это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1304471
Ознакомительный фрагмент работы:
В данном эссе я рассмотрю актуальность практической философии
И.Канта для современного общества. В основе этики И.Канта лежит понятие
категорического императива. Свою этическую концепцию Кант подробно
изложил в трех своих произведениях. Это "Основы метафизики
нравственности" (1785 г.), "Критика практического разума" (1788) и
"Метафизика нравов" (1797 г.). В этих произведениях И. Кант доказывал
преимущество практического разума над теоретическим. Знание имеет
ценность только в том случае, если оно помогает человеку стать человечнее,
помогает воплотить в жизнь идею добра. Кроме знания, на достижение
истинного блага направлена также и вера. Кант считал, что в сознании людей
является неизменной "моральный закон", который имеет абсолютную ценность.
Кант первым высказался об автономии нравственности поведения человека.
Все докантовские этические теории были гетерономными - основывали
нравственность на внешних по отношению к ней принципов. Это были или
воля богов, или стремление человека к счастью, славы, выгоды, или приятные
результаты достижения целей, которые человек ставил перед собой. В отличие
от своих предшественников Кант основой и началом морали считал
автономную добрую волю 1 .
По Канту, императив является формулой повеления, источником
которого является разум. В категорическом императиве, согласно И.Канта,
отражается представление об объективном законе (принципе), который
является обязательным для воли. Категорический императив не имеет
отношения к эмпирическому опыту, он является общим принципом разума, и
определяет исключительно форму поступка. «Поступай лишь согласно такой
максимы, руководствуясь которой, ты мог бы желать чтобы она стала
всеобщим законом.» Несомненно, что этика И.Канта является актуальной даже.
в современном обществе, потому, что это этика безусловного нравственного
закона, однако именно формальность категорического императива усложняет
его практическую реализацию. Ведь как только мы начнем анализировать его
функциональность на практике, мы обнаружим всю сложность его реализации.
Например, ситуация, когда мой друг просит укрыть его у меня дома, спасаясь
от преступника. Так, согласно категорическому императиву И.Канта,
нравственный принцип не позволяет мне соврать преступнику на вопрос о том,
укрывается ли преследуемый им мой друг у меня дома. Таким образом, не
желая, чтобы вранье стало всеобщим нравственным законом, необходимо
сказать преступнику правду и таким образом навредить моему другу.
Кант охарактеризовал категорический императив как объективный,
рационально необходимый и безусловный принцип, которым мы всегда
должны следовать, несмотря на любые естественные желания или склонности,
которые мы можем иметь к обратному. Все конкретные моральные требования,
согласно Канту, оправданы этим принципом, а это означает, что все
аморальные действия являются иррациональными, потому что они нарушают
принцип долга. Другие философы, такие как Гоббс, Локк и Аквинский, также
утверждали, что моральные требования основаны на стандартах
рациональности. Однако эти стандарты были либо инструментальными
принципами рациональности для удовлетворения своих желаний, как у Гоббса,
либо с помощью внешних рациональных принципов, которые можно
обнаружить по разуму, как у Локка и Аквинского. Кант согласился со многими
из его предшественников в том, что анализ практической причины показывает
требование, чтобы рациональные агенты должны соответствовать
инструментальным принципам. Тем не менее он также утверждал, что
соответствие не инструментальному принципу и, следовательно, самому
нравственным требованиям, тем не менее может показаться необходимым для
рационального управления. Этот аргумент был основан на его поразительной
доктрине о том, что рациональная воля должна рассматриваться как автономная
или свободная, в смысле того, что она является автором закона, который ее
связывает. Фундаментальный принцип морали – категорический императив -
это не что иное, как закон автономной воли.Таким образом, в основе
нравственной философии Канта лежит концепция разума, чья досягаемость в
практических делах выходит далеко за рамки «раба» Юма в страсти. Более
того, именно присутствие этого самоуправляющегося разума в каждом
человеке казалось, что Кант предложил решительные основания рассматривать
каждого из них как равные и заслуживающие равного уважения.
Категорический императив И.Канта является априорным
синтетическим положением, что по мнению некоторых философов является не
более чем искусственно созданная формальная конструкция, которая не может
быть реализована в реальной жизни. Так, к примеру, на это обращает внимание
А.Шопенгауэр. Он спрашивает: кому бы вы доверили свою жизнь - тому, кто,
поступает нравственно в отношении существа, объясняя это тем, что если бы
он поступил иначе, то принцип его поведения не мог бы быть всеобщим
правилом для всех разумных существ (по Канту), или тому, кто, не мог
поступить иначе, объясняя это тем, что руководствовался естественным
чувством сострадания? Можно согласиться с Шопенгауэром, что более чистым
мотивом обладает именно тот, кто поступает нравственно из чувства
сострадания.
Сложность реализации категорического императива в современном мире,
как мне кажется, состоит еще и в том, что поскольку он определяет
исключительно форму поступка, каждый человек может ее наполнять
содержанием своего представления о должном поведении и правильной жизни.
К примеру, если для мусульманина принесение в жертву животных является
благом, то для индуса-вишнуита или джайниста это будет кармическим грехом.
Насколько похожи их представления о всеобщем нравственном законе? Каким
же образом категорический императив может примирить эти противоположные
нравственные позиции? Если существуют различные представления о том, что
могло бы является всеобщим нравственным законом, то следуя указаниям
категорического императива, так или иначе, мы постоянно будем сталкиваться
с нравственными коллизиями. Современное общество является
поликультурным, а для каждой культуры важно конкретное содержательное
наполнение нравственной нормы. А потому, весьма сомнительно, что
формальный категорический императив мог бы стать для современного
общества идеальной моделью общечеловеческой нравственности.
Список литератур:
1.Кант И. Основы метафизики нравственности. Соч.: В 6 т. М.: Мысль,
1964. Т.4., ч.1. с.384-385.
2.Шопенгауэр А Две основные проблемы этики // А. Шопенгауер.
Афоризмы и максимы: Сочинения.- М.: «ФОЛИО», 1998.—736с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!