это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1303464
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение.
Россия сейчас занимает второе место в мире по относительному уровню разводов и первое место в мире по относительному количеству детей, оставшихся без попечения родителей. По уровню абортов и подростковой преступности мы тоже в тройке мировых «чемпионов». В очевидных условиях кризиса традиционных семейных ценностей очень важно понимать не только педагогические традиции, но и педагогические инновации. Одна из изначальных методологических проблем заключается в том, что новшество, нововведение, новация и инновация в современном словаре специалиста зачастую перепутаны и все эти понятия отождествляются. В этом эссе я попытаюсь разобраться в том, что же общего и что различного у этих явлений и терминов, их обозначающих.
Разбираться в этом нужно обязательно, потому что изучение инноваций как важной категории педагогики позволяет формировать у будущих специалистов не только представления об основных направлениях воспитания и образования, но также и правильное понимание роли инновационных форм и приемов осуществления педагогической деятельности в различных учреждениях. Перефразируя фразу Карла Маркса: «Экономические эпохи различаются не тем, что производится, а тем, как производится, какими средствами труда», я бы в отношении педагогики и некоторых смежных наук, например, психологии, высказался бы так: «Эпохи развития педагогики и психологии различаются не тем, какие проблемы они ему помогают решать, а тем, какими средствами и подходами это делается».
Итак, что же общего и что различного у многочисленных инновационных синонимов и почему именно средства той или иной практики выступают в этом вопросе главным критерием?
Инновации в материальной и нематериальной сферах.
Во-первых, говоря об инновациях, следует сразу оговориться, о какой сфере общественной жизни идёт речь: о материальном производстве или социальной сфере. Это важно, потому что инновационность в производстве товаров принципиально отличается от инновационности в оказании услуг, оказании помощи и т. п. Одно дело – искать новые пути экономии топлива или обработки металла и совсем другое дело – искать новые способы перевоспитания делинквентных подростков или образования детей-инвалидов. В последнем случае объект инноваций – живой человек, его связи и отношения с миром.
Пожалуй, одним из немногих лидеров, которые смогли совместить материальное и нематериальное, товарное и социальное, является основатель компании «Apple» Стив Джобс. Незадолго до своей кончины от рака, Джобс выступая перед выпускниками Cтэнфорда, сказал: «Ваше время ограничено, поэтому не тратьте его на жизнь чей-то чужой жизнью. Не попадайте в ловушку догмы, которая говорит жить мыслями других людей. Не позволяйте шуму чужих мнений перебить ваш внутренний голос. И самое важное, имейте храбрость следовать своему сердцу и интуиции…» [1] Это очень сильные слова, потому что они вдохновляют на нешаблонный подход.
Именно в этом и лежит, пожалуй, ключевое свойство, объединяющее новшество, нововведение, новацию и инновацию. Отход от решения стандартных задач стандартными средствами, и попытка взглянуть на педагогический процесс с новой точки зрения, - вносят в педагогическую работу ту или иную новизну. А чтобы отвлечься от традиции, привычки, стереотипов, педагогу нужно «следовать своему сердцу и интуиции» и «не попадать в ловушку догмы». В этом смысле первейший инноватор, уклонившийся от догматизации – это А. С. Макаренко и его педагогические поиски, во многом увенчавшиеся успехом. Но где же та тонкая грань, которая отличает новшество, нововведение, новацию и инновацию?
От простого к сложному.
Чтобы найти отличия, лучше придерживаться простого и понятного правила «от простого к сложному». Очевидно, что самое элементарное, что связывает все четыре понятия – это новизна. Соответственно, новшество как любое новое явление как раз и является исходным понятием.
Далее, по степени сложности явления, отражаемого понятием, следует нововведение – это новшество, которое касается характера выполнения деятельности, то есть любое новое правило, установленный порядок, способ, метод или алгоритм. То есть любое нововведение является новшеством, но не всякое новшество является именно нововведением.
Новация и инновация – это понятия, несколько обособленные от уже вышеперечисленных. Новация и инновация – это далеко не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое значительно повышает эффективность, продуктивность, результативность.
В создание инноваций вложены новые, ранее не использовавшиеся знания. То есть инновации зачастую основаны на предварительных научных исследованиях, а не просто решении сделать что-то по-новому.
Нормативное определение инновации, впервые данное в новейшей истории России в Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы (одобрена постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 г. N832.) гласит: «Инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности». Интересно отметить, что в этом определении, как и во всей отечественной практике инновацию рассматривают в первую очередь как конечный результат инновационной деятельности. В то же самое время в зарубежной научной литературе инновация понимается, прежде всего, как деятельность, как рациональный процесс изменений.
Новация и инновация.В далёком 1975 году инновационная проблематика уже возникла на научной повестке дня и споры о значении терминов уже велись полным ходом. Я нашёл интересную цитату польского исследователя И. Паестка, которая непосредственно касается существенных различий, касающихся инноваций: «Не имеет значения, что продукты и технологии где-то известны; для данного общества, которое их прежде не знало, они, несомненно, являются инновациями. Для анализа процессов развития более правильным является такое понимание понятия инновации, при котором инновацией является не только то, что является новинкой в мировом масштабе, но и то, что является новшеством для данного общества» [2]
Я думаю, что такой подход не совсем подходит для современного глобализирующегося мира. С этой точки зрения, появление шариковых ручек и калькуляторов в какой-нибудь отдалённой африканской школе является инновацией для местного племенного сообщества. Тогда инновация будет рассматриваться всегда как что-то относительное, а не связанное с лучшими мировыми достижениями социального и технического прогресса. С этих позиций любая новация, если она реализуется в отсталом обществе, выступает по отношению к нему как инновация. А это уже существенно осложняет процесс анализа. Не буду вдаваться в размышления о степени относительности в развитии разных обществ, но главное, как мне кажется, я показал. А именно: новация отличается от инновации тем, что инновационность является отпечатком лучших мировых образцов деятельности, тогда как новация – это та же инновация, но не в степени лучшего в мире. Инновация – результат научных изысканий в той или иной области, новация – итог политических или социальных инициатив.
Инноваторы и имитаторы
В гуманитарной сфере и особенно в педагогике очень важно различать новации и инновации от традиции и имитации. Иногда под видом нового педагоги преподносят хорошо забытое старое. Например, под видом пионерии XXI века возрождают какое-нибудь скаутское движение и т.п. Однако, как гласит философия, нельзя дважды войти в одну и ту же реку, и поэтому по-новому упакованная традиционная педагогическая технология никогда инновацией не будет. Это как решение с первоклассниками примеров на сложение и вычитание на электронной доске: вроде бы современно, а на самом деле, ничего нового.
Источником инноваций всегда выступают конкретные люди и их объединения. Поэтому важно различать инноваторов и имитаторов инновационной деятельности. Инноваторы изобретают, внедряют, улучшают, пробуют, ошибаются, проводят научные исследования. Имитаторы повторяют, воспроизводят, применяют, комбинируют, копируют, демонстрируют, презентуют, не ошибаются и не занимаются настоящими научными изысканиями в своей области. Говоря о психологических особенностях субъектов инноваций, надо отметить, что инноваторы, как правило, не довольны сложившимся положением дел, а имитаторы довольны им, но хотят добиться большего в карьере и социальном статусе.
Таким образом, в педагогике и смежных к ней областях знаний и практики новшество предстаёт как новое знание или действие, нововведение как новый алгоритм или способ, новация как системное рациональное внедрение новшеств и нововведений, а инновация как новация, которая привела к существенному, однозначному и значительному повышению качества педагогической работы, педагогической услуги, педагогических результатов.
Заключение.
Общим в новшестве, нововведении, новации и инновации выступает новизна как толчок к постоянному обновлению средств и методов педагогической практики. Различие между этими явлениями и понятиями заключается в иерархической соподчиненности, основанной на восхождении от простого к сложному, от малоэффективного к высокоэффективному, от устаревающего к абсолютно не практиковавшемуся.
Исходя из данной логики взаимоотношения указанных явлений, результатом инновационной деятельности в педагогике сегодня можно считать:
новые педагогические услуги;
педагогические технологии и методики с новыми качествами, ведущие к значительному увеличению результативности в обучении и воспитании;
новая организация труда в образовательном учреждении.
Список использованных источников.
Речь Стива Джобса перед выпускниками Cтэнфорда (видео + текст на русском языке) 06 октября 2011. Режим доступа: https://echo.msk.ru/blog/echomsk/818178-echo/ (Дата обращения: 19.12.2018)
Рajestka J. Determinanty postepu. Czynniki i wspolzaleznosci rozwoju spoieczno-gospodarczego. Warszawa, 1975. S. 179.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!