это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1323637
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Я студент и мне не понаслышке знакома балльно-рейтинговая система оценки знаний учащихся. В своём эссе я постараюсь разобраться, что же это такое, какие у неё есть преимущества, недостатки, а также как к ней относятся студенты.
В 1999 г. Россия подписала Болонскую декларацию, основной принцип которой состоял в формировании единого Европейского образовательного процесса. Вузы страны, исходя из участия в Болонском процессе, пересмотрели сущность всех составляющих педагогического процесса - содержания, целей, методов, форм, системы оценивания и контроля учебных достижений студентов. Достаточно новым для российского студенчества стала рейтинговая система оценивания и контроля знаний, навыков и умений.
В ходе сравнения рейтинга и традиционной системы оценивания появляются определённые психологические и организационные нововведения, связанные с совершенно новым подходом к текущей и итоговой форме контроля успеваемости обучающихся. Несмотря на масштабность данной методики, у неё много «подводных камней».
На самом деле, в учебных заведениях разных странах, существует большое количество рейтинговых систем для оценивания результатов обучения. Они чем-то похожи, а чем-то различаются, у них есть свои плюсы и свои минусы, влияющие на качество образования. Рейтинговые системы менялись на протяжении десятилетий, но общепризнанная рейтинговая модель, так и не появилась. Наиболее признанная балльно-рейтинговая система уже внедрена в большинстве вузов нашей страны с целью создания единой системы оценивания знаний студентов, в странах, которые подписали Болонскую декларацию.
Преимущества и недостатки рейтинговой системы
Исходя из возросших требований к выпускникам профессиональных учебных заведений, связанных с явной конкуренцией на рынке труда, преподавателям необходимо разрабатывать и внедрять инновационные направления, обеспечивающие высокое качество подготовки будущего специалиста. Рейтинг применяется везде, где существует необходимость провести сравнение результатов деятельности людей. Под рейтингом подразумевается соревнование, конкурсность. Основная задача рейтинговой системы состоит в повышении мотивации студентов к освоению образовательных программ посредством более высокой дифференциации при оценивании их учебной деятельности, а также в повышении уровня организации образовательного процесса в вузе.
На мой взгляд, из положительных сторон в использовании рейтинговой системы оценивания, можно выделить следующие: в первую очередь, это стимулирование и активизация учебного труда студентов, рейтинговая система не только детализирует основные показатели качества знаний студентов, но и поддерживает своевременность выполнения заданий, качество усвоения предмета, ритмичность прохождения программ. В рамках данной системы программа всего курса делится на отдельные блоки, оценка которых проходит по предварительно заданным баллам. Рейтинговая система контроля состоит из оценки различных видов учебной деятельности, которым присваивается разная «стоимость». В начале учебного года студентов знакомят с условиями рейтинговой системы оценки знаний. Основной задачей каждого учащегося является набор баллов, чем больше, тем лучше. В ходе этого преподаватели стараются вызвать максимальный интерес студентов к определённому предмету, и ко всей дисциплине в целом, а студенты стремятся в срок сдать работу, чтобы не быть «отстающим» и набрать максимальное количество баллов. Учащийся считает свою деятельность успешной тогда, когда между его ожиданиями, усилиями, направленными на выполнение задачи и положительными результатами и оценкой его труда есть оптимальное соотношение. Практика показывает, что удовлетворение следует за успехом только, когда человек прилагает особые усилия, напряжение физической и умственной деятельности. Благодаря такому подходу, стираются явные противоречия между объёмами трудозатрат на учебную деятельность и оценкой, результатами этого труда. При большем количестве затраченных усилий, большая вероятность получения высокого результата, соответственно степень удовлетворения от успешного выполнения поставленной задачи также становится выше. Происходит изменение в уровне самооценки, человек стремиться новым победам. Это и является стимулом к творческому, продуктивному и активному процессу обучения. Другими словами возрастает активность к самостоятельным занятиям и повышается мотивация систематического обучения.
Также, на мой взгляд, огромным плюсом является то, что рейтинговая система активизирует научно-исследовательскую деятельность. Развиваются элементы самоанализа и творчества, студенты стремятся к переосмыслению тех или иных понятий с учётом личного опыта. На данном этапе важным является рассмотрение совершенно нового уровня поведения учащегося в направлении более активно-поисковой и продуктивной деятельности. Основным назначением рейтингового контроля знаний является ранжирование, исходя из успешности при усвоении изученного материала.
При условии, что студент не смог справиться со всеми текущими заданиями, в конце семестра у него есть возможность набрать баллы, пройдя тестирование по различным модулям теоретического материала. Рейтинговая система служит регулярным контролем качества усвоения умений и знаний в ходе учебного процесса, способствует выполнению необходимого в соответствии с планом объёма самостоятельной работы. С помощью многобалльной системы оценки, в определённом балльном диапазоне отражаются индивидуальные особенности учащихся, происходит объективная оценка усилий студентов, затраченных на выполнение определённых видов работ, в баллах. Система рейтинговой оценки включает в себя дополнительные поощрительные баллы за разрешение научных проблем, новизну подходов к выполнению заданий для самостоятельной работы или их оригинальность. Студенты могут повысить учебный рейтинг, участвуя во внеучебной работе (олимпиады, конференции, индивидуальные творческие задания, рефераты, научные кружки и т.д.). Таким образом, у каждого вида учебной деятельности есть своя «цена», по своей сути рейтинговая система - это количественная оценка качества обученности студента.
Посредством рейтинговой системы добивается систематическое посещение занятий, т.к. все учащиеся охвачены процессом обучения, их поведение подвержено оценке преподавателей и «коллег по парте». Среди студентов появляется возможность честной конкуренции, результатом которой является стремление к улучшению своих результатов. Экзамен перестаёт быть единственным инструментом для оценивания, также учитываются работа за весь семестр, «проскользнуть» на следующий этап обучения будет более проблематичной - преподавателю будет необходимо более объективно оценивать работу студента на контрольных занятиях, практических и семинаре.
Студент может самостоятельно управлять учебным процессом в ходе изучения конкретных дисциплин, т.к. у него появляется возможность в любое время без особых усилий получить информацию о своих успехах и набранном рейтинге. У каждого студента есть возможность самому выбрать, какие работы выполнять, а какие - нет. Также есть возможность получить дополнительные баллы за выполнение дополнительных работ. С помощью этого, значимость оценок, которые студенты получают, выполняя различные виды работ (самостоятельные, контрольные, лабораторные) дифференцируется и отражает текущую или итоговую оценку всего труда, вложенного учеником и направленного на то, чтобы освоить изучаемую дисциплину.
Рейтинговая система оценки знаний важна для преподавателя, в связи с тем, что систематическое оценивание способствует более объективному выставлению зачётных и экзаменационных оценок. Помимо этого, при существующем графике успеваемости, есть возможность сделать важные заключения о необходимости изменить учебный процесс, составить каждому студенту индивидуальную образовательную линию, позволяющую учебный процесс сделать более мобильным и гибким. С помощью подобной работы преподаватель раскрывает свои педагогические возможности и воплощает в жизнь собственные идеи совершенствования учебного процесса. Благодаря строгим временным рамкам, отведённым на выполнение задания, количество работ, которые студенты оставляют «на потом» заметно снижается. Кроме того проделанная работа оценивается определённым количеством баллов, исходя из своевременности её сдачи. Соответственно, желание сдать работу позже и получить за неё более низкий балл пропадает. И, даже, если срок вышел, появляется стремление сделать работу, ведь за неё студент получает определённые баллы. Другими словами, благодаря рейтинговой системе работа студента в течение семестра становится более ритмичной.
Как я указывал выше, у рейтинговой системы оценки знаний есть много плюсов, но наряду с ними, имеются и недостатки. Основным недостатком выступает малое количество дидактического материала, применительно к использованию такой системы для определённой дисциплины, т.е. конкретные критерии оценивания отсутствуют, и результатом является - субъективное оценивание. Следующая проблема – это разработка системы весовых коэффициентов для отдельно взятого вида учебной деятельности в рамках всей учебной дисциплины и каждого модуля по отдельности – нет чёткого определения условий применения и значения для конкретной дисциплины. При определении основных видов деятельности для учебной дисциплины возникает проблема неопределённости при выставлении верхнего допустимого значения баллов, которые необходим для того, чтобы получить наивысший результат по изучаемому предмету. Можно подытожить, на мой взгляд, основной недостаток рейтинговой системы – это её реализация и использование на практике.
Ещё одной значимой отрицательной стороной рейтинговой системы я считаю отсутствие алгоритмов выявления «псевдоцелей» студентов – основной целью выступает гонка за количеством баллов, а не углубление знаний, не активизирующая научно-исследовательскую деятельность и самостоятельную работу, а способствующая стремлению «сделать» материал в короткий срок перед семинаром или коллоквиумом, после чего забыть его. Соответственно отсутствует детальная проработка материала и его глубокий анализ.
Переход к подобной системе оценивания сложен, как для студентов, так и для преподавателей. На мой взгляд, отсутствие адаптации программы курсов к новым условиям работы является одной из причин подобного явления. Примером является выросшее число контрольных точек за семестр, при отсутствии времени в конце семестра на их исправление. Другой причиной является нежелание преподавателя оценивать студенческую работу. Помимо всего вышеуказанного, у преподавателя возникают трудности в ходе оценивания контрольных мероприятий в баллах, нагрузка на преподавателя в ходе проведения занятий увеличивается (возникает необходимость разработки новых тестовых заданий), а также появляется дополнительная работа, направленная на ликвидацию большого количества неудовлетворительных оценок (возможны дополнительные баллы в виде бонусов или дополнительные мероприятия).
Что касается отношения к бально-рейтинговой системе студентов, я основывался на собственном мнении и мнении однокурссников, нами также были выделены преимущества и недостатки данной системы.
В качестве преимуществ мы выделили: автоматизацию системы оценивания, стимуляцию выполнения учебных задач в конкретные сроки, возможность выявления откровенных разгильдяев и самых подготовленных студентов, плотный контроль учебного процесса.
В качестве недостатков мы отметили: цель - набрать баллы, а не чему-либо научиться, недостаточная подготовка преподавателей к этой системе, отсутствие возможности совмещения работы и учёбы, отсутствие возможности компенсировать потерянные баллы, нехватка свободного времени, не всегда адекватное отображение реальных знаний студентов и их потенциальных возможностей, техническая база, оценивание посещаемости, субъективность при оценивании отсутствие внимания к индивидуальным особенностям студента. Большинство ребят негативно относятся бально – рейтинговой системе.
Заключение
Я считаю, что балльно-рейтинговая система оценивания студентов была создана для повышения качества учебного процесса. Но в настоящее время не столько повышается качество, сколько происходит автоматизация учебного процесса и оценки знаний студента относительно каждого этапа обучения по конкретной дисциплине.
На мой взгляд, балльно-рейтинговой системе необходима дальнейшая доработка и совершенствование. Несмотря на наличие определённых плюсов, в данной системе не до конца учитываются индивидуальные особенности отдельно взятого студента, и не исключается субъективная оценка его деятельности преподавателем. Также, присутствует необходимость единой системы оценивания по всем дисциплинам, отсутствующая на данный момент. Для выставления баллов преподавателям нужны заранее определенные, а не собственные правила. Иначе балльно-рейтинговая система не имеет ни каких отличий, от используемой ранее - пятибалльной.
Но ключевым моментом является то, что для большинства такой способ оценивания образовательного процесса ориентирован не на знания, а на получение баллов.
Список используемой литературы
Александров, И.С. Балльно-рейтинговая система оценки качества обучения в системе зачетных единиц / И.С. Александров // Высшее образование в России, №7. – М.: Просвещение, 2015. – 56 с.
Байденко, В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы / В. И. Байденко. – М.: ИЦПК ПС, Российский новый университет, 2013. – 428 с.
Болонский процесс: середина пути / под науч. ред. В.И. Байденко. – М.: ИЦПКПС. Российский новый университет. – М.: ИЦПК ПС, Российский новый университет, 2015. – 379 с.
Михайлов, О.А. "Подводные камни" рейтинговой системы / О.А.Михайлов // Высшее образование в России. - № 8. - С. 29-34.
Организация индивидуально-ориентировочного учебного процесса в системе зачетных единиц / под общ. ред. Б. А. Сазанова. – М.: НИИВО, 2013. – 76 с.Попков, С.А. Балльно - рейтинговая оценка знаний студентов / С.А. Попков // Педагогика. - №8. - C. 51-55.
Павлов, Н.К. Контроль знаний студентов / Н.К. Павлов // Высшее образование в России. - №1. - С.116-121.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!