это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1287367
Ознакомительный фрагмент работы:
В XVIII в. один известный философ Клод Гельвеций заявил, что «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть». В этой лаконичной и глубокой мысли автор затрагивает проблему социализации личности, которая является актуальной и в современном обществе. В настоящее время постоянно затрагиваются такие важные темы как становление человека, взаимосвязь его с обществом, а также роли воспитания в процессе социализации личности. Все вышеуказанные вопросы изучают общественные и гуманитарные науки.
В наше время среди популярных имен французских просветителей Дидро, Руссо и Вольтера имя Клода Гельвеция кажется не очень популярным и заметным. Однако, при жизни философ являлся одним из самых видных радикальных мыслителей и поэтому входит в плеяду идеологов Французской революции. Гельвеций являлся атеистом и материалистом и исходя из своих убеждений в рамках французского Просвещения предложил новую концепцию морали. Сущность морали раскрывалась на фоне постоянной и неудержимой критики существующих порядков особенно тех, которые поддерживают привилегированное положение в обществе аристократов и духовенство.
Свою новую концепцию морали Гельвеций связывал с сущностью человека и его роли в общественном развитии. В основе общественного сознания и его формирования стоят процессы воспитания и образования. Сам философ придерживался позиций сенсуализма (преобладание в познавательной деятельности человека ощущений и восприятия), поэтому основные принципы данного направления философской мысли автор переносит на концепции обучения и воспитания.
Гельвеций считал, что люди являются продуктами того общества в котором они проходили основные этапы процесса социализации с момента своего появления на свет. Он не только не придает никакого значения врожденным идеям, но и сводит к минимуму значение наследственных наклонностей в сознании человека. В структуру сознания входят эмоции и ум человека, которые полностью зависят от социальных условий. Теперь становится ясно, почему с изменением социальной среды меняются взгляды людей, а вместе сними и поступки и поведение. По мнению ученого, если изменить существующие порядки в обществе, то и сами люди через некоторое время станут совершенно другими.
Многим может показаться, что Гельвеций намекает на необходимость осуществления революции, но это не так. На самом деле он призывает к осуществлению необходимых преобразований с помощью постепенных и последовательных реформ, в основе которых будет изменение общественного законодательства.
Исключительно важнейшим аспектом Гельвеций считал личностные качества людей, которые занимаются изменением и совершенствованием законодательства. Какими личностными качествами обладают законодатели, мы можем лишь тогда, когда узнаем механизмы и методы формирования человеческого сознания. Философ замечал, что для оптимального развития любой страны необходимо в основу воспитания всех людей необходимо заложить достигнутое социальное истинное знание. Гельвеций в своей работе «О человеке» утверждал: «Наука о человеке составляет часть науки о государственном управлении. Министр должен прибавить к этому знание дел. Только тогда он может издавать хорошие законы. Пусть философы проникают все дальше и дальше в глубины человеческого сердца, пусть они отыскивают здесь все принципы его движения, и пусть министр, пользуясь их открытиями, найдет им в зависимости от времени и обстоятельств удачное применение».
Вышеуказанные люди-законодатели имеют прямое отношение к власти и политической элите, поэтому именно на них лежит основная мера ответственности за успехи в совершенствовании законодательства и состоянии всего общества. Гельвеций писал о том, что ни одна форма единоличной власти не сможет обеспечить успешного развития общества, отсюда следует, что рост социальной напряженности в любом государстве соразмерен с ростом абсолютной власти. Абсолютная власть, не имея реальных политических связей с общественностью, перестает оперативно реагировать на социальные проблемы.
Фактически Гельвеций доносил до нас очень важную мысль об ограниченности и не эффективности деспотической власти, которое уничтожает свободное общество. Деспотизм обычно характеризуется невежеством, необразованностью, страхом, произволом и другими социальными пороками, которые могут уничтожить некогда процветающее государство и народ. «Великий народ, над которым воцаряется деспотическая власть, можно сравнить с многовековым дубом. Его величественный ствол, толщина его ветвей свидетельствуют еще о том, каковы были когда-то его сила и его величие; он все еще кажется царем лесов. Но в действительности он гибнет: его ветви, лишенные жизни и наполовину истлевшие, с каждым годом все более разрушаются бурями. Таково положение наций, находящихся под игом произвола», - писал Гельвеций в своей работе «О человеке».
Развитие духовной жизни общества в виде совершенствования системы образования, воспитания на основе покровительства наукам и искусству может стать опорой в борьбе с абсолютизмом и деспотиями. «Науки и искусства - слава народа; они увеличивают его счастье… Об уме государя можно всегда судить по тому почету и уважению, которые он оказывает талантам», - писал философ в этом же своем произведении.
Общество, состоящее в результате целенаправленного воспитательного процесса из талантливых, счастливых и добрых людей, можно, в конечном счете, назвать благополучным. В труде «Об уме» описывается искусство воспитания, суть которого сводится к развитию у молодого поколения зачатков ума и добродетели. Мы можем заметить, что автор вступает в противоречие со своими исходными данными т.к. утверждает о наличии у человека «зачатков ума и нравственности». К такому выводу Гельвеция подтолкнула мысль о народном счастье.
Гельвеций справедливо рассуждал о том, что образование и воспитание являются структурными элементами единого процесса. Перед властью по отношению к обществу стоит задача в поощрении развития науки и образования и на основе общественных наук совершенствовать систему воспитания. Для того, чтобы достичь данной заветной цели, государству необходимо совершенствовать законодательство на таких принципах, которые будут способствовать распространению в обществе научных знаний (в первую очередь общественных), образования и воспитания. В конечном итоге такое общество может социализировать полноценную личность. Философ замечал: «Хорошее или дурное воспитание - почти целиком дело законов …Хорошие законы будут созданы, и препятствия, мешавшие прогрессу воспитания, будут устранены».
В своих трудах автор постоянно замечал, что у человека отсутствует что-либо врожденное в сознании, однако утверждал об эгоистичности и стремлению к выгоде и личному благу. В этом и заключается эгоизм человека. Движущей силой поступков человека философ считал интерес. Пресловутый интерес проявляется во всех социальных явлениях иначе в последних не было бы никакого смысла. «Люди верят и всегда поверят тому, во что верить будет в их интересах», - писал Гельвеций в работе «О человеке». Автор делает вывод: «Интерес способен заставить отрицать самые очевидные теоремы геометрии и верить самым абсурдным религиозным сказкам».
С другой стороны, если бы все люди стремились только к личной пользе и выгоде, то такой интерес привел к распаду существующего общества. Общество никогда не будет счастливым и благополучным, если каждый его представитель будет стремиться к личному благу, игнорируя общественные интересы. В купе с общественным благом могу быть тогда счастливы отдельные люди, если общественные интересы стоят выше, чем личные. Другими словами, Гельвеций считал общее благо главной целью развития человеческой цивилизации. Он писал в работе «Об уме»: «Если хочешь поступать честно, принимай в расчет и верь только общественному интересу, а не окружающим людям. Личный интерес часто вводит их в заблуждение».
Общественный интерес и общественная польза лежат в основе личной нравственности человека. По этому поводу Гельвеций замечал, что «Эта польза есть принцип всех человеческих добродетелей и основание всех законодательств. Она должна вдохновлять законодателя и заставлять народы подчиняться законам, и этому принципу следует жертвовать всеми своими чувствами, даже чувством гуманности».
Исходя из вышеуказанного, во всех поступках каждого человека должен проявляться принцип общественной пользы и общественного интереса. Все воспитание должно быть пронизано одной лишь и идеей – общественные интересы выше индивидуальных. В работе «Об уме» Гельвеций писал, что все социальные реформы должны начаться с реформы воспитания, которое только и может формировать человека нужного для общества: «…единственная же цель воспитания… это сделать граждан более сильными, более просвещенными и добродетельными и, наконец, более способными работать на благо того общества, в котором они живут». Немаловажной деталью автор считал подготовку новых «воспитателей», т.е. философов на троне, а уже потом перевоспитывать уже весь народ.
Построение справедливого общества возможно лишь по принципу «всеобщее благо для всех». По Гельвецию, справедливость – это стремление каждого человека принести пользу обществу. Общественные институты должны подготовить высокопроницательных личностей, которые все свои усилия должны направить на внушение каждому члену общества мысли о счастье, которое можно обрести после приобретения способности любить то, что они обязаны делать. Со временем люди поймут о полезности суждений и поступков, которые соответствуют общественному интересу. В целом, по мнению автора, нравственность каждого человека совпадает с пользой для них же, полагал Гельвеций.
Гельвеций, как идеолог эпохи Просвещения, в своих философских изысканиях выразил ряд интересных и содержательных идей. В первую очередь, это стремление человека и общества избавиться от невежества и заблуждений путем переориентации своей практической деятельности на истинное знание. Философ обращает наше внимание на ценность истины, а следовательно и науки, для общества и человека. Познание является ценностью, как для общества, так и для отдельного человека. Основные идеи философа об интересе, личном и общественном во многом опередили его время и довольно прогрессивны.
Парадигма Гельвеция о значении воспитания в процессе социализации личности, а также идеи о значении для человека и общества разумного законодательства и способов его формирования стали во многом интересны современному научному сообществу. Философ представлял, что миром правит рационалистическое начало, в основе которого разум человека. Правда следует заметить одностороннее и упрощенное представление философа о сути некоторых социальных явлений. Такие общественные процессы как человеческое счастье, воспитание намного сложнее, чем себе представлял философ. Познание и содержание сознания трактуются им достаточно упрощенно, но это ни в коей мере не умоляет вклад Гельвеция в развитие философского знания.
Гельвеций предполагал, что он раскрыл сущностные характеристики человека и общества. В действительности он затронул ряд фундаментальных вопросов, касающихся человека и общества.
В соответствии с основными философскими установками эпохи Просвещения, Гельвеций стремился увидеть основную проблему в достижении человеком реального счастья в своей обыденной жизни. Счастье заключается в овладении каждым человеком знаниями об окружающем мире с помощью наук (в том числе науками о человеке). Проблему самопознания человеком самого себя Гельвеций поставил достаточно ясно. Особое внимание философа занимает понимание человеческого интереса в процессе познания. Гельвеций стремился разработать систему общественного воспитания человека и подчеркнуть важность данного процесса.
Таким образом, поставленные им проблемы социализации личности во многом определяют процесс познания человека самого себя. Исходя из вышеизложенного, высказывание Гельвеция «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть» во многом характеризует процесс социализации личности и ее результаты.
Если обратиться к определению термина социализация, то это целенаправленный процесс становления и развития личности, в рамках которого происходит передача социального опыта от общества к человеку. Социализация дает возможность индивиду перенять наиболее важные концептуальные правила поведения, различные нормы, дающие ему возможность приспособиться к социуму. Другими словами, от особенностей протекания социализации зависит то, кем станет человек.
Социализация дает возможность человеку преодолевать конфликтные ситуации между личностным и общественным: интересы общества должны достигаться не за счет ущемления прав и свобод личности, но и личность не имеет право удовлетворять свои потребности за счет интересов общества. Через социализацию происходит тесное взаимодействие каждого отдельного человека и общества в целом (то, о чем и говорил Гельвеций).
Каждый индивид в процессе социализации включается в общественные отношения, в рамках которых усваивается социальный опыт, который необходим в применении в деятельности. Индивид получает возможность усвоения знаний, умений и навыков, необходимых ему во взаимодействии с другими людьми.
Личность, в процессе социализации, стремится не просто присвоить ценностные ориентации, знания, умения и навыки, а выработать свои. С их помощью она стремится воздействовать и на общество. Поэтому социализацию часто называют двухсторонним процессом. В него включаются не только контролируемые и целенаправленные воздействия (например, воспитание и обучение), но и спонтанные явления, влияющие на развитие личности.
В целом, социализация предстает перед нами как сложный процесс, включающий в себя различные социальные механизмы (воспитание, обучение, взросление, адаптацию и др.) благодаря которым человек воспроизводит определенную систему знаний, ценностей и норм. Так человек постепенно превращается в полноценного члена общества.
Нужно заметить, что понятие «социализация» нередко отождествляют с воспитанием и развитием (необходимые условия достижения счастья человеком по Гельвецию).
Социализация является важнейшим условием и основой социального развития личности. На ранних этапах жизни человека параллельно протекают процессы социализации и развития личности.
В рамках социализации реализуются задатки человека, а с другой стороны они становятся социально значимыми свойствами личности. Так формируется личность в процессе социализации как носитель общественных отношений. По похожей схеме растут духовные задатки человека, с одной стороны, реализуются, а с другой, превращаются в духовные и социально значимые свойства личности. Человек одновременно является объектом и субъектом социализации, действующий независимо от реакций других, реализуя свои потребности и способности. Так он реализует себя как личность.
Немаловажным аспектом является и то, что социализация вбирает в себя саморазвитие и развитие личности (что вместе характеризуют процесс самореализации) и конечно адаптацию человека в обществе. Поэтому социализация охватывает обучение, воспитание и просто взросление. В зависимости от успехов социализации зависит дальнейшая жизнь человека. Таким образом, социализация – это необходимый этап в развитии и становлении личности.
Социализация включает в себя внутренний до конца неразрешимый конфликт между интеграцией личности в общество и ее обособлением. Успешная социализация включает в себя успешную адаптацию личности обществу, а с другой стороны саморазвитие и активное взаимодействие с обществом. Этот момент раскрывается в фазовой теории социализации, предполагающей фазу социальной адаптации, включающую приспособление индивида к социально-экономическим условиям, ролевым функциям, социальным нормам, складывающимся на различных уровнях жизнедеятельности общества, к социальным группам, организациям, институтам, и фазу интериоризации – как процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека.Как ранее уже говорилось, в рамках социализации происходит взаимовлияние социальной среды и личности. Личность в этой взаимосвязи активно преобразуется, в результате чего происходит согласование обоюдных требований. Человек постепенно приспосабливается к повседневным условиям своего существования. Личность приспосабливается к существующим объективным условиям своего бытия. Но процесс социализации представляет собой одновременно и выявление индивидуализированной формы общественной сущности, то есть процесс саморазвития личности, обладающей определенной самодостаточностью. Личность - это общее, общественное, развитое как индивидуальное. Общество, как целое, где индивидуумы развились в обособленные творческие индивидуальности, становится системой разнообразных отношений между ними на базе самовыражения.
В процессе социализации происходит постоянное изменение психики и формирование личности. Однако не только социальные явления определяют развитие психики, так и формирование личности не сводится лишь к одной социализации. Развитие осуществляется средствами социализации и творческого саморазвития, т.е. самоактуализации.
Субъектно – деятельный подход дает возможность считать, что «не психическое и не бытие сами по себе, а субъект, находящийся внутри бытия и обладающий психикой, творит историю. Он считает, что своими изначально практическими действиями и поступками в ходе общения человек как субъект целенаправленно изменяет внешний мир (природу, и общество), а тем самым и себя. Личность творит себя на протяжении всей человеческой жизни. В основе этого лежит активность личности – инициативное воздействие на окружающую среду, на других людей и себя. Активность в среде, вариативность различных проявлений создает особые условия для инициативы и самостоятельности, творчества и самоутверждения, свободы социальной и творческой ориентации, оценок и предпочтений.
Именно при таких обстоятельствах у личности формируются позитивные девиации (отклонения), которые дают возможность человеку реализовать себя в социуме.
Активность как деятельная сторона субъекта определяется изнутри в сторону окружающего мира и реализуется в процессе взаимодействия с другими субъектами общества. На первое место здесь выходит приспособление к окружающей действительности. Если в окружающей обстановке не ставится никаких целей и задач и человек ощущает себя вполне комфортно, никаких предпосылок возникновения позитивных девиаций нет. Такого индивида вполне устраивает окружающая обстановка и поэтому его интересует только эффективная адаптация к окружающим обстоятельствам. Если же ситуация полностью противоположная, то индивид начинает активно проявлять в своих действиях по удовлетворению тех или иных потребностей творческое начало (в стремлении изменить окружающую действительность). Потребность в данной ситуации выступает как основа возникновения позитивной девиации. Появление стремлений и увеличение потребностей, в конечном итоге, приводят в движение воображение, которое заставляет человека проявлять активность. Человек стремится выделить мотивы, сформулировать цели и задачи, подобрать необходимый инструментарий, который поможет ему определенного результата.
Деятельность является основной характеристикой активности человека, но не каждая деятельность дает возможность раскрыть человеку свои важнейшие качества. Активность в данном случае выступает как деятельное состояние личности, благодаря которой она стремится изменить те или иные стороны окружающего мира. Жизненная максима говорит о том, что чем больше у человека возможностей изменить вокруг себя вещи, тем сильнее проявляются его творческие способности и соответственно человек реализуется в социуме. Поэтому совершенствование творческих способностей - это единственный адекватный путь самореализации (степень совершенствования зависит от уровня активности).
Самореализация личности осуществляется в единстве условий ее внутренних особенностей и возможностей. Отсюда следует, что условие – это внешние факторы по отношению к человеку, которые в меньшей степени зависят от его активности в конкретный момент и поэтому личность начинает играть определенную роль в рамках изменения реальных условий.
Необходимо обратить внимание на то, что позитивные девиации – это совокупность всех творческих и креативных действий, которые дают возможность появиться нечто новому в окружающей реальности. Видимо Гельвеций имел ввиду именно позитивные девиации, когда рассуждал о том, благодаря чему человек может достичь счастья в обществе.
Позитивные девиации дают возможность личности выйти за рамки требуемого, как это не раз было в истории, и активизировать потенциальные свойства и ресурсы личности. Человек должен иметь способности, мотивы, знания и умения, благодаря которым может быть создан совершенно новый продукт, которого ранее не было. Позитивные девиации дают возможность субъекту нестандартно мыслить и побуждают к самостоятельному поиску и переработки информации, которая может затрагивать духовную сферу личности, а затем и общества.
В целом, позитивные девиации можно рассматривать как отличительную характеристику личности и поэтому можно говорить о позитивно-девиантной личности. Как раз Гельвеций и описывал такую высокопроницательную личность, которую готовят общественные институты, а затем она уже бросает все свои усилия на внушение каждому члену общества идеи счастья и благоденствия. В целом философ считал, что личность и общества действуют во благо друг другу.
Высокопроницательная позитивно-девиантная личность не просто социализируется и самоактуализируется, она идет по пути накопления новых знаний и творческого поиска, идет активное утверждение личностью своих творческих способностей. Такая личность не просто взаимодействует с окружающей средой, она ее преобразует и результатом становится создание чего-то нового и уникального, что может принести пользу, как самой личности, так и обществу, в котором она живет.
Личность такого типа может выходить за рамки своего пространства, в котором она сама находится благодаря живому мышлению и интуиции. Реализуя свою сущность, личность стремится к постоянному самосовершенствованию своих качеств и новых видов творческой деятельности. Другими словами она воссоздает и одновременно развивает и параллельно совершенствует себя. Этот процесс является закономерностью гармоничного существования личности в социуме и культуре.
Но не каждая личность обладает вышеперечисленными особенностями. Следует заметить, что для развития позитивных девиаций необходимо наличие трех составляющих:
- изначальный природный потенциал личности (способности);
- умение увидеть свой потенциал и направит все свои усилие на его раскрытие (самоактуализация);
- возможности со стороны общества реализовать себя.
Вышеуказанные характеристики соответствуют позитивно-девиантной личности, но мы и имеем ввиду и ту ситуацию, когда таких характеристик нет, тогда мы говорим о личности со стандартным набором внутренних характеристик. Такой ситуации соответствует высказывание Гельвеция «Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть».
Позитивно-девиантная личность определяется совокупностью таких характеристик, как владение информационной культурой, гибкостью мышления, его интегрирующего характера, высокой работоспособностью, творческим подходом к деятельности, готовностью к риску в условиях нестабильности и непредсказуемости, готовностью к непрерывному саморазвитию, самовоспитанию, переосмыслению собственного «Я» на качественно новом уровне.
Гельвеций и сам во многом соответствовал вышеуказанному типу личности. Первоначально его отец, служащий при дворе врачом, стремился дать финансовое образование, для чего определил своего сына учиться в иезуитский колледж Луи-ле-Гран. Там Гельвеций получил соответствующее образование. После окончания колледжа Клод Адриан работал у собственного дяди помощником сборщика налогов. Поначалу у него появился интерес к поэзии, но затем эта увлеченность пропала.
В 1738 г. по связям отец определил молодого Гельвеция на должность генерального откупщика (сборщик налогов). Эта работа была прибыльной и Клод Адриан стал весьма состоятельным человеком. Он мог и дальше показывать вид «кропотливой» работы (как его коллеги, погрязшие в коррупции), но вскоре эта должность стала его тяготить. В скором времени Гельвеций решил бросить государственную работу и посвятить себя научному творчеству.
В скором времени Клод Адриан решил открыть салон, место встреч для просвещенных людей. После открытия, его салон приобрел большую известность в качестве места для выражения свободных идей (часто в этом салоне появлялись будущие ученые – энциклопедисты). Так наш молодой ученый познакомился с Монтескье и Вольтером, которые стали его хорошими знакомыми.
В 1758 г. на свет появился главный труд Гельвеция – это сочинение «Об уме», над которым он работал в течении двух десятков лет. Идеи, озвученные в этом труде, были во многом революционными: отрицание сотворение богом мира, как и существование самого творца и бессмертие человеческой души. За такие идеи ему пришлось дважды отречься от своих слов, а труд был приговорен к сожжению. Однако это обстоятельство не помешало оказать его идеям влияние на Великую французскую буржуазную революцию. Позже появилось его сочинение «О человеке».
Как мы видим, Гельвеций умер в 1771 г. не коррумпированным сборщиком налогов, а одним из идеологов французского Просвещения. Так, что справедливо можно заметить, что знаменитое его изречение во многом характеризует его биографию.
Источники и литература
1. Гельвеций К.А. О человеке. Раздел VII. Главы I, II, III, IV//Философия и общество. 2002. - №4 (29). – (URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-cheloveke-razdel-vii-glavy-i-ii-iii-iv).
2. Гельвеции К. Об уме // Сочинения: в 2-х т. - М.:, 1973.- (http://libelli.ru/works/gelvetiy.htm).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!