это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1300875
300 руб.
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Исторически сложилось так, что интерес к китайской цивилизации в целом и, конкретно - к политической культуре Китая никогда не угасал в научных кругах, особенно в нашей стране. Политические, социальные и экономические процессы в развитии нашего восточного соседа обращали на себя пристальное внимание не только из-за уникальности его культуры, но и благодаря тому геополитическому значению, которое оно занимает в мире.
Особенно актуально исследование политической культуры Китая сейчас, когда мы наблюдаем бурное развитие экономики этой страны. Особенно мне интересен факт гармоничного сочетания традиционной политической культуры и новейших плодов мирового прогресса, исключительный опыт бережного сохранения национальной традиции при высоком развитии техники, все большей интеграции в мировую экономику и коммуникативную сеть.
Со времен эпохи просвещения цивилизация Китая была удивительным примером усвоения культурных и научных достижений Запада, что происходило без утраты собственной культурной самобытности.
Так, легизм и конфуцианство играют направляющую и системообразующую роль в политической истории и политической культуре Китая.
Поэтому стоит подробнее рассмотреть данные направления.
Конфуцианство
Основные идеи конфуцианства:
1) Человек живет не для себя, а для семьи, общества, государства, выполняет по отношению к нему определенные обязанности;
2) Необходимо достижение социальной гармонии – сам Конфуций жил в эпоху “войны царств” и искал пути преодоления этого состояния;
3) Самой лучшей является патриархально – патерналистская модель общества и государства – подданыые (простолюдины, низкие, младшие) должны подчиняться, а правители (высшие, лучшие и старшие) – проявлять о них отеческую заботу;
4) Такая модель будет работать при соблюдении каждым членом общества своего предназначения (идея “возвращения имен”): “Государь должен быть государем, подданый - подданым, отец – отцом, а сын – сыном” (т.е. быть ими не по названию, а на деле);5) Одновременно на руководящие посты в государстве должны быть выдвинуты т.н. “благородных – мужей” (цзюнь – цзы), каждый из которых точен, справедлив и человечен, почитает старших, справедлив с равными себе и покровительствует младшим (идеальный чиновник);6) Благо народа является конечной целью любой власти и управления;
7) Мудрый правитель должен хорошо знать, что любят люди (богатство и престиж), и что они ненавидят (бедность и призрение);
8) Рещающую роль в управлении обществом должны играть не формальные законы и наказания, а моральное совершенствование людей и соблюдение ритуала, главным образом связанного с музыкой (ибо ритуал – это основа культуры, социального контроля и правосознания: “Если хочешь узнать, благополучно ли обстоит дело с правлением какой – либо страны и здоровы ли ее нравы, то прислушайся к ее музыке”);9) Также желательно уменьшение различия между богатыми и бедными и отказ от войн (предлагал заменить их культурным проникновением).
Таким образом, в соответствии с этико-политической доктриной Конфуция условием всемирного порядка являются гармония и счастье людей, предполагающие гармонию человека с природой и во взаимоотношениях с людьми, которые должны основываться на морали и таких этических понятиях, как взаимность, золотая середина, человеколюбие. Однако, я считаю, что средством поддержания справедливого порядка у Конфуция является не закон, а именно соблюдение традиций, моральных норм, закрепляющих некий образ идеального поведения, основанного на соблюдении «меры» во всем, что, в свою очередь, должно побуждать человека к уступкам, компромиссам.
Так, согласно Конфуцию, строгое соблюдение требований, закрепленных в скрупулезно разработанном ритуале, обусловливает вспомогательную роль права и закона (фа): «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться (от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд, и он исправится».
Я думаю, что отражая некоторые глубинные свойства характера китайского народа, и подменяя собой религиозные верования, конфуцианство стало формировать идеи, убеждения, внешнюю манеру поведения людей ("образ мышления и стиль жизни"), а значительно позже (в империи Хань) превратилось в главный регулятор жизненных отношений и основной принцип идеологии государственности.
Успехам конфуцианства в немалой степени способствовало и то, что это учение базировалось на слегка измененных древних традициях, на привычных нормах этики и культа. Аппелируя к самым тонким и отзывчивым струнам души китайца, конфуцианцы завоевывали его доверие тем, что выступали за милый его сердцу консервативный традиционализм, за возврат к «доброму старому времени», когда и налогов было меньше, и люди жили лучше, и чиновники были справедливее, и правили мудрее.
Я считаю, что моральное учение Конфуция сегодня также стоит рассматривать как средство совершенствования человеческого поведения в обществе , наполненном стяжательством и эгоизмом. Учение проповедует человеколюбие и управление государством и народом на основе добродетели, делая акцент на уважении ритуала и нравственно-этических норм. Изучение конфуцианства способствует стыковке традиционных и современных представлений о ценностях, помогает органичному слиянию восточной и западной культур. Основанная великим мыслителем философская школа конфуцианства на протяжении веков оказывала глубочайшее влияние на различные аспекты общественной жизни древнего Китая и продолжает пользоваться огромным авторитетом у современных китайцев. Именно с идеями Конфуция китайская цивилизация жила и развивалась несколько тысячелетий. В современном обществе конфуцианство должно не только служить духовным руководством китайской нации, но и играть достойную роль в содействии миру во всем мире, повышении нравственных качеств человечества, многообразии и общем процветании мировой культуры и равенстве мировых религиозных направлений. Конфуцианство приобретает все большую популярность в мире, становится одним из важных символов культуры Востока в сокровищнице мировой истории и культуры. По мере того как на пути к новому международному порядку возникает все больше экономических вызовов, все громче звучит призыв к созданию гармоничного всемирного сообщества на основе проверенных тысячелетиями ценностей. Конфуцианское мировоззрение уже оказывает существенное влияние на функционирование глобального рынка.
Проанализировав основные идеи и направления конфуцианства, можно сделать вывод о том, что оно может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на экономический и политический уклады страны. В Древнем Китае император считался посланником неба, а императорский двор – центром всего мира: китайцы чувствовали себя «избранным народом», что оказало негативное влияние на экономическое положение страны в будущем, на технологический прогресс. Государство долгое время оставалось изолированным от внешнего мира, поэтому после проникновения в Китай иностранного капитала в середине XIX века, после опиумных войн – попытка Европы «открыть» страну – Китай потерял политическую самостоятельность в торговле и внешних отношениях.
Кроме того, концепция культа императора, усиливающая различие между правителем и подданными, не согласуется с принципами равенства, а деление общества на «руководителей» и «исполнителей» противоречит современным демократическим устоям.
ЛегизмОсновные идеи легизма:
1) Государство – мера всех вещей, самоценный и совершенный институт, ради эффективности которого могут использоваться любые средства;
2) Люди по своей природе дурны и постоянно стремятся нарушать порядок – поэтому в управлении нужно опираться не на добродетель и обычаи, а на законы (фа) и суровые наказания;
3) Законы у Шан Яна предназначены не для ограничения власти правителя и обеспечения прав подданых, а лишь для достижения покорности людей и имеют характер приказа;
4) Когда силен народ – государство слабо, когда сильно государство – слаб и покорен народ; поэтому отношения власти и народа должны строиться по принципу: “Народ трава – правитель ветер”;
5) Для усиления государства необходимо установить с помощью законов единообразие в мыслях, закрыть пути наживы (и побочных занятий), устранить корысть и распущенность – т.е. осуществить унификацию: “Государство, в котором осуществлялась унификация год, будет сильным десять лет; если унификация осуществлялась десять лет – будет сильным столетие”;
6) Для поддержания порядка в обществе и лучшего управления людьми используются следующие средства:
а) материальное стимулирование военных и земледельцев – с целью сделать престижными именно эти занятия – так, ранги знатности и чины следует присваивать только за военные заслуги;
б) уравнение имуществ (“Если есть излишки зерна, то побудите их сдать”);
в) разделение больших семей – взрослым сыновьям запрещается жить вместе с отцом;
г) использование метода наград и наказаний;
7) Большую роль в поддержании порядка имеет принцип коллективной ответственности подданых – люди в масштабах т.н. пяти- и десятидворок должны следить и доносить друг на друга
Легисты (от лат. leges – законы) настаивали на том, чтобы управление опиралось на постоянно действующие законы, которые правитель хорошо знает, а подчиненные должны беспрекословно выполнять. Суд вершили администраторы, совмещая его с административными заботами. Они проповедовали идею бесполезности и невозможности существования людей вне рамок жесточайших наказаний, исходили из обязательности превентивных мер и коллективной ответственности, обеспечивающих "хорошее управление", отказывались признавать наличие какой-либо связи между мерой наказания и тяжестью содеянного преступления. Жестоко карать, по их мнению, следовало даже за малейшее нарушение приказов государя.
Лесисты считали необходимым систематически обновлять чиновничество и назначать на должности за заслуги. Внутри чиновничества должна существовать жесткая иерархия и действовать единый порядок присвоения рангов знатности, наград и поощрения.
Однако я считаю, что в своей полемике с конфуцианцами легисты исходили из постулата о злой, порочной человеческой природе, которую не в состоянии исправить образование и культура. Чиновники также должны восприниматься потенциально бесчестными, поэтому каждого из них следует заставить контролировать других. Как только законы вводятся в действие, все должны им подчиняться. Проповедуя своеобразное "равенство" перед законом, неотвратимость наказаний за совершенные преступления, легисты стремились лишить знать, чиновничество различных княжеств наследственных привилегий во имя укрепления сильной центральной власти.
Исходя из рассуждений, я думаю, что особенность учения легистов состоит именно в том, что оно на первое место выдвигало идею сильного государства и подчиняло этой идее все общество. Те, кто так или иначе отказывался служить главной цели легистов — созданию богатого и могущественного государства, жестоко наказывались. Легизм во всем на первое место ставил интересы государства, не останавливаясь перед тем, чтобы пожертвовать ради этого интересами народа.
Легисты неизбежно исследовали причины, в результате которых государство ослабевает и гибнет. Хань Фэй-цзы считал, что существует 47 причин, способных погубить государство. Среди этих причин легисты упоминали, в частности, миролюбие. Я считаю, что легизм исходил из того, что главное средство управления государством, народом и народами — насилие. Закон, рассматриваемый легистами как важнейшее средство политического господства, был для них выражением насилия. Одновременно легисты отрицали всякую мораль, т.е. их закон был аморален. Для того чтобы государство было сильным, утверждали они, оно должно опираться на темный, невежественный народ, не знающий ничего, кроме своих повседневных, будничных дел, не знакомый с тем, как живут другие народы и какие изменения происходят в мире, т.е. отгороженный от всего нового. Я полагаю, что легизм противопоставлял государство и армию народу. Государство, согласно взглядам Шан Яна, тогда сильно, когда народ слаб, темен, угнетен. Поэтому государство в своих действиях должно идти против желаний народа. Главная цель легизма — создать такое богатое и сильное в военном отношении государство, которое сможет стать самым могущественным в Поднебесной. Легисты утверждали, что если государство следует их теории, то оно станет самым сильным в мире.
Таким образом, если конфуцианство сформулировало этноцентристские претензии на руководство миром, то легизм давал конкретную программу достижения этих целей с помощью деспотического централизованного государства, внешняя политика которого основывается на агрессии и войне.
В заключение стоит также отметить то, что слияние конфуцианства и легизма оказался не столь уж сложным делом. В первую очередь, несмотря на многие различия, легизм и конфуцианство имели немало общего: сторонники обеих доктрин мыслили рационалистически, для тех и других государь был высшей инстанцией, министры и чиновники - его основными помощниками в управлении, а народ - невежественной массой, кᴏᴛᴏᴩой следовало руководить должным образом для ее же блага. Во-вторых, синтез ϶ᴛᴏт был необходим: введенные легизмом методы и институты (централизация администрации и фиска, суд, аппарат власти и т. п.), без кᴏᴛᴏᴩых нельзя было управлять империей, в интересах той же империи следовало сочетать с уважением к традициям и патриархально-клановым связям. Это и было сделано, причем наибольший вклад в осуществление синтеза внес ханьский император У-ди, министр-реформатор кᴏᴛᴏᴩого Дун Чжун-шу сильно видоизменил характер первоначального конфуцианства и превратил его в официальную государственную идеологию.
Список литературы
Абрамова H.A. Политическая культура Китая и современность: Авторф. дис. . д-ра филос. наук. Улан-Удэ, 2013.
Алимов H.A., Ермаков М.Е., Мартынов A.C. Срединное государство: Введение в традиционную культуру Китая. М.: Изд. Дом "Муравей", 2008. 287 с.
Богословский В.А. Тибет после Мао Цзэдуна: (Социально-экономическая политика в сельских районах Тибета). М.: , 2016.102 с.
Васильев Л.С. Проблемы генезиса китайской мысли: (Формирование основ мировоззрения и менталитета). М.: Наука. Гл. Ред. Вост. Лит. 2015. 309 с.
Илюшечкин В.П. Сословно-классовое общество в истории Китая (опыт системно-структурного анализа). М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 2016.
Конфуцианство в Духовной культуре Китая: социально-политические Традиции и современность. Чита: ЧитГТУ, 2011.
Конфуций / Сост. В.В.Малявин. М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1996. 176 с.
Конфуций. Изречения. Изд-во МГУ М.-1992г.
Конфуций. Уроки мудрости. Сочинения: Пер. С древнекит. / Сост., вступ. Ст., коммент. М.А. Блюменкранца. М.: ЭКСМО-Пресс; Харьков: Фолио, 1998.658 с.
Крюков В.М. Текст и ритуал: Опыт интерпретации древнекитайской эпиграфики эпохи Инь-Чжоу. М.: Памятники исторической мысли, 2010. - 464 с.
Мень A.B. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни: В 7 т. Т. 3: У врат Молчания: Духовная жизнь Китая и Индии в середине первого тысячелетия до н.э. М.: Ex libris, 2012. 238 с.
Плешаков К. Гео-идеологическая парадигма: (Взаимодействие геополитики и идеологии на примере отношений между СССР, США и КНР в континентальной Восточной Азии)/ Рос. Науч. Фонд. Моск. Отд-ние. М., 2014. 107 с.
Портяков В.Я. Экономическая политика Китая в эпоху Дэн Сяопина. М.: Изд. Фирма "Вост.
Социально-экономические и политические проблемы Китая в новое и новейшее время. Сб. Ст. / Отв. Ред Г.Д.Сухарчук. М.: Наука. Гл. Ред. Воет лит., 2011. 367 с.
Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. 6 / Пер. С кит., коммент. И вступ. Ст. Р В Вягкина. М. Наука. Изд. Фирма "Вост. Лит.", 2012. 483 с.
Тихвинский СЛ. Путь Китая к объединению и независимости. По материалам биографии Чжоу Эньлая. М.: Изд фирма "Вост. Лит." РАН, 2016. 575 с.
Традиции в общественно-политической жизни и политической культуре КНР ! Отв. Ред. М.Л.Титаренко, Л.С.Переломов. М.: Наука. Изд. Фирма "Вост. Лит.", 2014. 327с.
Фэн Юлань. Краткая история китайской философии: Пер. С англ. Спб.: Евразия, 2014. 373 с.
Чудодеев Ю. В., Каткова З.Д. Китай Япония: любовь или ненависть?: К проблеме эволюции социально-психологических и политических стереотипов взаимовосприятия (VII в. Н.э. - 20-е годы XX в.) / ИВ РАН М.: , 2015.232 с.
Чуев Н.И. Военная мысль в древнем Китае: История формирования военных теорий. М.: Любимая кн., 2013. 218 с.
Юань Кэ. Мифы древнего Китая / Пер. С кит., послесл. Б.Л. Рифтина. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1987.-527 с.
Янгутов Л.Е. Китайский буддизм: тексты, исследования, словарь -Улан-Удэ, 2015.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!