это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1308894
Ознакомительный фрагмент работы:
В настоящее время особо острой проблемой современного общества является проблема алкоголизации населения. Алкоголизм, как одна из форм девиантного поведения, всё более приобретает массовый характер, что обусловлено рядом психологических последствий. Прежде всего, алкоголизм является особой девиацией, подразумевающей ситуативно обусловленное уподобление человека поведению других окружающих его людей [3 С.107]. При этом, не каждому человеку свойственно уподобление такого рода. Многое зависит от социальной ситуации его развития, от настроенности в усвоении позитивного опыта со стороны значимых людей, а также от уровня сформированности основных базовых ценностных приоритетов и смысл жизненных установок, позволяющих осознанно усваивать те или иные поведенческие эталоны [9 С. 127].
Проблема алкоголизации человека лишь в настоящее время приобрела статус особо острой, требующей немедленного разрешения. Если в прошлом данная проблема не воспринималась учёными, как особо острая: считалось, что каждый человек имеет определённую свободу, а потому он может пить столько, сколько ему будет нужно, и сможет самостоятельно во время остановиться. В настоящее же время, в связи с формированием особой девиации – алкогольной зависимости, учёные пришли к выводу о том, что алкоголизация является важной формой девиантного поведения, подразумевающей тесную взаимосвязь и с другими формами, такими, как преступность, наркомания, и так далее [1 С. 89].
Таким образом, социологи и психологи, изучающие данную проблему, пришли к выводу о том, что чем ранее человеку оказана психологическая помощь, направленная на нивелирование факторов, приводящих к алкоголизации, тем легче вернуть человека, страдающего алкоголизмом, к прежней жизни до возникновения данной проблемы [8 С. 206].
В связи с изучением проблемы алкоголизации личности, как формы её девиантного поведения, разные учёные (социологи, психологи, философы) высказывают своё виденье данной проблемы, которое, по их мнению, может коренным образом повлиять на оказание людям, страдающим алкоголизмом, /своевременной психологической помощи [7 С. 86].
Так, Абу-ль-Фарадж сказал: «Пьянство — мать всех пороков. Вино передает каждому, кто пьет его, четыре состояния. Сначала человек становится похожим на павлина — он пыжится, его движения плавны и величавы. Затем он приобретает характер обезьяны и начинает со всеми шутить и заигрывать. Потом он уподобляется льву и становится самонадеянным, гордым, уверенным в своей силе. Но в заключение он превращается в свинью и, подобно ей, валяется в грязи». Данное высказывание с убедительностью позволяет нам, психологам, работающим с людьми алкоголиками, сформировать типичный портрет человека, страдающего алкоголизмом. При этом очень многое, как во внешнем, так и во внутреннем облике алкоголика зависит от времени его болезни, от образа его жизни, а самое главное – от отношения человека к себе до болезни и на момент алкоголизации. Это объясняется тем, что алкоголизм, как и любая другая форма заболевания и девиантного поведения, в своей основе имеет ряд стадий, связанных с временем возникновения проблемы: начальная (от года до трех лет), средняя (от трёх до пяти) стадия затяжной алкоголизации (от пяти лет и больше) [9 С. 102].
На каждой из выше перечисленных стадий алкоголизации существуют свои психические черты и новообразования, отличающие человека от другого по характеру течения заболевания. Так, например, человек, относящийся к начальной стадии алкоголизации, достаточно отчётливо понимает, что он катится куда-то не туда, по наклонной, но до определённого момента он ещё может что-то изменить в своём состоянии самостоятельно. Он может пойти на приём к психологу или психотерапевту и попросить, тем самым у него помощи [2 С. 89].
Стадия средней алкоголизации характеризуется искажениями в плане формирования образа себя в различных жизненных ситуациях. Это объясняется тем, что алкоголизация не является по своей сути врождённой проблемой человека. Она возникает в силу влияния тех или иных причин. В связи с этим, у человека изначально имелся образ себя в различных жизненных ситуациях до момента его алкоголизации и уподоблению, девиантным формам поведения. Так, например, он может говорить о том, что раньше (то есть до алкоголизации), у него было много разных друзей, они часто ездили отдыхать, и алкоголь сам по себе не интересовал его, а сейчас он просто не может остановиться. Другой человек отмечает, что раньше у него была престижная работа, обширный круг друзей и знакомых, а в связи с возникновением алкогольной зависимости, все друзья куда-то исчезли, с работы его уволили, а на место привычного круга общения пришёл совершенно иной: с такими же выпивающими людьми [7 С.106]. Однако, на данной стадии человек, хотя и затрудняется в самостоятельном избавлении от алкогольной зависимости, но, тем не менее, он старается даже при помощи психолога прилагать свои собственные, пусть даже самые минимальные усилия для решения данной проблемы.
Стадия повышенной алкоголизации свидетельствует о том, что все социальные связи человека просто рухнули. У него рухнул весь внутренний мир, со всеми его ценностями, идеалами, жизненными установками [6 С. 81]. С таким человеком очень сложно работать, так как он ведь не считает себя алкоголиком. По его мнению, в его жизни не происходит ничего совершенно сверхординарного, влияющего на процесс его жизнедеятельности. Он считает, что это окружающие люди виноваты в том, что он пьёт. Самым же главным убеждением такого человека является вывод о том, что когда он выпивает, окружающие его люди становятся интереснее, а он сам в их глазах становится важнее, значимее.
Таким образом, как и говорил учёный в своём высказывании, происходит уподобление обезьяне, только это уподобление имеет самые ужасающие последствия.
В противовес данной трактовке алкоголизма А. Анахарсис сделал вывод о том, что: «Чтобы не стать пьяницей, достаточно иметь перед глазами пьяницу во всем его безобразии. Первая чаша принадлежит жажде, вторая — веселью, третья — наслаждению, четвертая — безумию». Представление данного учёного о негативном влиянии алкоголизма на весь ход жизнедеятельности человека воплощаются в его поведении в процессе общения с окружающими людьми. Если до момента алкоголизации человеку было свойственно самому принимать осознанные самостоятельные решения, видеть мир не через призму бутылки с водкой, то после возникновения алкогольной зависимости весь мир в буквальном смысле сужается до бутылки и стакана: всё отношение близких вдруг приобретает враждебность, а на первом месте по степени значимости становятся друзья-алкоголики [4 С.117]. При этом сам человек даже говорит об этом, наделяя своих новых друзей определённой значимостью, важностью для себя самого: «они такие же, как и я, много в этой жизни пережили, многое перевидали, а водка помогает нам забыться!» (со слов самих людей-алкоголиков).
Тем самым на основе анализа разнонаправленных поведенческих проявлений людей, страдающих алкоголизацией, как основной формой девиантного поведения, можно сделать вывод о том, что в картине их психических поведенческих проявлений формируется своеобразная негативная установка на уподобление поведению таких же, как и сам человек, пьяниц, людей, утративших привычный окружающим жизненный свой облик [2 С. 106].
Гиппократ в своих исследованиях сделал вывод о том, что «Пьянство отцов и матерей — причина слабости и болезненности детей.
«И, в сущности, учёный прав. Очень многое в возникновении алкоголизации у детей родителей алкоголиков зависит от них самих, от их образа жизни, от прививаемых детям ценностных эталонов поведения и восприятия не только себя через алкоголь, но и отношения к себе самому в различных сферах своей собственной жизнедеятельности [7 С. 203].
В связи с этим, можно сделать вывод о том, что причины возникновения алкоголизации и уподобления человека данной поведенческой девиации очень много. Их спектр включает в себя группы разнонаправленных факторов:
Наличие в стратегии внутрисемейного воспитания определённой зависимости родителей от алкогольных напитков. При этом данная поведенческая стратегия объясняется тем, что то или иное настроение или психологическое состояние родителей напрямую зависит от самой выпитой дозы: сегодня, завтра и потом. При этом если человек не выпивает свою «положенную», как он говорит, дозировку, для его дальнейшей жизни, то он испытывает состояние фрустрации, связанное с затруднениями в плане удовлетворения искажённых социальных и физических потребностей. В свою очередь, малыш видит подобное поведение родителей и в буквальном смысле испытывает его на себе самом: крики родителей, побои, полное игнорирование ребёнка и возведение бутылки в центр значимости и важности для родителя. Отсюда у подрастающего человека саморазвитие идёт по нескольким траекториям. Первый путь связан с тем, что он невольно подсознательно начинает придерживаться поведения своих родителей, так как психологически является слабым и не может противостоять возникшей ситуации. Второй путь – это чрезмерно быстрое, волнообразное движение вперёд. Такому человеку уже изначально хватило наблюдений за распадом личности своих родителей, а потому он просто стремится не стать таким же, как они сами, и пытается чем-то заниматься: учиться, работать, развиваться [8 С. 73].
Утрата смысла жизни и основных ценностных приоритетов. Данная проблема является глобальной причиной формирования алкоголизма у человека, так как те или иные стрессовые ситуации, приводящие к изменению образа жизни, взаимоотношений с окружающими людьми, приводят к переоценке себя и своего места в жизни. В подобной ситуации человек просто выпивает в первый раз для того, чтобы просто забыться и немного отдохнуть от своих проблем. Однако он постепенно настолько погружается в своё состояние внутреннего опьянённого забытья, что не видит никакого другого выхода, как продолжать уходить в запои [1 С. 206]. В данной ситуации проблема утраты смысла жизни на лицо.
Непринятие со стороны социального окружения. Данная причина алкоголизации и уподобления различным девиантным формам поведенческого реагирования зависит от уровня сформированности самооценки человека как на момент нормального (обычного) образа жизни, так и в момент алкоголизации. Очень часто бывает так, что проблема в самооценке – оценке себя и своих особенностей, возможностей, амбиций и переживаний является для человека настолько глобальной проблемой, что он невольно и очень быстро начинает погружаться в себя, в свой внутренний мир. При этом он отмечает, что в такой ситуации ему намного удобнее, чем тогда, когда ему приходилось выживать, выстраивать отношения с этими непонимающими его людьми, у которых постоянные насмешки, постоянные негативные высказывания и взгляды именно в его адрес [4 С. 105]. На самом деле, ситуация может оказаться совершенно не такой, как описывает сам человек, испытывающий серьёзные проблемы в плане формирования самооценки и оценки себя и своих возможностей. Очень часто на первый план выступает какая-то внешняя причина формирования неадекватно заниженной самооценки. Это может быть некрасивая внешность, очки с толстыми стёклами, и так далее. В такой ситуации, чтобы «смыть» своё горе с себя, человек начинает активно пить. У него резко изменяется социальное окружение, он вдруг становится озлобленным, завистливым и злопамятным. Он начинает вспоминать, как и кто и в какие периоды с ним говорил, смотрел на него, начинает додумывать, а как люди думали о нем самом. В подобной ситуации он ищет такую же компанию, как и он сам в новой для него социальной ситуации и начинает «действовать». При этом спектр такого рода «действий» очень разнообразен. Это и алкоголь плюс воровство, и алкоголь плюс негативное общение с близкими людьми, которые сейчас в сложившейся ситуации вдруг стали очень далеки от него самого [1 С. 170].
Таким образом, спектр причин, приводящих к алкоголизации, а также форм разнонаправленных поведенческих проявлений людей, страдающих данной проблемой, очень разнообразен. Многое зависит от уровня сформированности психического склада самого человека, страдающего алкогольной зависимостью. Это объясняется тем, что чем человек изначально был слабее в психическом плане, чем более ведомым и зависимым от мнения окружающих людей он был, тем труднее подобрать те механизмы психического воздействия на сильные и слабые стороны его психики, которые позволяют нивелировать проблему или хотя бы снизить её выраженность до определённого уровня, на котором сам человек уже способен совладать со своими внутренними психологическими негативными состояниями, способствующими развитию алкоголизации.
В связи с расширением проблемы алкоголизации, а также с её обострением, в настоящее время психологами проводятся профилактические мероприятия, направленные как на предупреждение развития синдрома алкогольной зависимости и уподобления человека ситуации алкоголизации, так и комплекс мероприятий, направленных на оказание всестороннего психологического содействия, направленного на нивелирование самой проблемы алкоголизации в целом [1 С. 220]. Задача эта не из лёгких, так как многое зависит от желания самого человека, избавиться от возникшего состояния. Очень часто в практике психологов возникают такие ситуации, когда человек желает стать полноценным и нормальным, по его мнению, таким, какой он был изначально, только на словах. При этом типичными особенностями его поведенческого реагирования являются следующие: демонстрирование уверенного взгляда, употребление «громких слов», таких, как: «Я больше не буду пить». На самом деле это лишь слова и взгляды, за которыми скрывается внутренний глубинный страх, связанный с возвратом к привычному образу жизни до возникновения алкоголизации.
В связи с наличием разнонаправленных особенностей психического реагирования клиентов, страдающих алкоголизацией, целесообразно применение поэтапного характера психологической работы с самим человеком. Сами этапы такой работы сводятся к следующему:
Проведение диагностического обследования. При этом диагностика первичная и диагностика контрольная (констатирующий и контрольный этап диагностического обследования). На первичном этапе мы, психологи, диагностируем и выявляем те или иные проблемы, с которыми к нам пришёл человек, помимо алкоголизации. Данный комплекс проблем является вторичным по своей сути, но в совокупности с алкоголизацией он выступает наравне с первичным – с алкогольной зависимостью и характеризует как поведение человека, так и его желание избавиться от возникшей проблемы. Контрольный этап диагностического обследования позволяет нам сделать вывод о том, какие изменения произошли после проводимой психологической работы с человеком, что удалось изменить, а что осталось неизменным. Контрольная диагностика позволяет наметить пути для дальнейшей проработки возникшей проблемы.
Консультативный этап работы. Данный этап по своей сущности является очень важным, так как позволяет самому человеку в процессе проговаривания ситуации, связанной с характеристикой своей жизни и деятельности, самостоятельно снимать (отреагировать) состояние нервно-психического напряжения, возникшего, в связи с алкоголизацией. К спектру консультативных бесед целесообразно проводить в рамках клиент-центрированного подхода, позволяющего эффективно проработать внутренние страхи, негативные установки человека в плане решения проблемы алкоголизации. Часто консультации имеют длительный характер, что необходимо иметь в виду психологу, осуществляющему профилактические мероприятия.
Коррекционный этап. Данный этап подразумевает при помощи индивидуальных и групповых занятий избавляться человеку от ситуации алкогольной зависимости. Занятия необходимо выстраивать таким образом, чтобы решение проблемы имело постепенный поэтапный характер. Так, например, если стадия алкоголизации характеризуется, как затяжная, сложная, занятия с клиентами необходимо проводить именно в системе блока: блок занятий на установление социальных доверительных отношений в группе; блок занятий на проработку ситуации, связанной с алкоголизацией; занятия, направленные на формирование основных ценностных приоритетов и смысл жизненных установок; занятия на построения образа себя в различных жизненных ситуациях.Таким образом, спектр проводимых профилактических мероприятий с людьми, страдающими алкогольной зависимостью, достаточно разнообразен. Всё зависит от стадии алкоголизации, от уровня сформированности социальных связей человека, от его желания избавиться от алкогольной зависимости. Проведение подобных мероприятий позволит в значительной степени снизить, число людей, страдающих алкоголизацией, а также уменьшить количество различных негативных факторов, приводящих к данной проблеме. В свою очередь, это позитивно скажется на постепенном возвращении человека в прежнюю привычную социальную ситуацию, наполненную положительными эмоционально окрашенными переживаниями, жизненными событиями, на которые раньше человек не обращал никакого внимания, а также создаст необходимые предпосылки для формирования своего собственного отношения к проблеме алкоголизации в целом.
Список используемой литературы.
Алкоголизм, наркомании и другие психические и поведенческие расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ. Учебное пособие / Л.М. Барденштейн и др. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. - 96 c.
Алкоголь в российской культуре : (конфликтологический аспект): монография Ловчев В. М. Издательство КНИТУ -2013 год -252с.
Базаркина, И. Н. Психология личности / И.Н. Базаркина, Л.В. Сенкевич, Д.А. Донцов. - М.: Человек, 2014. - 176 c.
Болдуин, Дж.М. Духовное развитие с социологической и этической точки зрения. Исследование по социальной психологии: личность. Том 1: моногр. / Дж.М. Болдуин. - Москва: Мир, 2015. - 708 c.
Лубоцкая-Россельс, Е.М. Алкоголь и дети / Е.М. Лубоцкая-Россельс. - Л.: Медицина; Издание 3-е, перераб. и доп., 2014. - 616 c.
Немов, Р. С. Общая психология в 3х тт. Том III: психология личности 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2015. - 284 c.
Проблемы психологии личности / ред. Е. Шорохова. - М.: Наука, 2018. - 248 c.
Савина, Екатерина "Я люблю его...". Семье и друзьям алкоголиков и наркоманов / Екатерина Савина. - М.: Вече, Лепта Книга, Грифъ, 2015. - 512 c
Савина, Екатерина Духовной жаждою томим. Выздоровление от алкоголизма и наркомании / Екатерина Савина. - М.: Лепта Книга, Грифъ, Вече, 2015. - 624 c.
Тихонов, Г. Б. Азбука алкогольного процесса. Научись определять врожденную норму и управлять потреблением алкоголя / Г.Б. Тихонов. - М.: Гениус, 2017. - 270 c
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!