это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1302610
Ознакомительный фрагмент работы:
Имя Эмиля Дюркгейма вошло в плеяду классиков социологической мысли потому, что он по праву считается одним из основателей этой науки. Все уровни социологических исследований, от фундаментальных до сугубо прикладных, испытали на себе влияние идей этого французского учёного.
Если Ньютон вывел физику на новый уровень, Фрейд обосновал существование бессознательного, то Дюркгейм сделал свой исторический вклад в обоснование исследования общества и существования социологии как полноценной самостоятельной науки.
Социальные процессы и явления Дюркгейм одним из первых в истории науки начал воспринимать как отдельный объект рационального научного исследования. Структурно-функциональный анализ, как исконное направление социологии, созданное Дюркгеймом, заключается в рассмотрении социальных фактов в рамках выполняемых ими задач в конкретных системах.
Но главная заслуга Дюркгейма в величине его вклада в методологический аппарат социологии: сформулированы принципы, методы и процедуры фиксации социальных явлений. В науку об обществе внесена базовая структура научного доказательства. Кроме того, французский исследователь отличался широтой охвата в своих научных интересах, и на него по сей день ссылаются в попытках сбора социологической информации о религии, семье, отклоняющемся поведении. Дюркгейм актуален в XXI веке не только потому, что он стоял у истоков социологии, но и потому, что его взгляд на общественное функционирование касается способов регулирования поведения членов общества, то есть темы, более чем важной в свете таких проблем, как алкоголизм и наркомания, преступность, семейные конфликты, суициды, безработица и многих других.
2.Специфика подхода Э. Дюркгейма к аномии.
Дюркгейм — «социологист», то есть предложенный им метод изучения общества на первый план выдвигал исследования законов социальной реальности как специфической, состоящей из социальных фактов и непохожей по своим свойствам на физическую реальность природы. Первенство социальной реальности над мировосприятием отдельного индивида выливается в непосредственное влияние на поведение людей динамичной системы социальных фактов. Поэтому социальный факт выступает, пожалуй, основной категорией социологизма, которую, как писал Дюркгейм, рассматривать надо также, как физика рассматривает материальные объекты. Как и вещи, социальные факты объективны и независимы от мнения о них самих людей. Люди находятся во власти совокупности социальных процессов и явлений, которые и составляют по сути предмет социологической науки.
Работы «Самоубийство», «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода» и ряд других считаются классическими и начинающим социологам рекомендуются к обязательному изучению. Знакомство с этими трудами формирует социологический способ мышления, когда общество изучается с позиций детерминизма, позитивизма, как состоящая из взаимосвязанных частей система.
Таким образом, продолжая методологически научную линию О. Конта, Дюркгейм углубил рационалистический подход в позитивизме, добившись ряда научных прорывов в анализе предмета и обосновании методов социологии. Однако, как теоретический наследник Конта, Дюркгейм отвергал его «субъективную» социологию, закон трёх стадий, считал, что у человечества было и есть одновременно несколько путей развития.
Социологизм Дюргейма – это также и определенное продолжение идей Г. Спенсера, то есть структурно-функциональный подход к проблемам социологии. Как и Спенсер, классик французской социологии рассматривал простейшие формы социальных явлений как способ изучения форм более развитых и неоднозначных, например, этнографический материал.
Деление Дюркгеймом социологической науки на отрасли соответствовало расположению статей в его «Социологическом ежегоднике»: социальная морфология (изучает материальные основания общества: географические аспекты, демографические аспекты и др.), социальная физиология (изучает различные социальные институты и сферы жизнедеятельности граждан) и общая социология (философский синтез морфологии и физиологии с целью выведения наиболее общих законов в теории).
Несколько позже классик социологии определил данную науку, дав ей определение как сфере знаний о генезисе и функционировании социальных институтов, чем расширил объект и конкретизировал предмет данной науки.
Сейчас, когда социология свободно преподается во всех ВУЗах и воспринимается как само собой разумеющееся научное явление, достижения того или иного основоположника адекватно воспринять и понять достаточно трудно. И всё же я не пойду против истины, если скажу, в те времена само по себе изучение общества было чем-то экзотическим, никто толком не знал, как именно браться за такой объект исследования, да нужно ли вообще изучать общество как систему социальных институтов. Соответственно, постановка вопросов у Дюркгейма была такой, которая была широко распространена в то время, то есть философской. Однако по-другому было просто невозможно, ведь для понимания всей глубины изучаемых социальных явлений требовалась изрядная доля абстрактного мышления и диалектическое начало в анализе. Вместе с тем, Дюркгейм смог преодолеть философский подход, перейдя к поиску ответов новыми способами, сугубо социологическими, которые обеспечили и статус социологии как науке. Наглядно это выражается, например, в работе «Самоубийство», где от частностей автор переходит на уровни большего обобщения и формулирует некоторые причины самоубийства не как личной трагедии, а как социального отклонения.
3. Э. Дюркгейм о нормальном и патологическом в развитии общества.
Видное место в творчестве и научных изыскания Дюркгейма занимает изучение патологических состояний общества как системы. Ключевая категория данного дискурса – аномия, то есть состояние трудного, неоднозначного и болезненного перехода от старых норм и ценностей к новым. Изучая такое ненормальное состояние, как суицид, Дюркгейм обнаружил связь этого самоубийств с принадлежностью к определенным социальным слоям и их ценностной ориентацией. До Дюркгейма такого рода исследований практически не проводилось, и он, как первопроходец, открыл своими научными поисками дверь в новую область знания, причем формализовал и саму методологию исследования.
В данной методологии большую роль играют типологии. Так, впервые в науке были выделены типы самоубийств, типы религий, типы разделения труда. Занимаясь непростой задачей типологизации важных процессов социальной жизни, патологических явлений, Дюркгейму удалось связать в своих работах эмпирическое и теоретическое, прикладное и фундаментальное.
Примером такого синтеза является подробная разработка проблематики социальной солидарности, то есть отношения общественного состояния к социальному бытию, прежде всего перед лицом аномии, всякого рода испытаний [3, с.131].
Разделение труда как фактор солидаризации стало главной темой одной из первых книг Дюркгейма. Социальную сплоченность он также исследовал с точки зрения частоты самоубийств и роли религиозных верований [2, с.119]. Выводы были сделаны крайне прогрессивные для своего времени: поддержание социального единства – базис функционирования общества, его цель и средство одновременно. Таким образом, социальные причины аномии лежат не в самой аномии, не в констатации факта какого-то отклонения, а в другой плоскости – в сфере гармонии определенных норм и ценностей, которые транслируются рядом социальных институтов.
Если же говорить о конкретной гипотезе, касающейся социальных причин аномии, доказательство которой приводится в последней прижизненной книге Эмиля Дюркгейма, то речь идёт о следующем. Разделение труда в индустриальном обществе начинает выступать в качестве замены фактору религиозных верований в сплочении общества. Автор сравнивает архаические и развитые общества, приходя к выводу о разных способах взаимодействия индивидуального и коллективного сознания. В традиционных обществах коллективное растворяет в себе индивидуальное, а в современных на первый план выходит «кристаллизация» индивидуального сознания на основе функциональной взаимозависимости и разделения труда [4, с.62]. Чем более развитым является общество, тем менее интенсивным является массовое сознание и более ярким становится индивидуальное. При этом индивидуальные сознания в своей совокупности в значительной степени аморфны, ограничены, утилитарны. Аморфное сознание рождает «сон разума», носители которого и есть то индифферентное большинство, при молчаливом согласии которого творятся многие несправедливости и общественная аномия увеличивает свои масштабы.
То есть Дюркгейм, дав социологическую трактовку разделения труда взамен царившего тогда исключительно экономического понимания, тем самым объяснил целый ряд социальных причин аномии. Кроме того, Дюркгейм подчеркивал, что существующие в обществе нормы оказывают влияние на индивидуальное поведение опосредованно, через интериоризацию, то есть переход во внутренний план личности, усвоение ею этих норм. А это значит, что сила социальных факторов, таких, например, как социальный контроль, определяется в равной степени принудительностью внешней силы и волей самого человека. При этом такие социальные институты, как церковь, семья, армия, суд, школа не просто обеспечивают функционирование общества как системы, но и выполняют функции социального контроля.
Благодаря Дюркгейму стало понятно, что социальный контроль – это не часовой с ружьём и не судья, оглашающий приговор. Это особый тип общественных отношений, который призван на уровне общественного сознания разграничивать норму и патологию, а также не допускать проявление поведения, явно или скрыто противоречащего общественным устоям.
Взять, скажем, институт религии и его ценности. Да, сегодня на фоне потрясающих достижений цивилизации он кажется морально устаревшим. Однако он даёт утешение и надежду многим убитым горем людям, держит многомиллионные нищие массы в повиновении, в состоянии относительного смирения и принятия существующего общественного порядка. То есть бунты и анархия не происходят, а спокойствие и безопасность на улицах наблюдается не только благодаря полиции, но и благодаря церкви. Религия и церковь как социальный институт выполняет и другую важную функцию – сохранение традиционных семейных ценностей, а значит и воспроизводство населения. Другими словами, социальный контроль институтами общества реализуется не только в форме наказания, но и прежде всего через профилактику нежелательных состояний, распространение смыслов и мотиваций, выгодных всему обществу.
В этом смысле интересно наблюдать за стремительным развитием многих явлений, которых ещё не было 100 лет назад, например, Интернета, блогосферы, «Youtube» и др. Они становятся новыми социальными институтами и составляют в чём-то оппозицию религии, выполняя при этом не менее значимые иные функции социального контроля: придание огласке важной информации для поддержания общественного равновесия, своевременного решения многих социальных проблем.
Вот почему проблемы нормы и патологии, социального контроля, общественных ценностей Дюркгейму была особенна близка, хотя умозрительные заключения, царившие в работах об обществе на тот исторический период пока ещё доминировали. И классику требовалось разграничить сферы влияния социологии и философии. Если последняя строится на умозрении, спекуляции, то социология – на эмпирическом знании и его причинно-следственной интерпретации.
4.Аномия как кризисное состояние общества и нарушение его ценностно-нормативной структуры.
Подчеркивая динамическую связь нравственности и процесса разделения труда, Дюркгейм постоянно обращается к аномии, - состоянию, которое разрушает или ставит под угрозу узы, связывающие людей друг с другом. Человек считается с человеком, а действие является социальным действием тогда, когда обе стороны отношений принимают некую моральную составляющую общей практики. Но когда система нравственно-правовых норм, с присущими ей видами санкций нарушается, возникают те многочисленные явления, о которых мы по сей день рассуждаем как о социальных проблемах: преступность, суициды, насилие, конфликты и т.п.
Выделив механическую и органическую солидарность общества, классик социологии уделял массу времени на формулирование законов возникновения и устранения состояния отсутствие норм – аномии.
По Дюркгейму, аномия в разных её проявлениях не покушается на устои общества тогда, когда уровень человеческой сплоченности в обществе достаточен для преодоления аномии. В результате экономических и политических кризисов, а также разделения труда, индивидуализации, сплачивавшие общество силы ослабляются и возникает раскол, усугубляются противоречия. Единство как относительно стабильное состояние социума сменяется изолированностью социальных институтов и людей, возрастает уровень преступности, в обществе диагностируется аномия.
Как во времена Дюркгейма, так и сейчас, в XXI веке, власти отличались политикой предоставления свободы передвижения и свободы предпринимательства, что неизбежно вызывает разгул потребительства, глобальную гонку за прибылями, конкуренцию, текучесть рабочей силы, размывание всего национального и традиционного во всех странах. Эта свобода привела к хроническому состоянию аномии по всему миру с сопровождающим её комплексом симптомов, которые можно обозначить как проблемы глобализации.
Тотальное неравенство спустя 100 лет после Дюркгейма в абсолютном выражении снизилось, но относительном выражении значительно увеличилось, неравноценный обмен сейчас уже ведется не между индивидами, а между нациями, государствами. Социальной солидарности угрожают транснациональные компании, навязывающие потребительский образ жизни всем жителям Земли, превращая их в однородную, не сплоченную массу покупателей.
Дюркгейм не знал, что его теория окажется на столько актуальной в следующем веке, но он и не предлагал готовых рецептов, как искоренить неравенство и устранить аномию. Аномия меняет формы, она охватывает всё больше людей, которым надо пытаться учиться координировать свои действия политически и экономически.
Таким образом, ценностный вакуум, перерастающий в социальные девиации, характерный для переходных периодов в развитии обществ, порождает в членах общества культуру явного отсутствия жизненных ориентиров. Возникает дисгармония, равнодушие, разложение, аномия. Этим процессам по мере сил и возможностей противостоят в России традиционные религиозные институты, государство и некоторые общественные организации.
И хотя, по Дюркгейму, общество не может в одночасье заставить всех граждан действовать по новым законам и правилам, сейчас задача перед РФ стоит одна - предотвратить общественную дезорганизацию, сплотиться, не «расклеиться» под натиском западных ценностей потребления. Но для этого должно пройти достаточно много времени. Кроме того, нам надо найти верные ориентиры развития, реальные духовные скрепы, создать задел на будущее, чтобы будущие поколения не росли в атмосфере ценностной анархии и нигилизма.
5. Учение Дюркгейма об аномии на рубеже 2019 года.
Вклад Э. Дюркгейма в разработку теории и методологии социологии позволяет смело причислять его классикам науки начала XX века. Специальные отрасли социологии: особенно религии и девиантного поведения до сих пор несут отпечатки теоретического влияния данного французского автора.
Дюркгейм в лучших традициях позитивизма и рационализма рассматривал общество с позиций возникновения солидарности, формирования сплоченности, достижения согласия. Для современного российского общества, где даже правящая политическая партия в своём названии имеет термин «единство», работы Дюркгейма трудно переоценить. Ну, а периодически случающиеся трагедии наподобие расстрела учащихся в Керчи, заставляю вновь и вновь обращаться к наследию великого социолога.
Немаловажную роль в достижениях французского автора играет трактовка общества как морально-нравственной реальности. Социальные отношения, не имеющие под собой морально-нравственную основу, обречены на распад, они неустойчивы. Соответственно, любые реформы, затрагивающие фундамент общества, должны иметь непосредственную связь с ценностями, которые скрепляют общность людей. Другими словами, моральная сфера жизни общества является в первую очередь практической стороной, а не каким-либо искусственным идеологическим построением.
Социологизм Дюркгейма в объяснении генезиса аномии обретает сегодня вторую жизнь не только как учение, но и как знание, находящее практическое применение. Социальные работники, психологи, социологи и политологи имеют возможность моделировать определенные изменения в обществе, находить правильный подход к их социальной профилактике. Научное наследие Дюркгейма по сей день находит свою интерпретацию применительно к проблемам современности, в первую очередь, девиантного поведения [1, с.280].
Список использованных источников
Гофман, А. Б. Дюркгейм сегодня // Социологический ежегодник. - 2013. - т. 2012. - С. 280-285.
Ерекешева, Л. Г. К анализу социологии религии Э. Дюркгейма // Социологические исследования. - 2008. - № 12. - С. 117-125.
Кавецкий, С. Т. Э. Дюркгейм о социальной солидарности и аномии // Социологические исследования. - 2013. - № 5. - С. 129-133.
Копосов, Н. Е. Дюркгейм и кризис социальных наук // Социологический журнал. - 1998. - № 1-2. - С. 55-65.
Сафонова, Т. В. Исследование практики в социологии после Эмиля Дюркгейма // Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. - т. XII. - № 1. - С. 15-31.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!