это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1294473
Ознакомительный фрагмент работы:
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc532602870 \h 31.Болонский процесс: история и основные понятия. PAGEREF _Toc532602871 \h 42.Болонский процесс: рамки и качество образования PAGEREF _Toc532602872 \h 5Выводы. PAGEREF _Toc532602873 \h 10Список литературы: PAGEREF _Toc532602874 \h 12
ВведениеЧеловечество вступило в исторически новое состояние, когда главным ресурсом развития становится сам человек, его образованность и профессиональная компетентность, нравственные и волевые качества. Это проявляется в растущей интеллектуализации основных факторов производства и переходе к экономике, основанной на информационных технологиях.
Все больше людей, чтобы завершить ранее полученное образование или сменить направление своей карьеры, возобновляют учебу в возрасте 30– 40 лет. В Европе появились первые высшие учебные заведения для лиц пенсионного возраста. Следует отметить, что доля бюджетных студентов в социальных государствах Европы очень высока: в Германии – свыше 90 %, во Франции – свыше 80 %. Напротив, в Соединенных Штатах и Великобритании таких студентов мало (не более трети), однако существует развитая система образовательного кредитования, позволяющая гражданину платить за образование после того, как оно получено, причем на весьма льготных условиях [1].
Мировая система высшего образования еще не сложилась. Глобализация противоречива, прокладывает себе дорогу через интеграцию локальных экономических и политических объединений, следовательно, и в сфере образования пока преобладают региональные интеграционные процессы.
Одним из них является Болонский процесс, названный в честь города, в котором в 1999 г. была подписана Болонская декларация (десятилетием раньше, в 1988 г., там же была подписана Великая хартия университетов – “Magna Сharta Universitatum”).
Болонский процесс: история и основные понятияГлавной целью Болонского процесса является обеспечение прозрачности национальных систем образования на основе принимаемых рекомендаций и процедур путем максимального предоставления согласованной информации при сохранении особенностей каждой из систем образования стран-участниц.
Интеграция в мировую систему высшего образования системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии ее достижений и традиций – важнейший принцип государственной политики. Государственная программа развития образования предусматривает существенное расширение экспорта российского образования, в том числе создание сетей межвузовских представительств и филиалов в странах ближнего и дальнего зарубежья, привлечение иностранных граждан на обучение в российских вузах. Решение этой задачи возможно лишь на пути повышения конкурентоспособности отечественного высшего образования на международном рынке образовательных услуг и предоставления возможности российским студентам и выпускникам образовательных учреждений массового участия в системе международного непрерывного образования.
В России, которая Болонскую декларацию подписала в сентябре 2003 г., научной и университетской общественностью наиболее активно обсуждаются цели и принципы анализируемого процесса. Например, содержание и язык Приложения к диплому. Участниками Болонского процесса решено выдавать Приложение каждому выпускнику бесплатно на одном из широко распространенных в Европе языков, соблюдать Лиссабонскую конвенцию по признанию документов о высшем образовании 1997 г. Россия ратифицировала Лиссабонскую конвенцию, однако у нас пока нет четкого различения понятий академической квалификации и профессиональной квалификации [2].
В октябре 2007 г. принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)».
17 ноября 2008 г. № 1662-р утверждена Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020г.
Двухступенчатая система высшего образования. Правильнее говорить о трехступенчатой системе, которая помимо бакалавриата и магистратуры в качестве третьей ступени включает аспирантуру (или тождественную ей в Европе докторантуру). Главным признается не количество лет обучения на той или иной ступени, а уровень компетенции. При этом каждая ступень должна готовить не только к выходу на рынок труда, но и к продолжению обучения на следующей ступени. В отличие от России, где бакалавры испытывают значительные трудности с устройством на работу, в США и Европе они востребованы рынком труда. Отечественные стандарты высшего образования магистров и дипломированных специалистов ориентированы как раз на второй уровень квалификации. Поэтому, согласно Болонской декларации, если международная экспертиза установит компетенции выпускников соответствующими второй ступени, то не будет иметь значения, получено это образование по традиционной российской программе вузовского образования (диплом специалиста) или по двум последовательным ступеням
Качество образования в Европе стало лозунгом последних 20 лет и следствием широкомасштабных реформ национальных систем образования.
В 1991 г. Комиссия Европейского сообщества опубликовала Меморандум о высшем образовании, в котором были сформулированы приоритеты развития и преобразований высшей школы европейских стран, созвучные положениям Сорбонской и Болонской деклараций. В Болонской декларации эта проблематика описывается как «содействие европейскому сотрудничеству в области оценки качества посредством разработки сопоставимых критериев и методологий» [7]
Болонский процесс: рамки и качество образования
Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования обеспечивается прежде всего путем разработки необходимых критериев. Здесь выделяются три уровня: вуз, страна, Европа в целом. Каждая страна – участник процесса оценивает программы вузов на основе системы аккредитации и сопоставимых процедур, публикует результаты оценки качества образования специалистов, участвует в международном сотрудничестве и создании сети агентств, специализирующихся на определении качества высшего образования. В последние 5 лет некоторые страны приступили к формированию систем гарантии качества под влиянием Болонского процесса. Важным и нереализованным пока в России критерием является участие студентов в оценке качества обучения в вузе, публикация результатов этой оценки. Наши студенты значительно моложе европейских, поэтому они стесняются принимать активное участие в работе комиссий по оценке качества обучения. В конце 80-х гг. прошлого века в российских вузах использовалось анкетирование преподавателей студентами, однако эксперимент породил массу этических проблем и был прекращен. В рамках Болонского процесса проблема оценки стоит шире: студенты оценивают не конкретного преподавателя, а качество образования в целом.
На европейском уровне в соответствии с требованиями Болонской декларации создаются не только согласованные стандарты и процедуры оценки качества образования, но и согласуются методы аккредитации самих агентств, занимающихся определением качества образования.
В 2005 г. на очередном совещании министров в Бергене ЕНКВА представила доклад на тему «Стандарты и руководство по обеспечению качества в европейском пространстве высшего образования». Главные рекомендации доклада: – разработать европейские стандарты по внутреннему и внешнему обеспечению качества, а также стандарты для агентств по внешнему обеспечению качества; – проводить каждые пять лет циклическую оценку европейских агентств по обеспечению качества; – сделать акцент на субсидиарности, при этом по возможности проводить оценку внутри страны; – составить Европейский реестр агентств по обеспечению качества; – создать Европейский консультативный форум по обеспечению качества высшего образования [4]
Вместе с тем на юбилейной встрече министров, ответственных за высшее образование, европейских стран – участниц Болонского процесса 11 марта 2010 года в Будапеште (Венгрия) новый Президент ENQA Аким Хопбах (Германия) еще раз озвучил основные принципы развития систем гарантии качества образования: – высшие учебные заведения несут основную ответственность за качество высшего образования; – все формы и процедуры гарантии качества должны быть ориентированы на дальнейшее совершенствование качества образования; – многообразие подходов приветствуется, если применяются единые для всех принципы оценки и гарантии качества; – все участники образовательного процесса и особенно студенты участвуют в процедурах и работе органов гарантии качества; – агентства гарантии качества являются независимыми.
Было указано, что участники Болонского процесса будут преследовать следующие цели: обеспечить качество высшего образования для всех в целях увеличения трудоустраиваимости выпускников и укрепление мобильности как способа для улучшения обучения.
Участники Болонского процесса считают, что обеспечение качества имеет важное значение для установления доверия к Европейскому пространству высшего образования и для усиления привлекательности предложений ЕПВО, включая трансграничное образование. Они готовы как поддерживать социальную ответственность за обеспечение качества, так и активно привлекать широкий круг заинтересованных сторон в этом процессе. Участники Болонского процесса признательны ENQA, ESU, EUA и EURASHE (группа E4) за доклад о ходе реализации и применении «Европейских стандартов и руководящих принципов по обеспечению качества» (ESG). Они решили пересмотреть ESG для совершенствования понимания, применимости и полезности, включая их сферу деятельности. Пересмотр будет основан на первоначальном предложении, подготовленном Е4, в сотрудничестве с Education International, BUSINESS EUROPE и Европейским реестром по обеспечению качества высшего образования (EQAR), который будет сдан Рабочей группе Болонского процесса.
Можно присоединиться к мнению Ю. Б. Рубина, что «в рамках мероприятий и встреч Болонского процесса понятие качества образования не только уточняется, но и существенно дополняется, актуализируется, трансформируется, обогащается новым содержанием» [5]
В России сложилась государственная система оценки качества образования и программа аккредитации, от чего в Европе предлагают отказаться. Судьбу высших учебных заведений Российской Федерации решает проводимый государством мониторинг со спорными критериями оценки деятельности вузов, учета их специфики. Можно поддержать предложение Л. Н. Сахьянова о проведении внутреннего мониторинга [6].
Содействие европейским воззрениям в высшем образовании (в духе концепции европеизма), по мнению специалистов, весьма далеко от актуальных проблем российской высшей школы, поскольку образование призвано давать более широкий взгляд на мир. Развивающая идеи Болонского процесса Декларация в Глазго (EAU, 2005) называется «Сильные университеты для сильной Европы». Про Россию в Декларации ничего не сказано.
Содействие мобильности студентов, преподавателей, исследователей, административного персонала вузов представляет наиболее сложную задачу для России.
Переход к унифицированной общеевропейской системе подготовки квалифицированных кадров обусловлен процессами экономической глобализации, требует совместимости образовательных программ. Российский рынок труда вполне обеспечивает традиционный специалист. Даже вступление в ВТО при сегодняшней экспортно-сырьевой ориентации российской экономики не является гарантией скорой глобализации нашего рынка труда. Было бы более целесообразным в России поддержать негосударственный сектор высшего образования.
Система кредитов и модульнофрагментарные способы усвоения учебного материала, предусмотренные болонскими соглашениями, вступают в противоречие с курсовой системой обучения. Практика реализации Болонского соглашения показывает трудности процесса образовательной глобализации.
Главным в Болонском процессе считается сочетаемость учебных программ, обеспечивающая академическую мобильность студентов и сравнимость качества подготовки специалистов. Насколько эта проблема актуальна для наших студентов? Нам представляется, что для России проблема академической мобильности пока является умозрительной. Она и в западноевропейских вузах сегодня не вполне решена. Например, в Италии вообще нет бакалавров, а в Великобритании немецкий бакалавриат считается недостаточным для поступления в английскую магистратуру.
Кроме этого, отмечаются определенные обстоятельства, которые в ходе реализации Болонского процесса могут оказать прямое отрицательное воздействие на систему российского образования. В качестве главного из них указывают на отсутствие в России существенного государственного финансирования Болонского процесса, в то время как, по опыту других стран-участниц, на финансирование этих реформ в переходный период, как правило, расходуется до 60 % бюджета национальных министерств образования и отдельных вузов. Конечно, нельзя сводить все реформы образования только к Болонскому процессу, тем более в российских традициях кампанейщины. Необходимо ориентироваться на мировые тенденции и в то же время учитывать внутренние потребности и российскую ментальность.
В контексте интересов национальной безопасности нашей страны, с учетом проблем глобализации и последних изменений международной обстановки можно предложить Министерству образования и науки Российской Федерации идею формирования альтернативной евроазиатской образовательной системы стран СНГ и Балтии, базирующейся на русском языке, что позволит вернуть ему былое величие и могущество, а России – укрепить на международной арене свои позиции связующего звена между Востоком и Западом.
Выводы.Инновация в любой сфере человеческой деятельности имеет право на практическую реализацию только в том случае, если материальные, духовные и другие затраты на достижение какого-либо эффекта соизмеримы с величиной достигнутого эффекта.
Новая концепция развития российской образовательной системы в целом и особенно высшей школы предлагает переход к таким системам и технологиям обучения, которые гарантируют новое качество образования. Действительно, если технологию обучения рассматривать как совокупность определенной последовательности дидактических методов и приемов, посредством которых достигается общественно установленная норма изучаемой дисциплины – образовательный стандарт, тогда следует признать, что классическая система обучения с ее разнообразными методологическими системами, частными методиками и приемами обучения исчерпала свои потенциальные возможности, и достичь с ее помощью нового качества образования невозможно.
В Европейских странах ведется активная работа по реализации основных положений Болонской декларации. Суть декларации заключается в формировании единого европейского образовательного пространства и общеевропейской системы образования,
В период с 2001 по настоящее время усилилось внимание стран-участниц к Болонскому процессу, возникшему первоначально как фактор противостояния европейских университетов против экспансии американской системы образования [7]. Болонский процесс стал новой и основной тенденцией в развитии высшего образования в Европе. Этот факт признается правительствами европейских государств, академическими кругами, международными и межправительственными организациями, средствами массовой информации [3,9].
На наш взгляд, проблемно-модульная технология обучения инициирует самостоятельную работу студентов, что отражается на повышении заинтересованности студентами в учебниках, учебных пособий, монографий и другой литературы из учебной библиотеки. Как следствие повышения познавательной активности студентов значительно возросла их качественная успеваемость. По сравнению с традиционной технологией обучения проблемно-модульная технология, как нам кажется будет способствовать росту качественной успеваемости; повышению прочности (сохраняемости) знаний; повышению продуктивности изучения учебной дисциплины; сокращению обязательных аудиторных занятий без потери качества, и, наконец, повышению общей эффективности образовательного процесса.
Список литературы:Гребнев Л. Россия в Болонском процессе: середина большого пути // Высшее образование в России. 2004. № 4.
Желтов В. Болонская декларация и российское образование // Педагогика. 2007. № 9. С. 111–112
Зона европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования. Болонья, 19 июня 1999 года.
Иванов С. С., Волкова И. Е. Качество по европейской шкале // Платное образование. 2005. № 11. С. 15.
Рубин Ю. Б. Европейское образование: качество, стандарты, инструменты: монография. 2-е изд. М..: Маркет ДС, 2009. С. 245.
Сахьянов Л. Н. Управление качеством образовательного процесса как педагогическая проблема // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2013. Вып. 1. С. 144–148.
Системы высшего гуманитарного образования в международном сравнении: обучение в Европейском Союзе (Германии, Франция, Великобритании, США, России, Украине: Материалы 1 международной информационной конференции. 19-20 сентября 2002 г., Барнаул / Отв. ред. Е.П. Глушанин. – Барнаул:Изд-во 000 «Полиграф-сервис», 2003.
Смолин О. Н. Образование. Политика. Закон.: Федеральное законодательство как фактор образовательной политики в современной России. М.: Культурная революция, 2010. С. 652–669.
Хронология событий Болонского процесса //http //www/spbu. ru/ News edusem hron htm
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!