой среде чаще всего это эмоции от общения со сверстниками, одноклассниками, личные переживания (неудачи в школе или взаимоотношения с родителями) и другие события личной жизни. Чем старше становится индивид, тем более широким становится спектр проблем, затронутых его мемами: спортивные события, поступки известных личностей, события политической и общественной жизни. Реже всего пользуются мемами представители старшего поколения, так как не понимают смысла данного взаимодействия (для моих родителей, например, это взаимодействие осуществляется не с помощью интернета, а больше – с помощью звонка друзьям, родственникам или разговора с сотрудниками во время обеденного перерыва).
Сегодня мемы, и особенно интернет-мемы, довольно сильно интересуют исследователей, и уже появляется достаточно много теоретических обоснований данного явления. Чаще всего мемы изучают из-за возможности с помощью этого инструмента повлиять на массовое сознание, манипулировать людьми. Но встречаются и статьи (в основном, на электронных ресурсах), которые подробно разбирают особенности употребления мемов в обычной жизни, дают им определение, с точки зрения обычного человека. Мем называют феноменом массового сознания, в котором нашли отражение и недостаток прямого, не-опосредованного общения, и стереотипы мышления молодежи и людей среднего возраста (от 30 до 40 лет). С последним утверждением можно согласиться, но в связи с популярностью мемов, мне кажется, они достойны более полного изучения как своеобразное явление современной культуры, формирующееся на наших глазах.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Задание 1. Постановка задачи на практику в соответствии с профильной...
Другое, Производственная практика (практика в ИТ-сфере)
Срок сдачи к 11 авг.
80 вопросов с вариантами ответа . Я выдам пароль и логин и покажу где...
Тест дистанционно, Основы бухгалтерского учета
Срок сдачи к 31 июля
курсовая по дисциплине «Научно-исследовательская и познавательная
Курсовая, Научно-исследовательская и познавательная деятельность»
Срок сдачи к 31 июля
Тема: «Уголовно-правовые средства борьбы с мелким взяточничеством в сфере таможенного дела»
Диплом, Таможенное дело
Срок сдачи к 15 авг.
расчетно-графическая работа рецензия судебной землеустроительной...
Контрольная, судебная землеустроительная экспертиза, право
Срок сдачи к 30 июля
Необходимо решить тест и дать развернутый ответ на 2...
Контрольная, история россии
Срок сдачи к 27 июля
Курсовая по спортивной медицине (Анкетирование клиента, программа питания, программа тренировок)
Курсовая, фитнес,физическая культура
Срок сдачи к 29 июля
Переделать отчет по практике
Контрольная, Учебно-ознакомительная практика,программирование
Срок сдачи к 30 июля
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!